Данильченко Г. Писатель глазами писателя / Г. Данильченко // Библиополе. — 2013. — № 8. — С. 34 - 38.
Творчество М. М. Пришвина
Русский писатель Алексей Варламов окончил филфак МГУ. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации по теме «Жизнь как творчество в Дневнике и художественной прозе Пришвина». Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей».
В ней вышли его книги о М. Пришвине, А. Грине, А. Толстом, М. Булгакове, А. Платонове, а также о Г. Распутине. Лауреат многих литературных премий*.
Почему писателя заинтересовала личность Пришвина? Он объясняет так: «Пришвин, раскрывшийся в своих Дневниках, совершенно отличался от того Пришвина, которого мы знали по школьным учебникам. Неожиданный фокус, неожиданный поворот в личности писателя меня увлёк. Сколь бы ни были различны авторы, их объединяет то, что они современники. Через них открывается срез эпохи, очень сложный перелом. Увидеть в Пришвине не гибель, не сдачу русского интеллигента, а увидеть историческую логику и понять, что за этой логикой стоит не только один Пришвин, но и та часть народа, которая пошла за большевиками».
В автобиографическом романе «Кащеева цепь» он описывает своё детство. Родился 23 января 1873 г. в большой помещичьей усадьбе села Хрущёве Елецкого уезда Орловской губернии. Замечательный писатель В.В. Кожинов отмечал, что на сравнительно небольшом пространстве Русской земли родились, по меньшей мере, 12 классиков русской литературы: Тютчев, Кольцов,А.Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Л. Толстой, Бунин, Пришвин, Есенин.
Пришвин рос в странной атмосфере, где причудливо переплетались вещи, казалось бы, несовместимые, и именно отсюда проистекает сложная картина мира, представленная в его произведениях. Самое сильное влияние на мальчика, безусловно, оказала мать. Мария Ивановна — энергичная, сильная женщина из староверского рода купцов-мукомолов. Мария Ивановна вышла замуж в 19 лет, мужа своего никогда не любила, воспринимая супружество как долг. И вот тягу к цельной, воинственной и глубокой культуре старообрядчества воспринял мальчик, и эти впечатления повлекли его позднее в край непуганых птиц на Выгозе- ро. Именно старообрядцы снабжали русских экстремистов деньгами, и эти два духа — раскольничий и революционный — слились воедино в пришвинском семействе. Недаром Пришвин, всегда находившийся в эпицентре исторических событий, отправился изучать русское старообрядчество и сектантство, находя немало общего между ними и большевиками.
Отца, Михаила Дмитриевича, Миша знал мало: мать овдовела в 40 лет, а он осиротел в восемь. Об отце он вспоминал как о человеке мечтательном, бездеятельном, жизнерадостном,увлекающемся лошадьми, садоводством, цветоводством, охотой. Он «проиграл имение и оставил жене по двойной закладной». Хотя мать долгие годы выплачивала долги мужа, она сумела своим невероятным трудом не только поднять имение, но и дать пятерым детям приличное образование.
Самое первое образование Миша получил вместе с крестьянскими детьми в сельской школе. Затем отправился в Елецкую гимназию. Чтобы в неё поступить, надо было получить разрешение в церкви — нечто вроде характеристики, что ребёнок благонадёжен, ходит к исповеди и причастию.
Варламов приводит много выдержек из книги «Кащеева цепь», сцен комичных, трогательных, ярких, в них прослеживается талант писателя. Дореволюционная гимназия была не лучшей моделью учебного заведения — место скорее угрюмое, чем радостное. В таком месте в одно время оказались, по меньшей мере, три личности мирового уровня: гениальные писатели В. Розанов (тогда учитель географии), И. Бунин, М.Пришвин.
В. Розанов выглядел так: «...рыжий человек с красным лицом, с гнилыми чёрными зубами сидит на кафедре и, ровно дрожа ногой, колышет подмостки и саму кафедру». Он возбуждает отвращение в учениках, но слухи о необыкновенной учёности и даровитости Василия Васильевича заставляют их усмириться в своём неприятии его.
Учился Миша не просто плохо, а катастрофически плохо. На мальчика напала лень, и он остался на второй год, где его догнал младший брат Сергей. Обсудив успеваемость юного Пришвина, комиссия педагогов сделала заключение: «безнадёжен (по малоспособнос- ти)». Миша покинул гимназию с «волчьим билетом», без права поступления в другие учебные заведения. Таким образом был поставлен крест на его судьбе, и на долгие годы в нём поселилось чувство неуверенности в себе.
Дальнейшая судьба Михаила Михайловича связана с сибирским городом Тюменью. Старший брат его матери судовладелец Иван Иванович Игнатов предложил племяннику поселиться в этих вольных краях. Хорошо ли жилось Михаилу с непростым родственником, мы не знаем. Но здесь ему повстречались люди, сыгравшие значительную роль в его жизни.
Сам дядя был фигурой! Убеждённый холостяк, очаровательный прожигатель жизни, он славился неординарными поступками, устройством фантастических пиров, любовными романами и игрой в карты. Занявшись пароходным бизнесом, он стал настоящим воротилой, но не переставал интересоваться достижениями науки, новинками литературы, собрал большую библиотеку. Часто бывал высокомерен и жесток. «Самый высший» — так звали его в роду. Своему племяннику он постоянно твердил: «Надо, брат, учиться, надо учиться, а то заедят попы с бабами». И вот под его водительством великовозрастное чадо стало получать образование.
В 19 лет Михаил заканчивает Александровское реальное училище. «Самый высший» предлагает ему делать карьеру в Сибири, но племяш отравился в Красноуфимск, поступив на сельскохозяйственное отделение Промышленного училища. Затем были учебные заведения в Елабуге, а потом в Риге, где он закончил химико-агрономическое отделение. Здесь он увлекается марксизмом и даже переводит с немецкого книгу А. Бебеля «Женщина и социализм». Но воспринимает марксизм идеалистически, фантастически, религиозно. Михаила арестовывают, в тюрьме его посещают чёрные мысли, он боится сойти сума и даже помышляет о самоубийстве. Выйдя на волю, Пришвин уезжает в Германию, поступает на агрономическое отделение Лейпцигского университета.
Вскоре в его жизни случается важное событие: он оказывается во власти небывалых ощущений, глубоких чувств к женщине. В полной печали Михаил Михайлович записывает такие строки: «Впустую все молитвы в любви самые усердные, даже до кровавого пота. Волоска не шевельнут эти молитвы на голове желанной женщины, никогда не дойдут до неё даже во сне...» Образ первой любви до самых преклонных лет волновал душу писателя, и именно эта драма пробудила в нём писательский дар.
В романе «Кащеева цепь» приводится рассказ о женитьбе героя на замечательной, по-своему очаровательной деревенской девушке Алёнке. История автобиографична. Автор рассуждает о том, что налёт культурности в женщине не лучшим образом сказывается на взаимоотношениях, скорее даже вредит им.
Ефросинья Павловна — так звали жену Пришвина — родила ему трёх сыновей, один из них умер. В жизни писателя она сыграла роль очень важную, о ней Михаил Михайлович оставил такую запись в Дневнике: «Через деревенскую женщину я входил в природу, в народ, в русский родной язык, в слово».
В своей книге Варламов приводит много интересных цитат, жанровых сценок, в разных книгах описанных писателем, благодаря чему перед нами предстаёт очень глубокий человек с тонким мироощущением и редкой наблюдательностью, признающийся в зрелом возрасте, рассуждая о своей семейной жизни: «...я не раскаиваюсь, но часто тоскую, эта тоска и гонит меня в литературу».
Первую книгу очерков Выгорец- кого края «В краю непуганых птиц» Пришвин написал в 1906 г. За плечами у него остались учёба в Германии, практическое применение этого образования на Богородских хуторах, затем в Клину, в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Подобно бунинскому Арсению он забрасывает агрономию и благодаря своему двоюродному брату И.Н. Игнатову, получает возможность заняться журналистикой.В рассказе «Журавлиная родина» читаем такие строки: «Я выбрал писательство для того, чтобы не зависеть от начальников в казённой службе и как- нибудь прокормиться».
Историю Михаила Пришвина можно сравнить с историей тысяч молодых людей, приезжавших в Петербург, чтобы сделать литературную или иную карьеру.
В замечательном очерке «Охота за счастьем» он вспоминал эти годы: «Я пробовал писать повести, которые мне возвращались редакциями. Я был один из множества русских начинающих литераторов, которые представляют себе, что написать хорошую вещь можно сразу...»
Жить в столичном городе, где он был крайне одинок, Михаилу Михайловичу было очень худо, и, как когда-то в тюрьме, его сно
ва посещают мысли о самоубийстве. Именно тогда он написал не сохранившийся рассказ «Домик в тумане», в котором изобразил обитателей невзрачного питерского домика, их каждодневные радости и горести.
Вскоре случилось событие, вроде бы ничем не примечательное: он познакомился с бывшим фельдшером, впоследствии этнографом Онучковым, и тот посоветовал ему отправиться на Север за сбором сказок. Так Пришвин собрался в своё первое путешествие, после чего сердце его навсегда было отдано Русскому Северу. В одном разговоре этнограф сказал ему: «Я вам завидую, я всю жизнь изучал родной мне Олонецкий край и не мог написать... Вы сердцем постигаете и пишете, а я не могу».
В книге «В краю непуганых птиц» представлена жизнь, которая возникла после раскола церкви, когда отделилось старообрядчество. Выбор материала, язык, интонация, бережная позиция рассказчика приближало эту книгу к высокой литературе.
Герой от городской жизни бежит в мир природы, и на этом противопоставлении будет впоследствии строиться вся пришвинская философия жизни. Путешествуя между Балтийским и Белым морями, писатель в своих очерках так достоверно, так точно и ёмко описывает природные изображения, что будет позднее принят в знаменитое Русское географическое общество. И действительно, пришвинские читатели, далёкие от русской интеллигенции Серебряного века, ценили в писателе глубочайшее знание и чувство природы.
Под влиянием пришвинской прозы в России появилась значительная группа молодёжи: капитаны, исследователи, путешественники, геологи, охотники. Озёра, реки, острова, скалы,сельги, луды, корги, водопады — писатель внимателен к подробностям пейзажа, скрупулёзно и со знанием дела перечисляет названия ветров: шалонник, летний, сток, по- бережник, обедник, торок, жаре- вой. Книги пишутся у него легко, как бы сами собой. Встречается много длинных цитат из научных высказываний,например, узнаём о поре листобросице, когда женщины собирают берёзовые листья и зимой кормят ими коров.
После первой книги появилась вторая, «За волшебным колобком», в котором писатель обращается к своему детству, когда елецкий гимназист убегал в «Азию», подобно чеховским мальчикам испытывая тягу к путешествиям.
Пришвин входит в среду известных поэтов, писателей, художников. С Шишковым, Блоком, Горьким его связывают творческие отношения, иногда полемические. Он утверждается, как писатель, после выхода сборников рассказов «Чёрный араб», «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» (1913-1914 гг.). Критики о нём напишут: «никто, как он, так чувствительно не сказал о лесе, о поле, о звере: запах и то слышно!» В одной статье было сказано: «Пришвин, во все невзгоды и беды не покидавший Россию, первый писатель в России».
Увлечение декадентством и Мережковским породило книгу «Невидимый город» — о сектантах. Целую зиму Пришвин провёл среди «пророков», «богородиц» и хлыстовцев.А Блок со свойственным ему сарказмом вывел его в поэме «12»: «...длинные волосы и говорит вполголоса...» В ответ Пришвин пишет рассказ «Голубое знамя». Встретив своего бывшего учителя В.В. Розанова, писатель под его влиянием становится членом религиозно-философского общества.
Цель книги «Невидимый город» показать сектантскую Русь. Увлечение сектантством было свойственно образованному русскому сословию. Пришвин и здесь искал свой путь, и самое ценное, что он вынес из этой среды — это отношение к человеческой жизни как к произведению искусства.
В годы Гражданской войны в семье Пришвиных произошло трагическое событие: осенью 1914 г. умерла его труженица- мать, оставив детям последний завет — жить дружно и держаться за землю. К началу революции в родном Ельце Пришвины построили собственный дом. Но так как большевики национализировали частную собственность, пришвинский хутор оказался камнем преткновения между деревнями Шибаевка и Кибаевка.
На родине писатель наблюдает чудовищный произвол: расстрелы обывателей, обыски, аресты, доносы. Молодой человек сорвал ветку сирени — его арестовали по подозрению, что он её возложит на могилу контрреволюционера. Матери объявили: сын будет расстрелян. Потом она ходила по городу и у всех спрашивала: «Скажите, пожалуйста, я умерла, а почему же душу мою не отпевают?»
Началось светопреставление, как у В.В. Розанова в самой страшной книге на русском языке «Апокалипсис нашего времени».
В противовес коммуне воров и убийц Пришвин ставит себе личную задачу освободиться от злости на сегодняшний день и стараться понять большевиков. Когда в Ельце было разгромлено его родовое гнездо, мужики-разорители напоследок ему сказали: «Иди в город скорей, лесом, возьми узелок, иди... ребятишек не тронут, а сам уходи...» Несмотря ни на что, несколько лет подряд Пришвин жил среди крестьян, наблюдая за их жизнью. Вот запись его беспристрастна: «Мужик готов служить корове лошади, овце, свинье, только не государству, noтому что корова своя, а государство чужое».
Все искания, пессимистические настроения, страдания писателя вылились в повесть «Мирская чаша» (увидела свет лишь в 70-е гг.). В то время многие уезжали из России, кто-то из друзей умер, а он в советской литературе занимает прочную нишу и она, литература ценна тем, что даёт возможность «жить почти свободным человеком, наслаждаться уединением, питающим любовь к человеку, зверю, цветку и всему...»
Лучшим из всего написанного Пришвин считал книгу «Женьшень». Повесть можно прочесть по- разному: и как поэму о любви к женщине, к природе, Божьему миру и как гимн отшельничеству, исповеди беглеца. Государство, несмотря на противоречивые статьи о его творчестве, признало его как заслуженного писателя. На внугрилитературном поприще его оппонентом выступил С.Я. Маршак, утверждая, что Пришвин — писатель для взрослых, поэтому путь в детскую литературу ему заказан.
В 67-летнем возрасте у Пришвина приключилась семейная драма — всю его жизнь изменила встреча с 40-летней Валерией Дмитриевной. И началась жесточайшая война с домашними — женой, сыновьями. О своей оставленной семье он говорил: «... и так вот они столько лет жили с примерно бескорыстным человеком и наживали в себе корысть, и человек этот ещё жив, а они уже делят вещи его... Для сыновей я умер, испытав нечестивые похороны, и они умерли для меня». О своей первой жене, Ефросинье Павловне, позже напишет: «Я сам, через Павловну вошёл в народ и природу... В моей жизни было две звезды — Звезда утренняя и Звезда вечерняя и между ними 36 лет ожидания».
Через эти жизненные вехи пошли в судьбу писателя две любимые женщины, которым были посвящены незабываемые пришвинские строки. Последняя, Валерия Дмитриевна, олицетворяется с неким Духом. Как Блок чтил свою Прекрасную Даму, так и Пришвин, через неё, любя всё сильней и сильней, ещё значимая цитата: «В любви надо бороться за духовную высоту и сим побеждать».
Отечественная война застала Пришвина в Старой Руссе, где супруги купили домик, но пожить в нём им было не суждено; война уничтожила его. Отклонив предложение А. Твардовского уехать в эвакуацию в Нальчик, Пришвин с супругой отправляются в своё любимое Берендеево царство под Переяславль-Залесским. Там он увидел удручающую картину: деревня Усолье превратилась в отвратительный хаос, люди вырубили прекрасный лес, речка стала «распутной и наглой».
Повесть «Мы с тобой» — очень проникновенная, затрагивающая важный вопрос веры. По сюжету — идёт перепись населения, в анкете есть вопрос о вероисповедании. Взяв у девушки-переписчицы свой лист, мальчик Алёша, покосившись на дедушку, написал: «не верую». Лицо старика стало от возмущения белым. Он позвал внука в дом на минутку, затем они вышли, чтобы отдать переписные листы. И только много позже писатель узнал, что тогда произошло: «На коленях с рыданиями, старик умолял Алёшу: — Алёшенька, не губи свою душу! Нельзя, милый мой, написать о себе, что неверующий! От этого потом уже не откажешься, а это уже навсегда, на вечность пойдёт. На коленях тебя прошу, зачеркни!» — И он зачеркнул».
Многие его рассказы терпели неудачу, но вот Детгизом был объявлен конкурс, и Пришвин написал самую известную, самую трогательную повесть «Кладовая солнца». Объяснить обаяние этой вещи трудно — возможно, это особый тон, ритм фраз, великолепно очерченные детские характеры, стройность, лёгкость, завершённость повествования, где даже соблюдается закон классицизма — единство места и времени. Реальность и фантастика в повести сливаются в поэтическое изображение природы, любви к человеку, стремясь вернуть его на путь добра, и не жадности; дружбы, а не отчуждения.
Чувство меры и гармонии этой книги привели к тому, что читается повесть на одном дыхании, потому что она обращена к человеку, к его обручению с природой. Новая повесть была написана за месяц, она выросла из души Пришвина легко, без всяких усилий и принесла автору первую премию и полноправно встала на полку русской классики.
Самое горькое противоречие в романе «Осударева дорога» — проповедь о власти и свободе, «стоя на спине рабов», идее не понятой и не принятой миром. Это и глубочайшая тайна христианства: о силе любви к врагу — идея всепрощения, единственно не реализованная в печальной истории человечества.
Своим романом Пришвин не угодил ни врагам, ни друзьям. Он не был напечатан и не был понят немногочисленными читателями в рукописи. Ему предложили порезать весь роман, чтобы там не фигурировал труд заключённых, переписать историю строительства Беломорканала. На что писатель печально ответил: «Не удрать ли вовсе из литературы?»
В конце жизни Пришвин подводит итог прожитым годам. Записи Дневника поражают жизненной мудростью; если их приводить в тексте — получится большая книга: «Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе...»
Писатель пришёл к вере в евангельский коммунизм, которая присутствует в его последнем произведении «Корабельная чаша».
Все его произведения печатались с большим трудом, хотя к тому времени он был награждён орденом Красного Знамени. 5 февраля 1953 г. Пришвин отметил своё 80-летие. Торжество было радостным и тёплым, лишь Валерия Дмитриевна оставалась печальной, узнав о смертельном диагнозе мужа: рак желудка.
Пришвин, «человек христианской породы», не боялся смерти и заметил, «что всякий разговор или даже намёк на возможность конца своего в нашем обществе с возмущением отклоняется». Перед выпиской из больницы, разговор с нянечкой зашёл о похоронах — как хоронить: в землю или «сжигаться»? Пришвин говорит ей: «... Мне кажется, что с земли можно выбраться на небо. Если же сожгут, то и полетишь в трубу прямо к чертям». Перед самой смертью писатель сильно затосковал, но всё же последняя запись в Дневнике — радостная: «Деньки сегодня и вчера играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым».
М.М. Пришвин похоронен 16 января 1954 г. на Введенском кладбище в Москве.
Замечательная книга А. Н. Варламова расширила наши представления о жизни и творчестве великолепного художника слова, влюблённого в природу России...