Еремина И. Вопреки эпохе / И. Еремина // Библиополе. – 2010. – № 9. – С. 74 - 79.
Один из лидеров русского авангарда 1920—1930-х гт. А.Д. Древин.
Один из лидеров русского авангарда 1920—1930-х гт. А.Д. Древин в своём творчестве последовательно отстаивал принципы станкового искусства. Уникальная стилистика его живописи почти не имеет аналогов в отечественном искусстве XX в. Несмотря на то, что творчество художника было долгое время запрещено, творческая интеллигенция достаточно хорошо с ним знакома. Поэтому, когда в Москве в 1979 г. была организована первая посмертная выставка его работ, среди её посетителей были те, кто долгие годы ждал этой встречи.
Творчество художника легко поддаётся делению на ряд периодов, каждый из которых имеет свои характерные особенности, но оно предстаёт необыкновенно цельным по духу, по внутренней динамике своего развития, потому что Древин осознанно работал в разных манерах, постоянно находясь в поиске своего творческого «я».
В жизни каждого мастера бывают моменты, когда он открывается с совершенно неожиданной для окружающих стороны, а по прошествии какого-то времени становится очевидным, что именно эти «неожиданности» и есть то, ради чего мастер работал в искусстве, его вклад в историю.
Александр Древин (настоящее имя Александр-Рудольф Древиньи) родился в семье рабочего в латвийском городе Венден (ныне Цетис). В пятнадцать лет он поступил в Риге в мореходное училище: мальчик мечтал стать моряком. Море манило его своей красотой, безграничным простором, своими тайнами. Он часто отправлялся на яхте по Балтике к острову Руно, любуясь морскими пейзажами, погружаясь в собственный эмоциональный мир, уходя от окружающей действительности. А ещё мальчик с детства любил рисовать, и мечта научиться делать это профессионально, чтобы выразить чувства, переполнявшие его, пересилила.
Однажды, гуляя в парке, он познакомился с молодым человеком, который учился в только что организованной городской художественной школе, директором которой был Евгений Пурвит, ученик Куинджи, подававший большие надежды в живописи. Когда за свои работы Пурвит получил Римскую премию, то вместе со своим курсом был отправлен за границу. По возвращении ему предлагали остаться в Петербурге, где он мог с успехом выставлять свои работы, но художник предпочёл вернуться в Ригу и организовать художественную школу.
Древин показал несколько своих работ новому знакомому, а тот в свою очередь показал их Пурви- ту, который сразу же зачислил юношу в училище. Это был для мальчика настоящий праздник. Его работы понравились, заинтересовали самого директора... Пурвит почувствовал в новом воспитаннике скрытый талант, ему понравилась его манера письма. Он даже ходатайствовал перед Петербургской академией художеств, чтобы Древина, как одарённого ученика, освободили от оплаты обучения. Позднее, когда началась Первая мировая война, он ходатайствовал, чтобы его ученики, в том числе и Древин, получили отсрочку от армии.
Ещё во время учёбы в Риге Древин участвовал в городских выставках, где были представлены его удивительные пейзажи. Он обратился к искусству живописи достаточно поздно: впервые взял в руки кисть, когда ему было 19 лет. Но будущий мастер не опоздал сказать своё слово в живописи, не опоздал одарить нас своим талантом, не опоздал заявить о себе как о профессиональном художнике, хотя прожил короткую, но яркую жизнь, погибнув в самом расцвете своего неординарного таланта в 49 лет.
К середине 1910-х. гг. художник увлёкся модернистскими веяниями в живописи и в 1914 г. вошёл в число создателей объединения молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок». Но началась Первая мировая война. Военные действия разворачивались в Прибалтике и занимали большую часть Латвии. По решению Думы всех беженцев из Прибалтики, а в их числе была и семья Древина, расселяли на территории России. В том же году молодой художник оказался в Москве. Первое время он вёл замкнутый образ жизни, но постепенно освоился, примкнул к группе «Бубновый валет», а затем достаточно быстро втянулся в атмосферу столичной жизни и прочно вошёл в московскую художественную жизнь.
Широкую известность получил цикл его картин «Беженки» (1915— 1917 гг.). Он не принимал участие в военных действиях, но военная тема, не проявившаяся в творчестве художника напрямую, тем не менее наложила отпечаток на живописный строй этих композиций. Будучи сам беженцем, он прочувствовал изнутри их тяготы и переживания и со свойственной ему эмоциональностью передал эти ощущения через свои работы.
После Октябрьской революции Древин в течение года руководил художественной студией для латышских стрелков при Национальном латышском комиссариате. Здесь он встретился со своим товарищем по «Зелёному цветку» Карлом Иогансоном.
В 1918—1920 гг. в поисках нового содержания искусства художник обратился к абстрактной живописи. В произведениях этого периода он был близок к лучизму, направлению русского авангарда, возглавляемого М. Ларионовым. На этом этапе ярко проявилось своеобразие Древина-живописца: всегда строгий колорит картин, основанный на сочетании немногих, тонко варьируемых цветов. Эти работы привлекали своей лаконичностью, сквозь которую проступал внутренний мир художника. А он был у него богатый, наполненный раздумьями об искусстве, любовью к природе, ко всему живому.
Судьба благоволила к Древину: его работы были замечены Малевичем, а Татлин предложил ему работу в отделе изобразительного искусства Наркомпроса. Тогда же был поднят вопрос о создании музея живописной культуры, и Дре- вин стал первым заведующим этого музея. Ему приходилось составлять счета на покупку картин, активно принимать участие в собраниях, в дебатах о том, каким должен быть этот музей. Художник с большим уважением относился не только к современным художникам, но и к мэтрам: Коровину, Крымову, однако особая привязанность у него была к Васильеву — как ни странно, мастеру классического пейзажа.
С 1920 г. Древин начинает преподавательскую деятельность во ВХУТЕМАСе (ВХУГЕИНе), стараясь открыть в каждом его студенте предназначение в искусстве, разглядеть скрытый талант, подарить миру профессионального художника. Древин руководил мастерской до самого закрытия института в 1930 г. Он активно участвует в спорах в Институте художественной культуры, своеобразном теоретическом центре начала 1920-х гг., утверждая необходимость искусства живописи, тогда как многие его коллеги сомневались в созвучности живописи новой эпохе. Он никогда не сомневался, всегда шёл вперёд, всегда искал и находил новые пути, новые выразительные средства.
Честный перед своим искусством, бескомпромиссный мастер, он хотел найти свой путь, свой художественный язык. Можно ли согласиться с тем, что «современная живопись, её формы потеряли своё значение?... — размышляет художник. — Поскольку хорошо написано, постольку и хорошо, и её качество ни от какой формы не зависит. Новой формы нет, есть только новое в нашей психологии».
Постоянно недовольный достигнутым, Древин продолжает творческие поиски и возвращается к фигуративному искусству, руководствуясь стремлением быть ближе к природе. Именно природа и займёт главенствующее место во всём его дальнейшем творчестве. Вопреки сложившимся канонам, Древин стремился открыть новый путь в искусстве, считая, что достижения авангарда, в том числе и его собственные достижения, не являются подлинным решением задач, выдвигаемых современностью.
Он всегда был новатором и никогда ни на кого не оглядывался. Одним из первых Древин обратил внимание на примитивное искусство. Интерес к авангардным поискам привёл к появлению в его творчестве беспредметных супрематических работ (часть их была уничтожена самим художником в 1919 г.). Художник старается «освободиться от волевого и интеллектуального начала... живя теперь только эмоционально».
В 31 год Древин женится на художнице Надежде Удальцовой, входившей в группу «русских амазонок», или «амазонок русского авангарда». Несмотря на общую промышленную отсталость России, русские творческие женщины начала века имели преимущества перед художницами Запада. Они могли поступать в высшие учебные заведения, принимать участие в художественной жизни наравне с мужчинами: выставлять свои работы, входить в состав различных творческих объединений. Группа «амазонок» оказалась в центре бурных дискуссий о том, какое искусство нужно новому времени: следует ли развивать традиционные его формы, или станковое искусство должно уступить место его производственному варианту.
Надежда Удальцова последовательно отстаивала самоценность станковой живописи,что было близко и Древину. Вместе они много ездили по Советскому Союзу, активно работая над пейзажами. Художник обогащался новыми впечатлениями, получал новое, живописное ощущение природы и спешил выразить его с помощью красок.
Уникальная пара Александр Древин и Надежда Удальцова — это сплав двух самобытных талантов, которые пошли своим путём. С одной стороны, они семейная пара, с другой — два мощнейших таланта, которые, переплетаясь в творчестве, оказывали непомерное влияние друг на друга. В поисках художественного назначения они создали целый ряд шедевров, которые только сегодня получили достойную оценку.
В 1923 г. картины Древина и Удальцовой экспонировались на московской выставке вместе с живописью бывших членов объединения «Бубновый валет»: А. Лентулова, И. Машкова, П. Кончаловского. Работы Древина отличала особая решительность, волевой, темпераментный мазок («Автопортрет», 1923 г.).
В 1931 г. Древин выставлялся вместе с группой «Тринадцать» — последним на тот момент объединением, которое в поисках нового живописного языка не делало различия между дилетантами и профессионалами. В том же году группа «Тринадцать», а затем и другие объединения были распущены, а Древин в своём творчестве стал всё больше отдаляться от официальной линии в живописи.
Но высвобождения собственного «я» не происходило, и Древин делает достаточно беспощадный по отношению к своему творчеству вывод: «Не всё, что пишешь только с природы, является произведением искусства... В самом художнике должна произойти какая-то работа». Художник осознаёт, что, сживаясь с природой предельно полно, не следует быть её рабом — надо высвобождать виденное и почувствованное от мимолётного, случайного. Художник делает контрастный скачок в творчестве, и вот уже его новые работы — это не заданные, а свободные по существу композиции, таящие в себе огромный эмоциональный заряд.
Вершиной творчества Древина стали пейзажи Урала, Алтая, Северного Казахстана и Армении, созданные во второй половине 1920—1930-х гг. Достоинство этих работ не только в тончайших нюансах цвета, виртуозности кисти, но и в удивительном лиризме, чувстве ценности бытия, гармонии и свободы, которыми пронизаны внешне непритязательные мотивы и виды.
В конце 1920-х гг. Нарком- прос организовывал творческие поездки для художников, чтобы они в своих работах отражали социалистическую действительность, колхозное строительство. В дневниковых записях Древин отмечал, что считает безнравственным рисовать людей, занятых делом, уставших после трудного дня. Поэтому в его работах преобладала природа, а с людьми он предпочитал беседовать, не гнушался им помочь.
Художник отошёл от внешней экспрессии, характерной для работ 1920-х гг., в полотнах «Уральского цикла» (1926—1929 гг.). Их отличает внутренняя сдержанность, упругая насыщенность цвета. Но в полную силу Древин заявил о себе как о зрелом мастере в живописном цикле, выполненном под впечатлением от поездки на Алтай и Восточный Казахстан в 1930 г. Древин открыл Урал и Алтай совершенно по-другому. В его полотнах могучая природа — в то же время романтическая.
«Алтай особо повлиял на меня своей красочной природой, большими пространствами: его необыкновенная сила света изменила мою живопись», — отмечает художник в своей «Автобиографии». Именно в этом необжитом краю он испытал полное единение с природой. Недаром художник всегда говорил о том,что ему хочется «показать, как молчат деревья».
Единство видения природы и её воплощения на холсте достигалось уникальной техникой живописца, который не срисовывал натуру, а воссоздавал её густо наложенными красками, используя приёмы фактурной живописи, когда наряду с кистью в ход идут шпатель, нож, пальцы и даже ладонь. Так стали работать только в 1970-е годы. Древин многое предвосхитил в русском искусстве второй половины XX в. Недаром его впоследствии называли «русским Ван Гогом».
Цвет в картинах алтайского цикла не ярок, но весом и плотен, детали отсутствуют — они поглощаются красочными пластами. Узнаваемость мотива сводится к минимуму. Композиции передельно просты, но в то же время монументальны. Ценность этих произведений — в мягком, чуть вибрирующем сочетании красочной поверхности, в её фактурном и пластическом богатстве, в цельности живописного пространства («Косуля», «Пейзаж с белым дымом», «Быки», «Барка», «Спуск на парашюте», «Едут на работу» и др.).
Писал ли Древин дом в степи, женщину, расчёсывающую волосы, косулю — всегда это живопись, где поэтическое воздействие немыслимо без света. Свет не связан, как у импрессионистов, непосредственно с формой предметов. Он пронизывает цвет, пространство и меняет их весомость, плотность, то есть сам ритм внутренней жизни полотна. Именно эта внутренняя озарённость древинских картин помогает зрителю воспринимать их как непосредственное, интуитивное переживание мира.
В картинах алтайского цикла есть поразительная цельность чувства. Они действуют своим характером пластического обобщения реальности и вызывают сопереживание: зритель оказывается во власти их действия. Художник не стремился к абсолютной законченности. Переходы цвета сами собой образуют едва проступающие «видения» пейзажей, фигур, безграничное единство земли и неба. Цвет даёт возможность почувствовать свободу и лёгкость дыхания этого мира, возникает ощущение полноты и просветлённости жизни.
С конца 1920-х гг. официальная критика стала обвинять Древина в «формализме», в «самодовлеющей живописности». Художник как мог защищался, пытаясь убедить своих судей в том, что его картины «имеют учебный характер, цель которого — повышение средств живописного выражения и художественного мастерства».
В 1933—1934 гг. Древин отправился в Армению, где создает новый цикл картин, в котором он, на первый взгляд, отступает от своей позиции в сторону более традиционного искусства. В этих работах большую роль играет рисунок, появляется линейная ясность композиции, которая легко прочитывается. Суть их всегда — во взаимосвязи мира чувств человека и природы. По словам искусствоведа Р. Дрампяна, Древин смог взять «урок у армянской природы с её библейским величием и суровостью».
Этот новый этап в развитии живописного стиля Древина стал ещё одним витком в его постижении «новой гармонии человека с силами природы».
К концу 1930-х гг. искусство мастера становится более реалистичным. Но в оценках его работ критики не скупятся на негативные оценки, называя их «бездарностью» или «антисоветскими происками». Во многом это было вызвано тем, что в молодости, ещё в Риге, Древин входил в круг латышских анархистов, все члены которого подверглись репрессиям. Это и стало поводом обвинить его в антисоветской деятельности, снять со всех постов, арестовать (в январе 1938 г.) и в том же году приговорить к высшей мере наказания.
При его аресте жене художника удалось спасти работы мужа и спастись самой: она сказала, что это её работы — проверять никто не стал. Удальцова и их общий сын не были арестованы, так как свой брак она с Древиным официально не регистрировала.
Древина уже не было в живых, а Удальцова всё ходила с просьбой о свидании,носила передачи. Она стойко выдержала испытание судьбы и до последнего надеялась, что муж жив, что он вернётся. Только в 1944 г. ей прислали извещение, что он умер от сердечной недостаточности. Подобные извещения в то время получали многие жёны, чьи мужья задолго до этого покинули этот мир по воле «правосудия».
Надежда Удальцова прожила долгую жизнь, посвятив её памяти мужа. Она передала его работы в Третьяковскую галерею и другие музеи, часть полотен находится в частных коллекциях.
Для художника Александра Древина его земная жизнь трагически оборвалась, чтобы началась другая жизнь — в искусстве, которое вечно.
ЛИТЕРАТУРА
А.Д. Древин. 1889—1938. К90-летиюсо дня рождения. — М.: Советский художник, 1979 г.
Художники группы «Тринадцать». — М.: Советский художник, 1986.
Александр Древин и Надежда Удальцова: Живопись. Из истории Государственной Третьяковской галереи и частных коллекций — М., Виртуальная галерея, 2008.
Стародубцева, В. Александр Древин 1889—1938: Живопись, графика. — Галпарт, 2005.
Зелюкина, Т. Александр Древин в народных собраниях. — М., RA, 2003.
Стародубцева, А.А. Древин, Н. Удальцова: каталог выставки. — М., Сов. художник, 1991.