Козлова О. Удобство - уют - приволье / О. Козлова. // Библиотека в школе. – 2011.– № 8. – С. 21-29.
Организация комфортного интерьера в школьной библиотеке.
Часть 2 КОМФОРТНЫЙ ИНТЕРЬЕР ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ. ОБЩИЕ ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Одна из задач школьной библиотеки - создание максимально комфортных
условий для встречи участников образовательного процесса с информацией.
Главнейшим элементом решения этой задачи считается организация интерьера, т.е. внутреннего пространства библиотеки.
Интерьер (от фр. interio - внутренний) - определяется специалистами как зрительно ограниченная, искусственно созданная среда, обеспечивающая условия жизнедеятельности, удовлетворения физических и духовных потребностей человека.
Общеизвестно, что интерьер вызывает в человеке либо положительные, либо отрицательные реакции. От того, в каком помещении человек трудится, зависит его объективное эмоциональное и порой даже физическое состояние, создаваемое в том числе эстетической организацией ин-терьера.
Характерные особенности научно выверенного интерьера проявляются в учёте разных признаков пространственной формы - величины, приёмов расчленения, способов соединения, конфигурации и пластики.
При формировании интерьера важно установить более тесные связи между условиями функциональности и эстетической организации объекта.
Удобство и красота - основные критерии современного оформления библиотечных интерьеров.
При создании интерьера библиотеки специалисты предлагают учесть следующие принципы:
- функциональность организации фонда и технических средств;
- эстетическая выразительность, целесообразность предметных форм, пропорциональность, масштабность, гармоничное сочетание всех элементов интерьера;
- учёт окружающей среды и конкретных условий;
- единство формы и содержания;
- информационная выразительность и насыщенность всех элементов интерьера [1].
Определение библиотечного дизайна интерьеров существенно не отличается от общего определения и понимается специалистами как художественное конструирование, оформление пространства в соответствии с эстетическими требованиями. Предлагаются следующие состав-ляющие библиотечного интерьера: расстановка фонда, цветовое решение, библиотечная реклама, мебель и фитодизайн.
Помещение любой библиотеки, в том числе и школьной, можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую).
В идеале в школьной библиотеке в читательской зоне необходимо выделить подзоны: абонемент; читальный зал со столами для занятий, выставочными стендами и стеллажами открытого доступа к энциклопедиям, справочникам и словарям, прессе; компьютерная зона со специальными столами и техникой.
Чёткое деление библиотеки на такие подзоны позволит максимально эффективно использовать пространство и при необходимости трансформировать читальный зал для проведения семинаров, уроков с использованием современной техники.
«Подвижность и лёгкая заменяемость частей, простота, комфорт, изящество, большая прочность» – это основы создания библиотечного интерьера, писал библиотековед П.Отле [14].
При оформлении интерьера библиотеки желательно уйти от дублирования обстановки школьных кабинетов, чтобы сделать её привлекательной, уютной, располагающей к себе. Хорошее эстетическое оформление создаёт благоприятную среду для более эффективного использования информационных ресурсов, за счёт продуманной расстановки фонда и современной рекламы источников информации. Библиотека также является комфортным местом для общения читателей, выполняя тем самым коммуникативную функцию.
РАССТАНОВКА ФОНДА
В большинстве школьных библиотек практикуется частично открытый доступ к фондам. Характерными показателями такой расстановки фонда является размещение в читательской зоне ряда тематических стеллажей для различных возрастных категорий, подборки изданий на столах и стендах.
Частичный, неполный доступ также компенсируется библиотекарями наличием определённого количества книжных выставок. Такой подход позволяет библиотекарю сфокусировать внимание школьника на наиболее значимых и полезных изданиях и безо всякого давления инициировать их чтение.
Намного реже встречается в школьных библиотеках свободный доступ к фонду. Однако специалисты констатируют: умело организованный свободный доступ обеспечивает пользователям комфортное пребывание в (большую свободу в выборе документа, найденное самостоятельно или по рекомендации библиотекаря).
Отсюда следует, что при свободном доступе консультационная составляющая работы библиотекаря резко увеличивается. При создании комфортной среды библиотекарь обязан не оставлять читателя наедине с проблемой поиска информации. Очевидно, что свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем. Специалисты особо отмечают свободный доступ выступ: развивающее и обучающее пространство [10].
В фондах открытого доступа для детей могут быть использованы двусторонние и пристенные четырёхполочные (более низкие) стеллажи, столы-ящики для стеллажи-вертушки, коте создают достаточно комфортную обстановку. Книжное пространство должно быть не просто крытым, но интересным. Кроме того, расстановка фонда должна создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа.
Библиотекари-практики знают, что в условиях одной классной комнаты существует не так уж много способов расстановки стеллажей в открытом доступе. В стремлении увеличить пространство и создать комфортную обстановку в фонде школьные библиотекарм- придумали расстановку стеллажей «звёздочкой»: стеллажи шириной в 1 м ставятся по три штуки торцами друг к другу. Кроме экономии пространства, здесь появилась возможность побыть наедине с книгой: читатели равномерно распределяются по своим интересам в «звёздочках» и не мешают друг ДРУГУ [2].
В целях комфортной подачи источников информации практики рекомендуют объединять книжные стеллажи под одним общим названием, например фонд научно-познавательной литературы -«Вселенная интересных книг», а разделители на полках оформить в виде планет [13].
Ряды стеллажей в фонде открытого доступа, как рекомендуют библиотекари-практики, не должны быть ни слишком короткими, ни слишком длинными. Возможно прерывание «паровоза» проходами или небольшими столиками для просмотра выбираемой литературы, витринами, досками объявлений.
На абонементе варианты расположения стеллажей в условиях школьной библиотеки немногочисленны. Расстановка двусторонних стеллажей, как правило, обеспечивает оптимальный обзор фонда.
Выбирая вариант расстановки фонда, следует помнить, что стеллажи, расположенные перпендикулярно к окнам, равномерно освещаются дневным светом. А полки, параллельные окнам, недостаточно хорошо освещены.
Специалисты утверждают, что расположение стеллажей или застеклённых шкафов с книгами вдоль стен – успокаивает. Особенно оправдан такой вариант расстановки в читальных залах школьных библиотек, где проводятся «литературные гостиные» и творческие вечера. Расстановка располагает к вдумчивому восприятию информации.
Также созданию комфорта способствует гармония между размерами помещений и стоящей в них мебели, в особенности стеллажей. В частности, среди стеллажей фонда открытого доступа, если есть возможность, рекомендуется предусмотреть места для просмотра выбираемой литературы. Возможности для чтения, в идеале, должны быть предусмотрены повсюду: между полками и стеллажами, в читальном зале, за рабочими столами, на ступеньках для сидения. Причём наряду с местами для спокойного релаксирующего чтения должны быть места и для быстрого ознакомления с содержанием издания.
Для групповых занятий с книгой желательно иметь открытое пространство внутри библиотеки или отдельное помещение в ней.
Кроме того, известный библиотековед Слава Григорьевна Матлина утешает школьных библиотекарей, как правило страдающих от наличия маленьких помещений, что малое помещение не всегда плохо. В нём легче организовать комфортную, уютную обстановку. И зачастую практики действительно демонстрируют чудеса творческого подхода к организации интерьера в ограниченных условиях. Как правило, бывает выверен и про
думан каждый метр занимаемой площади. Так, например, кафедра выдачи библиотекаря располагается недалеко от входа, за его спиной исторически (потому что функционально) располагается справочный фонд. Два-три стола, имитирующих мини-читальный зал, как правило, заманивают читателя обложками ярких журналов или книг. Этому же служат и тематические выставки.
Сейчас для школьных библиотек в новых школах предусмотрены более просторные помещения, что позволяет создать творческий интерьер открытого доступа. Реже, но встречаются даже целые рекреации, выделенные под библиотеку. Здесь имеется возможность создать целую «Библиотечную улицу», как, например, в московской школе № 1298. На стенах коридора художественно изображены окна книжных домов и прогуливающиеся под ними персонажи лучших детских книг. Здесь же рисунки детей по мотивам прочитанных произведений. Библиотека располагает необычным помещением с высоким куполообразным потолком. Абонемент и читальный зал совмещены, и частично застеклённая стена создаёт ощущение свободного пространства. Это ощущение не пропадает даже при наличии достаточного количества книжных выставок и читательских рабочих столов с компьютерами.
Существенным ориентиром при организации работы школьной библиотеки является требование СанПин по обеспечению её площадями: «площадь библиотеки - информационного центра - «Библиотечная улица» в школе № 1298 (Москва) необходимо принимать из расчёта не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося».
(Для справки: площадь кабинетов принимается из расчета 2.5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, 3.5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях) [18].
Библиотечные нормативы более подробны. Так, например, расстояние до окон и источников тепла должно быть не менее 0,6 м.
Стеллажи и элементы конструкций разделяют проходами, наименьшая ширина которых со-ставляет: между стеллажами - 0,75 м, между торцами стеллажей - 1,20 м, между стеной и стеллажом, параллельным стене, - 0,75, между стеной и торцом стеллажа-0,45 м. В открытом доступе проход между стеллажами рекомендуется устанавливать не менее 1,0 м.
Расстояние от пола до нижних полок стеллажей должно быть не менее 0,15 м. Отметим, что в библиотечных нормативах помещений заложена, например, площадь абонемента на одного читателя 1,8 кв. м, а на одного сотрудника б кв. м; читального зала - 2,4 кв. м на одного читателя, для сотрудника - 4,5 кв. м [1].
Микроклимат, уровень запылённости, освещение помещений должны соответствовать гигиени-ческим нормам. Для этого проводятся необходимые санитарно-технические мероприятия, например влажная уборка.
В нормативах СанПин прописан тепловой режим: «Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: в библиотеке 17-21 °C» [18].
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
Специалисты утверждают, что детскому чтению должно служить, в первую очередь, оформление библиотечного пространства.
Принципы оформления:
- учёт возрастных особенностей читателей;
- художественное решение (шрифт, цвет);
- разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей;
- учёт специфичеких особенностей библиотеки (объём фонда, площадь, и др.);
- поиск своего стиля в оформлении;
- возможность смены впечатлений и ощущений [12].
Дизайнеры не без основания утверждают, что хороший результат можно получить только тогда, когда оформление выдержано в одном стиле. На повышение трудоспособности и улучшение настроения влияют многие факторы, но прежде всего правильный подбор и интенсивность цветов.
Комфортный в цветовом отношении интерьер не только воспитывает вкус, но и имеет физиологическое значение: снимает утомление, благоприятно влияет на нервную систему, работу глаз и т.д.
Чем светлее тон - тем выше его светоотражающая способность.
Общеизвестно, что пастельные приглушённые тона вызывают ощущение спокойствия, уравновешенности, в то время как яркие, особенно красные, краски вызывают у человека чувство раздражения и утомляемость. Красный цвет имеет также стимулирующее действие, вызывает сильные реакции: беспокойство, изменение кровяного давления, частоты дыхания и т.п. Коричневый цвет успокаивает, но притупляет эмоции.
Наиболее благоприятно воздействуют на нервную систему
светлые тона. Они позволяют зрительно расширить пространство, создают комфортную атмосферу, усиливают освещённость помещения, создают ощущение тепла, улучшают зрительное восприятие источников света и световых поверхностей, способствуют уменьшению усталости.
Считается, что серые цвета глушат интерес и инициативу, создают сумрак, тени, снижают вегетативные функции организма, а более тёмные оттенки часто приводят к депрессии и ощущению безнадежности. На больших поверхностях серый с голубоватым оттенком создаёт впечатление пыльного пространства, вызывает чувство сонливости.
Установлено, что холодные цвета - зелёный и голубой - успокаивают, способствуют тихому отдыху, а фиолетовый ассоциируется с печалью, пассивностью. Следует учесть: цвет может угнетать.
Для оформления подбираются также вспомогательные гармонирующие тона и оттенки (тёмно- и светло-коричневые, светло-бежевые). Эта цветовая гамма позволяет избежать как раздражающей монотонности, так и излишней пестроты.
Специалисты отмечают, что у детей отношение к различным цветам и цветовым сочетаниям более острое и непосредственное, чем у взрослых. Цвета предпочтения у детей располагаются в такой последовательности: красный, синий, жёлтый. И тем не менее там, где дети проводят много времени, не рекомендуется использовать такие контрастные сочетания - это отвлекает от работы. Желательны приглушённыетона. А контрастные цвета следует использовать очень осторожно, в небольших плоскостях, в виде ярких пятен картин, панно, витражей или указателей для ориентации в фонде открытого доступа. Оживить помещение вполне могут детские рисунки, растения, красочные книжные выставки.
Желательно также, чтобы в читальном зале (при наличии такового) читателю, когда он поднимает глаза от книги, было на чём эмоционально «разрядиться»: витраж, предметы интерьера или пейзаж за окном.
Нелишне напомнить, что удачные фактурно-цветовые решения в школьных библиотеках имеют большое воспитательное значение, способствуют формированию у детей художественного вкуса.
Однако все новации в конструировании библиотечного пространства следует соотносить с санитарно-эпидемиологическими правилами. Правила ориентируют на использование следующих цветов красок: «для стен учебных помещений - светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зелёный; для дверей, оконных рам - белый» [18].
Дизайнеры также акцентируют внимание на правильном выборе напольного покрытия. Ковровые покрытия, широко распространённые в массовых библиотеках, редко встречаются в школьных библиотеках. Но именно гармонично сочетающееся напольное покрытие привносит в библиотеку необходимый уют и существенно выделяет её среди других кабинетов школы. Однако новации в этой части интерьера корректируются правилами СанПин: «Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе. <...> При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешённых к применению в строительстве» [18].
Для повышения уровня комфортности и качественного восприятия информации во многих библиотеках используется определённое освещение. Освещение библиотеки необходимо сочетать с дизайном всего помещения и функционально грамотно расположить по рабочим зонам. Так, лампы дневного света
нельзя использовать в помещениях с тёмно-голубыми, пурпурными или зелёными стенами, а также в помещениях, окна которых выходят на северную сторону.
БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА В школьной БИБЛИОТЕКЕ Важнейшим элементом интерьера любой библиотеки является внутренняя библиотечная реклама, основная задача которой, по мнению специалистов, заключается в представлении пользователям ориентирующе-подсказывающей информации. Необходимо создать чёткую систему указателей, как для детей, так и для библиотекарей. Система указателей должна играть роль путеводителя. Желательно, чтобы рекламные сообщения были не только красиво оформлены, но и несли в себе определённые знания или информацию о фонде библиотеки.
Все средства, помогающие посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делают его доступным, комфортным, легко обживаемым. К таким средствам относятся: объявления, плакаты, схемы, книжные разделители.
Проблема библиотечной рекламы многосторонне освещена в работах Славы Григорьевны Маслиной. Её установка о необходимости в фонде, на витринах, выставках располагать книги так, чтобы посетитель спотыкался о них взглядом, а читателя в библиотеке не покидало ощущение праздника и чуда, является, по сути, методологической основой организации библиотечной рекламы.
Популяризируемая библиотековедом формула AIDA, при которой необходимо обратить внимание читателя на книгу, затем её подачей вызвать интерес, желание ознакомиться, а затем и прочесть, остаётся всегда актуальной в работе школьной библиотеки.
Главной заслугой С. Г. Матлиной является адаптация теоретических основ и практических находок библиотечного дела к ограниченным возможностям школьной библиотеки, она доказала необходимость создания даже в них своего «творческого почерка», своеобразной манеры, стиля.
«Пользователей привлекают в ней не только современное технологическое оснащение, хорошо укомплектованный фонд, но и авторская концепция его раскрытия, продуманное, нестандартное оформление, создание тёплой, дружеской атмосферы [12].
С.Г.Матлина выявила следующие особенности рекламной информации для детей:
- адресность, доступность;
- учёт психологических особенностей восприятия информации детьми;
- красочность, яркость, образность, необычность;
- лаконичность, живой язык, запоминаемость;
- регулярность и повторяемость информации.
И главнейшим элементом рекламы фонда является книжная выставка. Публикации С.Г.Матлиной по расстановке фонда, по проблемам типизации и организации книжных выставок, их роли в восприятии информации можно найти в газете «Библиотека в школе» за 2005 год № 17-24.
По мнению библиотековеда, «одной из важнейших функций современных выставок является их существенная роль в создании лица библиотеки. Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих её имиджа» [11].
Именно С.Г.Матлина уловила и обобщила существенные изменения, произошедшие в стилистике текстов библиотечного оформления, в частности в названиях книжных выставок и развалов. Было акцентировано внимание библиотекарей на примете времени - применении в текстах библиотечной рекламы разговорного стиля.
В практике общения с читателем посредством заголовков выставок можно встретить такие:
«Для самых драгоценных читателей», «Посмотри сюда, детка»; «Читайте с увлечением все эти приключения»; «Приходи сюда почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя»; «Книга, которая мне понравилась»; «Угощаю интересной книгой»; «Прочитал - понравилась - советую другим»; «Для тех, кто торопится»; «В тихий субботний вечер...»; «Сошьём понемножку новую одёжку»; «Быть здоровым - это модно»; «Почему нас забыли?»; «Счастливых поисков, интересных и неожиданных находок и открытий тебе, читатель!»; «Час удивлений»; «Мальчишки, для вас эти книжки»; «Между нами, девочками».
В библиотеках для детей нашло широкое применение уменьшительно-ласкательного стиля: «растеряшки, зверюшки». Экспрессивность разговорного стиля в оформлении заголовков всё чаще стала усиливаться приставками «пре-, раз-, наи-, сверх-», «Самые- пресамые... книги».
В последние годы в детских и школьных библиотеках особое внимание уделяется развитию любительских интересов, связанных с художественным творчеством ребят. Оформление стеллажей свободного доступа и книжных выставок детскими рисунками и поделками стало привычным делом.
Книжные выставки, ориентированные на определённую возрастную группу читателей, рекомендуется размещать на постоянном месте, чтобы у детей сформировалась установка на местоположение своих выставок.
Особое место в выставочной деятельности библиотеки занимают экспозиции о жизни и творчестве писателей. На таких выставках, как правило, экспонируются произведения автора, критические статьи о его творчестве, материалы о литературном пути и связи его творчества с явлениями искусства и культуры.
Следуя рекомендациям специалистов, творческие библиотекари-практики стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду, например так оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение. Например, в библиотеке школы № 1552 г. Москвы (см. фото) библиотекарям не изменило ни чувство меры, ни чувство пропорций и соразмерности при наполнении планшета информацией.
Функциональна находка библиотекарей-практиков при оформлении книжных разделителей. Она заключается в компьютерном наборе этикеток с надписями, которые наклеиваются на пластиковые разделители. На листе формата А4 умещаются наклейки-этикетки размером 8,5 х 9,5 см для трёх двусторонних разделителей. Печатаются на специальных самоклеющихся наклейках разных цветов и на цветном принтере.
Каждой читательской группе в открытом доступе фонда практики предлагают свой цвет разделителя и свой текст надписи. Например, для детей 8-9 лет используются яркие жёлтые разделители и жёлтые этикетки с красными надписями, для 10-11 лет - зелёные разделители, белые этикетки с зелёными надписями, для самых старших - синие разделители, белый фон наклейки и синий цвет надписи.
Существенное новшество в оформлении разделителей для читателей младшего и среднего возраста, хорошо показавшее себя на практике, представляет перемена мест рубрики и индекса. Для ребёнка важнее текст, чем цифра.
У дизайнеров имеется понятие «графический дизайн». Его компонентом является наличие комплекта шрифтов, которые подчёркивают особенности образа библиотеки. Шрифт может восприниматься как «мужественный», «женственный», «лёгкий» или «тяжёлый», «элегантный» или «грубый». Шрифт должен соответствовать содержанию рекламируемого и вписываться в общий фон библиотеки [1].
Практикам всегда интересен оформительский опыт коллег из других стран. Так, например, в школьных библиотеках Новой Зеландии широко применяются изготовленные типографским способом настенные указатели (размер 40 х 30) о соответствии нумерации разделов их содержанию (см. фото), а также лучшие работы учащихся. Библиотеки украшены мягкими игрушками, сидящими
на верхних полках стеллажей, и подарками родителей в виде поделок и предметов прикладного искусства ярко выраженного национального характера. В культурном центре Хорватии (город Опатия) взрослая и детская библиотека совмещены, но детский интерьер отличается красочностью и привлекательностью.
МЕБЕЛЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Мебель должна соответствовать эргономическим требованиям в условиях совмещения читального зала и абонемента. (Эргономика - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.).
При подборе библиотечной мебели (кафедры выдачи, стоек для журналов) необходимо учесть возрастные особенности читателей.
Минимум библиотечного оборудования школьной библиотеки включает несколько основных ти-пов мебели: кафедра выдачи, шкаф каталожный, витрины выставочные, стеллажи одно- и двухсторонние, столы читательские однотумбовые, тележка для перевоза литературы, кресло для отдыха, столик журнальный. В школьных библиотеках зачастую встречаются стальные секционные стеллажи. Однако специалисты рекомендуют их
только для книгохранилищ. Для работы с детьми желательны низкие стеллажи для детских библиотек (исходящие из идеи максимального удобства посетителей и поиска информации), которые можно при необходимости трансформировать в выставки.
В цветовом сегменте мебели выигрывает оборудование из светлого дуба и другой древесины светлых тонов. Считается, что на светлом оборудовании комфортнее экспонировать книги. Не менее популярна библиотечная мебель из пластика. Пластик влагостоек, гигиеничен, привлекателен по цвету.
Важно помнить о том, что основные стены и витрины постоянно обновляются в зависимости оттем, календарных дат, литературных юбилеев. Поэтому в библиотеке должны быть подставки, стенды и полки, облегчающие возможность быстрой смены экспозиции.
Опытные библиотекари активно обживают и околобиблиотечное пространство, прибегая к помощи различных щитов. Так, например, решётчатые щиты монтируются у входа в библиотеку или в вестибюле. На щите легко крепить иллюстрации, фотографии, рисунки, стихотворения, а также разместить карманы для списков литературы, вырезок из газет.
В библиотеках используют информационные доски из пробки, выполненные из экологически чистых материалов. Они позволяют легко и просто размещать необходимые материалы. Ширина доски, как правило, 75 х 106 см.
Для более комфортного восприятия экспонируемого материала его размещают на так называемом экспозиционном поясе - самой удобной для обозрения вертикальной плоскости. Она начинается на уровне 80 см от пола и занимает горизонтальную полосу шириной 150-170 см.
На высоте 2,5 м можно помещать только крупные портреты, картины, фотографии.
На экспозиционном поле размещать иллюстрации и цитаты надо по возможности свободно, оставляя достаточно большие интервалы.
Площадь, занимаемая экспонатами, не должна превышать 4/5 всей экспозиционной площади. Специалисты рекомендуют придерживаться принципа минимальной нагрузки стенда. Нельзя превращать стенд библиотеки в сплошную витрину. Обилие выставочного материала на стенде мешает усвоению главной идеи экспозиции, рассеивает внимание посетителя.
Существенными элементами современного библиотечного интерьера в настоящее время являются технические средства: ксерокс, компьютер, ноутбук, проектор, сканер, принтер, телевизор, магнитофон, DVD-проигрыватель, колонки, фотоаппарат, стационарный и переносной экраны, оргтехника. Технические средства украшают школьную библиотеку, являясь опознавательным знаком её продвинутости в работе с информацией.
ФИТОДИЗАЙН
В художественном оформлении библиотеки озеленение является самым доступным средством. Декоративные свойства растений придают школьной библиотеке необычный, домашний вид. Зачастую школьные библиотекари благодаря рациональной группировке растений расчленяют помещение на зоны. С помощью небольших решетчатых перегородок или пере-движных цветочниц выделяют зоны для релаксации или просмотра литературы (см. фото). Конечно,
для большинства цветов лучшее место - вблизи окон, но существуют и неприхотливые зелёные украшения: папоротники, кактусы, хлорофитум, бегония, сенполия. Кроме того, в школьных библиотеках Москвы хорошо себя чувствуют алоэ, аспарагус, диффенбахия, монстера, плющи, сансевиерия, традесканции, циссус. Замечено, что растения, вьющиеся вверх, увеличивают высоту потолка.
Расположение цветов, отмечают дизайнеры, хорошо воспринимается не однолинейно, а в свободном размещении. Декоративны несколько видов в одном ящике. Особенно популярны ассиметрич- ные композиции.
Творческий характер работников библиотеки отражается в сборе различных композиций из искусственных или засушенных цветов. Искусственные цветы требуют регулярного обновления, не следует злоупотреблять количеством, большое внимание уделяется их качеству.
Специалисты выработали ряд требований к элементам фитодизайна. В частности, необходимо соблюдать масштабность. Напольные вазы с цветами в небольшом помещении могут содержать небольшие композиции из засушенных цветов и стеблей.
Рекомендуется практиковать установку букета на выдаче: 3 части ваза + 5 частей цветы. Разработаны, например, сезонные типовые букеты:
- весенний букет-ветка тополя, ивы, вербы;
- осенний - с плодами рябины, шиповника, калины;
- зимний - с еловыми шишками, игрушками на ёлку (см. фото).
Размещение цветов не должно снижать уровень естественной освещённости в помещении.
При подборе растений (в основном это касается гигрофитов) необходимо помнить, что лишняя влажность в библиотеке не способствует хранению книг.
Вазы, наряду с кашпо и декоративными тарелками, являются важнейшим атрибутом оформления цветочных композиций.
Подводя итоги всему сказанному, необходимо отметить, что комфортному пребыванию учащихся в уютном «книжном доме» способствует вся совокупность факторов: ориентированная на читателя расстановка фонда, рекламная работа, удобная мебель, оригинальный дизайн, современное техническое оснащение и фитодизайн. Однако все эти усилия по привлечению детей в библиотеку оправдаются не полностью, если читателя встречает ординарная личность библиотекаря. Этой проблеме будет посвящена наша следующая публикация.
Библиография
1. Балашова Е. В. Библиотечный дизайн: Учебное пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. - М. : Гардарики, 2004. - 288 с.
2. Бушуева С. Комфортная среда для диалога поколений / С. Бушуева. - Режим доступа: http://www.bibliograf.ru/ issues/2007/1/64/О/бЗб/
3. Гаскюэль Ж. Пространство для книги : Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку/Ж. Гаскюэль. - М. : Рудомино, 1995. - 303 с.
4. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность : Лекции / М. Я. Дворкина. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/ f о ru m/stu dy/a rti с 111. h tm
5. Дворкина M. Я. Информационное обслуживание. [Текст] : социокультурный подход / М. Я. Дворкина. - М. : ИПО Профиздат, 2001. - 111 с.
6. Захарова И. Оформляем открытый доступ / И. Захарова // Библиотека. - 2001. - № 3. - С. 39-41.
7. Коротеева Р. «Звёздочка» на абонементе / Р. Коротеева, Г. Вин- товкина// Библиотека. - 2001. - № 3. - С. 54-55.
8. Леонов В. П. Пространство библиотеки. Библиотечная симфония [Текст] / В. П. Леонов. - М. : Наука, 2003. - 123 с.
9. Матлина С. Г. «Распахнутое» пространство библиотеки: метафора - методика - артефакт культуры (Социально-культурные аспекты теории библиотечной инноватики) / С. Г. Матлина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pl.spb.ru. - Загл. с экрана.
10. Матлина С. Г. Социальнопсихологические и технологические основы организации фондов/С. Г. Матлина. - Режим доступа: http:// lib.lseptember.ru/2005/17/17.htm
11. Матлина С. Г. Книжно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных
БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ №08(284) 2011
выставок / С. Г. Матлина. - Режим доступа: http://lib.lseptember. ru/2005/20/15.htm)
12. Матлина С. Г. Стилистика и дизайн библиотеки. Оформление её помещения исходя из требований дизайна / С. Г. Матлина. - Режим доступа: http://lib.Iseptember. ru/?year=2005&num=23
13. Михалевич И. Дизайн? Интерьер? Нет, просто оформление / И. Михалевич // Библиотека в школе. - Режим доступа: http:// lib.lseptember.ru/2003/05/24.htm
14. Отле П. Труды по библиотековедению: Практическое пособие / П. Отле. - М„ 2002. - С. 60.
15. Петрова Л. И. Проблемы комфортной библиотечной среды [Текст] /Л. И. Петрова// Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров : сб. науч. тр. - СПб., 1992. - Вып. I. - С. 95-110.
16. Понамарёва Е. С. Интерьер гражданских зданий [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. С. Пона- марева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. Шк.,1991. - 255 с.
17. Руководство ИФЛА/ЮНЕС- КОдля школьных библиотек [Текст] // Библиотека в школе. - 2003. - № 17 (101). - Режим доступа: http:// Lib.lseptember.ru/2003/17/7.htm
18. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178- 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 декабря 2002 г. Регистрационный № 3997. - Режим доступа: http:// zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_ no=12701&ob_no=13039
19. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». - Режим доступа: http:// comp-doctor.ru/law/law_sanpin03. php
20. Справочник библиотекаря [Текст] / Науч, ред А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2001.-448 с.
21. Тодоров Л. В.Современный кабинет литературы : метод, пособие / Л. В. Тодоров, Е. И. Белоусова. - М.: Дрофа, 2008. - 218 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Режим доступа: http://www.licey21. ru/page/sub/id/17 •