Кисловская Г. Формула успеха, или что такое стратегическое партнерство / Г. Кисловская // Библиотека в школе. - 2011. - № 13. - С. 16 - 21.
Доклад на Всероссийсом совещании директоров детских библиотек
«Стратегическое партнёрство библиотек». Слова модные, но не всегда правильно понимаемые. Уточнению понятий и взглядов на стратегическое партнёрство библиотек, на его цели, практику и опасности и было посвящено это выступление.
Исвоём докладе я выделяю три главных тематических блока:
1. Цели «стратегического партнёрства».
2. Практика «стратегического партнёрства».
3. Отрицательные и положительные стороны «стратегического партнёрства».
Просматривая материалы при подготовке доклада, я набрела на заголовок, который мне показался очень ёмким и вдохновляющим, и в каком-то смысле его можно было бы считать формулой успеха, в том числе детских библиотек, в выстраивании новой парадигмы развития. Формула эта такова: «Стратегическое партнёрство + инновации — страна победившей модернизации». Согласитесь, это вполне экстраполируется на нашу с вами область деятельности. И та же самая формула станет отправной точкой моих рассуждений о стратегическом партнёрстве и детских библиотеках. Не будет лишним привести для уважаемой аудитории и цитату из Послания Президента Российской Федерации о модернизации и инвестициях в детство.
«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу.
Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства».
ЗАЧЕМ?
Начну с определения, чтобы избежать многовариантных трактовок понятия «стратегическое партнёрство».
Вот определение, которое включила Архангельская ОУНБ в один из своих дайджестов: «Социальное партнёрство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоёв, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития».
Но мне больше нравится краткость. Стратегическое партнёрство - сотрудничество одной компании с другой, более крупной и мощной, для достижения общих экономических и стратегических целей.
Я сознательно не изъяла из определения слова «экономических» и «компании», поскольку нынешняя экономическая и правовая ситуация (вспомним федеральный закон № 83) постепенно превращают нас в субъектов экономической деятельности, где всё большую значимость приобретают конечные ощутимые (т.е. просчитываемые) результаты, а не отложенные положительные и социальные эффекты. Нам всем это очень не по душе, однако это реалии сегодняшнего дня, с которыми нельзя не считаться.
***
Теперь обратимся к целям «стратегического партнёрства».
Много ли было у нас мыслей о партнёрстве, когда дети читали, когда не нужно было никого привлекать в библиотеку, когда совокупная социальная, культурологическая и политическая среда делала библиотеки востребованными? Думаю, что не очень.
Приведу не мною высказанную мысль. «Когда условия среды сложны и неопределённы, стейкхолдеры создают сети взаимозависимостей». Стейкхолдеры - это группы, организации или
индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит.
Обычно различают две группы стейкхолдеров: первичные и вторичные. Первичные - имеют легитимное и прямое влияние на бизнес (ближний круг):
- собственники; клиенты; сотрудники;
- бизнес-партнёры по производствен- ной цепочке.
Вторичные - имеют опосредованное влияние на бизнес (дальний круг). 1) Власть (местная и государственная);
2) конкуренты; 3) другие компании; 4) инвесторы; 5) местные сообщества, куда входят:
- средства массовой информации; некоммерческие организации, в том числе общественные и благотворительные;
- местные активисты, формирующие общественное мнение.
***
Процесс создания сетей взаимодействия иногда называется бриджингом или стратегическим партнёрством. Оно может реализоваться в разных формах. Это:
- совместное ведение бизнеса с постоянными покупателями продукции,
- различные формы сотрудничества с конкурентами,
- создание совместных предприятий при реализации разных типов интернациональных стратегий,
- объединения для лоббистских усилий на уровне отрасли,
- другие действия, которые приводят организацию к более тесному её союзу со своими крайне необходимыми стейкхолдерами.
Недавние исследования показали, что стратегическое партнёрство является средством уменьшения как неопределённости, возникающей из непредсказуемых требований обстановки, так и давления, происходящего из-за высокого уровня взаимозависимости организаций.
Социальное партнёрство - это система цивилизованных общественных отношений...
Партнёрские методы позволяют учреждениям наводить мосты (осуществлять бриджинг) с заинтересованными сторонами, преследуя общие цели, в то время как традиционная тактика (смягчения негативного воздействия факторов внешней среды) просто уменьшает уровень нежелательных последствий и содействует удовлетворению потребностей или требований учреждений.
Партнёрство может способствовать получению своевременной и полной информации о стейкхолдерах, росту доверия и улучшению репутации корпорации.
КАК?
Потенциальные выгоды от тактики активного партнёрства можно проиллюстрировать, взяв в качестве примера отношения с пользователями. Так, например, пространство детских библиотек за рубежом очень часто формируется при самом активном привлечении детей. Замечательный пример - «Библиотека 100 талантов», о которой говорилось на конгрессе ИФЛА в Милане (доклад переведён).
В традиционном понимании библиотека - место, где царствуют тексты. Но многие дети учатся и общаются не только с помощью слов. Концепция библиотеки 100 талантов базируется на теоретических принципах образования и теории Ховарда Гарднера (100 языков детства). Ребёнок может выразить себя не только через слово, но и через звук, движение, краски, рисунок, конструирование, лепку и разными другими способами. Педагоги и художники уже десятилетия работают подобным образом в детских центрах. Совместно разработанные гипотезы, соображения, идеи привели и к возникновению особой модели детской библиотеки. Оценка способностей ребёнка (какого рода одарённость демонстрирует ребёнок, какой у него склад ума) - отправная точка в работе с детьми. В библиотеке 100 талантов библиотекари - сами дети. Библиотека будущего - прежде всего способ получения информации, разработка новых возможностей её получения и обмена ею с другими детьми.
Соответственно, требуется особое здание, в котором это стало бы возможным. Эти идеи легли в основу построения новых зданий детских библиотек в Италии, Голландии и Швеции, где дети очень высоко ценят их «включённость» в библиотеку самыми разными способами. Дети любят её и горды результатами своего участия. Библиотека стала их собственной библиотекой, и они рассказывают об этом друг другу.
Что нужно сделать публичной библиотеке, чтобы стать для детей и подростков интересным, творческим, гостеприимным местом, которое стимулирует чтение?
Основная цель первого этапа шведского проекта «2020: Экспресс на Марс» (об этом проекте мы писали в № 3-2011.- Рец.) состояла в том, чтобы найти формы участия детей и подростков в оформлении помещения библиотеки своего района. На втором этапе акцент делался на том, чтобы найти новые методы стимулирования развития речи и радости чтения. Проект «Экспресс на Марс» базируется на теории Ховарда Гарднера о множественности интеллектуальных компетенций.
Ещё один пример из жизни детей, связанный с Интернетом, - детская рекомендательная сеть в Канаде, которая поддерживается детьми. Наш будущий российский проект (о котором пока не буду подробно говорить) - тоже из этой группы примеров активного взаимодействия с пользователями -детьми.
Библиотеки, стоящие на позициях традиционной дистанцированности в отношении пользователей, фокусируют внимание на информации об ожидаемом спросе в соответствии с существующим качеством и предлагаемым сервисом, с целью оградить себя от неопределённости спроса и возможных жалоб покупателей.
При тактике активного партнёрства библиотека может выбрать путь создания более прочных связей с пользователями путём вовлечения их непосредственно в разработку своих программ и услуг, программ совершенствования, модернизации и развития библиотеки, в планирование услуг и графиков работы (через компьютерные сети).
Техника активного управления стейкхолдерами строит взаимозависимости, а не предотвращает их.
В тесном сотрудничестве с пользователями библиотека скорее получит более полную информацию о направлении развития их интересов, будет в состоянии предвидеть будущие потребности в улучшенном сервисе и новых его видах, максимизирует вероятность успеха и минимизирует время, необходимое для разработки и представления на информационный рынок новых продуктов, сформирует отношения доверия и взаимного уважения групп связанных с ней стейкхолдеров.
Методом активного созидательного партнёрства является создание общих целей, а не просто приспосабливание к инициативам заинтересованных сторон. Как это происходит, зачастую, в нашем сотрудничестве со школьными библиотеками.
ОСТОРОЖНО, СТУПЕНЬКИ!
Было бы неверно утверждать, что стратегическое партнёрство даёт только выгоды. Здесь также имеются и слабые стороны.
Например, конфликты, порождаемые различиями корпоративных культур участников партнёрства, способны ослаблять сотрудничество между фирмами и препятствовать возникновению партнёрства.
Прочные связи с одним из стейкхолдеров могут заставить организацию отдалиться или ограничить связи с другим во избежание конфликтов интересов, нарушений требований этики бизнеса или потери конфиденциальной информации.
Более того, совместное принятие решений может требовать существенно большего времени, способно затягиваться и завершаться слишком большим количеством компромиссов.
Живой пример из жизни нашей библиотеки - Неделя детской книги, которую мы хотели провести не так, как прежде. И соединились в общем порыве к новому с замечательным Фондом «Марджани» и Центром «Мусейон» ГМИИ им. А.С.Пушкина. В результате формирование программы затянулось настолько, что мы потеряли огромное количество традиционных посетителей. Правда, и приобрели тех, кто никогда о библиотеке не слышал. Надо отметить, что в процессе написания этого доклада я постоянно соотносила всё со свежим опытом проведения Недели детской книги и убеждалась в правоте каждого теоретического пассажа.
В целом же преимущества партнёрства перевешивают его недостатки и опасности, если тактика партнёрства применяется правильно.
Зачастую в общественном сознании неверно трактуют само понятие социального партнёрства. Многие понимают это явление как любое взаимодействие, будь то внутрикорпоративное сотрудничество или налаживание партнёрских отношений с другими организациями. В результате искажается истинный смысл социального партнёрства, происходит подмена понятий.
Социальное партнёрство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнёрство возникает тогда, когда представители трёх секторов (государственных структур, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций - эти силы принято называть первым, вторым и третьим секторами соответственно) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.
Поэтому так важно всерьёз отнестись к созданию сетевых структур. Создание сетевых организаций даёт сегодня один из самых эффективных методов управления внутренними и внешними стейкхолдерами.
***
Однако вернёмся к экономике, развитие которой довольно чётко коррелирует с процессами нашей с вами отрасли.
Крупные, вертикально интегрированные компании, которые доминировали в экономике развитых стран в течение первых трёх четвертей прошлого столетия, возникли для снабжения растущего рынка товарами и обеспечивали эффективную организацию производства. Позднее, в частности в 1980-е годы, рыночная ситуация в мире кардинально изменилась, так же как изменился и ассортимент товаров, поставляемых на рынки.
Современная конкурентная борьба требует высокой производительности и эффективности производства. Фирмы должны всё быстрее реагировать на требования рынка и новшества конкурентов и в то же время контролировать и даже снижать цены на свои товары и услуги. Столкнувшись с такими требованиями, крупные предприятия, спроектированные под условия 1950-х и 1960-х годов и связывавшие поиск существенной экономии с централизованными механизмами планирования и управления, по понятным причинам оказались несостоятельными. Снижение эффективности фирм с традиционными структурами привело к новой ситуации в бизнесе. Успех в конкурентной борьбе ныне связывается не с аккумуляцией ресурсов и контролем, а с производством меньшего количества товаров более высокого качества при меньших затратах.
В частности, от менеджеров, желающих, чтобы их организации успешно конкурировали в XXI столетии, требуется следующее:
- Поиск благоприятных возможностей и ресурсов во всём мире.
- Обеспечение максимальной отдачи от любых инвестиций в бизнес, независимо от того, кому принадлежат вкладываемые средства, - организации, где работают менеджеры, или другим учреждениям.
- Проведение только тех операций, которые учреждение может или сможет после дополнительной подготовки осуществлять на высоком профессиональном уровне.
- Передача подрядчикам тех операций, которые другие компании (другие организации) способны выполнить быстрее, более эффективно или с меньшими затратами.
Вышесказанное в полной мере относится к библиотекам в целом и детским библиотекам в частности.
Позитивные моменты объединения
- Более богатые ресурсы
- Большее количество услуг
- Меньше дублирования
- Больше компьютеров
- Расширенные часы работы
- Лучшее использование фондов
- Улучшение репутации в сообществе
Например, каталогизацию детских книг полностью переложить на плечи ЛИБНЕТа, а созданием рекомендательной библиографии занимается РГДБ.
Партнёрство с АРБИКОНом (участие в проекте МАРС) уже сегодня даёт РГДБ около 60 записей в день. На каждую библиотечную запись уходит 13 минут вместо 30 минут. И это не конечный результат. Надеюсь обсудить участие детских библиотек в проекте на совещании библиографов в сентябре 2011 года.
А вот теоретический пассаж, который «ложится» целиком и полностью на сеть детских библиотек в целом.
«Неудивительно, что фирмы, следующие этим предписаниям, часто оказываются организованными в сети, обеспечивающие бриджинг собственно фирмы и её стейкхолдеров. Одна группа стейкхолдеров - участников сети может вести исследования и разработку продукта, другая может взять на себя разработку технологии и производство продукта, третья может стать дистрибьютером и т.д. Когда во взаимодействие вовлечено большое количество стейкхолдеров, конкуренция возникает в каждом звене цепи производства и сбыта товара или услуги, и законы рынка оказывают существенное влияние на принятие решений, связанных с распределением ресурсов. Используя сетевую структуру, фирма может вести своё дело одновременно и новаторски, и эффективно, сосредоточивая свои усилия на тех вещах, которые она делает хорошо, и заключая контракты с другими фирмами, чтобы получить недостающие ресурсы. С другой стороны, она может принять участие в новом деле с минимальным финансовым риском, в оптимальном объёме предоставляя свои уникальные профессиональные навыки и опыт».
***
Теперь вернёмся к библиотечному опыту.
В нашей отрасли таким партнёрским проектом должна стать детская электронная библиотека. И, я надеюсь, станет, поскольку РГДБ получила Президентский грант на её развитие, и региональные и муниципальные библиотеки, уже начавшие оцифровку, присоединятся к нашей платформе. Собственно, сделать это могут и те, кто ещё не имеет ничего: ни программного продукта, ни денег. Но имеет желание.
А что делается за рубежом?
Традиционные формы партнёрства включают в себя дары и спонсорскую помощь. Однако, они всё больше заменяются новыми формами, дающими возможность конкурировать и развиваться в новой ситуации.
Чем характеризуются партнёрские связи в сообществе, столкнувшемся с теми же тремя глобальными проблемами, что и мы: сокращением финансирования, падением интереса к чтению, растущим цифровым контентом и бурно развивающимися средствами телекоммуникации?
1. Отчётливой деловой направленностью. Слово «бизнес» также часто встречается в отраслевой литературе, как и в экономической.
2. Долговременным характером связей между двумя и более организациями.
3. Взвешенной, продуманной стратегией партнёрства.
4. Доверием к партнёру и преданностью по отношению к общим целям.
5. Изменением традиционной институциональной независимой и центристской культуры в сторону её большей корпоративности и интегрированности с внешней средой.
6. Инновационностью сетевых связей.
7. Всё большей распространённостью термина «государственно-частное партнёрство» (ГЧП).
8. Внедрением технологии финансирования ПРОЕКТОВ в рамках партнёрства.
В связи с ростом необходимости кооперации и взаимоиспользования ресурсов, растущей конкуренцией в сфере распределения бюджетных средств, многие учреждения рассматривают возможность совместного использования библиотек: публичные библиотеки, муниципальные власти, руководители научных учреждений - все находятся в поиске креативных партнёров, чтобы, затрачивая меньшие средства, предоставлять качественный сервис.
По мере того, как роль публичных библиотек всё больше смещается в сторону предоставления услуг в области образования и информационной грамотности, цели публичных и научных библиотек начинают совпадать. Муниципальные власти рассматривают вопрос о создании академических деревень, т.е. площадок для размещения всех типов образовательных услуг: от начальной и средней школы до колледжей и университетов, публичных библиотек, музеев и других культурных учреждений, имеющих образовательный компонент.
Так, в США библиотека совместного пользования включает в себя разные типы библиотек, объединившихся на кооперативных началах для предоставления ресурсов и сервисов, таких как поддержка образовательных программ, ББЗ, «продвижение» информационной грамотности. В некоторых случаях, например в случае объединения публичной и школьной библиотек, объединённая структура должна отвечать местным требованиям. Законы некоторых штатов не дают юридической основы для такого объединения. В каждом случае вопрос об объединении решается очень взвешенно, особенно там, где речь идёт об обслуживании детей.
Партнёрство публичной библиотеки (с детским отделом) и начальной школы существует очень давно и в разных вариантах. Однако всегда перед объединением определяется то, как будет обеспечена безопасность школьников начальных классов, как будут отделены документы для взрослых от изданий для детей. А в связи с растущими в обществе угрозами вопросы безопасности детей становятся критичными при решении вопроса об объединении.
Партнёрство публичной библиотеки со средней, а также старшей, привилегированной (чартерной) школой тоже отличается вариативностью форм.
При этом опыт показывает: совместные библиотеки оптимизируют использование ресурсов и предоставляют больше сервисов, однако затраты на их содержание не будут меньше.
Вкладывая деньги в потенциального партнёра, следует помнить, что затраты не будут малы, но это позволит предоставить больше услуг и ресурсов для своих пользователей каждому из партнёров.
Проблемы совместных библиотек
Планирование.
Управление.
Администрирование и финансирование.
Меньшее количество взрослых, которые хотят пользоваться библиотекой.
Переполненные помещения.
Позитивные моменты объединения
Доступ к информации и материалам.
Технологическая интеграция.
Отношение персонала.
Персонал.
Идентичность.
Более богатые ресурсы.
Большее количество услуг.
Меньше дублирования.
Больше компьютеров.
Расширенное время работы.
Лучшее использование фондов.
Улучшенная репутация в сообществе.
Общие проблемы
Базовые различия в целях, ведущие к ролевым конфликтам.
Месторасположение физического объекта и месторасположение внутри физического объекта.
Потеря автономности.
Ограничения, касающиеся выдачи некоторых документов.
Вопросы интеллектуальной свободы.
Неудобная парковка.
Персонал, не желающий сотрудничать.
Различия в зарплатах сотрудников.
Я привела пример только одного из возможных типов партнёрства со школой, именно со школой, а не просто со школьной библиотекой.
Существует партнёрство для решения конкретной задачи. Скажем, партнёрство в области продвижения чтения. И тому есть много примеров из практики работы библиотек Великобритании, Франции. Эти примеры описаны в книге, изданной в 2006 году Фондом «Пушкинская библиотека» и издательством «Белый город».
***
В последние годы всё больше стали говорить о ГЧП - государственно-частном партнёрстве.
Следует констатировать, что ГЧП не является чудесным избавлением от всех бед. Для каждого проекта необходима оценка того, будет ли являться структура ГЧП оздоравливающим фактором для специфического вида сервиса по сравнению с тем, что даёт обычный контракт, или нет.
ГЧП-проекты требуют оценки: реалистичности проекта, достижимости проекта, масштаба и важности проекта, сложной системы взаимозависимости партнёров, прибыльности проекта (социальные и иные выгоды).
Очень важно создать базу данных партнёрского проекта, содержащего критическую оценку существующей практики.
Различают несколько моделей тройственных союзов библиотека - государство - частный бизнес:
Статичная модель, при которой государство направляет библиотеку и частный бизнес и регулирует отношения между ними.
Либеральная модель, которая предполагает невмешательство государства в отношения между партнёрами.
Интерактивная модель, когда генерируется новая инфраструктура посредством налагающихся институциональных сфер деятельности каждого партнёра.
Я посмотрела на российский портал ГЧП. Даже в разделе «социальная сфера» нет ни одного партнёрского библиотечного проекта.
***
В зарубежной практике, как вы знаете, широко используются грантовые возможности. Но поскольку объёмы грантов также сокращаются, то партнёрство используется и при подаче заявок на совместные проекты. (РГДБ и Фонд «Пушкинская библиотека», подписав договор о стратегическом партнёрстве, уже сделали этот шаг).
Партнёрство может быть в области исследовательской деятельности, в том числе и на средства грантов РФФИ, РГНФ.
Партнёрство в области стажировок уже проверено многими структурами. РГДБ впервые планирует осуществить стажировку по детским
библиотекам Великобритании в октябре под эгидой Минкульта РФ и Британского Совета.
Мне кажется, наступил довольно критичный момент для всех нас, связанный с необходимостью:
- идентифицировать факторы, связанные с пересмотром отношений со старыми партнёрами и установлением новых партнёрских связей;
- идентифицировать различия и сходства в моделях поведения партнёров;
- разработать механизмы бриджинга между партнёрами.
При выборе партнёра рекомендуется руководствоваться следующими соображениями:
1. Проясните цели своего партнёра.
2. Выбирайте партнёров, которые вас смогут укрепить.
3. Избегайте иллюзий относительно простоты выстраивания партнёрских отношений.
И я бы ещё добавила
4. Ломайте стереотипы
И помните, что в отличие от прошлых партнёрских связей нынешние - всегда ВРЕМЕННЫ. -
Л.Олсен в своей книге «Partnership For Social Welfare1» пишет, что «партнёрство - это больше, чем кооперация. Оно включает развитие проектной культуры, принимаемой партнёрами, как среды для разделения задач, процесс поиска новых решений, в который партнёры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему увеличения качества, которую все партнёры должны улучшать и развивать».
***
А теперь давайте взглянем на «дорожную карту», которую сделали наши товарищи по духу в Форсайт проекте «Детство-2030»2.
И что мы увидим там? НАШУ ТЕРРИТОРИЮ ДЕТСТВА. Но нас там нет... •
Фрагмент альбома «Дорожная карта "Детство 2030"»
1 «Партнёрство для социального благополучия».
2 Форсайт проект «Детство - 2030» был реализован по инициативе Общественной палаты РФ при участии фонда «Моё поколение» и Международной методологической ассоциации. Материалы на сайте http://www.2010-2030. сот/588/