Колоскова Н. Зеленые библиотеки Москвы / Н. Колоскова. // Библиотека в школе. – 2013.– № 6.– С. 43 - 45.

О реализации проекта детских библиотек Москвы "Зеленая библиотека". Экологическое воспитание.

Публикуя материал о проекте детских библиотек Москвы «Зелёная библиотека» («Библиотека в школе», № 2/2013), мы обещали держать читателей «Эколота» в курсе того, как проходит реализация проекта. После его запуска в октябре 2012 года в методическом отделе Центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара в рамках «Экологически чистых четвергов» прошли городские семинары, где делились опытом работы детские библиотеки города, деятельности которых экологической и природоохранной направленности может быть присвоен знак качества «Зелёная библиотека».

На момент написания материала такой знак качества присвоен шести детским библиотекам. Появился среди детских московских библиотекарей и первый «Зелёный библиотекарь».

У каждой «Зелёной библиотеки» есть свои, индивидуальные особенности и приёмы работы. Вот о них мы и постараемся вам рассказать, не обсуждая формы и методы деятельности, которые распространены в большинстве библиотек, в том числе и московских. Сегодня речь пойдёт о двух московских детских «Зелёных библиотеках».

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК МЕСТО «ГНЕЗДОВАНИЯ» ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пионером в реализации проекта «Зелёная библиотека» стала детская библиотека-филиал № 55 ЦБС № 2 ВАО г. Москвы. Первым всегда труднее. Вот и на долю наших коллег из этого учреждения выпало проложить путь, по которому последовали другие участники проекта. Задача была не из лёгких: требовалось не только представить свою работу, но и учесть, что выступление (мы называем его - защита на знак качества «Зелёная библиотека») являлось своеобразным мастер-классом для всех потенциальных участников проекта. Представляла детскую библиотеку № 55 на проекте её заведующая Татьяна Алексеевна Петрова, при непосредственном участии которой в библиотеке разработана и реализуется программа «Земля - наш дом». В рамках этой программы выполняется большая часть массовой и другой работы библиотеки экологической и природоохранной направленности. Значительная часть усилий библиотекарей здесь нацелена на «экологизацию» библиотечной среды. Читателей и других посетителей встречает мудрая сова, которая расположилась на газоне недалеко от входа (когда-то сов было две, а теперь оставшаяся скучает в одиночестве). Свои большие окна-витражи библиотека использует для «общения» с местным населением: в них размещаются фотоработы читателей библиотеки, посвящённые природе и животным. А в последнее время в окнах-витражах стали размещать цитаты на экологическую тему, что также вызвало интерес у жителей окрестных домов.

Ещё одна находка библиотеки - оформление выставок экологической и природоохранной тематики: книги тут размещаются в птичьих гнёздах. Летом библиотекари вьют гнёзда из свежей травы, а зимой - из сухой. И в тех, и в других книгам вполне комфортно. Гнёзда безукоризненно выполняют ещё одну роль - привлечения читателей. Мимо такой выставки пройти невозможно.

Вести здоровьесберегающую и ресурсосберегающую просветительскую деятельность библиотекарям помогает Мойдодыр. Плакат с его изображением и текстом, призывающим экономить воду и энергоресурсы, размещён в непосредственной близости от санитарной кабины.

В библиотеке появился аквариум. Живых рыбок в нём пока нет, и находчивые библиотекари разместили там искусственные аквариумные растения, игрушечных рыбок, а заодно - и книгу об аквариумных рыбках. Ещё один яркий акцент в интерьере библиотеки: своеобразный «Осенний вернисаж» - фотографии осенней природы, ягоды и сухие листья разместились на куполе раскрытого зонтика. Весной на смену осеннему пришёл «Весенний вернисаж».

ОТ «ЗЕЛЁНЫХ УГОЛКОВ» - К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МИРОВОЗЗРЕНИЮ

В детской «Зелёной библиотеке» № 47 ЦБС № 3 СВАО для более эффективной и целенаправленной экологической и природоохранной деятельности подготовлена целевая программа «Сохраним дом, в котором живём!» От других экологических программ она отличается тем, что здесь работа по экологическому воспитанию читателей-детей тесно увязана с нравственно-этическим, эстетическим и патриотическим воспитанием. Отсюда вытекают и задачи, которые предполагается решить, реализуя программу:

-           с помощью книги привлечь внимание читателя к экологическим проблемам;

-           с помощью различных мероприятий показать, насколько обширна взаимосвязь экологии и культуры;

-           разъяснять читателям, что варварское отношение к природе ведёт к экологическим катастрофам;

-           показать, что здоровье человечества и успех борьбы за его выживание зависят от каждого из нас.

Специалисты библиотеки считают, что воспитание любви к природе и красоте окружающего мира начинается в библиотеке с оформления интерьера. Её пространство эффектно оформлено с использованием растений и цветочных композиций. Растения везде: на подставках, на стенах, на стеллажах. Здесь уютно организованы «зелёные уголки», где каждое растение имеет свою визитную карточку, в которой указаны название, условия содержания. Всего в библиотеке насчитывается более 40 видов различных растений. Всё это - самый первый шаг приобщения маленьких посетителей библиотеки к прекрасному миру живой природы. Ещё здесь пышным цветом «цветут» цветы, сделанные в технике квиллинг (искусство бумагокручения, от англ. quill - птичье перо) читателями и сотрудниками библиотеки. Выполнены цветы виртуозно: не сразу отличишь от настоящих. Ещё одна особенность оформления библиотеки - пазлы, где представлены картины природы, животные. Читатели любят собирать такие пазлы, а потом любоваться плодами своего коллективного труда и радовать ими окружающих.

Большой популярностью у читателей пользуются экологические и природоохранные выставки разного формата:

-           выставки-рекомендации («Покормите птиц зимой!», «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!», «Братья наши меньшие», «И это всё кошки»);

-           выставки-предупреждения («Путешествие капельки», «Из тысячи планет Земли прекрасней нет!», «Городские птицы»);

-           выставки-размышления («Вы шумите, шумите надо мною, берёзы!», «Зелёный лес, полон сказок и чудес!»);

-           выставки-удивления («Чудные мгновения природы», «Над цветком порхает, пляшет, веерком прозрачным машет. Мир бабочек»).

Каждый год перед летними каникулами в библиотеке проходят декады экологических знаний. Они наполнены самыми разными экологическими играми и путешествиями, поэтическими часами и литературно-музыкальными композициями, экологическими уроками и часами экологической этики. Ну и конечно, происходит знакомство с книгами писателей-натуралистов, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями, отражающими экологическую обстановку в мире.

Три года в библиотеке работает экоклуб «Мир живой природы». Созданный по просьбе учителей начальной школы, клуб с каждым годом набирает обороты. Его ряды пополняются новыми увлечёнными защитниками природы, совершенствуются формы деятельности, среди которых: встречи с журналистом-экологом, часы интересных открытий, различные экологические познавательные игры.

В библиотеке ведётся работа по созданию эффективной модели фонда книг и периодических изданий экологической и природоохранной направленности. Приобретена литература по законодательству в области охраны окружающей среды, о факторах воздействия на экосистемы и на здоровье человека, учебные пособия по общей экологии и отдельным экологическим проблемам. Оформлена подписка на периодические издания экологической тематики на 2013 год. Приобретены материалы, представленные на нетрадиционных носителях информации: видеокассеты («Глобальная экология», «Экологические системы», «Экология и жизнь» и др.), аудиокассеты («Наедине с природой», «Природа, птицы и животные», «Лесные голоса», «Птицы средней полосы России» и др.). Информационную поддержку реализации программы обеспечивает и единый фонд библиотеки, где также есть литература и другие материалы экологической тематики: разнообразные научно-популярные, учебные и художественные издания, иллюстративный материал и плакаты. Оперативная информация черпается также из периодических изданий - детских журналов и газет, где наглядно и занимательно освещаются вопросы охраны природы.

Специалисты библиотеки самостоятельно разрабатывают сценарии мероприятий по экологическому просвещению детей и насыщают свои сценарии занимательной информацией. При этом учитываются запросы современной читательской аудитории. Наибольшим интересом пользуются такие формы работы, как экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны.

Одна из отличительных черт программы состоит в том, что её содержательная часть построена на основе игровых мероприятий, увлекающих ребёнка. Тематика предлагаемых мероприятий представлена в нескольких подразделах:

-           «Экология души» (диалоги о сострадании, доброте и безвозвратно утерянном);

-           «Человек и природа» (этика взаимоотношений);

-           «Природа - вечный источник красоты»;

-           «Здоровый образ жизни».

Представляла детскую библиотеку № 47 на проекте заведующая отделом обслуживания Нина Алексеевна Елфимова. Своё выступление Нина Алексеевна завершила словами: «Я убеждена: через книгу, через чтение можно привить драгоценные чувства любви к родному краю, его природе. В наших силах и формирование экологической культуры наших читателей. Если каждый ребёнок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на Земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух. Закончить своё выступление я хочу словами Петра Маркина, члена Союза писателей России: «Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником».

Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет своё сознание, мысли, развивается и живёт по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти”. Природа выбрала нас».

Фотопрезентации, посвящённые деятельности московских детских библиотек № 55 и 47, представлены в электронном приложении - в папке «Зелёные библиотеки Москвы».

На экологической странице сайта методического отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара г. Москвы (www.gaidarovka-metod.ru) создан раздел «Детские библиотеки - участники проекта “Зелёная библиотека”», где также представлены материалы о детских библиотеках Москвы, получивших знак качества «Зелёная библиотека».

При подготовке материала использованы тексты выступлений представителей детских библиотек № 55 и № 47 г. Москвы на защите проекта «Зелёная библиотека». •