Ксенофонтова Т. Под светом звезды по имени Солнце : вечер памяти Виктора Цоя / Т. Ксенофонтова. // Библиополе. – 2013.– № 12. – С. 60 - 62.

Вечер памяти Виктора Цоя

Для мероприятия желательно заранее создать электронную слайд-композицию, посвящённую жизни и творчеству Виктора Цоя и группе «Кино», для визуального сопровождения текста. Она может включать в себя фотографии, кинокадры, видеозаписи концертов. При желании для встречи оформляются информационные выставки («Последний герой», «Звезда по имени Солнце», «Легенда», «Дон Кихот из котельной»), на которых размещают самые разнообразные материалы о певце и композиторе: книги,статьи из периодических изданий, фотографии, компакт- диски и DVD.

ВЕДУЩИЙ (1): Иногда я задаю себе вопрос: что находят они — нынешние подростки и молодые люди — в песнях Виктора Цоя, созданных совсем в другой эпохе, говорящих о другой жизни, полных совершенно незнакомых им понятий? Наверное, есть между нашими поколениями что-то общее... А возможно, в его поэзии есть нечто такое, благодаря чему она остаётся близка и понятна каждому, в том числе и современникам. И потому совсем неважно, какой на дворе век, если слова «долг», «Честь», «дружба» имеют для них какое-то значение.

Мы считаем важным, чтобы нынешние подростки знали и помнили «героя нашего времени» Виктора Цоя, персонаж которого положил начало сложному и кровавому пути борьбы с наркотиками в фильме «Игла». Героя, который «живёт по законам другим, и кому умирать молодым...» Который, как верят многие, не исчез, не умер, а просто стал частью света вечно сияющей звезды по имени Солнце.

(Звучит 1 -й куплет песни «Алюминиевые огурцы».)

ВЕДУЩИЙ (2): Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы только сухо констатировали факты. «Столкновение автомобиля “Москвич-2141” тёмно-синего цвета с рейсовым автобусом “Икарус” произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 г. на 35-м километре трассы Спока — Талей. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км в час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть Цоя В.Р. наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал».

А вот ещё: «В. Цой был абсолютно трезв во время гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулём, вероятно, от переутомления».

Для людей, далёких от рок-культуры, эти слова означали всего лишь очередное ДТП с трагическим исходом, каких на наших улицах случается немало. Но для тысяч и тысяч других они несли нечто иное: Виктора Цоя, лидера ленинградской группы «Кино», больше нет в живых. Ему было 28 лет, почти 10 из которых он отдал рок-музыке. Он ушёл, оставив нам магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино...

ВЕДУЩИЙ (1): Стремительный взлёт от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах и на квартирах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников.

Историю ленинградского рока составляют не только альбомы, концерты и фестивали. Её трагической частью стал длинный список погибших музыкантов. Пропал без вести лидер популярной в 1960-1980-х гг. ленинградской группы «Россияне» Георгий Ордановский. Утонул в Волге скрипач «Аквариума» Александр Куссуль. Выбросился из окна Александр Башлачёв. Погиб в автокатастрофе Виктор Цой... Всё это страшно и необъяснимо. Константин Кинчев как-то сказал о Саше Куссуле: «Такие люди — любимые дети Господа, он забирает их рано...» Неужели всё так просто?

Виктор родился и вырос в Ленинграде. Мама — учительница биологии и физкультуры в средней школе, отец — инженер. В детстве Витю дразнили «японцем», на что он очень обижался. Но не потому, что окружающие ошибались, а оттого, что ему вообще никогда не приходило в голову выяснять, кто по национальности его друзья. Среди них были и русские, и украинцы, и евреи, и армяне... Люди не делятся на русских и казахов, немцев и французов. Мир состоит из честных и лживых, отважных и трусов, богатых и бедных, в конце концов.

(Звучит фрагмент песни «Боше- тунмай».)

ВЕДУЩИЙ (2): Песни Виктора Цоя помогали не жить — выживать. Они подсказывали, как можно разорвать, казалось бы, замкнутый навечно круг одиночества и нелюбви внешнего мира. Рок- музыкант вселял в молодых слушателей надежду на то, что их понимают, что каждый из нас не одинок в этом мире.

Можно по-разному относиться и к песням Цоя, и к его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что влияние певца на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы «стена Цоя» на Арбате в Москве, не происходило бы то же самое в других городах страны. Чем он брал нас и чем берёт нынешних 15-летних даже сейчас, спустя более 20 лет после своей смерти?

«Нам за честность могут простить практически всё: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность — уже ничего не прощают». Быть может, эти слова сказанные Виктором в одном из интервью, и являются секретом его популярности: его песни предельно искренни, в них нет ни грамма фальши.

(Звучит фрагмент песни «Война».)

ВЕДУЩИЙ (1): Всё началось в 1981 г., когда Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский ор-ганизовали коллектив под названием «Гарин и гиперболоиды». Валинский вскоре выбыл из состава группы,которая тут же сменила название на «Кино», а оставшиеся музыканты начали работу над своим первым альбомом — «45». Своё название он получил по числу минут, в которые уложились все треки.

Процессом записи альбома руководил Борис Гребенщиков. Однажды, возвращаясь с загородного концерта, он услышал в электричке песню Цоя в исполнении автора и заинтересовался его музыкой...

Песни, вошедшие в первый альбом группы, — «Время есть, а денег нет», «Бездельник», «Электричка», «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница» — сразу становятся хитами. Вскоре Рыбин покидает группу из-за разногласий с Цоем. А тот записывает новый альбом, названный «46», где играет вдвоём с Юрием Каспаряном. Затем в группу приходит Георгий Гурьянов (Густав), играющий на ударных вместе с Сергеем Бугаевым (Африка). Именно в таком составе вся группа снималась в фильме Сергея Соловьёва «Асса». Именно в таком составе она и существовала до конца — до гибели Виктора Цоя.

Тексты Цоя очень трудно воспринимать визуально, на листе бумаги, в отличие, скажем, от стихов Шевчука, Гребенщикова, Кинчева. В сущности, он поёт о том же, о чём и другие рокеры, — о своём поколении. Герой Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает «алюминиевые огурцы на брезентовом поле». И когда тонет, даже если, как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от лёгкого пути, а в том, что, позвав за собой, он манит не на красивую гибель, а к выигрышу в другой игре, идущей по высшему разряду. Герой Цоя не предлагает чудодейственных рецептов, он просто заявляет...

(Звучит фрагмент песни «Дальше действовать будем мы».)

ВЕДУЩИЙ (2): На рок-фестивале в 1985 г. Виктор оставил гитару и удивил всех тем, что на редкость пластично и грациозно двигался по сцене. И вообще ему многое удавалось, ничего не пропадало даром. В своё время он учился в художественном училище, из которого, правда, был выгнан за неуспеваемость. В начале 1980-хон даже подрабатывал тем, что продавал свои рисунки на рынке по пять рублей за штуку — большие по тем временам деньги. Возможно, они до сих пор хранятся в чьих- то домашних архивах. Затем Виктор недолгое время учился в ПТУ на резчика по дереву, результатом чего стало его увлечение нэцке. Особенно он любил вырезать деревянных обезьянок. Буквально за неделю он выучил, и довольно-таки хорошо, английский язык, а затем и французский.

Виктор любил тихо сидеть на кухне, держа в руках гитару. Любил жаркое солнце. Любил ходить в кино. Он любил то, что любят все люди, потому что был очень простым человеком. Несмотря на то, что Цой прожил только 28 лет, он так много успел! Его взлёт был ярким, как взрыв звезды. И таким же коротким.

(Звучит фрагмент песни «Звезда по имени Солнце».)

ВЕДУЩИЙ (1): Цой создал совершенно неповторимый сценический образ. Строгий, внешне неэмоциональный, «ночной» человек, он не был похож ни на западных звёзд, ни на собратьев по русскому року. Его сумрачный стиль пришёлся по душе его поколению — надеявшемуся, воевавшему, разочарованному. Потерянные в лабиринтах собственного внутреннего мира, утратившие всякие внешние ориентиры, мы ждали перемен. Мы мрачнели и замыкались — каждый в своей личной вселенной, делая её неприступной для окружающих.

Заслуга Цоя в том, что он допустил в свой мир всех желающих. Тех, кто действительно ему поверил. Благодаря ему они узнали, что можно быть мужественным, сдержанным, немногословным, умеющим, когда нужно, дать в зубы, но в то же время оставаться любящим и любимым. Зрительным воплощением этого образа стал персонаж Цоя из фильма «Игла».

(Звучит фрагмент песни «Последний герой».)

Мы не знаем, что было бы суждено Виктору, не прервись его жизнь так внезапно. Может, со сво-им творчеством он вышел бы на мировой уровень, может, со временем переквалифицировался бы в поэты. Кто знает... Но то, что со смертью музыканта ушла личность притягательнейшей силы, не до конца им использованной, бесспорно. Годовщины его гибели отмечают и будут отмечать ещё много лет. Будут тусовки, концерты, передачи на радио и телевидении, заметки в газетах и журналах. Не будет только Цоя...

(Звучит песня «Кукушка».)