Винокур В. Первый всероссийский съезд по библиотечному делу. / В. Винокур // Школьная библиотека. - 2011. - № 8. - С. 35 - 44.
Первый всероссийский съезд по библиотечному делу.
В июне исполнилось сто лет со дня открытия первого в истории России съезда работников библиотек. Его участники обозначили проблемы, препятствующие успешному развитию библиотечного дела в стране, и приняли ряд конструктивных предложений, направленных на развитие библиотечного взаимодействия, становление системы профессионального обучения и осознание себя как отдельной профессиональной группы.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СОЗЫВЕ СЪЕЗДА И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Точкой отсчета деятельности по созыву Первого Российского съезда библиотечных работников можно считать 8 февраля 1910 года. В этот день на заседании Общества библиотековедения секретарь бюро по международной библиографии при Императорской академии наук Евгений Альфредович Гейнц прочитал доклад «Два последних съезда немецких библиотекарей в 1908 и 1909 гг.». Реакцией на это выступление стала инициатива Общества библиотековедения начать подготовку к проведению в России первого съезда библиотечных работников. Секретарю Общества А. Е. Плотникову было поручено представить доклад о созыве съезда. После обсуждения доклада на заседании Общества библиотековедения, состоявшемся 22 февраля 1910 г., было принято решение о созыве съезда не позднее июня 1911 года.
В первой половине июня 1910 года в Министерство внутренних дел было направлено ходатайство о разрешении созыва всероссийского съезда по библиотечному делу в июне 1911 г., с приложением программы съезда, утвержденной Советом Общества библиотековедения.
Программа будущего съезда включала в себя следующие пункты:
1. Положение и нужды библиотечного дела в России вообще и библиотек разных типов — государственных, академических, специальных, общественных, народных и коммерческих, в частности. Меры к развитию и упорядочению библиотечного дела.
2. Вопросы внутреннего управления библиотеками разных типов.
3. Выбор и приобретение книг.
4. Правила пользования библиотеками.
5. Библиотечный персонал. Его профессиональная подготовка, нужды и объединение.
6. Техника библиотечного дела.
7. Библиотечные здания и их оборудование.
8. О культурно-просветительской деятельности библиотек.
9. Учреждения, обслуживающие общие нужды библиотек.
10.Вопросы библиографии.
Лишь по прошествии пяти месяцев — в ноябре 1910 г. — Министерством внутренних дел было дано разрешение на созыв съезда.
Особую озабоченность у организаторов вызывал вопрос финансирования. Совет Общества библиотековедения обратился с просьбами об ассигновании во все губернские земские управы, в городские Думы Санкт-Петербурга и Москвы, а также к некоторым общественным организациям и частным лицам. Однако к середине марта 1911 года финансовую помощь съезду оказали лишь земские собрания Ярославской, Нижегородской и Костромской губерний, в размере от 30 до 100 рублей каждая.
К 30 мая 1911 года список членов, прибывших на съезд, включал в себя 212 фамилий.
К этому времени было принято решение о проведении съезда в помещении Санкт-Петербургского Технологического института.
ДЕЛЕГАТЫ СЪЕЗДА
Делегатов можно условно разделить на две основных категории:
1. Представители библиотечного сообщества (заведующие, библиотекари, помощники библиотекарей, владельцы частных библиотек), которые, в свою очередь, были разделены организаторами съезда на две секции:
— служащие академических библиотек государственных органов, высших учебных заведений и научных учреждений;
— служащие народных, общественных, частных библиотек, а также владельцы частных библиотек.
2. Лица, не являвшиеся библиотечными служащими, в число которых входили: чиновники государственных органов, земские служащие, представители общественных организаций, имеющих собственные библиотеки, а также педагоги, журналисты, издатели, библиофилы и книготорговцы.
Общее количество присутствовавших на съезде составило 342 человека. Из Санкт-Петербурга — 177, из Москвы — 48, из других населенных пунктов — 115, из-за границы — 2.
От академических библиотек — 97, от народных и общественных библиотек — 150, от земских — 24, от частных библиотек — 65, по несколько делегатов от железнодорожных и студенческих библиотек, а также библиотек средних учебных заведений. В работе съезда принимали участие 28 библиографов и 6 лиц, занимающихся оптовой книжной торговлей. На съезде были представлены 62 доклада, из которых были рассмотрены 45, вынесено 26 резолюций.
Несмотря на то, что официальные власти России и Санкт-Петербурга предпочли не замечать всероссийское собрание библиотечных работников, тем не менее, на съезде присутствовал руководитель ведомства, осуществлявшего административный надзор за соблюдением законодательства о цензуре, в том числе и контроль за составом фондов российских библиотек, — начальник Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел в чине гофмейстера Двора Алексей Валерианович Бельгард и молодой чиновник библиотеки повременных и неповременных изданий упомянутого Главного управления губернский секретарь Захид Шефич Шамиль. (К сожалению, в обширных мемуарах А.В. Бельгарда не нашлось места воспоминаниям, посвященным первому съезду работников российских библиотек).
Государственная Дума была представлена членом Думской библиотечной комиссии Владимиром Ивановичем Дзюбинским, депутатом, избранным от города Тара Тобольской губернии, являвшимся товарищем «председателя бюро трудовой группы в 3-й Государственной Думе». По инициативе В.И. Дзюбинского, служившего до избрания в Думу старшим помощником акцизного надзирателя, в городе Петропавловске Акмолинской области были открыты воскресная школа, общество помощи бедным и реальное училище.
На съезде присутствовали служащие библиотеки Государственной Думы: библиотекарь, коллежский советник Алексей Михайлович Белов, помощник библиотекаря Людмила Степановна Кулжинская и журналист библиотеки Мария Николаевна Попова.
В числе участников съезда были представители библиотек высших органов государственной власти, а также военного управления Российской Империи:
«Помощник заведующего Собственными Его Императорского Величества библиотеками» Лев Алексеевич Богданович;
«заведующий библиотеками Государственного Совета» Сергей Михайлович Латышев;
скромно назвавшийся при регистрации библиотекарем начальник архива и библиотеки Святейшего Синода статский советник Константин Яковлевич Здравомыслов и чиновник библиотеки и архива коллежский советник Антон Иванович Никольский;
заведующий библиотекой Ученого комитета Министерства финансов Иван Васильевич Новиков;
а также библиотекари следующих библиотек:
— Генерального и Главного штаба — Александр Иванович Григорович;
— Морского министерства — Сергей Александрович Советов;
— Морского Генерального штаба — Всеволод Петрович Полянский;
— Николаевской военной академии — Сергей Дмитриевич Масловский.
Присутствовали служащие библиотек российских учреждений культуры:
— библиотекарь Русского музея императора Александра III Владимир Александрович Егунов;
— «служащая в Императорском Эрмитаже по выдаче книг» Лидия Николаевна Углова;
— помощник библиотекаря Императорской академии художеств Эдгар Александрович Шульц;
— помощник библиотекаря библиотеки Московского Публичного и Румянцевского музеев Яков Герасимович Квасков;
— «Хранитель Астраханского музея и библиотекарь Петровского острова» (г. Астрахань) Пантелеймон Михайлович Новиков.
Императорская Публичная библиотека была представлена сразу семью служащими, в числе которых: директор библиотеки, действительный тайный советник Дмитрий Фомич Кобеко, помощник директора, действительный статский советник Николай Петрович Лихачев; библиотекари — надворный советник барон Александр Эмильевич Нольде (юридическое отделение) и статский советник Александр Исаевич Браудо (отделение «Rossica»), а также помощники библиотекарей Григорий Викторович Бартенев и Карл Рудольфович Берент.
Среди многочисленных участников съезда был и скромно представившийся при регистрации как «владелец частной библиотеки» житель Москвы Владимир Павлович Рябушинский (1873-1955) — член банкирского дома братьев Рябу- шинских, директор правления Товарищества Окуловских писчебумажных фабрик, член правления Московско
го банка, член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, входивший в Попечительский совет Московского Коммерческого института, член Центрального комитета «Союза 17 октября», основатель и совладелец газеты «Утро России». Вместе с владельцем частной библиотеки на съезд приехал и ее заведующий Владимир Васильевич Данилов.
В качестве бывшего библиотекаря Морского министерства на съезде зарегистрировался Юлий Михайлович Шокальский (1856-1940), «генерал- лейтенант флота», еще до 1917 г. ставший вице-президентом Императорского географического общества. Будущий председатель Географического общества СССР, член-корреспондент советской Академии наук, почетный член ряда иностранных академий и научных обществ получил известность своими исследованиями по гидрологии, океанологии и картографии. Именем Ю.М. Шокальского названы: пролив между островами Северной Земли, остров при входе в Обскую губу, пролив в Антарктике у Земли Александра, пик и ледник на Восточном Тянь-Шане, озеро на полуострове Канин, ледники на Северном острове Новой Земли и на Алтае.
География российских библиотек, представители которых прибыли на съезд, была достаточно широка и простиралась на север до Олонецкой губернии, на юг — до Батума, Баку и Тифлиса, на восток — до Томска и города Верный Семиреченской губернии (ныне Алматы), на запад — до Люблинской губернии и города Августов Сувалкской губернии (ныне территория Польши). Зарубежными участниками съезда являлись библиофилы Николай Алексеевич Ульянов из Берна (Швейцария) и Густав Петрович Де-Риддер из Парижа.
ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА
Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу был открыт 1 июня 1911 г.2 в 14 часов в актовом зале Технологического института в присутствии членов съезда и около 200 приглашенных гостей.
Первым к участникам и гостям съезда обратился председатель Общества библиотековедения, бывший министр народного просвещения граф Иван Иванович Толстой, который, в частности, сказал: «Общество библиотековедения решило созвать Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу, будучи твердо убеждено в необходимости такого съезда. Несмотря на все встречаемые затруднения и подводные камни, Россия быстрее, чем нам, современникам, кажется, неудержимо идет по пути просвещения, так как сознание не только пользы, но и необходимости его уже глубоко проникло в толщу народа.
2 Здесь и далее даты даны по старому стилю.
<...> Ваша роль, господа библиотекари, не только в глазах посторонних, но и в собственных ваших глазах кажется обыкновенно скромною, но она является исключительно важной для Родины. Ведь не кто иной, как вы, является посредником в деле передачи народу той духовной пищи, которая заключается в книге. Вы, вследствие этого, играете роль важного фактора в деле просвещения ваших сограждан, то есть исполняете одну из важнейших обязанностей каждого честного человека по отношению к своему народу и к своей Родине».
Затем были оглашены многочисленные приветствия к съезду.
По предложению Организационного комитета съезд избрал его председателем графа Ивана Ивановича Толстого, возглавлявшего Общество библиотековедения, а в качестве товарищей председателя Станислава Львовича Пташицкого, заместителя председателя Общества библиотековедения, и редактора-издателя газеты «Школа и жизнь» Генриха Адольфовича Фальборка; секретарем — помощника библиотекаря Санкт-Петербургского Политехнического института Александра Евлампиевича Плотникова.
Первый день съезда, после окончания организационных мероприятий, был посвящен докладам: К.И. Рубинского «Положение библиотечного дела в России по сравнению с состоянием его в некоторых других государствах» и А.Р. Войнич-Сяноженского «Библиотечное дело как самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов».
В своем докладе библиотекарь Императорского Харьковского университета Константин Иванович Рубинский сравнил уровень развития библиотечного дела в передовых странах Западной Европы, США и Японии с положением библиотек в России.
Первая часть доклада была посвящена деятельности академических библиотек. Докладчик указал на серьезные проблемы.
1. Отсутствие квалифицированного персонала в академических библиотеках.
«Библиотекарь русской академической библиотеки в официальных бумагах значится чиновником, и русское общество не допускало мысли, что этому чиновнику нужно больше знаний, чем другим, которым поручено хранение казенного имущества. <...> И нисколько не задумываясь, люди, совершенно несведущие в вопросах библиотечной техники, принимались у нас за управление академическими библиотеками, в которых собраны книги по всем отраслям знаний, на всевозможных языках. < ...> У нас смотрели на академическую библиотеку как на склад книг, существующий для небольшого числа лиц, занимающихся наукой и для тех немногих студентов, которые готовят себя к научной деятельности».
2. Отсутствие какого-либо профессионального обучения работников библиотек.
«Предоставленный самому себе, незнакомый с постановкой дела в других библиотеках, лишенный совета и указания своих коллег, русский библиотекарь должен был самостоятельно разрешать всякие затруднения, встречающиеся в его практике».
3. Недостаточное материальное обеспечение, приводящее к частой смене персонала.
«Хотя для поступления в академические библиотеки и требуется высшее образование, но содержание как штатным служащим в них, так и наемным полагается такое незначительное, что человек с высшим образованием не может долго работать в библиотеке. Состав персонала постоянно меняется, и каждая перемена лишает библиотеку одного из работников, уже несколько привыкших к делу, и вводит вместо него человека несведущего, которого нужно учить. А скоро ли его научишь?»
4. Отсутствие помощи академическим библиотекам со стороны библиотечных комиссий.
«Сделана была, например, попытка улучшить состояние библиотек, поручив их библиотечным комиссиям, составленным из профессоров, но попытка эта не принесла ожидаемых результатов, так как профессора совсем не имеют времени для занятия библиотечным делом, и это дело продолжает оставаться в руках неопытных работников».
Докладчик пришел к неутешительным выводам:
«По положению библиотечного дела Россия далеко отстала не только от Соединенных Штатов и своих европейских соседей, но даже от молодой Японии, которая за десятилетие, предшествовавшее Русско- японской войне, удвоила число своих библиотек и всю страну покрыла ими, в которой Императорская публичная библиотека в Токио, существующая всего 25 лет, равняется уже третьей части нашей Императорской Публичной библиотеки, но в 1,5 раза превышает ее по числу своих читателей и в 2 раза числом выдаваемых книг».
«У нас нужен такой же стройный механизм библиотечного дела, как завели у себя американцы, у нас нужна такая же армия знающих и опытных людей, которые взяли бы это дело в свои руки, нужна их энергия, их подготовка. И первые заботы государства должны быть направлены на это дело».
«Главной задачей этого съезда, без сомнения, будет привлечение внимания государственных учреждений к вопросу о положении библиотечного дела у нас, состояние которого тормозит развитие высшего образования и науки, задерживает стремление общества к самообразованию, мешает широкому распространению просвещения в народе».
«Библиотека не должна быть складом книг: она должна служить не только для развития науки, но и для популяризации ее».
РАБОТА СЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, АКАДЕМИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Участники секции — служащие библиотек университетов, академий, иных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений и государственных органов работали в секции государственных, академических и специальных библиотек.
От Императорской академии наук на съезде присутствовали: Непременный секретарь Конференции Императорской академии наук, ординарный профессор, действительный статский советник Сергей Федорович Ольденбург; директор 2-го отделения библиотеки Императорской академии наук (книги на иностранных языках), ординарный академик и тайный советник Карл Германович Залеман, библиотекарь 1-го отделения библиотеки Императорской академии наук («книги на русском языке и древнеславянском наречии»), магистр и коллежский советник Эдуард Александрович Вольтер и секретарь Бюро международной библиографии при Императорской академии наук Евгений Альфредович Гейнц.
Высшие духовные учебные заведения представляли библиотекари:
— Московской Духовной академии (г. Сергиев Посад) Константин Михайлович Попов;
— Киевской Духовной академии — Амвросий Семенович Крыловский;
— Санкт-Петербургской Православной Духовной академии — Александр Платонович Кроткое и помощник библиотекаря Стефан Алексеевич Родосский.
Присутствовали библиотечные работники большинства российских университетов:
Антон Иеронимович Калишевский1
— Императорского Московского университета — библиотекарь Антон Иеронимович Калишевский;
— Императорского Санкт-Петербургского университета — помощники библиотекаря Илья Петрович Мурзин и Бронислав Игнатьевич Эпимах-Ши- пилло;
— Императорского Харьковского университета — библиотекарь Константин Иванович Ру- бинский;
— Императорского университета Святого Владимира (г. Киев) — помощник библиотекаря Константин Никифорович Щебров;
— Императорского Николаевского Саратовского университета — Иван Антонович Буссе;
— Императорского Юрьевского университета (ныне г. Тарту, Эстония) — директор библиотеки Владимир Эммануилович Грабарь.
Библиотекари других высших учебных заведений:
— Института инженеров путей сообщения — Борис Петрович Гущин;
— Горного института императрицы Екатерины — Владимир Васильевич Данилов;
— Императорского Московского инженерного училища — Владимир Павлович Свенцицкий;
— Лазаревского института восточных языков (Москва) — Михаил Осипович Аттая;
— Демидовского юридического лицея (Ярославль) — Николай Михайлович Миславский;
— Томского технологического института — Адриан Матвеевич Кириллов;
— Киевского политехнического института — Николай Семенович Сафронеев;
— Женского педагогического института — Елена Владимировна Гогель;
— Женского медицинского института — Владимир Георгиевич Браш;
3 Источник иллюстрации: Книга: «Энциклопедия»/ Редкой.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 269.
— Главной гимнастической фехтовальной школы — поручик Федор Павлович Гостев;
а также служащие ряда других академических библиотек.
Меры по улучшению деятельности академических библиотек
Утреннее и вечернее заседания секции, состоявшиеся 2 июня, были посвящены обсуждению внесенной Обществом библиотековедения «Записки по вопросу о мерах, необходимых для улучшения постановки дела в академических библиотеках».
Подавляющее большинство положений, изложенных в «Записке», определяющих порядок назначения на должности в библиотеках, служебные права и материальное содержание библиотечных работников, критике не подвергались, за исключением вопроса о желательности учреждения кафедр библиотековедения при некоторых университетах. Это положение поддержали представители Московского и Харьковского университетов, Императорской военно-медицинской академии, Киевского политехнического института и ряд других участников съезда. Иную точку зрения отстаивали их оппоненты, предлагавшие создание особых курсов библиотековедения, не связанных с учебными заведениями. Причем по этому вопросу противоположных точек зрения придерживались даже участники съезда, представлявшие одно и то же учебное заведение. Так, устройство автономных курсов библиотековедения поддерживали служащие библиотек Харьковского университета и Императорской военно-медицинской академии, а также Императорской Николаевской военной академии, Демидовского юридического лицея, Санкт-Петербургского политехнического института и ряда других участников секции. После трехчасовых дебатов состоялось голосование, в котором победу одержали сторонники автономных курсов библиотековедения (28 против 17).
На секции государственных, академических и специальных библиотек были заслушаны следующие доклады делегатов съезда:
Е.Н. Добржинского «Положение русских академических библиотек, по данным анкеты». Анализировалась информация, полученная с мест по ответам на «Вопросный лист», разосланный подготовительной комиссией съезда по государственным, академическим и специальным библиотекам.
По результатам обсуждения этой темы были приняты резолюции, посвященные как необходимости организации специальных обучающих курсов и устанавливающие профессиональные требования к занятию должностей в академических библиотеках, так и принятию неотложных мер по повышению служебного статуса библиотечных служащих, в том числе улучшающих их материальное положение. Было предусмотрено право женщин на занятие должностей в академических библиотеках.
«Съезд признал необходимым:
1. Учреждение специальных высших курсов библиотековедения и библиографии для теоретической и практической подготовки библиотекарей и их помощников, для лиц с высшим и средним образованием.
2. Установление стажа при главнейших библиотеках для практического изучения библиотековедения, допущение к занятию должностей заведующих библиотеками исключительно лиц с высшим образованием, получивших соответственную специальную подготовку и отбывших библиотечный стаж; к занятию же должностей помощников библиотекаря и соответствующих им иных должностей по библиотеке — лиц с образованием не ниже среднего на тех же условиях, соответственно профессиональной подготовке (теоретической и стажа).
3. Приглашение библиотекарей, заведующих академическими библиотеками, на заседание совета и правления (хозяйственного комитета) подлежащего учебного заведения во всех случаях обсуждения вопросов, касающихся библиотеки, с правом решающего голоса.
4. Замена ныне действующего способа назначения на библиотечные должности — избранием по конкурсу.
5. Предоставление библиотекарям, заведующим академическими библиотеками, прав учебной службы высшего учебного заведения, помощникам же (и лицам, занимающим аналогичные должности) прав учебной службы средних учебных заведений...
6. Предоставление библиотечному персоналу ежегодно летних достаточных отпусков.
7. Допущение ко всем библиотечным должностям лиц обоего пола.
8. Увеличение содержания служащих академических библиотек до следующих норм первоначального оклада: библиотекарю — не менее 3 000 р. в год; помощникам и другим, равным им по служебному положению лицам, — 2/3 оклада библиотекарей; младшему персоналу — не менее 600 р. в год.
9. Установление четырех 10-процентных прибавок оклада всему библиотечному персоналу через каждые выслуженные пять лет».
Библиотекарь и библиотечные комиссии
Особое внимание участников секции вызвали вопросы деятельности библиотечных комиссий в учебных заведениях, научных и государственных учреждениях. На утреннем заседании секции, состоявшемся 3 июня, были заслушаны доклады библиотекарей университетов: Московского — А.И. Калишевского «К вопросу о порядке управления библиотекой» и Харьковского — К.И. Рубинского «Библиотечная комиссия в академических библиотеках». В докладах сообщалось о стеснении деятельности работников академических библиотек со стороны администрации учреждений, в которых находятся данные библиотеки. В деятельности таких комиссий библиотекарь, как правило, не имел решающего голоса. В докладе К.И. Рубинского было выдвинуто предложение ходатайствовать об учреждении при Министерстве народного просвещения особого управления библиотеками — по примеру подобных управлений во Франции и в США.
Участники секции, поддержав мнение докладчика об уменьшении зависимости работников академических библиотек от влияния академических комиссий, признали, что в настоящее время возможно только частичное ограничение деятельности таких комиссий (предварительное рассмотрение смет и распределение ассигнований; ежегодная частичная ревизия библиотечного фонда), при оставлении в компетенции комиссий функцию пополнения библиотек новыми изданиями. Предложение о создании при Министерстве народного просвещения особого управления библиотеками участниками секции было отклонено.
По докладам А.И. Калишевского и К.И. Рубинского о библиотечных комиссиях была вынесена следующая резолюция:
«Съезд признает настоятельно желательным: ограничение деятельности библиотечных комиссий: а) предварительным рассмотрением смет и распределением ассигнований; б) заботами о пополнении библиотек; в) производством ежегодных частичных ревизий книжного имущества».
Вопросы библиотечной техники
Доклады, заслушанные на заседаниях секции, были посвящены преимущественно вопросам совершенствования библиотечной техники в крупных академических библиотеках (Б.С. Бод- нарского «О десятичной системе», П.А. Унде-Попо- ва «О системе каталога и о библиографических приложениях-карточках при вновь входящих книгах», П.М. Богданова «О расстановке и нумерации книг», А.Р. Войнич-Сяноженцкого «Контроль при выдаче книг и над сроками их возврата. Меры взыскания» и его же «Наиболее удобные формы печатания списков текущих поступлений»).
Ряд докладов секции носил ознакомительный характер и касался вопросов организации деятельности отдельных библиотек (К.Г. Зале- мана «Проект постройки нового здания для библиотеки Императорской академии наук», В.П. Свенцицкого «Постановка библиотечного дела в Императорском Московском инженерном училище», Е.Н. Добржанского «Библиотека Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого»).
В частности, по докладу служащего Государственного банка, кассира Императорского Вольного экономического общества и секретаря Общества библиотековедения Павла Михайловича Богданова «О расстановке и нумерации книг» была принята следующая резолюция: «Съезд признает:
Недопустимым введение т.н. крепостной, т.е. неподвижной системы расстановки книг во вновь организуемых библиотеках.
Из систем подвижной расстановки более рациональной Съезд признает механическую расстановку по форматам, в хронологическом порядке.
При принятии механической подвижной системы расстановки книг Съезд рекомендует объединение хронологического и топографического инвентарей».
На вечернем совместном заседании, проходившем 4 июня в помещении Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого, где участники съезда знакомились с организацией работы в библиотеке этого учебного заведения, был заслушан доклад Б.С. Боднарского «Международная десятичная классификация в применении к библиотечному каталогу», который предложил ввести в российских библиотеках используемую за границей десятичную систему.
Принятая на секции резолюция по предложению Б.С. Боднарского содержала достаточно сдержанную оценку: «...О введении в русские библиотеки десятичной системы, не находя в данное время возможным установить преимущества той или другой классификационной системы в применении к библиотекам, Съезд, тем не менее, считает систему эту заслуживающей внимания в виду ее международное™ и применения ее во многих иностранных и некоторых русских библиотеках».
В ходе обмена мнениями делегаты съезда высказались за необходимость организации межбиблиотечного взаимодействия, в частности предполагающего свободный обмен книгами между академическими библиотеками и обмен дублетами, а также учреждение центрального бюро для содействия такому обмену и оказанию помощи по вопросам организации библиотечного дела. Таким образом, на съезде была сформулирована идея организации межбиблиотечного абонемента, что нашло отражение в следующих резолюциях секции:
«Съезд признает настоятельно необходимым разрешение свободного обмена книг для временного пользования между академическими библиотеками по непосредственному сношению библиотекарей и под их ответственность без испрашивания особого на каждый раз разрешения высшего органа тех учреждений, при которых данные библиотеки находятся».
«...Желательно иметь в каждой академической библиотеке особый карточный каталог дуплетов».
Было признано «настоятельно необходимым учреждение Центрального бюро, как для посредничества по обмену дуплетов, так и для выдачи справок по вопросам организации библиотек».
Однако на секции, объединявшей служащих академических библиотек, не обошлось и без небольшого скандала (правда, оставшегося незамеченным представителями прессы), инициатором которого стал библиотекарь (фактически, заведующий) библиотекой Государственной Думы коллежский советник А.М. Белов. Его кандидатура на этот пост была утверждена в апреле 1910 года по настоянию членов думской библиотечной комиссии — преимущественно депутатов правых фракций, после длившегося несколько месяцев сопротивления Председателя III Государственной Думы Н.А. Хомякова. До назначения в российский парламент А.М. Белов служил в должности младшего чиновника «5-го отделения Канцелярии Его Императорского Величества по принятию прошений» и одновременно являлся библиотекарем Императорского общества любителей древней письменности. Доклад А.М. Белова «О библиотеке Государственной Думы» был снят самим докладчиком, после того как участники съезда отказались принять выдвинутое им непременное условие: не обсуждать доклад после его прочтения.
Библиотекарь как особая профессиональная группа
Особую значимость на съезде приобрел вопрос об осознании российскими библиотекарями себя в качестве представителей особой профессиональной группы.
Секретарь Общества библиотековедения А.Е. Плотников писал: «Бесправие библиотек народных и общественных, неопределенное положение библиотек академических, внутренняя неорганизованность тех и других, полная, за отсутствием местных и центральных органов, разрозненность библиотечных работников — таково в общих чертах положение русского библиотечного дела».
Одним из важнейших вопросов библиотечной жизни, поднятых в выступлениях участников съезда на секции академических библиотек, было определение профессии библиотекаря в качестве самостоятельной профессии, требующей наличия специальных знаний.
Здесь нельзя обойти вниманием прочитанный в день открытия съезда, 1 июня, доклад «Библиотечное дело как самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов», прочитанный библиотекарем Императорской военно-медицинской академии Алексеем Раймундовичем Вой- нич-Сяноженцким. Доклад звучал настолько остро, что ряд газет, освещавших деятельность съезда, предпочли не пересказывать его содержание и воздержались от каких- либо комментариев.
Основная идея выступления — отсутствие профессиональных знаний у многих библиотечных работников академических библиотек, которые вынуждены самостоятельно, путем проб и многочисленных ошибок, медленно овладевать спецификой организации библиотечного дела.
Предоставим слово самому докладчику:
«Чаще всего библиотечное дело отождествляют у нас с библиографией, с той ее частью, предметом которой является регистрация книжных поступлений, причем совершенно забывают о том, что библиотечное дело имеет собственные задачи, свои самостоятельные методы для их выполнения, что оно располагает целым рядом своеобразных технических приемов... взаимно переплетающихся и дополняющих друг друга, но строго объединенных одной общей руководящей идеей, неизменно и постоянно направленных к достижению своей конечной цели — дать возможность читателю с удобством и наиболее целесообразно пользоваться книжными богатствами».
Отсутствие в обществе, даже в просвещенной его части, понимания необходимости профессиональной подготовки библиотечных работников привело к тому, то в России отсутствовали учебные заведения и курсы по подготовке библиотекарей. «...Ни одно из министерств и ни одна из 3 Государственных Дум не возбудили вопроса об устройстве у нас школ библиотековедения».
«Неопытность ведет к тому, что книги вследствие неправильной расстановки теряются в пределах самой библиотеки, и сколько таких утерянных книг — никому не известно. <...> Послужит, привыкнет, научится сам собой — говорят про такого начинающего библиотекаря, утешая себя и других и веря в чудотворную силу самообучения».
«Да, мы все, к сожалению, самоучки, и библиотеки будут обслуживаться самоучками до тех пор, пока не проникнет во всеобщее сознание необходимость учреждения школ библиотековедения, мы самоучки потому, что страна, в которой мы служим, проводя лучшие годы своей жизни в душных и пыльных помещениях библиотек, не позаботилась о нашем обучении, оставила нас на произвол судьбы, но в то же время требует от нас самоотверженной, усиленной работы, требует подвижничества. Со дня рождения мы были пасынками своей страны и таковыми остаемся по сей день».
Сравнивая положение российских библиотекарей с их зарубежными коллегами, А.Р. Вой- нич-Сяноженцкий вынужден был признать: «Как мы далеки от подобного сознания — это видно не только из нищенски скудного вознаграждения, совсем не подходящего для специального труда, сколько из отношения к нам различных общественных групп, начиная от земства и кончая учеными корпорациями, отношения — то терпеливо-снисходительного, то надменного, то милостиво-покровительственного».
Иллюстрируя свой тезис о безвозвратно утраченных Россией ценных частных книжных собраний по причине недостаточности средств, выделяемых на приобретение литературы для академических библиотек, автор привел следующий пример: «Старательно на протяжении 30 лет подобранная известным сибирским красноярским любителем книг Юдиным библиотека в 80 000 томов не нашла себе ценителя в нашем отечестве, когда он задумал ее продать. Она была куплена по постановлению Конгресса Северо-Американских Штатов и служит украшением русского отдела библиотеки Конгресса в Вашингтоне».
Завершая доклад, А.Р. Войнич-Сяноженцкий отметил важную роль, которую играют российские библиотеки в деле народного просвещения:«Библиотечное дело, являющееся краеугольным камнем народного образования, слугой развития научных знаний и могучим условием для их разработки, — не может не развиваться. Особенно ценно и дорого его развитие у нас — в стране, столь бедно снабженной школами и где внешкольное образование, краеугольным камнем которого служат библиотеки, по необходимости является и еще долго будет являться одним из главных опорных пунктов и двигателей образования народа».
Этот доклад в настоящее время нуждается в небольшом комментарии.
На должности библиотекарей в государственных и научных учреждениях, учебных заведениях назначались их служащие, иногда — в приказном порядке. Нередко это были уже немолодые люди, состоявшиеся в своей научной или служебной деятельности и вынужденные сочетать службу по основной должности с незнакомой им библиотечной работой в непростых условиях крупных академических библиотек.
Так, сам докладчик, А.Р. Войнич-Сяноженцкий, в дни проведения съезда пятидесятилетний (родился в 1859 г.) приват-доцент Императорской военно-медицинской академии, известный врач и анатом, чьим именем назван один из видов оперативного вмешательства при лечениях болезни сердца, был назначен на вакантную должность библиотекаря академии. Помимо службы в академии, он имел частную врачебную практику.
В докладах, заслушанных на утреннем заседании секции 5 июня, высказывалась единая мысль о необходимости наличия у библиотечного работника знаний в области библиографии.
Библиотекарь Императорской Николаевской военной академии коллежский асессор Сергей Дмитриевич Масловский, указанный в списке служащих военной академии как «прикомандированный к академии чиновник для усиления главного управления Генерального штаба», в своем докладе «Библиография в ряду обязательных для библиотекаря знаний» определил следующую проблему: «Именно теперь особенно уместно поставить вопрос о библиографии во всей его полноте. Ибо в современном русском библиотековедении, и в частности среди петербургских академических библиотекарей, достаточно ярко наблюдается течение, в крайних проявлениях своих начисто отрицающее “библиографию”, течение, замыкающее всю работу библиотекаря сферой одной техники и в силу этого определяющее “профессию библиотекаря” как профессию чисто техническую».
Докладчик определил библиографию в числе профессиональных знаний библиотечного работника — «...не только как равноценный технике, но как высший элемент нашего библиотечного дела».
«Но глубокой и роковой ошибкой было бы закреплять созданное обстоятельствами... “засилие техники”, к технике сводить весь труд и знание библиотекаря. Библиотекарь есть не только хранитель книг, не только — пусть главный! но все же мертвый — рычаг библиотечной машины. Библиотека — не книжное кладбище, не музей окаменелостей, а живой организм. И его надо — не хранить, но вести».
По мнению докладчика, необходима специализация персонала академических библиотек по отдельным отраслям знаний и разделение труда между библиотечными служащими, в зависимости от уровня их подготовки: «Среднему персоналу должны быть открыты пути к библиографическим работам и библиографической практике, которые одни, по моему мнению, могут открыть доступ к более ответственным высшим должностям».
«Основное решение вопроса: сосредоточить технические работы в руках младшего служебного персонала и оставить “верхам” — научную библиографическую часть (пополнение, каталогизация, пособие занимающимся), при условии, конечно, не только общего наблюдения за технической частью, но и руководства ею. Такое распределение труда развяжет руки библиотекарям для более плодотворного труда и обеспечит библиотекам правильное и широкое развитие из просветительской работы и даст библиотекам ту целостность, которой в них в настоящее время нет».
По мнению С.Д. Масловского, библиографические знания необходимы библиотекарю для пополнения библиотеки, каталогизации и содействия посетителям в подборе литературы.
Заканчивая свое выступление, Сергей Дмитриевич заявил: «Надо воссоздать то, что было в свое время истиной, не требовавшей доказательств, восстановить ученое звание библиотекаря. <...> Библиотекари не только особая профессия, но профессия ученая».
Библиотекарь Императорского Московского университета Антон Иеронимович Калишевский в своем докладе «Библиография в применении к библиотекам» определил в качестве библиографического минимума, необходимого работнику академической библиотеки, основательное изучение библиографических пособий и наличие оборудованного справочного отдела библиотеки. В качестве положительных примеров справочных отделов докладчиком были приведены библиотеки Геттингена, Вены, а также библиотеки Московского Публичного и Румянцевского музеев.
Оба доклада практически не встретили возражений со стороны участников секции, за разделение понятий «библиотекарь» и «библиограф» высказались только библиотекари Московского народного университета Шанявского и Демидовского юридического лицея. Выступавшие в прениях по этим докладам участники съезда обсуждали главным образом объем библиографических знаний, необходимых служащему академической научной библиотеки.
Согласившись с мнениями, высказанными С.Д. Масловским и А.И. Калишевским, члены секции утвердили по докладам следующую резолюцию: «Съезд признает необходимым для библиотекаря:
а) возможно обширное знакомство с библиографией;
б) особо тщательную организацию справочного библиографического отдела».
Вечером 6 июня, в предпоследний день проведения съезда, секция государственных, академических и специальных библиотек закончила свою работу. Вечернее заседание было завершено осмотром членами секции развернутой на съезде выставки по библиотечному делу.
И несмотря на важность вопросов библиотечной жизни, обсуждавшихся служащими академических библиотек, наибольшее внимание к работе съезда привлекла деятельность другой секции, в которую вошли представители народных, общественных, а также детских и школьных библиотек.