Чаусова А. "Великое Пятикнижие" в формате кинематографа : история экранизаций романов Ф. М. Достоевского / А. Чаусова // Библиополе. — 2013. — № 12. — С. 52 - 59.
История экранизаций романов Ф.М. Достоевского
Ещё совсем недавно, каких-нибудь лет десять назад, все мы с гордостью повторяли, что «Россия — самая читающая страна». Сейчас многое изменилось в нашей жизни. Несколько другими стали и читатели, поменялось их о тношение к книге. Известно, что её сегодня молодым людям во многом заменяют информационные технологии, Интернет. И всё же убеждены: эта российская традиция — читать книжки — не прервётся.
В том числе и благодаря вашим стараниям! Ждём от вас рассказов о любителях словесности, о тех, для кого печатное слово по-прежнему дорого и непреходяще. Мы со своей стороны также постараемся предложить вам очерки иста тьи о великих книгочеях прошлого и настоящего — отечественных и зарубежных.
Пять известнейших романов Фёдора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием». Об этих произведениях написаны тысячи статей и исследований, их тексты изучают студенты едва ли не всего мира, их идеи нашли отражение в работах многих писателей, поэтов и художников. Романы эти не обошло своим вниманием и такое великое искусство, как кинематограф.
Одна из самых сложных мировых загадок — человек. Передовые умы разных эпох много размышляли о том, каков он, пытались проникнуть в многосложный человеческий мир. Приходится признать, прогресс общественного развития не сделал это явление ни менее загадочным, ни более простым. Человек — венец мироздания, прекрасный венец! Его рождение и жизнь подобны чуду. Но... «Человек есть тайна, её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной — ибо хочу быть человеком», — писал Достоевский.
Великий, вечный Достоевский. Наверное, самый жестокий и в то же время самый гуманный художник, «беспощадно любивший человека». Он не приукрашивает своих героев, он предельно искренен в желании разобраться во всех их слабостях. С решимостью хирурга он вскрывает душевные нарывы, показывает всё самое низкое и преступное, всю меру падения, на какую только способен человек. И это продиктовано не патологической страстью к душевным язвам, а лишь желанием преодолеть многоликое зло. Это бесстрашное исследование человеческой души внушает в конечном итоге веру в жизнь.
Несмотря на то, что тексты Достоевского трудны для восприятия, он является одним из самых читаемых авторов в мире. Нет, наверное, ни одного сколько-нибудь распространённого языка, на который не были бы переведены его шедевры. А уж экранизаций было так много, что здесь Фёдор Михайлович уступает лишь Александру Дюма.
Однако за рубежами нашей Родины Достоевского экранизировали гораздо чаще. Объясняется это тем, что после революции и до конца 50-х гг. XX в. в Советском Союзе его официально считали писателем «вредным» и «контрреволюционным». Он не был категорически запрещён. Он был «не рекомендован» к изучению. Так называемая «оттепель», стала порой реабилитации для многих, в том числе и Достоевского. Вышло собрание сочинений, началась работа над экранизацией его произведений.
Творчество Фёдора Михайловича было как будто заново открыто и глубоко переосмыслено, в частности и средствами киноискусства. Сегодня мы поговорим о его пяти великих романах, объединённых страстной, жгучей мыслью о Боге, утверждение или отрицание которого является, по мнению писателя, причиной всех человеческих подвигов, страстей и страданий.
Как только не называли Фёдора Михайловича Достоевского! Фантастом, пророком, юродивым, человеком без кожи... Каждое его слово — нерв, каждый образ — шаг к неустанному поиску смысла жизни. Вообще, всё его творчество — это некий рубеж в мировом сознании, потому что с его приходом мир стал иным, он узнал о себе гораздо больше, чем прежде.
Это писатель, чья биография является одной из самых интересных и самых трагических: любимый сын и сирота, потомственный дворянин и бесправный каторжник, кумир и изгой, игрок и труженик... Кажется, судьба намеренно играла с ним во все мыслимые и немыслимые варианты человеческой биографии.
Автор, чей литературный дебют потряс Россию, — настолько он был беспрецедентным, блестящим!
Единственный писатель, переживший свою «казнь», стоя на эшафоте в белой рубашке смертника.
Писатель, создавший все свои великие романы в жесточайших условиях — «успеть к сроку, успеть к номеру». Начало уже печаталось в журнале, середина спешно писалась дома под диктовку, последние главы были ещё только в набросках.
Писатель, чья смерть оплакивалась всей Россией. Прощание с ним превратилось в первые национальные похороны в истории нашей страны. За его гробом шло неслыханное количество людей, не менее 30-40 тысяч.
Писатель, чьи произведения не стареют со временем. Они всё так же полны живым смыслом, всё так же насущны — будто сегодня написаны.
Если по какой-то причине вы не знакомы с биографией Достоевского, можно восполнить пробел в знаниях, посмотрев одну из немногочисленных киноверсий его жизни.
«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» — биографический фильм, снятый в 1980 г. режиссёром Александром Зархи.Тя- желые 26 дней в октябре 1866 г. Потери любимых людей, долги, неустроенная личная жизнь, труднейшее завершение романа «Игрок» и встреча с добрым гением писателя, юной стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной, которая становится его преданной женой.
Нельзя не сказать о телесериале «Достоевский», снятом Владимиром Хотиненко в 2011 г. Режиссёр создал образ «нехрестоматийного» Фёдора Михайловича, попытался описать сложную человеческую жизнь гения. Но множество несоответствий с истинными фактами биографии, откровенный вымысел и даже явная клевета навлекли гнев многих критиков и литературоведов.
Один из авторитетнейших ис- следователей-достоеведов Игорь Волгин утверждает, что главный герой сериала — «даже близко не Достоевский». Но может быть, у этого фильма другая задача? С одной стороны, открыть нам, как много известно о великом писателе, с другой — удивить, как мало мы знаем о нём.
Из имён режиссёров, которые дерзали переводить тексты Фёдора Михайловича на язык кино, можно просто составить учебник: Иван Пырьев, Лукино Висконти, Леонид Квинихидзе, Алексей Баталов, Ричард Брукс, Анджей Вайда, Акиро Куросава, Робер Брессон, Лев Кулиджанов, Андрей Эшпай... Первые фильмы по мотивам романов Достоевского были созданы ещё в эпоху немого кино. На сегодняшний день картин, снятых по его произведениям, уже более 60.
В нашей стране в последнее десятилетие читательский интерес к творчеству автора вновь возрос. И в немалой степени это вызвано новыми экранизациями его книг, приковывающими страну сначала к экранам телевизоров, а потом — к страницам его романов. Мы поступим наоборот: сначала расскажем о книге, а после — познакомим с её киноверсией.
Год 1866. Закончен самый знаменитый из романов Достоевского «Преступление и наказание». Именно он больше всего полюбился зарубежному читателю, особенно японскому. Причём началось всё с того, что произведение переложили на мангу2. После выхода комиксов жители Страны восходящего солнца заинтересовались творчеством Достоевского и начали переводить его тексты на японский язык.
Роман этот написан в «звёздное» для писателя время — 60-е гг. XIX в. Именно он открывает собой череду творений, входящих в состав «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
«Преступление и наказание» — роман трудный, но очень важный для понимания творчества Фёдора Михайловича Достоевского. По накалу страстей он похож на детектив, но... имя убийцы мы знаем с самого начала. Интриги — кто убил? — как таковой нет. Читателя держит в напряжении только психологическое расследование.
Студент Родион Раскольников, главный герой, выдвигает свою теорию, по которой весь человеческий род делится на два разряда. Одни — великолепные, «небожители», ведущие человечество к цели, двигающие историю вперёд. Для осуществления своих сияющих планов они могут позволить себе всё — даже преступление.
Другие — мелкие, ничтожные, ничем не примечательные людишки, жизнь которых никому не интересна. И вот Раскольников задаётся вопросом: к какому разряду он принадлежит? Вошь он или Наполеон? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перейти нравственные границы — совершить убийство. Но происходит цепная реакция — одно преступление влечёт за собой другое. И хоть Раскольников пытается утешить себя тем, что стал убийцей исключительно ради счастья матери и сестры, что потом всю жизнь он будет честным, гуманным и загладит своё преступление, вдруг., неразрешимые вопросы встают перед ним и неожиданные чувства начинают мучить его сердце. Божья правда, земной закон берут своё, и Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хоть погибнуть в каторге, но опять примкнуть к людям. «Нельзя построить счастье за счёт страдания или гибели человека, пусть последнего человека, — нельзя. Ни для всего человечества, ни для себя лично», — считает Ф.М. Достоевский.
Что касается экранизаций «Преступления и наказания», то на сегодняшний день их набралось 27. К этой книге кинематографисты всего мира обращались чаще всего. Правда, далеко не все фильмы высокого качества. Наиболее известна работа 1969 г. режиссёра Льва Кулиджанова, где в главной мужской роли снялся Георгий Тараторкин. До сих пор она считается лучшей экранизацией романа. Может быть, успех киноверсии был предопределён талантом Кулиджанова, а может, подбором актёров, которые своей восхитительной игрой раскрывают глубины человеческой души и держат зрителя в постоянном напряжении.
В 2007 г. состоялась премьера восьмисерийного телесериала по роману «Преступление и наказание», снятого режиссёром Дмитрием Светозаровым. Надо сказать, что он пользуется успехом у публики, но также вызывает споры в литературной среде. Мы не будем слишком строго судить современные экранизации. Сериалы по произведениям русской классики выполняют совершенно особую задачу — привлекают внимание к самому литературному источнику.
Год 1869. На свет появился роман «Идиот», самое загадочное произведение Ф.М. Достоевского. Образ главного героя — князя Мышкина — каждый понимает по- своему. А каким его видел сам автор? Вот что он пишет: «Я поставил перед собой безмерную задачу — изобразить положительно прекрасного человека».
Задача грандиозная, но до сих пор не осуществлённая в мировой литературе. В широком смысле слова речь здесь идёт об идеале, который в представлении Достоевского неразрывно связан с образом Христа — высшим воплощением идеала нравственной чистоты. Именно так — «князь Христос» — именовал в своих черновиках Фёдор Михайлович героя романа.
Князь Мышкин пришёл в этот мир чудаком, «иностранцем», который говорит с окружающими на разных языках. Он «человек не от мира сего», он словно причудливое светлое порождение природы. Этого чужого восприятия вещей «мир не понял, не принял и не простил», обозвав его «идиотом».
Сегодня стали штампом слова, приписываемые князю Мышкину: «Мир спасёт красота». Речь идёт, конечно же, не о внешности, а о красоте человеческой души — понимающей, прощающей. Может быть, идейной концепцией романа «Идиот» и его экранизаций можно считать слова автора: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
Этому произведению больше всего повезло с экранизациями — в разных странах вышло семь замечательных фильмов, которые ставили корифеи мирового кино: Акиро Куросава, Анджей Вайда, Иван Пырьев, Владимир Бортко.
В 1958 г. на экраны нашей страны вышла картина, которая совершила прорыв в советском кино, лидировала в прокате и вызвала массу споров, — «Идиот» режиссёра Ивана Пырьева. Эта новаторская экранизация сделана по первой части романа, которая называется «Настасья Филипповна».
Актёр Юрий Яковлев сыграл духовно высокого человека, совестливого и доброго, не способного на подлость, не ведающего зла. Он похож на ребёнка, который прямо у нас на глазах впервые сталкивается с жестокостью мира. Пырьев нашёл редкое по выразительности визуальное решение. Актёрам не позволялось смотреть в камеру — лишь влево и вправо. И только главный герой произносит основной текст, глядя прямо в объектив. Это делает Мышкина подлинным собеседником зрителя, искренним,честным в отношениях с каждым человеком, смотрящим фильм.
Последняя полная экранизация романа «Идиот» была сделана известным российским режиссёром Владимиром Бортко в 2003 г. Премьера стала триумфальной. Сериал догнал и перегнал по рейтингу самые популярные «мыльные оперы». Интернет взорвался его обсуждением, во многих библиотеках разобрали все экземпляры романа. Задача пробуждения интереса к самому произведению была выполнена.
Князя Мышкина в сериале блистательно сыграл Евгений Миронов. И его прочтение роли оказалось совершенно неожиданным. Князь у него не идиот, ничего не смыслящий в современной жизни, но некий светоч, который в этом тёмном мире в каждом человеке находит что-то чистое и доброе. Все персонажи фильма в присутствии Льва Николаевича начинают смотреть на мир другими — мышкинскими — глазами. Трагедия героя лишь в том, что он не может быть рядом с каждым из них всё время.
Год 1872. У романа «Бесы» особая судьба не только в русской литературе, но и в мировой истории. Достоевский написал текст, который стал камнем преткновения для нескольких поколений читателей.
В основе произведения лежит криминальный сюжете политической подоплёкой. Чтобы его понять, необходима небольшая историческая справка. Дело в том, что событийная часть здесьтесно связана с реальным фактом — злодейским убийством Сергеем Нечаевым студента Иванова, члена тайного общества «Народная расправа». Нечаев — руководитель этого общества, целью которого провозглашалось освобождение народа путём «всесокрушающей народной революции», что «уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции порядка и классы в России».
Можно только удивиться гениальной прозорливости Достоевского. Находясь за границей и узнав о нечаевском деле из газетной заметки, он увидел страшную беду, которую несут России революция и её идеологи.
«Бесы» — это роман- трагедия, где главным героем выступает не Пётр Верховенский (его прототип — убийца Нечаев) и не студент Шатов (прообразом которого стал несчастный Иванов), а совсем другой персонаж — Николай Ставрогин, богато и разносторонне одарённая личность. Он мог бы стать прекрасным человеком, но не реализовал свои возможности, превратившись в выходца из преисподней — беса...
Корень трагедии Николая Ставрогина и подобных ему Достоевский видит в невозможности веровать всерьёз. Он «не холоден» и «не горяч», а только «тёпл» — не может до конца стать мерзавцем, как Пётр Верховенский, но и сил для духовного очищения, каку студента Шатова, у него тоже нет. Ставрогин пришёл к трагическому финалу — самоубийству, хотя... он мог бы стать прекрасным человеком.
Почему роман назван «Бесы»? Бесовство — это высшая степень социальной невменяемости, демагогии, исторической безответственности. Достоевский даёт художественный ответ на это стремление революционеров изменить мир насильственным путём. Автор мыслит иначе. Корень зла он видит не в обществе, а в душе отдельной личности.
Роман навлёк на голову Достоевского массу неприятностей: критика обвинила его в том, что он ополчился против революции, против передовой мыслящей молодёжи, что он дописался «до чёртиков». Но чем больше проходит времени, тем очевиднее его гениальное пророчество. Сегодня, когда мир просто переполнен социальными катаклизмами, когда расцвёл террор, «Бесы» стали настольной книгой многих людей.
Роман не один раз обретал кинематографическую судьбу. Дмитрий и Игорь Таланкины отважились на первую его экранизацию в 1992 г., пригласив на роль Ставрогина актёра Андрея Руденского. Режиссёры не стремились вместить сюда все сюжетные линии. Потому их фильм имеет подзаголовок: «Николай Ставрогин». Аристократичная внешность, холёное изящество движений, брезгливость интеллектуала, вынужденного волею обстоятельств общаться с низшей кастой, мазохистские наклонности — таков образ, созданный Руденским.
В 2006 г появился восьмисерийный телефильм Феликса Шуль- тесса. Это первая серьёзная киноработа молодого немецкого режиссёра, живущего в России. Не будем строго судить её. Тем более, что картина получилась по-немецки аккуратной, очень точной по тексту.
Лучшей же экранной версией «Бесов» на сегодняшний день считается картина польского режиссёра Анджея Вайды, выпущенная в 1988 г.
Год 1875. Достоевский закончил новый роман — «Подросток». У него странная судьба. Сохранились обширные материалы черновой работы, по которым с наибольшей полнотой можно представить творческую лабораторию писателя, движение его мысли. Вместе с тем очевидна некая «потерянность» этого произведения среди других романов «пятикнижия», хотя по степени напряжённости «Подросток» не уступает другим текстам Фёдора Михайловича. Неслучайно философ Фридрих Ницше говорил, что в плане психологии он научился чему-то новому только по романам Достоевского, и выделял среди них именно «Подростка» и «Бесов».
Перед нами обыкновенная семейная (или,скорее, бессемейная), с элементами детектива история. Главный герой — 19-летний Аркадий Макарович Долгорукий — приезжает в Петербург, чтобы познакомиться со своим отцом, дворянином Андреем Петровичем Версиловым. Дело в том, что Аркадий — незаконнорожденный сын Версилова и молодой жены его дворового человека Макара Долгорукого. Ребёнок, по сути, был лишён детства, воспитан в чужом, враждебном мире, с самых ранних невинных и беззащитных лет переживал оскорбления и унижения, рос без любви, не видел рядом ни одного близкого человека. И вот он едет в Петербург; с надеждой наконец обрести семью и войти в настоящую, как ему представляется, жизнь — жизнь столичного общества. Но без денег высший свет не покорить.
У Аркадия рождается идея: разбогатеть с помощью оригинальной теории «упорства и непрерывности». Эта теория — ещё одно распространённое заблуждение современного человека, и Достоевский рассуждает о том, действительно ли деньги и счастье являются тождественными понятиями.
С первых страниц на читателя обрушиваются отчаянный клубок интриг, ссоры, измены, незаконнорожденные дети,таинственные документы, самоубийства, огромное количество действующих лиц, бури, страсти... Как сказал Солженицын, головокружительный сюжет! И среди всего этого — одинокая душа подростка.
Название здесь подобрано идеально. Подростковый период — это время осознания человеком своего места в жизни,скитания в поисках цели, мысли, «идеи». Это время критики себя и окружающих, отторжения всех прежних идеалов. В душе подростка соединяется всё: любовь и ненависть, робость и развязность, жажда жить и стремление прекратить бессмысленное существование.
Достоевский даёт некий срез эпохи, настроений молодёжи, брошенной старшим поколением в прямом и переносном смысле. А ведь «из подростков созидаются поколения», — считает Фёдор Михайлович. Главное в романе — судьба молодых и вечная проблема отцов и детей. Отцы важны не сами по себе, а в связи с вопросом, что они могут дать детям. Важна семья, из которой юное поколение выходит и делает свои первые самостоятельные шаги. И вот оказывается, что семьи в современном мире нет, на её месте возникла специфическая формация, которую писатель называет «случайным семейством».
Критикам,которые обвиняли романиста в том, что он-де слишком сгущает краски, Фёдор Михайлович отвечал: «Я убаюкивать не мастер». «Во всём идея разложения, ибо все врозь... Даже дети врозь...Общество химически разлагается», — записывает он в тетрадь мысли к роману «Подросток». «Рост убийств и самоубийств. Распадение семей. Гэс- подствуют случайные семейства. Не семьи, но какие-то брачные сожительства. Отцы пьют, матери пьют... Какое поколение может родиться от пьяниц?»
Это трудный роман: чтобы его прочитать, следует приложить усилие. К этой книге нужно быть готовым. И это, пожалуй,единственное произведение,в котором Достоевский оставляет своего героя на распутье. Аркадию Долгорукому предстоит самому выбрать свою дорогу.
В 1983 г. режиссёр Евгений Ташков сделал первую и единственную на сегодня экранизацию «Подростка», сняв шестисерийный художественный фильм, в котором задействованы известные российские актёры. Об этой картине как- то мало говорят и мало показывают, что очень удивляет, так как она необыкновенно хороша. Перед нами, без каких-либо претензий, Петербург Достоевского, его герои, его мысли, его глубина.
В 1878 г. писатель начинает «Братьев Карамазовых». Он должен был стать первой частью масштабного цикла, но оказался последней книгой великого романиста, его «завещанием», где прозвучали слова, ставшие эпилогом всего творчества: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Самый сложный, самый многоуровневый и неоднозначный из романов Достоевского.
Кто-то из литераторов сказал, что все люди делятся на три категории: тех, кто уже прочитал «Братьев Карамазовых», тех, кто ещё прочитает, и тех, кто никогда его не прочтёт. Так что же это за произведение, если оно может выступать таким мерилом?
Это роман романов, это некий сверхтекст, который воплощает весь универсум русской жизни, это своего рода модель России.
Перед нами семейство Карамазовых: отец, подлый, алчный, развратный Фёдор Павлович, его сыновья от разных браков — буйный и страстный Дмитрий, умный и ожесточённый Иван, кроткий и смиренный Алексей и незаконнорожденный Смердяков, наглый и пошлый.
На наших глазах разворачиваются захватывающие события, которые непременно должны привести к трагедии. Злодейство совершается, и читатель долгое время остаётся перед загадкой: кто убил старика Карамазова? Все улики против старшего сына Дмитрия. Только накануне суда становится понятно, что убийца не он, но суд уже приговорил его к каторге. Таков детективный сюжет. Но это только поверхностный слой, сквозь который проглядывает истинная суть.
Это произведение о человеческой жизни, о том, как нестерпимотрудно её прожить. Роман проблем — и российских, и мировых. Книга, которую сам писатель определил как «роман о богохульстве и опровержении его», явилась попыткой «решить вопрос о человеке», что, по Достоевскому, означало «решить вопрос о Боге». Книга о болезни общества, получившей название «карамазовщина», суть которой заключается в доходящем до исступления отрицании всех святынь.
Роман печатался кусками, его обсуждали все и везде. Время написания «Карамазовых» стало эпохой обострения обоюдного террора — как правительственного, так и народовольческого. На царя и его окружение было совершено огромное количество покушений. В ответ правительство сурово наказало террористов-народовольцев: за два года была произведена 21 смертная казнь. Достоевский очень остро переживал этот период и не мог не привлечь внимание читателей к нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии за него, сострадании, милосердии. И в «Братьях Карамазовых» он выразил свою главную мысль: мы сами допускаем совершение преступлений, в несовершенстве мира виноват не Бог, а человек.
История семьи Карамазовых не раз попадала в поле зрения кинематографистов. Самыми известными, пожалуй, стали американская экранизация Ричарда Брукса 1958 г. и отечественный трёхсерийный фильм Ивана Пырьева 1968 г. В картине российского режиссёра работал звёздный актёрский состав — Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков. Однако исполнители ролей оказались значительно старше персонажей Достоевского, что и определило режиссёрскую трактовку романа, где главными становятся линии зрелых Мити и Ивана, а не юного Алёши, как было задумано автором.
Итак, перед нами психологофилософская драма о судьбе, о поиске Бога, о любви. Драма, которую люди смотрят и обсуждают до сих пор, а знатоки утверждают, что лучше и глубже, чем это сделал Пырьев, снять Достоевского просто невозможно.
В 2008 г. Юрий Мороз поставил двенадцатисерийный фильм по роману «Братья Карамазовы». Наш зрительский опыт и рейтинги показывают: экранизации классики — то, о чём говорят и спорят больше всего. Спорят и о фильме Юрия Мороза. Режиссёр выбрал путь подробного перенесения текста Достоевского на экран, определив свою задачу так: «Хочу снять картину для тех людей, которые никогда не читали это произведение. То есть передать Достоевского дословно, а не “ощущения и мысли” по поводу романа». Таким образом, мы с вами видим текст, а страсти и страдания героев Фёдора Михайловича остались за кадром.
Интересно то, что в этом же 2008 г., одновременно с Юрием Морозом, одноимённый фильм снимал чех Пётр Зеленка, один из самых интересных режиссёров Европы. Критики остались довольны этой работой. В результате она была отмечена как на нескольких международных кинофестивалях, так и призами на родине. «Чешские львы» достались лучшему режиссёру и за лучший фильм года.
Какие бездны добра и зла открыл в душе человеческой этот необыкновенный писатель, сколько проблем обозначил, сколько вопросов задал! Вопросов, которые именовались то вечными, то проклятыми, то роковыми, то мировыми. Теперь они стали называться ещё и вопросами Достоевского. И если мир не хочет погибнуть, то на эти вопросы так или иначе придётся ответить. Или, если уж не найти ответы, то хотя бы задуматься и попытаться их отыскать — каждому для себя.
Иннокентий Анненский, русский поэт, драматург и литературный критик, призывал когда-то: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его».
Закончить рассказ хочу словами некоего Сергея, нашего молодого соотечественника, выступившего на одном из форумов в Интернете: «Я знаю, что кто-то любит Достоевского, кто-то — нет. На мой взгляд, он в эти понятия не вмещается. Я воду люблю, а воздух — не люблю. Правда, глупо звучит? Достоевский стал такой неотъемлемой частью русской, в первую очередь, культуры, что говорить о любви или нелюбви к нему —необязательно и глупо. А не прочитать его — ну, это как ходить с немытой шеей и объяснять, что мыть её тебе не нравится».
ЛИТЕРАТУРА
Волгин, И.Л. Достоевский: курс лекций [Электронный ресурс] / И.Л. Волгин // ОГТ «Культура»; ACADEMIA. — Электрон, дан. — 2012. — Режим доступа: http://tvk.ul- tura.ru.
Горелова, В. Достоевского видели? [Электронный ресурс] / В. Горелова // Журнал православной жизни «Нескучный сад». — Электрон. дан. —2011. — Режим доступа; http://www.nsad.ru/articles/dos- toevskogo-videli. — Загл. с экрана.
Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. /Ф.М. Достоевский. — Л.: Наука, 1972-1990.
Иващенко, О.С. Многоликий Достоевский / О.С. Иващенко // Чита- ем. Учимся. Играем. —2011. — № 9.
Казаков, А. А. Русская литература последней трети XIX века: курс лекций. Лекция 10 «Подросток». Лекция 11 «Братья Карамазовы»[Электронный ресурс] // Уроки, справочники, рефераты. — Электрон, дан. — GenDocs. — 2000-2011. — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/ index-108.html?page=9. — Загл. с экрана.
Макарова, Б.А. Живая христианская любовь / Б.А. Макарова // Читаем. Учимся. Играем. —2006. — № 9.
Николаенкова, Т. Экранизации романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: курсовая работа [Электронный ресурс]/! Николаенкова//Электронная библиотека «Б'иблиофонд». — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id= 454430. — Загл. с экрана.