Гугучкина С. Фольклор в современной башкирской сказке / С. Гугучкина // Школьная библиотека. – 2013. – № 9-10. – С. 91-94.

Библиотечный урок по формированию начальных навыков критического анализа медиатекста на уроках предмета «Культура Башкортостана»

Тема урока: Фольклор в современной баш­кирской сказке.

Целевая аудитория: Обучающиеся 5-х классов.

Цель: Формирование начальных навыков критического анализа медиатекста в рамках изучения предмета «Культура Башкортостана».

Задачи:

1.   Развитие практических умений и навыков при работе с медиатекстом;

2.   Формирование логического мышления на основе найденной и критически оцененной ин­формации;

3.   Развитие зрительной памяти, наблюда­тельности.

4.   Воспитание уважения к культуре Башкор­тостана, интереса к фольклору;

План урока:

1.   Вводная беседа, повторение пройденного материала — 5 мин.

2.   Просмотр фрагментов мультфильмов — 10 мин.

3. Анализ медиатекста — 20 мин.

4.   Самостоятельная работа учащихся — 5 мин.

5. Подведение итогов — 5 мин.

Оборудование: Компьютер (ноутбук), интер­активная доска, книжная выставка «Культура Башкортостана в сказках», медиатекст «Алдар и серый волк», презентация «Фольклор в совре­менной сказке» (ppt), раздаточный материал.

Место проведения урока: Библиотека, учебный кабинет.

ХОД УРОКА

Библиотекарь: Добрый день, ребята. Как у вас настроение? Хорошее? Надеюсь, что к кон­цу нашего урока оно станет у вас еще лучше.

Скажите мне, пожалуйста, что вы проходили на последних уроках предмета «Культура Башкор­тостана»? Правильно, башкирские сказки, шу­точные сказки.

Кто мне скажет, что такое сказка? По каким признакам можно определить, что это сказка? Как делятся башкирские сказки по своему со­держанию?

А какие шуточные сказки вы проходили на уроках? Кто главный герой в этих сказках? Что означает имя Алдар? Какой он? Давайте позна­комимся с еще одной историей об Алдаре.

В 2013 году на киностудии «Башкортостан» был снят мультипликационный фильм «Алдар и Серый волк», который получил европейское признание на фестивале «Окно в Европу», где был удостоен диплома «За уникальное чувство юмора». Также анимация признана «Самым смешным грустным фильмом» XVIII открытого фестиваля анимационного кино в Суздале, наг­ражден специальным призом Ассоциации ани­мационного кино России и Ассоциации анима­ционного кино Татарстана в номинации «Лучшие традиции национальной анимации». Автор этой картины — Рим Шарафутдинов. В создании фильма приняли участие звезда башкирского национального театра Алмаз Амиров, художни­ки-аниматоры Юлия Чернышкова и Диана Фах- рисламова, компоузер Владислав Зайнуллин, звукооператор Юлай Тауылбаев, технический инженер Альберт Закарин.

Посмотрите, пожалуйста, мультфильм вни­мательно. Обратите внимание на его жанр и му­зыкальное сопровождение, национальную атри­бутику, предметы быта и одежду героев. Ваша задача определить: снят ли он по мотивам баш­кирских народных сказок? Самые внимательные зрители получат призы.

Просмотр медиатекста «Алдар и Серый волк» (доступен по ссылке http://www.youtube.com/ watch?v=vTooxATVw9o.

При демонстрации мультфильма на уроке мы сочли необходимым вырезать сюжет попадания героев в другие сказки.

Вопросы для обсуждения:

1.   Вам понравилось?

2.   Какие чувства вызвал у вас мультфильм?

3.   Что вызывает смех?

4.   А почему он назван самым смешным груст­ным фильмом?

5.   Какое звуковое сопровождение использу­ется в данном фрагменте? Как на вас воздей­ствует музыка ?

6.   К какому жанру можно отнести мульт­фильм?

7. По каким признакам вы это определили?

Ваше следующее задание — на вниматель­ность: распределите сюжеты из мультфильма в правильной последовательности. (Ребятам предлагается рассмотреть шесть кадров из мультфильма, расположенных в произвольной последовательности, и пронумеровать их в той последовательности, в которой они следуют по сюжету)

8. Соответствует ли название мультфильма его содержанию? Да? Почему?

Верно, главные герои — Алдар и Серый волк. Это — традиционные персонажи башкирских сказок.

9. Похож ли герой мультфильма на Алдара из прочитанных вами сказок?

10.Почему спутником Алдара стал волк?

11.Какие еще герои есть в сказке? Характер­ны ли они для башкирских сказок?

12.Представлена ли в мультфильме тради­ционная культура Башкортостана?

13.Почему герои смешивают башкирские и русские слова?

Ребята, на ваших столах листочки с очеред­ными заданиями. Ваша задача:

1. Заполнить табличку «Анализ персонажей». Необходимо заполнить две колонки таблицы, отражающей характерные черты Алдара и сравнить сказочного и мульти­пликационного героев.

2. Соединить слова с картинками. Необходимо расположить правильно слово башкирского языка и соответствующее ему изображение на картинке.

Сегодня мы познакомились с новым мульт­фильмом. Чему он учит?

Выводы: На уроке мы вспомнили сказки, которые вы прошли на предыдущих занятиях. Сравнили изученные произведения и совре­менный мультфильм. Увидели, что фильм по построению относится к жанру сказки; опира­

ется на фольклорные источники, но дает неточ­ное представление о национальной одежде и музыке; некоторые персонажи не характерны для башкирских народных сказок. Алдар — полная противоположность героя народных сказок. Народная сказка дает более точное представление о традиционной культуре баш­кирского народа. Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за активное участие!

Домашнее задание: Напишите продолже­ние мультфильма.

Награждение самых активных учеников.

Перевод слов с башкирского языка на русский:

Азерна — лук (оружие).

Сукмар — булава (оружие).

Кушъяулык — яркое головное покрывало башкирских девушек.

Тирмэ — юрта.

Тюбетейка — национальный головной убор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

Башкирское народное творчество. Т. б: Шуточные сказки и кулямясы. — Уфа : Башкирское кн. изд-во, 1992.— 464 с.

Гендина, Н.И. Мастер-класс «Методика проведения занятий по основам информационной культуры школь­ников»: итоги и перспективы / Н. И. Гендина// Школь­ная библиотека. — 2012. — № 9-10. — С. 76-81.

Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова [и др.]. — М. : РШБА, 2008. — 352 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; Вып. 11-12).

Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: Методические рекомендации, мероприятия по нап­равлениям воспитания, библиотечно-библиографичес­кие олимпиады / авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипо­ва. — М.: Глобус, 2010. — 304 с. — (Уроки мастерства).

Очерки по культуре народов Башкортостана: учеб, пособие по курсу «История, литература и культура на­

родов Башкортостана»/ сост. В.Л. Бенин. — Уфа : Ки- тап, 1994. — 160 с.: ил.

Панова, Е.А. Конспекты к урокам по изобрази­тельному искусству для 8—9 классов из сборника «Изобразительное искусство в условиях модерни­зации образования»

//http://www. google. ru/url?sa=t&rct= j&q=&esrc=s&source=web&cd=ll&ved=OCCYQFjAAOAo& url=http%3A7o2F%2Fspbart.clan.su%2FLess23.htm&ei= u8laUuPnKsXNswaL_4GoAQ&usg=AFQjCNG62xQbYLwJ7L sQQFnlfHveCN DdLA&bvm=bv. 53899372, d.Yms&cad=rjt

Родной Башкортостан: учеб, для 5 кл. / Р. Г. Азна­гулов, Ф.Х. Аминева, А. А. Галлямов [и др.]. — Уфа: Китап, 2009. — 244 с. : ил.

Самситова, Л.Х. Реалии башкирский культуры / Л.Х. Самситова. — Уфа: Китап, 1999. — 176 с. : ил.

Терегулов, Марат. Планы на выживание / М. Тере- гулов // Истоки. — 2013. — 9 окт. — С. 4.

Хайруллина, Д. М. Что такое «добро» и что такое «зло»? / Д.М. Терегулова // Башкортостан укыутысы- хы. — 2013. — № 8. — С. 41-44.