Козлова В. Библиотека в законе : Закон "Об образовании в Российской Федерации" глазами школьного библиотекаря / В. Козлова. // Библиотека в школе. – 2013.– № 5. – С. 17-19.
Новый закон об образовании был необходим, как поясняют разработчики проекта, чтобы им заменить лоскутное одеяло из многочисленных поправок, дополнений и изменений, в которое превратился старый закон. Он должен заменить законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.
Согласно демократическим традициям, проект закона бурно обсуждался, было получено более двадцати тысяч предложений, замечаний и поправок. Общественность заверили, что все они проанализированы - и «самые лучшие, актуальные, важные из них отражены в тексте», в чём оппоненты Минобрнауки сильно сомневались...
Дума рассмотрела в первом чтении два законопроекта: правительственный проект «Об образовании в РФ», представленный министром Дмитрием Викторовичем Ливановым, - и альтернативный проект «О народном образовании», представленный депутатом из фракции КПРФ Олегом Николаевичем Смолиным. Проект Минобрнауки прошёл. Второй был отвергнут, хотя, по мнению специалистов, он гораздо конкретнее и содержательнее. В нём нет такого обилия отсылок; он даёт прямые ответы на десятки вопросов. Он не разрешает ни закрывать, ни сливать образовательные учреждения без спроса у заинтересованных лиц. В проекте предоставлены несравнимо большие права и обучаемым, и обучающим.
Противники минобровского проекта утверждают, что новый закон «пустой» и суть проекта состоит в том, чтобы сделать предельно неконкретными государственные обязательства в сфере образования. Закон содержит около 150 отсылочных норм, то есть отдаёт все ключевые решения на усмотрение президента, правительства или Минобрнауки. Излишне много ссылается на федеральные образовательные стандарты, которые были протолкнуты с большим трудом.
Оппоненты утверждают: когда этот проект станет законом, бесплатность образования окончательно утратит очертания, поскольку нигде не сказано, бесплатность чего гарантирована.
Дело в том, что Конституция гарантирует бесплатность образования исключительно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Однако в законе понятие «учреждение» исчезло и заменено на «организацию». При этом в организациях Конституция уже ничего никому не гарантирует.
К слову сказать, и определение «образовательная организация» в законе звучит чрезвычайно расплывчато: это - «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». И этот стиль отсутствия конкретности – суть всего документа.
Большинству заинтересованных в законе оппонентов претит идеология образования как услуги. Теория услуг разрушает всё духовное содержание образовательных отношений. Справедливо возмущаются тем, что педагогов приравнивают к чистильщикам сапог или уборщикам мусора.
Вызывают недовольство также повышение платы за дошкольное образование, отмена надбавок и выплат педагогам вузов и доплаты на учебно-методическую литературу. Обещание включить их в оклады может зависнуть, поскольку ни гарантий, ни механизмов в законе нет.
Однако закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, подписан президентом В.В.Путиным 29 декабря 2012 года.
КПРФ готовит обращение в Конституционный суд по признанию нового закона «Об образовании» неконституционным на основе статьи 55 части 2 Конституции РФ. Эта статья «запрещает принимать законы, которые ухудшают социальное и материальное положение граждан». По мнению коммунистов, ряд положений базового закона приводит именно к ухудшению положения граждан.
О БИБЛИОТЕКЕ В СТАТЬЯХ ЗАКОНА
Для содержательности разговора по теме «новый закон и школьная библиотека» напомню, что все библиотеки системы образования были предыдущим законом игнорированы. В нём один- единственный раз было упомянуто в статье 50, что обучающиеся имеют право «на бесплатное библиотечно-библиографическое обслуживание». Наличие библиотек и информационных ресурсов для учебного процесса в старом законе не просматривалось никак. По пословице: «Где закон, там и обида».
В этом смысле необходимо отметить, что новый закон восстановил справедливость и закрепил необходимость наличия библиотек и их информационных ресурсов в образовании. И это безмерно радует библиотечную общественность.
В новом законе целая статья - «Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы».
В статье напрямую увязывается реализация образовательных программ в организациях с наличием хорошо сформированных библиотек, в том числе цифровых (электронных] библиотек, которые обеспечивают доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Здесь же содержится требование об укомплектованности библиотечного фонда, который должен содержать печатные и (или] электронные учебные издания (включая учебники и учебные пособия), методические и периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям].
Эти установки рождают социальный оптимизм у работников библиотек всех видов образовательных организаций.
Постановка вопроса укомплектованности вполне органично тянет за собой проблему нормы обеспеченности. И здесь вызывает неудовлетворение размытая констатация: «Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчёте на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами». Формулировка не даёт прямого ответа.
Изученные нами досконально стандарты начального и среднего образования, к сожалению, никаких конкретных норм обеспеченности не содержат, там только упоминается как фактор успеха в обучении «использование информационно-образовательной среды ОУ», а также наличие в учреждениях информационно-библиотечных центров «с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».
В стандарте старшей школы находим лишь необходимость «обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирова-ния учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся».
Отсутствие конкретности по этому вопросу наводит на мысль о возможности свести эти нормы обеспеченности к минимуму.
Не может не радовать библиотекарей существенное изменение в систему обеспечения учеб-никами, которое вносит статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.
Эта статья обязывает образовательные организации бесплатно предоставлять обучающимся в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Очевидно, что роль библиотеки как организатора заказа, получателя, хранителя и распредели-теля учебного фонда не только подтверждается, но и увеличивается.
Комплектование учебного фонда по закону должно осуществляться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Хотя положение касается только учебников по основным образовательным про-граммам, можно порадоваться этому приобретению. Эту установку, конечно, если она будет выполняться, можно рассматривать вполне социально ориентированной, поскольку до сей поры в определённой части школ учебники покупали родители.
Однако учебные предметы, курсы, дисциплины за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, а также учебный процесс для получающих платные образова-тельные услуги, обеспечиваются в порядке,установленном образовательной организацией, то есть, скорее всего, опять же за счёт родителей.
Руководством к действию в работе с учебниками в законе служит указание на обязательный выбор учебников и учебных пособий из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
Небеспочвенный оптимизм порождает упоминание в законе (в части, посвящённой структуре образовательной организации) библиотеки как структурного подразделения, обеспечивающего осуществление образовательной деятельности, наряду с учебно-методическими подразделениями, лабораториями, учебно-производственными мастерскими, выставочными залами, музеями и т.д.
В законе, как и раньше, достаточно подробно изложены компетенции образовательной ор-ганизации, к которым относится, по сути, всё содержание и организация учебного процесса. Это можно коротко охарактеризовать фразой «директор - бог, царь и герой». Однако, по сведениям библиотекарей, в Москве руководящая и направляющая длань управлений образования жёстко диктует директорам вполне конкретные их компетенции и ожидаемые результаты.
Среди компетенций образовательной организации есть функция, к которой школьный библио-текарь достаточно плотно прикладывает свою руку, а именно определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников и учебных пособий, реко-мендованных к использованию. Эта работа, как правило, записывается школьному библиотекарю в функционал, и он несёт за неё полную ответственность.
Также непосредственно касается библиотекарей и требование закона по обеспечению откры-тости информации образовательной организации. То есть каждая организация должна вести свой сайт в Интернете. А стало быть, необходимо быть готовым к требованию вести страницу библиотеки на сайте школы (или свой сайт), обеспечивать её информацией и обновлять наполнение.
Тем самым будет выполняться требование закона по обеспечению открытости и доступности сведений о материально-техническом обеспечении организации. В частности, среди информации о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий указывается и библиотека, которая должна обеспечить доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам.
Как и в предыдущем законе, среди основных прав обучающихся предусмотрено бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательной организации.
Такое же право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам имеют и педагогические работники.
На этом прямые упоминания библиотек и их информационных ресурсов закончились.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статьи о правах педагогических работников, на наш взгляд, непосредственно касаются и педа-гогов-библиотекарей, коль скоро эта должность внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характе-ристики должностей работников образования» от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).
Педагоги-библиотекари, так же как и педагогические работники, имеют по закону право на сокращённую продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессио-нальное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации.
Там, где есть права, соответственно, прописаны и обязанности.
Педагоги-библиотекари обязаны по закону соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обуча-ющихся и других участников образовательных отношений.
Закон обязывает педагогов-библиотекарей, как и положено, развивать у обучающихся по-знавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к ТРУДУ и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Немаловажным требованием является систематическое повышение своего профессио-нального уровня, в том числе и для успешного прохождения аттестации на соответствие зани-маемой должности. Проблема аттестации педагогов-библиотекарей ещё не решена, и никто этим не заморачивается, однако запрос на её решение чрезвычайно высок. Будем думать.
В предложенной статье были перечислены все установки нового закона, непосредственно касающиеся библиотек и информационных ресурсов в образовательных организациях. Естественно, хочется надеяться, что пословица про закон и дышло не коснётся школьных библиотек.