Колоскова Н. Экология в играх / Н. Колоскова. // Библиотека в школе. – 2010.– № 14. – С. 41 - 45.

Примеры игровых форм.

КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРЫ?

В экологическом воспитании и просвещении игровым формам и методам работы принадлежит особое место. Именно они придают мероприятиям яркую эмоциональную окраску, делают их живыми и творческими, помогают восприятию и усвоению познавательного материала.

Как отмечают профессионалы, в основе любого игрового занятия по экологии должны лежать определённые методические подходы.

Специалист по игровым формам работы Московского эколого-биологического центра Светлана Викторовна Филиппова отмечает следующие важные черты игр:

-           актуальность проводимого мероприятия помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата;

-           коллективность помогает сплотить детский коллектив в единую группу, единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку;

-           элемент соревновательности создаёт у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента.

Отсюда следуют и требования к игровым занятиям, в нашем случае - к игровым занятиям по экологии:

-           игровое занятие по экологии должно базироваться на знакомых детям играх, с этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры;

-           каждое игровое занятие должно содержать элемент новизны;

-           эмоциональное состояние взрослого, проводящего игру, должно соответствовать той деятель-ности, в которой он участвует, - необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;

-           игра на занятиях может выступать как средство диагностики - ребёнок в игре раскрывается во всех своих лучших и не лучших качествах;

-           нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.

В методической литературе существуют несколько вариантов проведения игровых занятий по экологии. Вот один из них, состоящий из нескольких этапов:

г- определение содержания игрового занятия и формулировка основной идеи;

-           последовательное рассмотрение вариаций реального событийного проявления данной идеи;

-           определение методов и приёмов создания эмоционального накала игры;

-           выбор названия игры - оно должно быть лёгким, простым, запоминающимся;

-           распределение функций в групповой деятельности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами детей - участников игры;

-           разработка реквизита игры.

Выбор игровых занятий зависит от того, каков ребёнок, что ему необходимо на данном этапе, какие воспитательные задачи нужно решить. Если игровое занятие коллективное, следует знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста, интересы, уровень экологической подготовки. Виды игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. По содержанию, методике и технологии проведения можно выделить несколько форм игровых занятий по экологии:

-           познавательные экологические занятия с элементами игры;

-           ролевые игры;

-           сценарии экологических мероприятий (акций);

-           праздники;

-           КВН, брейн-ринг, конкурсы, игры-путешествия, викторины, игровые конкурсные программы, кроссворды, загадки, инсценировки;

-           игры-практикумы, экологические опыты, эко- лого-психологические тренинги и др.

Способы сотрудничества, общения, отношения к природе

Подготовить и провести игровое занятие, соответствующее всем перечисленным требованиям, совсем не просто, и не всегда это детскому или школьному библиотекарю удаётся. Но многие разработки, представленные на конкурс, содержат интересные находки, с которыми мы и хотим вас познакомить.

ПУТЕШЕСТВИЕ С ЦВЕТИКОМ- ПЯТИЦВЕТИКОМ

Особой популярностью пользуются у библиотекарей и их юных читателей игры-путешествия. У этой

разновидности игры существует тоже множество вариантов: экспедиции, поездки, экскурсии, прогулки и т.д. По мнению С.Н.Николаевой, «по существу, всевозможные путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний».

В каждом конкретном случае ход игры продумывается таким образом, чтобы её участники посещали новые места, знакомились с новыми явлениями и объектами, чтобы ребята могли почувствовать себя путешественниками, туристами, экскурсантами.

Сотрудники детского отдела Тербунской межпоселенческой библиотеки (Липецкая область) явно отдают предпочтение всякого рода путешествиям. Особенно с ребятами младшего школьного возраста. Об этом свидетельствуют их материалы, представленные на конкурс. Один из них - «Зеркало планеты» (составитель И.А.Плеханова, методист по работе с детьми). С помощью волшебного цветика-пятицветика дети путешествуют по Зелёной планете: какого цвета лепесток ребята оторвут у цветка - в такую страну и попадут. Например, жёлтый лепесток приводит их в гости к Царице-Осени, хозяйке удивительно красивой Жёлтой страны, богатой и овощами, и фруктами, и грибами. Вот какие замечательные загадки загадали ребятам её обитатели:

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель.)

Я красная девица, З

елёная косица.

Собой горжусь, .

Для всего гожусь:

И для сока, и для щей,

Для салатов и борщей,

В пироги и в винегрет,

И зайчишкам на обед.

(Морковь.)

Ещё прозвучали задорные частушки про грибы:

Малые поганочки

Пляшут на поляночке.

Не жалеют каблуков.

Веселят всех грибников.

По грибы ходила Алла,

Гриб красивый выбирала.

Собрала как на подбор,

Что ни гриб - то мухомор.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРИБНОЙ ЛЕС

Для юных грибников или для тех, кто собирается ими стать, наши коллеги из детского отдела Тербунской межпоселенческой библиотеки_подготови- ли занимательную брошюру «Грибное ассорти» (для читателей дошкольного и младшего школьного возраста). Многие библиотеки стремятся познакомить своих маленьких читателей с удивительным царством грибов, стараются научить ребят различать съедобные и несъедобные грибы, правильно их собирать. Разрабатывают и проводят с этой целью самые разные мероприятия. Предлагаемый нашими тербунскими коллегами материал содержит интересную и полезную информацию о грибах и поможет подготовить и провести мероприятие, наполненное интересными игровыми формами. Обращение к читателям брошюры вполне может стать основой для беседы, из которой дети узнают много интересного из жизни обитателей грибного царства.

«Дорогой друг! Пройдёт дождь, пригреет солнце... и в лесу, прячась в лесной подстилке, вырастут грибы. Для роста им не нужен свет. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство природы. И царство далеко не бедное. Грибов почти 100 000 видов! В России растёт 300 видов съедобных грибов.

В отличие от растений, у грибов отсутствует зелёный пигмент, и они не могут сами производить пищу. Грибы получают питательные вещества из останков мёртвых растений и животных, находящихся в почве.

Грибы очень разнообразны. Они состоят из шляпки, ножки и иногда "воротничка", оставшегося от оболочки гриба.

Некоторые грибы растут в самых неожиданных местах: на деревьях, пнях, сосновых шишках и даже на других грибах.

Грибы делятся на съедобные и ядовитые.

Может быть, ты даже любишь и умеешь собирать грибы. Но знаешь ли ты, что при этом кладёшь в корзинку не весь гриб, а только его так называемое плодовое тело?

Если гриб вызывает хоть малейшее сомнение - не бери его. Но и уничтожать ядовитые грибы не надо. Их грибницы оплетают корни деревьев и снабжают их водой и минеральными солями. Не станет грибов, даже ядовитых, - и лес захиреет.

Брошюра, которая находится у тебя в руках, поможет тебе попасть в богатое грибное царство и получше познакомиться с его обитателями.

В добрый путь, дорогой друг!»

Чтобы путешествие в грибной лес не оказалось скучным, маленьким читателям предлагается прочитать стихи о грибах (среди авторов: Р.Сеф, З.Александрова, М.Скребцова и др.), весёлые частушки, сказку с подсказкой о грибах «Почему на кусте выросли грибы», отгадать загадки, познакомиться с пословицами и поговорками.

Большинство этих материалов вы тоже найдёте на диске-приложении в файле «По грибы».

ВСЛЕД ЗА ИСЧЕЗАЮЩЕЙ КРАСОТОЙ

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества пригласила своих читателей в экологическое путешествие по родному краю вслед за исчезающей красотой.

Ежегодно на нашей планете вымирает огромное количество видов представителей растительного и животного мира. И часто это происходит по вине человека. Авторы материала «Исчезающая красота:

экологическое путешествие по родному краю» Татьяна Николаевна Малыгина при участиии Инны Николаевны Безносовой и Оксаны Владимировны Серковой задались целью в ходе «путешествия» обсудить серьёзные проблемы, связанные с проблемами охраны живой природы. Поговорить о причинах сокращения численности животных, об экологической этике. В основе разработки лежит принцип «от общего - к частному». После обсуждения проблемы в глобальном плане она переносится на региональную почву. В силу вступает принцип «мысли глобально - действуй локально»: «Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая... Названия разные, но территория одна. Это наша с вами малая родина, где мы с вами родились, учимся, работаем, а часто живём здесь всю жизнь».

В ходе путешествия ребятам предложено решить несколько экологических задач, которые покажутся интересными и вашим читателям.

-           Мы, жители лесов, лугов, а иногда и городов, такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас - всё равно что для вас большое бревно. Из тысячи и тысяч брёвен-хвоинок сложены наши дома. Для вас ничего не стоит, проходя по лесу или лугу, пнуть наш дом ногой, а для нас - начинай всё сначала. Для вас это забава, а для нас-беда! Опять починка, опять ремонт! А тут тебе дождик, а тут тебе ветер. Уважайте наш труд: не разрушайте наши дома, ведь мы - народ рабочий, весь день хлопочем, себе город строим. Кто мы?

-           Что хотите с нами делайте: в воде купайте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не выдирайте нас с корнем - если корень погибнет, мы совсем перестанем расти. Не будем тогда украшать лес своими разноцветными шапочками, да и зверюшки лесные без нас обойтись не смогут: лакомятся нами и белки, и ежи, и многие другие лесные жители. Кто мы?

-           Жалуюсь я на людей недобрых, взрослых и ребятишек, которые приходят ранней весной в лес с топорами и ножами. Надрубят они мой ствол, и побегут из раны мои слёзы. Попьют мой сок люди да и уходят. И забудут о моей ране, а я ведь и погибнуть могу... А сколько стихов и песен сложено обо мне, так хочется радовать всех зеленью листвы и привечать всех в жаркий день, приглашать под белый ствол в прохладу тени. Назовите моё имя.

-           Жалуюсь я и на тех мальчишек и девчонок, которые забирают нас из леса к себе домой. Особенно часто это случается с нами, малышами, - наши родители нам корм добывают, а мы их ждём недалеко от нашего дома. А люди считают нас сиротами, потерявшимися, и забирают в городские квартиры. Хоть я и колючий, в клубок сворачиваюсь, но всё равно они сильнее. А дома мне начинают в рот совать и колбасу, и крупу разную, и конфеты. Я же привык к своей пище, к своему дому. Вот и бегаю всю ночь по комнате, фыркаю от злости, стучу своими коготками. На меня ещё и обижаются! Надо же просто взять меня и отнести на то место, откуда забрали, и запомнить крепко-накрепко: лесные зверята смогут жить только в своём доме, в лесной тишине и покое, а в городской квартире мы погибаем! Не трогайте нас, не тревожьте, пожалуйста! Вы узнали, кто к вам обращается?

- Жили мы в прозрачной воде небольшого озерка. Жили - не тужили. Всё вокруг глаз радовало, и дышалось легко. Но протоптали ребята дорожки к нашему дому-озерку. Ребята, похоже, хорошие, аккуратные: деревья не рубят, кусты не ломают, уходят - костёр водой заливают. Даже мусор после себя убирают. Вот только не знают они такого правила - куда мусор этот девать. Собирают его и - в наше озерцо. Скопились у нас на дне разные банки-склянки, бумага да тряпки. Мы долго терпели, но пришёл конец нашему терпению. На дне свалка, глаза бы не глядели, вода ржавая стала - нечем дышать! Погибаем. Ответьте, чья это жалоба?

МУХОМОРОВНА, ВРЕДНЮЛЬЕВНА, ЯДОВИТЬЕВНА И ДРУГИЕ...

Особое место среди форм работы, которые используются в экологическом воспитании и просвещении детей, занимают различные мероприятия с элементами театрализации: теат-рализованные представления, театрализованные композиции, спектакли. Это тоже своего рода игры: одни дети играют на сцене (играют в актёров), а другие - в зрителей. В библиотеках сценариев подобных мероприятий для читателей-детей создаётся великое множество.

В городской библиотеке № 16 г. Нижневартовска для учащихся начальных классов разработали сценарий театрализованной композиции «Земля среди звёзд - мой единственный дом».

Интрига такова: три старушки-лесовйчки (обычно всё как-то больше были старички-лесовички) с изумительными именами - Мухоморовна, Вреднюльевна, Ядовитьевна - озабочены воспитанием оставшегося единственным на весь лес Лешевёнка: «Все лешие машинами распуганы, самолётами оглушены, фонариками и кострами ослеплены. Вот и повывелись. Уцелел только этот - маленький, лохматенький». К тому же у Лешевёнка, с точки зрения старушек- пакостниц, весьма дурные наклонности: «...не в родню он: ни безобразничать, ни пугать, ни водить по лесу, запутывать не любит. За бабочками наблюдает, больных зверушек выхаживает, туристов учит, как костёр развести, чтобы лес не поджечь». Да ещё дружбу с зайцем водит и с местными ребятами. А ещё - «...страшно сказать - стихи сочиняет». И занялись старушки антиэкологическим воспитанием Лешевёнка...

ЧУДО В ПЕРЬЯХ - ПОПУГАЙ

Все мы иногда любим «помучиться» над кроссвордами, ребусами, головоломками. Да и психологи всячески поощряют это наше увлечение: память улучшается, запас слов увеличивается, формируется логическое мышление. Потому наличие этих игровых форм во многих материалах, присланных на конкурс, вполне объяснимо и всячески приветствуется.

Вот, например, в рекомендательном указателе «Домашние любимцы», подготовленном Детским отделением МЦБ Красносулинского района (г. Красный Сулин Ростовской области), помещён кроссворд «Чудо в перьях - попугай», который вполне может пригодиться при проведении мероприятий, посвящённых этим пернатым. Вопросы кроссворда совсем не простые, и ответить на них смогут лишь те, кто увлекается попугаями или специально подготовился к мероприятию.

По горизонтали: 1. Попугай, который пьёт воду, камнем падая в водоём и мгновенно взлетая (Нимфа). 2. Австралийский любитель яблок и груш (Розелла). 3. Самый крупный и нарядный (Ара). 4. Этот попугай ходит пешком (Какапо). 5.Разбойничьи стаи этих попугаев собираются специально, чтобы грабить сады и кукурузные поля (Амазона), б. Спит вниз головой, как летучая мышь

(Лорикулюс). 7. В перьях этого попугая содержится краситель турацин (Турако). 8. Гнездится в колючей траве спинифекс, название получил от своего образа жизни (Ночной). 9. Строит большие «многоквартирные» гнёзда из колючек (Монах). 10. Питается нектаром, собирая его особой щёточкой на языке (Ло- рикет). 11. Хищник, питающийся мясом овец (Кеа).

В выделенных клетках по вертикали: Представитель вида, образующего пары на всю жизнь, в минуту опасности эти попугаи плотно прижимаются друг к другу, образуя сплошную стену (Неразлучник).

Автор кроссворда Виктория Леонидовна Парапонова

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников : пособие для специалистов по дошкольному воспитанию/С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с.

Филиппова С. В. Игровые занятия для юных орнитологов : книга для всех, кто интересуется пти-цами / С. В. Филиппова; худож. Н. М. Андреева. - М. : МДЭБЦ, 2008. - 88 с.: ил.

Филиппова С. В. Путешествия юных натуралистов : игровые конкурсные программы / С. В. Филиппова; худож. Н. М. Андреева. - М. ; МДЭБЦ, 2008. - 52 с.: ил.