Фриден П. Библиотека как вместилище разума / П. Фриден // Библиотечное дело. - 2005. - № 3. - С. 2 - 7.

Централизация управления европейскими библиотеками демонстрирует: без единой государственной сети библиотек стране не решить вопросы воспитания культуры граждан.

ИСТОРИЯ СЛОВА

Слово имеет греческое происхождение, соответствующее латинскому слову biblio­theca', что означает хранилище, собрание и, иногда, склад, где хранятся книги. В I в. н. э. христиане вкладывали в него особый смысл, обозначая этим термином священ­ные книги Ветхого и Нового Завета. Свя­той Иероним, говоря bibliotheca interni spiri- tus1, bibliotheca verbi divini3, употребляет его в переносном смысле: вместилище, прис­танище. В текстах IX в. слово bibliotheca часто используется для обозначения Свя­щенного Писания (A. Du Cange, Bibl.). С III в. латинские авторы, например, Тертуллиан (Tertullien), чтобы обозначить небольшую библиотеку, употребляют иногда слово armarium (-ia). При Людовике Благочестивом (начало IX в.) слово armarium4 или armaria употребляется даже чаще, чем bibliotheca, вы­являя тенденцию к преобладанию. В этот пе­риод оно соотносится одновременно и с хра­нилищем архивов, и с хранилищем книг. На­чиная с X в., armarium преимущественно употребляется по отношению к архивам, а новый термин - libraria (-ium) (960) - обозна­чает книгохранилище. Возможно, в этом следует видеть реминисценцию термина, ис­пользовавшегося в Риме - tabernae librariae3, - который обозначал книжный склад. Посте­пенно слово bibliotheca исчезало из обихода; на то время в латинском языке его заменило слово libraria, которое в нарождавшемся французском языке приняло форму livrairie или librairie.

К какой дате следует отнести появление французского термина librairie) Его первое упоминание восходит к X в. Время его повсе­местного распространения - XII в. В XIII в. образуется корпорация клерков либрариев, занимавшихся переписыванием и продажей рукописей (первый статут корпорации дати­руется 1275 г.). С этого времени термин обога­щается новым значением, которое из францу­зского языка более не исчезнет: книжная тор­говля. В XVI в. Монтень и Рабле употребляют слово librairie, чтобы обозначить библиотеку, а Гийом Бюде носит звание смотрителя биб­лиотеки короля - maitre de la libraririe du roi.

После четырехвекового периода забве­ния слово bibliotheque возрождается: вместе с гуманизмом оно возникает сначала в Ита­лии, у Петрарки, а затем во Франции, где в первый раз появляется в заглавии издания Метаморфоз Овидия - «Библиотека поэтов метаморфоз или Метаморфозы Овидия»® (1493, Mansion). Монтень употребляет это слово для обозначения библиотеки Ватика­на. И тем не менее, в постоянный обиход это слово входит не ранее XVII в. Даже Фран­циск I, покровитель и друг гуманистов, для обозначения своей библиотеки использует термин librairie.

Начиная с XVII в. слова bibliotheque и librairie употребляются на равных. И все же библиотекарь еще носит звание хранителя либрария'. Но о королевской библиотеке го­ворят «bibliotheque». В конце XVIII в. оба тер­мина, как представляется, нашли каждый для себя собственное специфическое и окон­чательно устоявшееся значение.

В Англии термин library до сегодняшнего дня удержал свое первоначальное значение библиотека.

В Германии в начале XVI в. Лютер гово­рит о Livrerey, но это слово не вошло в немец­кий язык. Сопротивление местного диалекта было еще слабым, и гуманистическое слово Bibliothek утвердилось без труда. Латинские же термины и лютеровский неологизм ис­чезли, не оставив в немецком языке и следа.

В Италии слово сохранило оба значения: libreria обозначает одновременно и книжную лавку, и скромную по размерам библиотеку.

Сегодня слово bibliotheque имеет междуна­родное хождение, за исключением англосаксо­нских стран. Оно обозначает одновременно частное или общественное книжное собрание, помещение и вид мебели для книг. Уже с XV в. оно используется для обозначения собрания таких произведений, которых характеризует какая-нибудь общая черта, например: библио­тека Антуана Дювердье (Antoine Duverdier8), библиотеки классических авторов.

ИСТОРИЯ ИДЕИ

Историю библиотек можно рассматри­вать как процесс развития идеи и как исто­рию ее постепенных воплощений. Обе сто­роны теснейшим образом связаны с общим движением политической, экономической, интеллектуальной истории и с усилиями от­дельных представителей элиты. Их кривые почти совпадают, а подразделения одной вполне приложимы к другой. Говорят о биб­лиотеке античного, христианского, средне­векового типов, типов эпохи Возрождения, XVIII века, современного типа. С архитек­турной точки зрения очевидно, что библио­теки усвоили стиль различных эпох.

Античная библиотека, происхождение которой смутно, в истории IV в. до Рождест­ва Христова появляется как хранилище на­учных и философских книг, служащих для поиска и распространения истины в школах Платона и Аристотеля. Библиотека Алекса­ндрийская (III в. до н. э.) и библиотека Пер- гамская (II в. до н. э.) задумывались по об­разцу библиотеки Аристотеля; первая связа­на с учреждением, которое просуществует до изобретения книгопечатания - мастерская переписчиков. Пергамские раскопки позво­лили составить точное представление об ан­тичном типе библиотеки. Античная библио­тека имела зал для работы (stoa), зал для празднеств, украшенный статуями, и храни­лища; все было связано со святилищем. Биб­лиотека служила одновременно и для иссле­дований, и для увеселений.

Именно эту модель передала Западу вос­точная средиземноморская цивилизация. Рим использовал ее сначала в своих част­ных библиотеках, а затем, после смерти Це­заря, - в публичных библиотеках, создан­ных Азинием Поллионом (Asinius Pollion) (первые век до Р. X.), Августом и т. д.

Рим едва ли сумел привнести легкие из­менения в идею библиотеки и ее воплоще­ние. Он сохранил доминирование отдыха и роскоши над научным занятием; зал для ра­боты часто заменялся фасадом и террасой с колоннами. Папирусные свитки хранились в каменных или деревянных армариях, в кото­рых, когда они достигали определенной вы­соты, устраивались галереи с колоннами.

Греко-романский тип просуществовал почти до V в. Он пережил реформы, сохра­нившиеся в западных образцах до наших дней. А в бурном V в. этот стиль в западной истории исчезает и продолжает развиваться в восточной империи.

На западе христианская библиотека со­вершила переход к новому, средневековому типу. В первые века большая христианская библиотека, такая, какой она была создана епископом Нолы и особенно папами, была предназначена для обучения и религиоз­ной службы. Она делилась на три части: языческая греческая литература, языческая латинская литература и христианская лите­ратуру.

Первое появление средневековой библио­теки может быть датировано эпохой, в кото­рой папирусные свитки были окончательно заменены пергаменом в переплете - кодек­сом, - когда началась большая работа по переписке текстов на пергамен - труды мо­нахов.

Средневековая библиотека была изначаль­но церковной библиотекой и, начиная с VI в., монастырской. Там была составлена первая коллекция греческих текстов и латинских, скопированных и перенесенных на тексты, привезенные с Востока. Так была возобновле­на великая классическая античная традиция.

В Галлии, Германии и Англии монастыр­ская библиотека была внедрена ирландски­ми монахами, начавшими тот обмен мануск­риптами, который охарактеризовал эпоху с VI по XIII вв. и который увенчался усилиями Карла Великого, старавшегося объединить рукописи, рассеянные по всему Западу.

Церковные библиотеки получили новые силы с появлением института переписчи­ков. Большим центром по производству ма­нускриптов стало аббатство Сен-Мартен в Туре. Библиотека монастырского типа про­должала доминировать вплоть до XX в. Сре­ди крупнейших назовем библиотеки в Клю­ни, Флери, Сен-Виктор в Париже.

Средневековая библиотека характеризу­ется скромностью своих собраний, насчиты­вающих от 100 до 600 рукописей, работой пе­реписчиков, примитивной регламентацией, которая ограничивалась простым инвента­рем, наконец, высокими ценами, назначае­мыми за коллекции.

Устройство ее также было элементарным: чаще всего шкафы располагались в святилище, либо в помещениях, аналогичных ему и соеди­ненных с церковью. Часть помещений предназ­началась д ля мастерской переписчиков, а дру­гая - верхний этаж - для хранения собраний.

Здание скорее предназначалось для обу­чения, а не для научных исследований. Лишь начиная с XII в. утвердилась идея на­учного использования и научных организа­ций, появившихся под воздействием схолас­тики (развитой францисканцами и домини­канцами, особенно в Париже). Это веяние было поддержано влиянием испанских ара­бов, которые с VHI в. по образцу древних ум­ножали число библиотек и копировали текс­ты, что делалось в монастырях на западе в намного более скромных масштабах.

В XIII и XIV вв. владетельные персоны на­чали создавать свои придворные библиотеки, в том числе Фридрих II и Людовик IX. Послед­ний при содействии Винсента Бове основыва­ет коллекцию трудов отцов Церкви, которая станет королевской библиотекой (одновре­менно развивается и профессия иллюминато­ров рукописей). Король всегда служил образ­цом для своих дворян. Бургундские герцоги стремились составить «самую богатую и бла­городную библиотеку в мире». Пример Фран­ции распространился до Праги при посредни­честве Карла VI из Люксебургской династии.

Университеты, в свою очередь, создавали библиотеки, ни одна из которых не имела особой значимости. Тем не менее они влия­ли на подбор рукописей и их классифика­цию по системе преподаваемых дисциплин, разделенных по «свободным искусствам» и по факультетам. На XIII в. также пришлось распростране­ние использования пюпитров, к которым книги приковывались цепью.

Новая концепция библиотеки была реа­лизована в XV в. итальянскими гуманиста­ми во главе с Петраркой. Они потребовали возвращения библиотеки древнего образца, содержащуюся на средства государства. Они привили научным исследованиям страсть к античным авторам. Их идеи воплотились в жизнь в публичных библиотеках Венеции (Laurentiana), Флоренции и Ватикана.

Эта концепция передалась во Францию, Германию и Англию вместе с идеями гума­нистов. Посредством войн с Италией содер­жание библиотек Павии и Неаполя обогати­ло коллекцию Франции при Карле VIII и Людовике XII. Развитию частных коллекций покровительствовала библиофилия.

Библиотека эпохи Возрождения утверж­дает ее публичный характер. Библиотека ви­дится универсальной, объединяющей антич­ные, языческие и христианские труды, сред­невековые исследования схоластического и патриотического характера. Доминирую­щей становится забота о языческих авторах. Наконец, она стремится одновременно слу­жить научно-культурным целям и для худо­жественно-эстетического наслаждения.

К середине XV в. произошло величайшее событие в истории киши: изобретение кни­гопечатания. Его влияние на библиотеки проявляется в двух аспектах. Во-первых, оно отделило библиотеку от мастерской перепис­чиков, что было столь характерной черты в предыдущие эпохи; во-вторых, оно до неожи­данных размеров увеличило количество книг и выдвинуло технические задачи, решение которых изменило само «лицо» библиотеки.

В XVI в. система пюпитров была замене­на на систему полок, тянущихся вдоль всей длины стен помещения, имеющего галереи в верхнем этаже. С увеличением числа пе­чатных книг утвердилось понятие раритета, и библиотеки стремились стать музеями и выставочными залами. Производству переп­летов также стали придавать важное значе­ние, особенно во Франции.

В XVII в. итальянское влияние сменилось на французское - благодаря таланту и усер­дию Ноде (Naude), библиотекаря Мазарини. Это была эпоха точных наук и Ноде попы­тался адаптировать библиотеку к новым нуждам. В его планы входило создание пуб­личной библиотеки («Мазарина» открылась для публики в 1643 г., миланская Аброзиана стала публичной с 1608 г.). Он потребовал классифицировать труды в соответствии с классификацией по факультетам. Лейбниц был его последователем и внедрил в Герма­нии эту концепцию публичной и научной библиотеки - учреждениям такой же цен­ности, что школа и церковь.

В 1735 г. королевская библиотека в Пари­же открыла свои двери всем ученым любых национальностей. В Германии первую биб­лиотеку этого французского типа учредил город Геттинген. Библиотека открылась для публики также в 1735 г. и воплощала идеи Лейбница.

Французская революция спровоцировала в первую очередь большое перемещение книг во Франции и в странах, подпавших под ее влияние и доминацию: 8 млн книг сменили своих хозяев вследствие конфиска­ций имущества Церкви. На свет появилась новая концепция: создание государственных библиотек, создание специального законода­тельства и осуществление централизации из­даний в национальной библиотеке.

XIX в. должен был реализовать эту программу. Впереди шла Англия. В начале века Коббет (Cobbet) сумел изложить гене­ральную концепцию библиотеки, утверж­дая, что она была роскошью лишь богатых и аристократов. Итальянец Паницци (Panizzi), ставший главным библиотека­рем Британского Музея, замыслил план превращения ее в имперскую националь­ную библиотеку, учреждение, предназна­ченное для научных изысканий и общест­венной культуры (1852). Он оспаривал не­обходимость повсеместно принятого сис­тематического каталога (с его классифика­цией по наукам) и заменил его на алфавит­ный. С другой точки зрения, он был нова­тором: он первым отделил залы для рабо­ты и хранилища.

Во второй половине XIX в. Германия предприняла огромные усилия для реализа­ции новой концепции библиотеки. Но толь­ко в 1916 г. ей удалось победить сопротивле­ние партикуляризма и создать националь­ную библиотеку, куда поступали все печат­ные издания на немецком языке. Центром ее стал Лейпциг.

Во Франции государственные библиоте­ки продолжали развиваться, росло их число. Вместе с тем систематично велась работа по изменению законодательства.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕКИ

В XIX в. доминировал библиотечно-му­зейный тип. Роль библиотекаря состояла в том, чтобы накапливать сокровища пись­менности и драгоценные переплеты и их сохранять. Название профессии говорило са­мо за себя: в идеале библиотекарь был хра­нителем, «консерватором». С начала XX в. эта идея во всех странах совершила прорыв. Пример подавала Америка, распространяя новую концепцию библиотеки, которая ста­новилась инструментом для выполнения на­учной работы и повышения уровня культу­ры. Страны Европы поддерживали эти взгляды и, по-настоящему, почти все библио­теки прошли период превращения.

Идеи и принципы, вдохновившие эту ра­боту по обновлению, носят международный характер. С середины XIX в. он базируется на основной библиотечной науке, которую немцы и итальянцы называли библиотеко­ведением (bibliotheconomie) и для которой французы нашли термин «bibliotechnie». Эта наука включает в себя все знания, относящи­еся к библиотекам. Период топтания на мес­те и слабых неуверенных попыток, кажется, завершился, и проблемы, затрагивающие библиотеки, рассматриваются, в первую оче­редь, в научном и систематическом плане. Библиотековедческие кафедры были созда­ны в Ecole des Chartes в Париже и во многих университетах Германии. И повсюду форми­рование кадрового состава библиотек стре­мится вдохновляться теми же заботами.

XIX в. достаточно много сделал для реализа­ции понятия универсальной национальной биб­лиотеки. Однако XX в. выявил огромный недос­таток этой концепции. Желая удовлетворять во всем, она рискует не удовлетворить ни в чем. Развитие книжного производства и потребнос­ти научной работы доказывают необходи­мость, с одной стороны, специализации фон­дов, а с другой - ради предотвращения распы­ления книг — централизацию обслуживания. Эта идея главенствовала в основной библио­течной реформе во Франции, которую ввел г-н Ролан-Марселем (Roland-Marcel), и ориентиро­вана она была на объединение национальных библиотек (декрет от 28 декабря 1926 г.) и цент­рализацию бюджета (декрет от 5 марта 1928 г.).

Современная библиотека стремится все более усиливать свою деятельность в облас­ти библиографической работы. В Германии национальная библиотека, находящаяся в Лейпциге - Deutsche Bucherei, - стала изда­вать библиографический журнал National Bibliographic. Во Дворце Пятидесятилетия (Palais du Cinquantenaire) в Брюсселе г-н От- ле (Otlet) создал гигантский библиографи­ческий перечень.

Аналогичные усилия предпринимаются во Франции, где только что появилась - как первый плод централизации - серия выпус­ков, описывающих научную периодику биб­лиотек Парижа (Masson, 1924-1929). Карточ­ный каталог фондов французских библиотек, имеющийся в Национальной библиотеке в Париже, дает справки по основным фондам главных французских библиотек.

Создание Центральной университетской библиотеки (декрет от 30 марта 1929 г.) про­должает дело централизации управления. И, наконец, Международный аналитический центр работает над созданием библиотеки истории наук - единственной в своем роде. Идея была предложена и воплощена госпо­дином А. Миели (A. Mieli).

В Германии возникает аналогичная ре­форма, но она ограничивается организаци­онной инициативой Государственной берли­нской библиотеки, которая создает боль­шой генеральный каталог библиотек Герма­нии. Этот карточный каталог Государствен­ной берлинской библиотеки поставляет чи­тателям информацию о книгах, имеющихся во всех крупных библиотеках страны. Кро­ме того, печатающийся в настоящее время генеральный каталог Государственной биб­лиотеки Пруссии дает сводку трудов, храня­щихся в крупных библиотеках Пруссии. Об­мен между различными библиотеками, ко­торый распространяется и на иностранные библиотеки, согласившиеся на взаимные поставки, позволяет этому начинанию при­носить реальную практическую пользу.

Современная библиотека, по крайней ме­ре в теории, имеет некий международный ас­пект - не только вследствие состава своих фондов, но и благодаря тенденции к органи­зации сотрудничества между библиотеками разных стран. Такое сотрудничество реализу­ется Институтом интеллектуальной коопера­ции, Комиссией по библиографии и Между­народным конгрессом национальной ассоци­ации библиотекарей. Осталось сделать пос­ледний шаг: вести международный обмен пе­чатными изданиями и организовать между­народные бюро по информированию. Существует и Международный библиотечный ко­митет. Им были разработаны и представле­ны (в июне 1932 г.) проекты по статистичес­кому обследованию библиотек.

Современная библиотека превращается в инструмент научных изысканий и общей культуры. Она более всего подвергается воз­действию социальных тенденций эпохи и служит для образования широких слоев об­щества. С этой точки зрения, США дали тол­чок большому организационному движе­нию. С 1880 по 1920 гг. число публичных библиотек в Америке выросло с 300 до 6600, а их бюджет - с 18 тыс. до 37 млн долларов. Насчитывается примерно 11 500 «публич­ных библиотек», фонды которых насчитыва­ют около 130 млн томов. Бюджет финанси­руется как государством, так и с помощью частных фондов - например, фонд Карнеги. Публичные библиотеки Америки характери­зует, в первую очередь, то, что читатели допус­каются к полкам, что они открыты, так ска­зать, в любое время и что в ней чрезвычайно легко получить нужную справку. К тому же это конференц-залы, это реклама, которую делают библиотекам газеты. Помимо этого существуют специальные секции для детей и для слепых. Тесное сотрудничество осущес­твляется и между библиотеками и школами.

Параллельное, но несколько менее быст­рое движение в сторону увеличения числа общественных библиотек возникло и в Анг­лии. В каждом городе появилась своя «пуб­личная библиотека».

Германия шла по этому пути медленно, возложив все на частную инициативу. Толь­ко в восточных провинциях, которые под­вергались некоторой угрозе, государство вмешалось и создало циркулирующую биб­лиотеку. В Германии более 450 библиотек открыто в городах с населением в 10 000 жи­телей. В менее значимых областях возникли мелкие ассоциированные библиотеки, очень систематично созданных ассоциация­ми для народного образования и объедине­нием Borromausverein.

Во Франции общественные библиотеки продолжали существовать в более скромных рамках, но в стране рос к ним интерес. Толь­ко в Париже насчитывается около 80 очень посещаемых небольших библиотек. Своим созданием они обязаны муниципалитетам, а также частным лицам. Те, что созданы муни­ципалитетами, подвергаются общей регла­ментации: их деятельность контролируется государственной инспекцией, одобряется членами локального комитета, (состав кото­рого утверждается правительством). При этом создание каталога библиотеки являет­ся условием для получения ею государствен­ных субсидий.

Школьные библиотеки обрели во Фран­ции свой окончательный статус в 1862 г.

Аналогичное движение зародилось и в других странах Европы. Повсюду казалось яс­ным значение научных и общественных биб­лиотек. Как девиз были восприняты слова французского министра А. де Монзи (A. de Monzie): «Если потомки попросят нас отчи­таться за нашу деятельность в области куль­туры, то мы покажем им наши библиотеки».

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Единого законодательства как такового д ля библиотек не существует. Во Франции его возникновение датируется временем Револю­ции. Оно медленно развивалось в течение XIX в., начиная с декрета Конституанты, кото­рый провозгласил конфискацию имущества Церкви, включая библиотеки (декрет от 14 но­ября 1789 г.). Декрет от 28 января 1803 г. объя­вил о передаче книг на попечение коммун (с этого момента датируется возникновение общественных коммунальных библиотек). Министерский циркуляр от 18 марта 1855 г. дал первые регламентации для университетс­ких библиотек, называвшихся тогда академи­ческими или библиотеками Академии (biblio- theques de I'Academie). 31 декабря 1873 г. был объявлен книжный налог. Только с 1923 г. Франция предприняла грандиозное усилие по законодательному оформлению библио­течных реформ, стремясь к унификации и на­ционализации управления публичных библио­тек. Декретами от 28 декабря 1926 г. и от 5 мар­та 1928 г. национальные библиотеки в Париже были объединены единым финансовым управ­лением. Органичный закон от 19 мая 1925 г. ус­тановил для библиотек новый государствен­ный (более унифицированный) взнос. Нако­нец, декретом от 2 июля 1931 г. были национа­лизированы важнейшие муниципальные биб­лиотеки. Они подразделялись на 3 вида:

  • библиотеки, получившие государственную классификацию (государственный статус);
  • библиотеки, взятые государством под тех­нический контроль;
  • библиотеки, которые государство могло подвергать инспекции.

Города принимали участие в покрытии расходов на содержание библиотек - в зави­симости от их значимости - в размере от 40 до 60 % от общего финансирования. Декрет

от 22 февраля 1932 г. установил для публич­ных библиотек правила приема персонала.

В Германии законодательство менялось от одной земли к другой. Государственный взнос устанавливался каждым земельным прави­тельством, и его размеры составляли около 10 % от общей потребности в финансировании. Что касается Deutsche Buchrei, национальной библиотеки Германии, то она была создана Немецкой ассоциацией издателей и книготор­говцев и финансировалась за счет доброволь­ных пожертвований, поступавших от 5700 из­дательских домов, т. е. всеми издателями Рей­ха. С 1923 г. 2/5 первичных расходов по содер­жанию библиотек взял на себя Рейх, 2/5 - сак­сонские земли, 1/5 - город Лейпциг.

Английское библиотечное законодатель­ство характеризует то, что законы носят пер­миссивный и не регламентирующий харак­тер. С 1919 г. административной единицей является графство. Общий государственный закон от 1892 г. распространил Ewards Acts на всю Англию и тем самым позволил взима­ние библиотечного налога.

ТЕХНИКА СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Архитектура библиотек также имеет свою историю. В античности, в средние века и даже еще в XIX в. библиотеки в первую очередь рассматривались как музеи, а затем уже как публичные библиотеки, где посети­тели обслуживали себя сами. Сооружение располагалось в каком-нибудь здании, вы­полненном как общественный зал с подни­мавшимися почти до потолка полками. Сейчас этот тип находится на грани исчезнове­ния. Необходимость специального сооруже­ния была признана повсеместно.

Устройство и расположение помещений библиотеки подчиняется принципу разделения оказываемых услуг. Современная библиотека имеет рабочий и читальный залы, зал периоди­ческих изданий, зал рукописной книги, выста­вочный зал, каталоги, зал выдачи литературы, вокруг которых распределяются многочислен­ные службы, рабочие комнаты и хранения, рас­положенные ниже. Предпочтительным строи­тельным материалом является металл.

Лестницы исчезли. Создается удобный и быстрый сервис. Лифт, эскалатор, пневмати­ка - все это достояние самых современных библиотек.

Полностью изменилась система расста­новки. Систематическая расстановка, вклю­чая самую современную и методичную, деся-

теричную систему, ушла в прошлое. Ее заме­нила расстановка по формату. Эта система позволяет слить воедино журнал поступле­ний и инвентарь. Каждый том имеет только один номер, который одновременно являет­ся и его номером прибытия и топографичес­ким шифром. В Лионе, где принята эта сис­тема, книги разделяются на 7 отделов по сле­дующей схеме: с 1 до 6000 - in-plano; с 6001 до 20000 - in-folio и т. д.

В Лейпцигской Deutsche Bucherei для каждого формата используется своя буква - например, А, В, С и т. д. За ними от нуля до бесконечности следуют номера.

Разумеется, понятно, что по этому новому принципу нумерацию важнейших старин­ных фондов модифицировать невозможно.

Самым главным элементом, «ключом» биб­лиотеки, является ее каталог. В теории проблема образцового каталога еще не решена, продолжа­ются споры, дискуссии и поиски. Однако в од­ном точки зрения спорящих совпадают: алфа­витный каталог по именам авторов необходим.

1    Дословно - книжный шкаф, книгохранилище, библиотека. - Прим. ред.

2    Дословно - библиотека духа. - Прим. ред.

’ Дословно - библиотека божественного слова. - Прим. ред.

* Дословно - шкаф. - Прим. ред.

! Дословно - лавка переписчика, писца. - Прим. ред.

‘ Bibliotheque des poetes de metamorphoses ou les Metamorphoses d'Ovide.

' Garde de la librairie.

' Antoine Du Verdier, 1586.

Перевод книги Пьера Фридена (Pierre Frieden. Bibliotheque // Les mots de 1'histoire: Le vocabulaire his- torique du Centre International du Synthese. - Napoli: Bibliopolis, 2000. - P. 131-144. - (Istituto Italiano per gli Studi Filosofici. Serie Testi. XIV) с французского языка выполнен А. В. Тотьмениновой под руководством к. ф. н. Н. М. Баженовой.