Степанова С. Ее книги – всюду, ее герои – типажи из жизни. Знакомство с творчеством Ирины Агаповой. : семинар по обмену опытом / С. Степанова // Школьная библиотека. – 2012. – № 4 -5. – С. 114 - 122.
Знакомство с творчеством Ирины Агаповой
Семинар по обмену опытом
От редколлегии
Уважаемые коллеги!
В филиале №16 ЦБС г. Набережные Челны состоялся научно-практический семинар по обмену передовым опытом «Современные тенденции развития детских библиотек. Инновационный опыт». Семинар был посвящен творчеству современного молодежного автора — писателя и драматурга Ирины Агаповой.
В программу семинара входили следующие разделы:
1. «Найти свой путь» — обзор творчества московской писательницы И.А. Агаповой.
2. «Это надо живым, или Цена беспечности» — результаты мероприятий филиала № 16 по пьесе И. А. Агаповой «Серебряный котел дури».
3. Демонстрация отрывка из пьесы «Серебряный котел дури» в постановке учащихся 10-го «А» класса школы № 46.
4. Заключение.
В предварительную работу входило также создание компьютерной презентации по материалу сайта: www.ia200938.narod.ru
Был подготовлен раздаточный материал — брошюра о творчестве И.А. Агаповой с иллюстративным сопровождением.
Сегодня мы предлагаем составленный С. М. Степановой материал, который вполне можно использовать для проведения аналогичного мероприятия другими библиотекарями.
Одна из важнейших обязанностей библиотекаря — руководить выбором детей в отношении современных авторов, корректировать предпочтения юных читателей в нужном направлении, но осуществить такое руководство крайне нелегко. Дело в том, что современная литература, обращенная к детям, как ни странно, во многом копирует то, что сегодня в изобилии поставляет взрослая продукция — чтиво с непременным криминальным уклоном, гиперболизацию пороков, негативные финалы и т.д. Считается, что подобным образом авторы создают «приманки» для читателя. Но детям, особенно — вступающим во взрослую пору, непременно нужны положительные примеры, образы людей, «делать жизнь с кого», модели именно правильного поведения в разного рода сложных ситуациях, которые в огромном количестве подбрасывает каждому из нас жизнь. Поэтому ценной находкой для нашего коллектива оказалось обращение к творчеству современной московской писательницы Ирины Агаповой, о которой мы узнали «с подачи» журнала «Школьная библиотека». (Примечание: разработка библиотечного занятия «Южный город, здесь степи и речка...А что еще?» по пьесе И. А. Агаповой «Серебряный котел дури» представлена в ШБ № 8, 2011). И это стало началом целой концепции направления, оказавшимся востребованным у молодежной аудитории, которое мы намереваемся разрабатывать и в дальнейшем.
Нас привлекло творчество этого автора, прежде всего, новизной сюжетов, актуальностью поднимаемых тем. Вероятно, это связано и с молодостью самой писательницы, способной понять проблемы молодежи, и с тем, что ее пьесы, среди которых самая известная — «Серебряный котел дури», уже 12 лет ставятся в молодежных театральных коллективах. И, наверное, присутствовало немного везения — после того, как мы провели занятия, посвященные ее творчеству, на нас вышел сам автор, завязалась наша активная переписка, обмен информацией о новостях, обоюдоинтересных для нас, а отсюда началась и вся наша остальная деятельность по популяризации ее творчества. (Далее текст комментируется материалами компьютерной презентации).
Итак, знакомимся, перед вами — новое имя в драматургии XXI века: Ирина Анатольевна Агапова, которая не только талантлива, но и молода (в 2012 году ей исполнилось 37 лет). Она писатель, драматург, профессор психологии, художник и фотомодель. Как писатель и драматург она работает в различных направлениях: публицистика нон-фикшн, художественная литература, драматургия, психология, искусство.
Широкая известность этого автора началась с обращения молодежных театральных коллективов к драме «Серебряный котел дури», которая уже 12 лет из года в год лидирует на многочисленных российских фестивалях, получая всевозможные призы. Вот лишь некоторые адреса ее постановок — Москва и Питер, Ярославль и Муром, Курск и Краснодарский край, Зауралье, Мурманск. В городе Сморгонь (Белоруссия) пьесу воплотили даже в Театре ростовых кукол.
Но что означает срок в 12 лет для разных категорий жизни? 12 лет для возраста человека — мало, 12 лет для компьютера — много! Почти 12 лет длится школьная жизнь: человек взрослеет, его личность проходит самый важный период своего становления. 12 лет для агронома — почти вечность, однако за это время он может найти оригинальный способ выращивания какого- то растения и заявить на весь мир о своем открытии.
А что такое 12 лет для книги? «Смотря, для какой книги! Книга книге рознь!» — возразите вы и будете правы. Что ж, поговорим о книгах! Много ли читатель назовет современных книжек, стабильно переиздающихся в течение ряда лет, имеющих хороший спрос, широкую аудиторию и миллионные тиражи? Но оказывается, что есть совершенно уникальные книги, для которых последние нелегкие 12 лет — это показатель истинного качества и востребованности.
Книги с пьесами и сценариями драматурга И.А. Агаповой распространяются не только в России, но также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Эстонии, Латвии, Литве, Израиле. Их ежегодные переиздания способствовали тому, что они стали буквально «настольными книгами» руководителей театральных коллективов, школьных завучей по воспитательной работе. По имеющимся данным, в России нет школы, где бы ни ставились сценки или спектакли, созданные И.А. Агаповой, не читались бы стихи или загадки, заимствованные из ее книг.
Поэтому неудивительно, что Ирина Агапова является обладателем множества литературных званий: «Драматург XXI века»(2000), «Лауреат Российской книги рекордов Гиннеса-2009», обладатель титула «Леди литература-2009». Плюс ко всему прочему, она еще и «Мисс Подмосковье-1990», и художник, иллюстрирующий свои книги. И все это в 37 лет! Но главное, она — человек, любящий современную молодежь и работающий для нее. В первую очередь именно за свои пьесы из молодежной тетралогии «Эрида — богиня раздора», где главной героиней является девушка по имени Эрида, И. Агапова и стала обладателем призов и дипломов различных театральных фестивалей. Можно сказать, что и наше знакомство с писательницей началось именно с этих книг. В рамках каждого из названия пьес тетралогии проходило несколько разных акций, о которых будет далее рассказано более подробно.
В чем смысл пьес, где главной героиней выступает девушка Эрида, и почему они так называются?
Но для начала совершим небольшой экскурс в древнегреческую мифологию и узнаем, кто же такая Эрида. Обратимся к истории под названием «Яблоко раздора». Оказывается, Эрида по древнегреческой мифологии — дочь Ночи, богиня раздора. Ее, согласно легенде, забыли пригласить на свадьбу царя Пелея и богини Фетиды. Тогда, все-таки явившись на свадьбу, она бросила золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» трем богиням: Гере, Афине и Афродите. Каждая богиня считала, что яблоко должно принадлежать ей. За разрешением спора богини обратились к троянскому пастуху Парису.
Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афродита — любовь самой красивой женщины на Земле. И Парис отдал яблоко Афродите. Исполняя обещание, богиня помогла Парису похитить первую красавицу из смертных женщин — Елену, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война. Но это уже другая история. Зато данный сюжет прекрасно комментирует деятельность Эриды — богини, которая замечательно умеет сеять раздор между людьми и богами.
Но, по мифам, у Эриды есть еще и положительное свойство, она является покровительницей труда, поэтому она может предстать одновременно в двух лицах: как имеющая положительные качества, так и отрицательные.
В пьесах И.А. Агаповой героиня, носящая имя Эрида, тоже сначала вносит раздор туда, куда попадает, но у нее больше положительных качеств, поэтому она затем показывает правильный выход из сложных ситуаций, в которых оказываются герои, нуждающиеся в разумном совете. Ведь у каждого человека есть выбор: или он последует умному совету, или возникшая ситуация приведет к трагическому концу.
Самой знаменитой из всей тетралогии пьес об Эриде является первая — «Серебряный котел дури», которую уже принято называть «культовой», а одна из центральных газет не без основания дала ей титул «современная классика». Это пьеса-быль, потому что завязку для нее писательница подсмотрела, находясь в одном действительно существующем южном городке России. Центральная линия всей истории — не только любовный треугольник, но и бич современного общества: проблема наркомании.
Писатель в лице Эриды помогает местным ребятам, находящим спасение от скуки в обращении к страшному зелью, которое они варят в том самом серебряном котле, разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Фабула «Серебряного котла» наиболее близка юным читателям, поэтому на ее основе нами было разработано и проведено сразу несколько библиотечных занятий.
Но рассмотрим немного подробнее сюжеты и остальных пьес тетралогии, ибо они не менее увлекательны. «Венок из мертвых цветов» — красивая сказка, но ее герои снова взяты из жизни, хотя основная фабула придумана автором. Герои, с одной стороны, являются персонажами нашей реальности, но одновременно живут и действуют на другой планете. Это одна из самых мистических пьес, которые написала Агапова. И главная героиня в финале пьесы ставит решительную точку, разрывая отношения с людьми, которые становятся ей неинтересны. Она уезжает из города, стирая свои воспоминания. Одновременно происходит вообще загадочная вещь — особым образом она стирает воспоминания о себе из памяти оставшихся в городе людей. Таков сюжет второй пьесы.
Третья пьеса об Эриде — «Сапфиры принцессы», в основе которой лежит легенда о прекрасной принцессе и синих сапфирах неземной красоты. Несмотря на то что основа выдумана автором, ее сюжет реальный и посвящен другой серьезной теме — борьбе с сектанством. Проповедник секты, в которую завлечена сестра главной героини, занимается тем, что выкачивает из наивной молодежи денежные средства. Но этому злу решительно противостоит, конечно же, наша отважная и умная Эрида. Здесь также присутствует излюбленная автором мистическая линия. Но пьеса заканчивается тем, что главная героиня, спасая сестру, открывает центр психологической реабилитации и выходит замуж за принца Акаша.
Продолжение истории об Эриде — в пьесе «Отель разбитых сердец», события которого происходят в далеком южном княжестве, где море шумит прямо у стен дворца его правителя, принца Акаша — супруга Эриды. Их окружают безмятежность и красота, кажется, ничто не может нарушить гармонии. Но в один миг идиллия рушится. И сюжет начинает напоминать согнутую пружину, которая с силой распрямляется. Эрида узнает страшную тайну, которую Акашу удавалось скрывать от нее в течение последних лет. Оказывается, он — разжигатель международных войн, двуличный, жестокий человек, мечтающий о мировом господстве.
В борьбе против него сплачиваются гениальный ученый, создавший идеального воина- киборга, простой бандит, решивший испытать воина в действии, и принцесса Эрида. У главной героини фактически рушится жизнь — она теряет семью, положение в обществе, финансовое благополучие. Но она находит нечто большее — правду, справедливость, людей, которые не предадут. А главное — реальную возможность повлиять на будущее человечества. Поэтому она отправляется в тот район земного шара, где принц Акаш ведет войну, и будет пытаться исправлять его ошибки, считая себя ответственной за его зло.
Почему я подробно рассказала именно об этих четырех пьесах? Именно потому, что они вот уже более десятка лет не сходят со сцен молодежных театров, и именно за них драматург И. Агапова получила свое первое почетное звание «Драматург XXI века». Мы рекомендуем их для использования в библиотечной работе со старшеклассниками. Эти пьесы — для молодежи, которой бывает полезно самим находить ответы на некоторые вопросы, поставленные здесь, хотя бы для самих себя.
«НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ»
Безусловно, говоря о книгах любого автора, невозможно обойтись без рассказа об их создателе, о его жизненном пути. Конечно, писательница Ирина Агапова пришла к своим успехам не в один миг. Этому предшествовали годы неустанных поисков своих направлений в творчестве. Вот какие этапы выделяет в своей жизни она сама.
Первые публикации — стихотворения «Морские собачки» и «Как я ходила на футбол» (ж. «Пионер», страничка детского творчества «Кораблик», 1980, № 3), стихотворение «Жирафы и жи- рафовы детки» (газ. «Неделя», страничка детского творчества «Неделька», 1980), стихотворение «Мир» (ж. «Пионер», страничка детского творчества «Кораблик», 1981, № 7).
Первая пьеса, поставленная на профессиональной сцене, — новогодняя сказка «Диана, Латона и вредная Слигарона». Автору 14 лет, но им получен первый гонорар драматурга — 75 рублей.
Юношеские публикации — проза в газете «Пионерская правда», стихотворения в газете «Педагогический вестник».
Авторский раздел в центральной прессе — в 15 лет вела собственную литературную страничку «Зверушка в доме» в газете «Подмосковные известия».
Первые книги — трехтомник-бестселлер «Праздник в школе» (1999-2000), который с тех пор переиздается ежегодно.
Другие пьесы И. Агаповой — «Сказки старой мельницы», «Здравствуйте, я ваш дядя!», «Сапфиры принцессы», «Вертихвостки», «Три огонька возле елки», «Осокорь и черный янтарь», «Дорогой сказок братьев Гримм» и др. — в разные годы ставились в Барнауле, Иркутске, Северодвинске, Челябинске, Канаше, Вологде, Нарве, Нерюнгри и других городах России и ближнего зарубежья.
Автор сама иллюстрирует большинство своих книг. Техника рисования — графика, акварель, масло. Для своих пьес-постановок создает варианты прекрасных костюмов, декораций. А ее живопись украшает не одну частную коллекцию.
С 2008 г. в литературных журналах публикуются ее фантастические рассказы и повести.
В журнале «Искатель» (2008, № 1) вышел рассказ «Вечный вечер по имени “Анна”». Он получил широкий отклик в литературных кругах столицы и рекомендован к изучению в школе с учащимися средних и старших классов. В журнале «Литература в школе» (2009, № 2) опубликована разработка школьного урока «Тайна „Вечного вечера" — понимание и любовь» по этому рассказу.
Автор своими произведениями пытается, по ее высказыванию, «улучшить рынок литературы и сделать его продукцию более тонкой и изящной, без негатива, зато с положительными примерами».
Еще один вид деятельности писателя — биографическая проза. Как говорит Ирина Анатольевна, это трудное, но интересное направление, потому что приходится работать в контакте либо с самим героем, о котором идет речь в книге, либо с его близким окружением. Например, в книге «Супермены российского кино» собраны главы о выдающихся актерах, при жизни снискавших неофициальное звание «секс-символов». Так при работе над главой об Андрее Ростоцком автору много помогала Нина Евгеньевна Меньшикова — легендарная «мама Вера» из фильма «Девчата» и (по совместительству) — мама Андрея Ростоцкого.
— Я была одной из последних, кто общался с Ниной Евгеньевной при ее жизни, — рассказывала И.А. Агапова. — Сейчас, перебирая фотографии, где мы запечатлены то во время работы над рукописью, то за чаепитием, когда Нина Евгеньевна радушно разливает чай по чашкам, я всегда вспоминаю, какая это была замечательная женщина.
Когда создавалась книга про актрису Наталью Гундареву, то помощь оказывал ее супруг, — актер М. Филиппов, снабжая фотографиями из семейного архива.
Тексты из этих книг часто используются в телепередачах, цитируются в статьях и на интернет-сайтах. А когда показывают какого-нибудь критика в своем кабинете или кинорежиссера в киностудии, то обязательно на заднем плане в книжном шкафу можно увидеть знакомые обложки — книги Ирины Агаповой. Вот лишь некоторые из наименований ее книг в этом направлении: «Москва слезам не верит: шесть женских судеб», «Наталья Гундарева», «Николай Еременко», «Игорь Костолевский», «Николай Караченцов», «Дмитрий Харатьян: о нем говорят».
Не буду говорить о других жанрах, в которых пишет И. Агапова, — это психология и сексология, т.к. они относятся к чтению для взрослых, а мы говорим о литературе, которую можно предложить старшеклассникам и молодежи. Однако такое разнообразие жанров, в которых сильна Ирина Агапова, делает ее очень известной личностью.
Творчество ее любят читатели и будут продолжать любить, поскольку ее книги исследуют самые разные стороны человеческой души. Как сказано в одном из произведений писательницы, «мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя». Вот и ее книги не дают покоя — их постоянно обсуждают на интернет-сайтах читатели из СНГ и экс-россияне, давно живущие в Бостоне, Нью-Йорке, Токио. Они имеют высокий индекс цитируемости в прессе и телепередачах.
К слову сказать, «агаповская» фраза про актрису Наталью Гундареву «она-то, может, и наигралась, но мы не успели на нее наглядется» кочует из программы в программу. А любое празднование Хэллоуина начинается с веселого «агаповского» стихотворения:
Осенью, в этот единственный день, перепугать нам друг дружку не лень. Маску надень ты и страшный костюм и приходи к нам на праздничный шум.
На данный момент в каталогах РГБ зафиксировано более 80 (восьмидесяти!) изданных книг И. Агаповой на разные темы.
118
«ЭТО НАДО ЖИВЫМ, ИЛИ ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ»
Перечислю направления комплексной работы нашей библиотеки по произведениям
И.А. Агаповой, которые были апробированы нами и дали неплохие результаты. Их можно условно подразделить на следующие разделы:
- Открытие-знакомство
- Поиски методов
- Усиление актуальности
- Интерактивная связь с писателем
Наша библиотека впервые «открыла» для себя творчество писателя Ирины Агаповой в 2009 г., когда в молодежных журналах начали публиковаться ее фантастические рассказы, которые нас заинтересовали именно обращением к юношеству. В 2010 г. в план работы было включено знакомство с ее книгой «Вечный вечер по имени Анна», и мероприятие по его изучению состоялось в рубрике «Новое имя в драматургии XXI века», которое прошло с учениками 9-го класса школы № 46.
Ребятам понравилось сочетание деталей привычной для каждого жизненной повседневности и фантастики, которая подается писательницей не в стиле «ужастиков», а с легкой иронией. Школьники узнавали прототипов забавных гостей на балу — известных ведущих молодежных телеканалов, всем понравилась главная героиня — молодая учительница, носящая «волшебное» имя Анна («имя, которое одинаково читается с любой стороны»). Все единогласно приняли основную идею произведения о том, про «понимание и любовь спасут мир».
Положительная реакция читателей подсказала нам мысль о том, что неплохо продолжить изучение молодой аудиторией произведений данного автора. Во время работы по комплектованию библиотеки в одном из методических пособий мы нашли описание ее произведений и заказали ее книги, выпущенные разными московскими издательствами. В одной из книг оказался раздел «Начинающим артистам», где были представлены легкие двухактные пьесы для постановки в молодежной аудитории, и темой выбранной нами пьесы «Серебряный котел дури» оказалась борьба с наркоманией, что как раз подходило нам по плановой тематике. Применяя методику для библиотечных форм работы, рекомендованную ШБ, мы провели откровенный разговор с учащимися 8—9 классов школы № 46 на тему «Это надо живым, или Цена беспечности», используя электронную презентацию для раскрытия основного направления и для знакомства с творчеством писателя.
Эрида, главная героиня пьесы «Серебряный котел дури», всколыхнула «мутное болото» скучающей молодежной компании, а мы воочию увидели результаты своих трудов. Участники занятия активно обсуждали сюжет и героев «Серебряного котла», подтверждая идею о том, что надо задуматься, каким путем идти, и что лучше учиться на ошибках героев книги, чем на своих собственных. «Помощь живых — в нас самих», — говорят девушки в конце пьесы. Мероприятие понравилось ребятам и присутствовавшему на занятии их учителю. Выяснилось, что в этот же день школьники отправились в библиотеку и изъявили желание почитать книгу, о которой велась речь на библиотечном занятии.
И тут в нашу работу вмешался счастливый случай. После проведения мероприятия информация о нем была подана в Интернет на сайт ЦБС г. Набережные Челны, где о нем узнала сама писательница И.А. Агапова и изъявила желание познакомиться с нами, с библиотекарями, продвигающими ее книги в нашем городе. Она предложила ряд интересных направлений совместного сотрудничества.
Например, по нашей инициативе, но при поддержке И.А. Агаповой в Интернете был объявлен конкурс на лучшую рецензию пьесы «Серебряный котел дури». Ребята-старшеклассники, прочитавшие это произведение и написавшие о нем свои рецензии, получили именные грамоты от писательницы. Участие в таком конкурсе приняли ребята школ № 46 и № 45.
Приведу примеры некоторых рецензий, ставших призерами конкурса.
Никитина Анастасия, школа 45, 7 «Б».
«Тема борьбы с наркотиками актуальна и популярна на данный момент в мире. Разумеется, правительство, общественные деятели различных направлений и активисты пытаются привлечь внимание к этой проблеме, убрать опасность появления наркозависимого населения. Среди них и множество писателей, которые хотят донести всю опасность этой проблемы до каждого жителя. Одна из них — писательница И.А. Агапова, чье произведение “Серебряный котел дури” я прочитала.
Гпавной в этой пьесе является не просто тема наркомании, но также проблема молодежи, не осознающей последствий таких губительных развлечений, живущей день за днем своей жизнью. Молодежи, у которой уже сейчас нет будущего, а после приема наркотиков не будет ни нормальной семьи, ни работы. Автор показывает, что ее герои — не выдуманные, а вполне реальные, настоящие, и их таких даже не сотни, а тысячи. В произведении каждого заинтересует город “Несуществующий”, граничащий с нашим миром, откуда в любой момент могут вырваться людские страхи, недостатки, изъяны, “скелеты”, которые люди так старательно прячут от людских глаз в темных кладовых и шкафах. Он является отражением нашего мира, только без красивых масок и рамок.
Автор дополняет свои произведения красочными зонгами, очень понравившимися мне. С их помощью автор расширяет общую картину, дает нам понять лучше чувства героев.
Южный город. Здесь степи и речка. Здесь скучаем семнадцать мы лет. Это повод замолвить словечко И поведать простейший секрет: Развлечения у молодежи Тут отсутствуют напрочь, хоть вой, Впечатления нас не тревожат, Скука — для впечатлений конвой. (Из песни Марка, главного персонажа пьесы “Серебряный котел дури”)».
Шагалова Алина, школа № 46, 8 «А».
«После презентации, проведенной у нас в школе филиалом городской библиотеки № 16, я заинтересовалась произведением Ирины Агаповой “Серебряный котел дури”. Знаменитая повесть написана в жанре молодежной драмы. Меня в этой повести “тронула” тема наркомании. Наркомания в XXI веке сильно возросла. Подростков в наше время ничего не интересует кроме компьютеров, телефонов и таких “прикольных” и “крутых”, по их мнению, вещей, как сигареты и алкоголь. Но не все потеряно! Кружки, секции создаются для того, чтобы дети не сидели в подъездах и не пили пиво. И Ирина Агапова в повести полностью раскрывает эту проблему. Драма “Серебряный котел дури” мне очень понравилась. Я и дальше буду знакомиться с произведениями И. Агаповой».
Григорьева Антонина, школа № 46, 10 «А»
«“Серебряный котел дури” — пьеса в жанре современной молодежной драмы, созданная И.А. Агаповой в 1999 году. Главная тема пьесы строится вокруг борьбы с опасным социальным недугом — наркоманией. На сайте пьесы отмечается, что “Серебряный котел дури” уже в течение десятилетия уверенно удерживает позиции лидера среди постановочных молодежных произведений. Пьеса Ирины Агаповой заставляет задуматься о многом, в частности — о молодежи XXI века. Сюжет затрагивает глубинные “фрейдистские” мотивы психики молодых людей. В провинциальном южном городе компания молодежи изнывает от скуки и не может придумать себе никакого занятия. Все буквально оживают, когда Вика знакомит их со своей приехавшей погостить троюродной сестрой Эридой. Для нее приезд сюда — способ укрыться от чего-то. Но отдыха у Эриды не получается. Марк ради нее бросает свою девушку и не дает ей прохода. Скука у ребят мгновенно сменяется на жестокие интриги, изобилующие местью, завистью и т. д. Кроме того, молодежь балуется наркотическим напитком из растущей повсеместно травы, которую называют “дурью”. Ребята варят ее в большом серебристом котле — отсюда название произведения.
Между тем, Эриду разыскивает влиятельный человек — Герман. Местные “братки” помогают ему найти ее. Однако за их помощь он должен с ними расплатиться. Все ключевые линии сюжета сходятся в местечке среди леса под названием “пойма". Здесь и происходит страшная развязка, в результате которой у молодежи наступает прозрение: они натворили кучу ошибок, и только пересмотрев всю свою жизнь и бросив наркотики, они могут спасти себя».
В ходе знакомства коллектива нашей библиотеки с московской писательницей выяснилось, что Ирина Анатольевна является президентом Московского международного театрального фестиваля. С ее подачи мы выслали в оргкомитет фестиваля запись нашего мероприятия по ее пьесе и стали обладателями приза в номинации «Открытие года», получив диплом и книгу с автографом писателя.
Конечно, такой успех следовало закрепить, и мы приняли решение сделать инсценировку «Серебряного котла дури» силами старшеклассников. При библиотеке нет самостоятельного театрального кружка, однако у нас есть креативные и увлеченные своим делом библиотекари и наши партнеры по работе с детьми. В данном случае таким партнером выступила заведующая библиотекой школы № 46 Л.М. Вахитова, которая помогла организовать учащихся 10 класса и осуществила с ними постановку пьесы И.А. Агаповой «Серебряный котел дури». Запись спектакля была также выслана автору и получила высокую одобрительную оценку. Конечно, такие итоги явились результатом целенаправленной работы нашего коллектива по произведениям писательницы, чье творчество оказалось близко подрастающему поколению.
Демонстрация отрывка из пьесы «Серебряный котел дури»
Сейчас настало время показа отрывка из пьесы, название которой сегодня упоминалось уже неоднократно — «Серебряный котел дури». Вы увидите его в исполнении учеников школы № 46. (Проводится показ отрывка.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы продолжили работать с книгами И.А. Агаповой, наш последний результат — премьера библиотечного занятия по второй пьесе серии об Эриде — «Венок из мертвых цветов».
И, в свою очередь, для подготовки и проведения нужных мероприятий, в частности — данного семинара, писательница поделилась с нами критическим материалом по ее творчеству. Как говорит автор, на книжных прилавках, кроме фэнтези, сложно найти хорошую литературу для молодежи. И она по мере сил пытается вернуть молодежь из мира иллюзий в реальность.
Вообще знакомство с писателем И.А. Агаповой подвигло нас на сотрудничество с театральным искусством. Вместе с нашими коллегами из городского детско-подросткового объединения «Подросток» мы планируем поставить и обыграть следующую пьесу из тетралогии об Эриде — «Сапфиры принцессы». Основа этой пьесы в какой-то мере сказочная, ее события происходят в восточной стране, поэтому будет уместным включение в канву ее повествования восточных танцев в исполнении кружка такого направления, который функционирует в ДПО «Подросток». Это усилит красочность драматического произведения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что книги И.А. Агаповой — удобная, методически целесообразная основа для успешной библиотечной деятельности в направлении современной молодежной литературы.
Поэтому так злободневно звучит название нашего семинара: «Ее книги — всюду, ее герои — типажи из жизни». Поэтому так интересно всем нам следить за творчеством «Леди литературы», дивы нового века, чей потенциал, хочется верить, неиссякаем. И сдается, что наша дружба с писателем И.А. Агаповой будет продолжаться.
В сегодняшнем мире становится все более очевидным, что быть умным и эрудированным выгодно, что чтение — обязательное слагаемое жизненного успеха. Реалии современной жизни требуют приобретения и обновления знаний; в сфере наиболее привлекательных и хорошо оплачиваемых видов деятельности интеллект, креативность и общекультурная компетентность стали обязательным условием профессиональной состоятельности. Наиболее яркий индикатор этой ситуации — настроение в юношеской среде. Молодые люди, ориентированные на успех и материальную свободу, наращивают свою читательскую активность, целенаправленно приобретая качества, позволяющие им занять достойное место в жизни. И мы, библиотекари, в свою очередь, должны стимулировать их тягу к чтению и преподносить книгу в оригинальной обработке, чтобы она стала «модной» не только для читающей молодежи, но и заинтересовала тех, кто мало читает. Разговор о чтении, о роли библиотек и об авторах, пишущих для молодежи и о ней, обсуждался в телепередаче «Культурный город» на местном телеканале города Набережные Челны.
Вопросы, которые были затронуты, нашли живой отклик в читательской аудитории, потому что от наших читателей и жителей микрорайона, видевших эту передачу, я получила слова благодарности в поддержку библиотеки. И поняла, что еще остались любители книги и что «мода» на чтение не пройдет никогда, а мы, библиотекари будем находить новые формы работы со своими читателями, чтобы доводить до них новых авторов и знакомить с новыми книгами. Ведь от этого жизнь подростков станет богаче, интереснее и насыщеннее.
В отечественную литературу сейчас пришло много интересных писателей, и мы гордимся тем, что в нашей библиотеке состоялось заочное знакомство с одним из них, и что оно имело серьезное творческое продолжение.
ЛИТЕРАТУРА:
Александрова Т. Мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя // Театральный путь. — 2009. — № 5.
Алешина М. Ирина Агапова — драматург // Клуб. — 2002. — № 5. — С. 28.
Кочеткова Т. Книжкин юбилей: трилогии методических бестселлеров исполнилось 10 лет! // Новая библиотека. — 2010. — № 16.
Кулакова М. Королевы школьных праздников // Московская правда. — 2010. — № 101. — 19 мая. — С. 4.
Носов В. Королевы школьного досуга // Клуб. — 2010. — № 7.
Фестиваль: перезагрузка! / Интервью с президентом Театрального фестиваля И.А. Агаповой // Вестник педагога искусств. — 2011. — № 2. — С. 10—11.