• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Степанова С. Ее книги – всюду, ее герои – типажи из жизни. Знакомство с творчеством Ирины Агаповой. : семинар по обмену опытом / С. Степанова // Школьная библиотека. – 2012. – № 4 -5. – С. 114 - 122.

Степанова С. Ее книги – всюду, ее герои – типажи из жизни. Знакомство с творчеством Ирины Агаповой. : семинар по обмену опытом / С. Степанова // Школьная библиотека. – 2012. – № 4 -5. – С. 114 - 122.

Знакомство с творчеством Ирины Агаповой

Семинар по обмену опытом

От редколлегии

Уважаемые коллеги!

В филиале №16 ЦБС г. Набережные Челны состоялся научно-практический семи­нар по обмену передовым опытом «Современные тенденции развития детских библиотек. Инновационный опыт». Семинар был посвящен творчеству современ­ного молодежного автора — писателя и драматурга Ирины Агаповой.

В программу семинара входили следующие разделы:

1.       «Найти свой путь» — обзор творчества московской писательницы И.А. Агаповой.

2.       «Это надо живым, или Цена беспечности» — результаты мероприятий филиала № 16 по пьесе И. А. Агаповой «Серебряный котел дури».

3.       Демонстрация отрывка из пьесы «Серебряный котел дури» в постановке уча­щихся 10-го «А» класса школы № 46.

4.       Заключение.

В предварительную работу входило также создание компьютерной презентации по материалу сайта: www.ia200938.narod.ru

Был подготовлен раздаточный материал — брошюра о творчестве И.А. Агаповой с иллюстративным сопровождением.

Сегодня мы предлагаем составленный С. М. Степановой материал, который впол­не можно использовать для проведения аналогичного мероприятия другими биб­лиотекарями.

Одна из важней­ших обязаннос­тей библиотека­ря — руководить выбо­ром детей в отношении современных авторов, корректировать пред­почтения юных читате­лей в нужном направле­нии, но осуществить та­кое руководство крайне нелегко. Дело в том, что современная литература, обращенная к детям, как ни странно, во многом копирует то, что се­годня в изобилии поставляет взрослая продук­ция — чтиво с непременным криминальным ук­лоном, гиперболизацию пороков, негативные финалы и т.д. Считается, что подобным образом авторы создают «приманки» для читателя. Но детям, особенно — вступающим во взрослую пору, непременно нужны положительные при­меры, образы людей, «делать жизнь с кого», мо­дели именно правильного поведения в разного рода сложных ситуациях, которые в огромном количестве подбрасывает каждому из нас жизнь. Поэтому ценной находкой для нашего коллектива оказалось обращение к творчеству современной московской писательницы Ирины Агаповой, о которой мы узнали «с подачи» жур­нала «Школьная библиотека». (Примечание: разработка библиотечного занятия «Южный го­род, здесь степи и речка...А что еще?» по пьесе И. А. Агаповой «Серебряный котел дури» предс­тавлена в ШБ № 8, 2011). И это стало началом целой концепции направления, оказавшимся востребованным у молодежной аудитории, ко­торое мы намереваемся разрабатывать и в дальнейшем.

Нас привлекло творчество этого автора, прежде всего, новизной сюжетов, актуаль­ностью поднимаемых тем. Вероятно, это связа­но и с молодостью самой писательницы, спо­собной понять проблемы молодежи, и с тем, что ее пьесы, среди которых самая известная — «Серебряный котел дури», уже 12 лет ставятся в молодежных театральных коллективах. И, на­верное, присутствовало немного везения — после того, как мы провели занятия, посвящен­ные ее творчеству, на нас вышел сам автор, за­вязалась наша активная переписка, обмен ин­формацией о новостях, обоюдоинтересных для нас, а отсюда началась и вся наша остальная де­ятельность по популяризации ее творчества. (Далее текст комментируется материалами компьютерной презентации).

Итак, знакомимся, перед вами — новое имя в драматургии XXI века: Ирина Анатольевна Ага­пова, которая не только талантлива, но и молода (в 2012 году ей исполнилось 37 лет). Она писа­тель, драматург, профессор психологии, худож­ник и фотомодель. Как писатель и драматург она работает в различных направлениях: публи­цистика нон-фикшн, художественная литерату­ра, драматургия, психология, искусство.

Широкая известность этого автора началась с обращения молодежных театральных коллек­тивов к драме «Серебряный котел дури», кото­рая уже 12 лет из года в год лидирует на много­численных российских фестивалях, получая всевозможные призы. Вот лишь некоторые ад­реса ее постановок — Москва и Питер, Ярос­лавль и Муром, Курск и Краснодарский край, Зауралье, Мурманск. В городе Сморгонь (Бело­руссия) пьесу воплотили даже в Театре росто­вых кукол.

Но что означает срок в 12 лет для разных ка­тегорий жизни? 12 лет для возраста человека — мало, 12 лет для компьютера — много! Почти 12 лет длится школьная жизнь: человек взрослеет, его личность проходит самый важный период своего становления. 12 лет для агронома — поч­ти вечность, однако за это время он может най­ти оригинальный способ выращивания какого- то растения и заявить на весь мир о своем отк­рытии.

А что такое 12 лет для книги? «Смотря, для какой книги! Книга книге рознь!» — возразите вы и будете правы. Что ж, поговорим о книгах! Мно­го ли читатель назовет современных книжек, стабильно переиздающихся в течение ряда лет, имеющих хороший спрос, широкую аудиторию и миллионные тиражи? Но оказывается, что есть совершенно уникальные книги, для которых последние нелегкие 12 лет — это показатель ис­тинного качества и востребованности.

Книги с пьесами и сценариями драматурга И.А. Агаповой распространяются не только в России, но также в Белоруссии, Украине, Каза­хстане, Эстонии, Латвии, Литве, Израиле. Их ежегодные переиздания способствовали тому, что они стали буквально «настольными книгами» руководителей театральных коллективов, школьных завучей по воспитательной работе. По имеющимся данным, в России нет школы, где бы ни ставились сценки или спектакли, соз­данные И.А. Агаповой, не читались бы стихи или загадки, заимствованные из ее книг.

Поэтому неудивительно, что Ирина Агапова является обладателем множества литературных званий: «Драматург XXI века»(2000), «Лауреат Российской книги рекордов Гиннеса-2009», об­ладатель титула «Леди литература-2009». Плюс ко всему прочему, она еще и «Мисс Подмос­ковье-1990», и художник, иллюстрирующий свои книги. И все это в 37 лет! Но главное, она — человек, любящий современную молодежь и ра­ботающий для нее. В первую очередь именно за свои пьесы из молодежной тетралогии «Эрида — богиня раздора», где главной героиней являет­ся девушка по имени Эрида, И. Агапова и стала обладателем призов и дипломов различных те­атральных фестивалей. Можно сказать, что и на­ше знакомство с писательницей началось имен­но с этих книг. В рамках каждого из названия пь­ес тетралогии проходило несколько разных акций, о которых будет далее рассказано более подробно.

В чем смысл пьес, где главной героиней выс­тупает девушка Эрида, и почему они так называ­ются?

Но для начала совершим небольшой экскурс в древнегреческую мифологию и узнаем, кто же такая Эрида. Обратимся к истории под названи­ем «Яблоко раздора». Оказывается, Эрида по древнегреческой мифологии — дочь Ночи, бо­гиня раздора. Ее, согласно легенде, забыли пригласить на свадьбу царя Пелея и богини Фе­тиды. Тогда, все-таки явившись на свадьбу, она бросила золотое яблоко с надписью «прекрас­нейшей» трем богиням: Гере, Афине и Афроди­те. Каждая богиня считала, что яблоко должно принадлежать ей. За разрешением спора боги­ни обратились к троянскому пастуху Парису.

Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афроди­та — любовь самой красивой женщины на Зем­ле. И Парис отдал яблоко Афродите. Исполняя обещание, богиня помогла Парису похитить первую красавицу из смертных женщин — Еле­ну, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война. Но это уже другая история. Зато данный сюжет пре­красно комментирует деятельность Эриды — богини, которая замечательно умеет сеять раз­дор между людьми и богами.

Но, по мифам, у Эриды есть еще и положи­тельное свойство, она является покровительни­цей труда, поэтому она может предстать одно­временно в двух лицах: как имеющая положи­тельные качества, так и отрицательные.

В пьесах И.А. Агаповой героиня, носящая имя Эрида, тоже сначала вносит раздор туда, куда попадает, но у нее больше положительных ка­честв, поэтому она затем показывает правиль­ный выход из сложных ситуаций, в которых ока­зываются герои, нуждающиеся в разумном со­вете. Ведь у каждого человека есть выбор: или он последует умному совету, или возникшая си­туация приведет к трагическому концу.

Самой знаменитой из всей тетралогии пьес об Эриде является первая — «Серебряный ко­тел дури», которую уже принято называть «куль­товой», а одна из центральных газет не без основания дала ей титул «современная классика». Это пьеса-быль, потому что завязку для нее пи­сательница подсмотрела, находясь в одном действительно существующем южном городке России. Центральная линия всей истории — не только любовный треугольник, но и бич совре­менного общества: проблема наркомании.

Писатель в лице Эриды помогает местным ребятам, находящим спасение от скуки в обра­щении к страшному зелью, которое они варят в том самом серебряном котле, разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Фабула «Сереб­ряного котла» наиболее близка юным читате­лям, поэтому на ее основе нами было разрабо­тано и проведено сразу несколько библиотеч­ных занятий.

Но рассмотрим немного подробнее сюжеты и остальных пьес тетралогии, ибо они не ме­нее увлекательны. «Венок из мертвых цветов» — красивая сказка, но ее герои снова взяты из жизни, хотя основная фабула придумана авто­ром. Герои, с одной стороны, являются персо­нажами нашей реальности, но одновременно живут и действуют на другой планете. Это од­на из самых мистических пьес, которые напи­сала Агапова. И главная героиня в финале пь­есы ставит решительную точку, разрывая от­ношения с людьми, которые становятся ей неинтересны. Она уезжает из города, стирая свои воспоминания. Одновременно происхо­дит вообще загадочная вещь — особым обра­зом она стирает воспоминания о себе из памя­ти оставшихся в городе людей. Таков сюжет второй пьесы.

Третья пьеса об Эриде — «Сапфиры прин­цессы», в основе которой лежит легенда о пре­красной принцессе и синих сапфирах неземной красоты. Несмотря на то что основа выдумана автором, ее сюжет реальный и посвящен другой серьезной теме — борьбе с сектанством. Про­поведник секты, в которую завлечена сестра главной героини, занимается тем, что выкачива­ет из наивной молодежи денежные средства. Но этому злу решительно противостоит, конечно же, наша отважная и умная Эрида. Здесь также присутствует излюбленная автором мистичес­кая линия. Но пьеса заканчивается тем, что главная героиня, спасая сестру, открывает центр психологической реабилитации и выхо­дит замуж за принца Акаша.

Продолжение истории об Эриде — в пьесе «Отель разбитых сердец», события которого происходят в далеком южном княжестве, где море шумит прямо у стен дворца его правите­ля, принца Акаша — супруга Эриды. Их окружа­ют безмятежность и красота, кажется, ничто не может нарушить гармонии. Но в один миг идил­лия рушится. И сюжет начинает напоминать согнутую пружину, которая с силой распрямля­ется. Эрида узнает страшную тайну, которую Акашу удавалось скрывать от нее в течение последних лет. Оказывается, он — разжигатель международных войн, двуличный, жестокий че­ловек, мечтающий о мировом господстве.

В борьбе против него сплачиваются гени­альный ученый, создавший идеального воина- киборга, простой бандит, решивший испытать воина в действии, и принцесса Эрида. У глав­ной героини фактически рушится жизнь — она теряет семью, положение в обществе, финан­совое благополучие. Но она находит нечто большее — правду, справедливость, людей, ко­торые не предадут. А главное — реальную воз­можность повлиять на будущее человечества. Поэтому она отправляется в тот район земного шара, где принц Акаш ведет войну, и будет пы­таться исправлять его ошибки, считая себя от­ветственной за его зло.

Почему я подробно рассказала именно об этих четырех пьесах? Именно потому, что они вот уже более десятка лет не сходят со сцен мо­лодежных театров, и именно за них драматург И. Агапова получила свое первое почетное зва­ние «Драматург XXI века». Мы рекомендуем их для использования в библиотечной работе со старшеклассниками. Эти пьесы — для молоде­жи, которой бывает полезно самим находить от­веты на некоторые вопросы, поставленные здесь, хотя бы для самих себя.

«НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ»

Безусловно, говоря о книгах любого автора, невозможно обойтись без рассказа об их созда­теле, о его жизненном пути. Конечно, писатель­ница Ирина Агапова пришла к своим успехам не в один миг. Этому предшествовали годы неус­танных поисков своих направлений в творчест­ве. Вот какие этапы выделяет в своей жизни она сама.

Первые публикации — стихотворения «Морс­кие собачки» и «Как я ходила на футбол» (ж. «Пи­онер», страничка детского творчества «Кораб­лик», 1980, № 3), стихотворение «Жирафы и жи- рафовы детки» (газ. «Неделя», страничка детского творчества «Неделька», 1980), стихо­творение «Мир» (ж. «Пионер», страничка детс­кого творчества «Кораблик», 1981, № 7).

Первая пьеса, поставленная на профессио­нальной сцене, — новогодняя сказка «Диана, Латона и вредная Слигарона». Автору 14 лет, но им получен первый гонорар драматурга — 75 рублей.

Юношеские публикации — проза в газете «Пионерская правда», стихотворения в газете «Педагогический вестник».

Авторский раздел в центральной прессе — в 15 лет вела собственную литературную странич­ку «Зверушка в доме» в газете «Подмосковные известия».

Первые книги — трехтомник-бестселлер «Праздник в школе» (1999-2000), который с тех пор переиздается ежегодно.

Другие пьесы И. Агаповой — «Сказки старой мельницы», «Здравствуйте, я ваш дядя!», «Сап­фиры принцессы», «Вертихвостки», «Три огонь­ка возле елки», «Осокорь и черный янтарь», «До­рогой сказок братьев Гримм» и др. — в разные годы ставились в Барнауле, Иркутске, Северо­двинске, Челябинске, Канаше, Вологде, Нарве, Нерюнгри и других городах России и ближнего зарубежья.

Автор сама иллюстрирует большинство сво­их книг. Техника рисования — графика, аква­рель, масло. Для своих пьес-постановок созда­ет варианты прекрасных костюмов, декораций. А ее живопись украшает не одну частную кол­лекцию.

С 2008 г. в литературных журналах публикуют­ся ее фантастические рассказы и повести.

В журнале «Искатель» (2008, № 1) вышел рас­сказ «Вечный вечер по имени “Анна”». Он получил широкий отклик в литературных кругах столицы и рекомендован к изучению в школе с учащимися средних и старших классов. В журнале «Литера­тура в школе» (2009, № 2) опубликована разра­ботка школьного урока «Тайна „Вечного вече­ра" — понимание и любовь» по этому рассказу.

Автор своими произведениями пытается, по ее высказыванию, «улучшить рынок литературы и сделать его продукцию более тонкой и изящ­ной, без негатива, зато с положительными при­мерами».

Еще один вид деятельности писателя — би­ографическая проза. Как говорит Ирина Ана­тольевна, это трудное, но интересное направле­ние, потому что приходится работать в контакте либо с самим героем, о котором идет речь в кни­ге, либо с его близким окружением. Например, в книге «Супермены российского кино» собраны главы о выдающихся актерах, при жизни снис­кавших неофициальное звание «секс-симво­лов». Так при работе над главой об Андрее Рос­тоцком автору много помогала Нина Евгеньевна Меньшикова — легендарная «мама Вера» из фильма «Девчата» и (по совместительству) — мама Андрея Ростоцкого.

— Я была одной из последних, кто общался с Ниной Евгеньевной при ее жизни, — рассказы­вала И.А. Агапова. — Сейчас, перебирая фото­графии, где мы запечатлены то во время работы над рукописью, то за чаепитием, когда Нина Ев­геньевна радушно разливает чай по чашкам, я всегда вспоминаю, какая это была замечатель­ная женщина.

Когда создавалась книга про актрису На­талью Гундареву, то помощь оказывал ее суп­руг, — актер М. Филиппов, снабжая фотографи­ями из семейного архива.

Тексты из этих книг часто используются в телепередачах, цитируются в статьях и на ин­тернет-сайтах. А когда показывают какого-ни­будь критика в своем кабинете или кинорежис­сера в киностудии, то обязательно на заднем плане в книжном шкафу можно увидеть знако­мые обложки — книги Ирины Агаповой. Вот лишь некоторые из наименований ее книг в этом направлении: «Москва слезам не верит: шесть женских судеб», «Наталья Гундарева», «Николай Еременко», «Игорь Костолевский», «Николай Караченцов», «Дмитрий Харатьян: о нем говорят».

Не буду говорить о других жанрах, в которых пишет И. Агапова, — это психология и сексоло­гия, т.к. они относятся к чтению для взрослых, а мы говорим о литературе, которую можно пред­ложить старшеклассникам и молодежи. Однако такое разнообразие жанров, в которых сильна Ирина Агапова, делает ее очень известной лич­ностью.

Творчество ее любят читатели и будут про­должать любить, поскольку ее книги исследуют самые разные стороны человеческой души. Как сказано в одном из произведений писательни­цы, «мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя». Вот и ее книги не дают покоя — их пос­тоянно обсуждают на интернет-сайтах читатели из СНГ и экс-россияне, давно живущие в Босто­не, Нью-Йорке, Токио. Они имеют высокий ин­декс цитируемости в прессе и телепередачах.

К слову сказать, «агаповская» фраза про акт­рису Наталью Гундареву «она-то, может, и наиг­ралась, но мы не успели на нее наглядется» ко­чует из программы в программу. А любое празд­нование Хэллоуина начинается с веселого «агаповского» стихотворения:

Осенью, в этот единственный день, перепугать нам друг дружку не лень. Маску надень ты и страшный костюм и приходи к нам на праздничный шум.

На данный момент в каталогах РГБ зафикси­ровано более 80 (восьмидесяти!) изданных книг И. Агаповой на разные темы.

118

«ЭТО НАДО ЖИВЫМ, ИЛИ ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ»

Перечислю направления комплексной рабо­ты нашей библиотеки по произведениям

И.А. Агаповой, которые были апробированы нами и дали неплохие результаты. Их можно ус­ловно подразделить на следующие разделы:

  • Открытие-знакомство
  • Поиски методов
  • Усиление актуальности
  • Интерактивная связь с писателем

Наша библиотека впервые «открыла» для се­бя творчество писателя Ирины Агаповой в 2009 г., когда в молодежных журналах начали публи­коваться ее фантастические рассказы, которые нас заинтересовали именно обращением к юно­шеству. В 2010 г. в план работы было включено знакомство с ее книгой «Вечный вечер по имени Анна», и мероприятие по его изучению состоя­лось в рубрике «Новое имя в драматургии XXI ве­ка», которое прошло с учениками 9-го класса школы № 46.

Ребятам понравилось сочетание деталей привычной для каждого жизненной повседнев­ности и фантастики, которая подается писа­тельницей не в стиле «ужастиков», а с легкой иронией. Школьники узнавали прототипов за­бавных гостей на балу — известных ведущих мо­лодежных телеканалов, всем понравилась глав­ная героиня — молодая учительница, носящая «волшебное» имя Анна («имя, которое одинако­во читается с любой стороны»). Все единоглас­но приняли основную идею произведения о том, про «понимание и любовь спасут мир».

Положительная реакция читателей подсказа­ла нам мысль о том, что неплохо продолжить изучение молодой аудиторией произведений данного автора. Во время работы по комплекто­ванию библиотеки в одном из методических по­собий мы нашли описание ее произведений и заказали ее книги, выпущенные разными моско­вскими издательствами. В одной из книг ока­зался раздел «Начинающим артистам», где бы­ли представлены легкие двухактные пьесы для постановки в молодежной аудитории, и темой выбранной нами пьесы «Серебряный котел ду­ри» оказалась борьба с наркоманией, что как раз подходило нам по плановой тематике. При­меняя методику для библиотечных форм рабо­ты, рекомендованную ШБ, мы провели откро­венный разговор с учащимися 8—9 классов школы № 46 на тему «Это надо живым, или Цена беспечности», используя электронную презен­тацию для раскрытия основного направления и для знакомства с творчеством писателя.

Эрида, главная героиня пьесы «Серебряный котел дури», всколыхнула «мутное болото» ску­чающей молодежной компании, а мы воочию увидели результаты своих трудов. Участники за­нятия активно обсуждали сюжет и героев «Се­ребряного котла», подтверждая идею о том, что надо задуматься, каким путем идти, и что лучше учиться на ошибках героев книги, чем на своих собственных. «Помощь живых — в нас самих», — говорят девушки в конце пьесы. Мероприятие понравилось ребятам и присутствовавшему на занятии их учителю. Вы­яснилось, что в этот же день школьники отправи­лись в библиотеку и изъя­вили желание почитать книгу, о которой велась речь на библиотечном за­нятии.

И тут в нашу работу вмешался счастливый случай. После проведе­ния мероприятия инфор­мация о нем была подана в Интернет на сайт ЦБС г. Набережные Челны, где о нем узнала сама писа­тельница И.А. Агапова и изъявила желание позна­комиться с нами, с библи­отекарями, продвигаю­щими ее книги в нашем городе. Она предложила ряд интересных направ­лений совместного сотрудничества.

Например, по нашей инициативе, но при под­держке И.А. Агаповой в Интернете был объявлен конкурс на лучшую рецензию пьесы «Серебря­ный котел дури». Ребята-старшеклассники, про­читавшие это произведение и написавшие о нем свои рецензии, получили именные грамоты от писательницы. Участие в таком конкурсе при­няли ребята школ № 46 и № 45.

Приведу примеры некоторых рецензий, ставших призерами конкурса.

Никитина Анастасия, школа 45, 7 «Б».

«Тема борьбы с наркотиками актуальна и по­пулярна на данный момент в мире. Разумеется, правительство, общественные деятели различ­ных направлений и активисты пытаются прив­лечь внимание к этой проблеме, убрать опас­ность появления наркозависимого населения. Среди них и множество писателей, которые хо­тят донести всю опасность этой проблемы до каждого жителя. Одна из них — писательница И.А. Агапова, чье произведение “Серебряный котел дури” я прочитала.

Гпавной в этой пьесе является не просто те­ма наркомании, но также проблема молодежи, не осознающей последствий таких губительных развлечений, живущей день за днем своей жизнью. Молодежи, у которой уже сейчас нет будущего, а после приема наркотиков не будет ни нормальной семьи, ни работы. Автор показы­вает, что ее герои — не выдуманные, а вполне реальные, настоящие, и их таких даже не сотни, а тысячи. В произведении каждого заинтересует город “Несуществу­ющий”, граничащий с нашим миром, отку­да в любой момент могут вырваться людс­кие страхи, недостатки, изъяны, “скеле­ты”, которые люди так старательно прячут от людских глаз в темных кладовых и шка­фах. Он является отражением нашего ми­ра, только без красивых масок и рамок.

Автор дополняет свои произведения красочными зонгами, очень понравивши­мися мне. С их помощью автор расширяет общую картину, дает нам понять лучше чувства героев.

Южный город. Здесь степи и речка. Здесь скучаем семнадцать мы лет. Это повод замолвить словечко И поведать простейший секрет: Развлечения у молодежи Тут отсутствуют напрочь, хоть вой, Впечатления нас не тревожат, Скука — для впечатлений конвой. (Из песни Марка, главного персонажа пьесы “Серебряный котел дури”)».

Шагалова Алина, школа № 46, 8 «А».

«После презентации, проведенной у нас в школе филиалом городской библиотеки № 16, я заинтересовалась произведением Ирины Ага­повой “Серебряный котел дури”. Знаменитая повесть написана в жанре молодежной драмы. Меня в этой повести “тронула” тема наркома­нии. Наркомания в XXI веке сильно возросла. Подростков в наше время ничего не интересует кроме компьютеров, телефонов и таких “при­кольных” и “крутых”, по их мнению, вещей, как сигареты и алкоголь. Но не все потеряно! Круж­ки, секции создаются для того, чтобы дети не сидели в подъездах и не пили пиво. И Ирина Агапова в повести полностью раскрывает эту проблему. Драма “Серебряный котел дури” мне очень понравилась. Я и дальше буду знакомить­ся с произведениями И. Агаповой».

Григорьева Антонина, школа № 46, 10 «А»

«“Серебряный котел дури” — пьеса в жанре современной молодежной драмы, созданная И.А. Агаповой в 1999 году. Главная тема пьесы строится вокруг борьбы с опасным социальным недугом — наркоманией. На сайте пьесы отме­чается, что “Серебряный котел дури” уже в тече­ние десятилетия уверенно удерживает позиции лидера среди постановочных молодежных про­изведений. Пьеса Ирины Агаповой заставляет задуматься о многом, в частности — о молоде­жи XXI века. Сюжет затрагивает глубинные “фрейдистские” мотивы психики молодых лю­дей. В провинциальном южном городе компа­ния молодежи изнывает от скуки и не может придумать себе никакого занятия. Все букваль­но оживают, когда Вика знакомит их со своей приехавшей погостить троюродной сестрой Эридой. Для нее приезд сюда — способ укрыть­ся от чего-то. Но отдыха у Эриды не получается. Марк ради нее бросает свою девушку и не дает ей прохода. Скука у ребят мгновенно сменяется на жестокие интриги, изобилующие местью, за­вистью и т. д. Кроме того, молодежь балуется наркотическим напитком из растущей повсеме­стно травы, которую называют “дурью”. Ребята варят ее в большом серебристом котле — отсю­да название произведения.

Между тем, Эриду разыскивает влиятель­ный человек — Герман. Местные “братки” по­могают ему найти ее. Однако за их помощь он должен с ними расплатиться. Все ключевые линии сюжета сходятся в местечке среди леса под названием “пойма". Здесь и происходит страшная развязка, в результате которой у мо­лодежи наступает прозрение: они натворили кучу ошибок, и только пересмотрев всю свою жизнь и бросив наркотики, они могут спасти себя».

В ходе знакомства коллектива нашей библи­отеки с московской писательницей выяснилось, что Ирина Анатольевна является президентом Московского международного театрального фестиваля. С ее подачи мы выслали в оргкоми­тет фестиваля запись нашего мероприятия по ее пьесе и стали обладателями приза в номина­ции «Открытие года», получив диплом и книгу с автографом писателя.

Конечно, такой успех следовало закрепить, и мы приняли решение сделать инсценировку «Серебряного котла дури» силами старшеклас­сников. При библиотеке нет самостоятельного театрального кружка, однако у нас есть креатив­ные и увлеченные своим делом библиотекари и наши партнеры по работе с детьми. В данном случае таким партнером выступила заведующая библиотекой школы № 46 Л.М. Вахитова, кото­рая помогла организовать учащихся 10 класса и осуществила с ними постановку пьесы И.А. Ага­повой «Серебряный котел дури». Запись спек­такля была также выслана автору и получила вы­сокую одобрительную оценку. Конечно, такие итоги явились результатом целенаправленной работы нашего коллектива по произведениям писательницы, чье творчество оказалось близко подрастающему поколению.

Демонстрация отрывка из пьесы «Серебряный котел дури»

Сейчас настало время показа отрывка из пьесы, название которой сегодня упоминалось уже неоднократно — «Серебряный котел дури». Вы увидите его в исполнении учеников школы № 46. (Проводится показ отрывка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы продолжили работать с книгами И.А. Ага­повой, наш последний результат — премьера библиотечного занятия по второй пьесе серии об Эриде — «Венок из мертвых цветов».

И, в свою очередь, для подготовки и прове­дения нужных мероприятий, в частности — данного семинара, писательница поделилась с нами критическим материалом по ее творче­ству. Как говорит автор, на книжных прилав­ках, кроме фэнтези, сложно найти хорошую литературу для молодежи. И она по мере сил пытается вернуть молодежь из мира иллюзий в реальность.

Вообще знакомство с писателем И.А. Агапо­вой подвигло нас на сотрудничество с театраль­ным искусством. Вместе с нашими коллегами из городского детско-подросткового объединения «Подросток» мы планируем поставить и обыг­рать следующую пьесу из тетралогии об Эриде — «Сапфиры принцессы». Основа этой пьесы в ка­кой-то мере сказочная, ее события происходят в восточной стране, поэтому будет уместным включение в канву ее повествования восточных танцев в исполнении кружка такого направле­ния, который функционирует в ДПО «Подрос­ток». Это усилит красочность драматического произведения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что книги И.А. Агаповой — удобная, методически целесообразная основа для успешной библио­течной деятельности в направлении современ­ной молодежной литературы.

Поэтому так злободневно звучит название нашего семинара: «Ее книги — всюду, ее герои — типажи из жизни». Поэтому так интересно всем нам следить за творчеством «Леди литерату­ры», дивы нового века, чей потенциал, хочется верить, неиссякаем. И сдается, что наша друж­ба с писателем И.А. Агаповой будет продол­жаться.

В сегодняшнем мире становится все более очевидным, что быть умным и эрудированным выгодно, что чтение — обязательное слагаемое жизненного успеха. Реалии современной жизни требуют приобретения и обновления знаний; в сфере наиболее привлекательных и хорошо оп­лачиваемых видов деятельности интеллект, кре­ативность и общекультурная компетентность стали обязательным условием профессиональ­ной состоятельности. Наиболее яркий индика­тор этой ситуации — настроение в юношеской среде. Молодые люди, ориентированные на ус­пех и материальную свободу, наращивают свою читательскую активность, целенаправленно приобретая качества, позволяющие им занять достойное место в жизни. И мы, библиотекари, в свою очередь, должны стимулировать их тягу к чтению и преподносить книгу в оригинальной обработке, чтобы она стала «модной» не только для читающей молодежи, но и заинтересовала тех, кто мало читает. Разговор о чтении, о роли библиотек и об авторах, пишущих для молодежи и о ней, обсуждался в телепередаче «Культур­ный город» на местном телеканале города На­бережные Челны.

Вопросы, которые были затронуты, нашли живой отклик в читательской аудитории, потому что от наших читателей и жителей микрорайона, видевших эту передачу, я получила слова благо­дарности в поддержку библиотеки. И поняла, что еще остались любители книги и что «мода» на чтение не пройдет никогда, а мы, библиоте­кари будем находить новые формы работы со своими читателями, чтобы доводить до них но­вых авторов и знакомить с новыми книгами. Ведь от этого жизнь подростков станет богаче, интереснее и насыщеннее.

В отечественную литературу сейчас пришло много интересных писателей, и мы гордимся тем, что в нашей библиотеке состоялось заоч­ное знакомство с одним из них, и что оно имело серьезное творческое продолжение.

ЛИТЕРАТУРА: 

Александрова Т. Мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя // Театральный путь. — 2009. — № 5.

Алешина М. Ирина Агапова — драматург // Клуб. — 2002. — № 5. — С. 28.

Кочеткова Т. Книжкин юбилей: трилогии методи­ческих бестселлеров исполнилось 10 лет! // Новая библиотека. — 2010. — № 16.

Кулакова М. Королевы школьных праздников // Московская правда. — 2010. — № 101. — 19 мая. — С. 4.

Носов В. Королевы школьного досуга // Клуб. — 2010. — № 7.

Фестиваль: перезагрузка! / Интервью с президен­том Театрального фестиваля И.А. Агаповой // Вест­ник педагога искусств. — 2011. — № 2. — С. 10—11.