Фроликова У. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке / У. Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 66 - 72.

Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке.

От редколлегии: Ульяна Владимировна Фроликова — также победитель конкурса «Школьный биб­лиотекарь года», настолько подняла престиж библиотеки своей школы в городе, что позитивно изменила отношение общественности к нашей профессии и нашему де­лу. В День учителя ей была вручена Почетная грамота от Администрации города Ря­зани, высоко оценившей ее вклад в развитие города, в воспитание наших детей.

Современные школьные библиотеки играют серьез­ную роль в образовании, интеллектуальном и творчес­ком развитии молодежи, используя новые методы рабо­ты, применяя передовые технологии...

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев

Ни для кого не секрет, что сфера образо­вания в последнее время существенно изменилась. Парадигма «образование на всю жизнь» сменилась на концепцию «обра­зование в течение всей жизни».

Библиотека как структурное подразделение образовательного учреждения не может оста­ваться в стороне. Она является важнейшим зве­ном учебно-воспитательного процесса. Содер­жание ее документальных ресурсов направлено на повышение уровня учебных достижений школьников. Школьная библиотека перестала быть местом, где только выдают книги. Она ста­ла духовным, информационным, образовательным центром для учеников, педагогов и родите­лей. В ее задачи входят:

  • приобщение детей и подростков к чтению;
  • формирование информационной культуры и грамотности участников образовательного процесса;
  • воспитание грамотной, интеллектуальной, творческой, нравственной личности, способной жить в информационном обществе и обществе знаний.

И образовательное учреждение, и библиоте­ка преследуют единую цель: способствовать формированию мотивации человека к самораз­витию, самообразованию через представление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Наша школа является «Школой полного дня». Это предполагает сильно развитую структуру дополнительного образования. На базе образо­вательного учреждения действуют более 40 кружков и секций.

В 2008 году мной был разработан проект «Библиотека +». Его цели:

  • максимальное удовлетворение информа­ционных потребностей пользователей;
  • формирование информационной культуры и грамотности участников образовательного процесса.   

Задачи проекта:

  • изучить литературу по теме;
  • составить программу курса «Основы ин­формационной культуры и грамотности в школьной библиотеке;
  • разработать методические рекомендации, сценарии проведения уроков информационной грамотности;
  • составить программу театрального кружка при школьной библиотеке;
  • разработать методические рекомендации, сценарии проведения уроков, сценарии театра­лизованных постановок.

В рамках этого проекта реализуются две программы. Первая называется «Со страниц на сцену». Она направлена на привлечение детей и подростков к чтению. На базе школьной библио­теки был организован театральный кружок. Те­атр «Рязаночка» существует уже третий год. В его репертуар входят постановки по произве­дениям отечественной и зарубежной классики, русские народные сказки, авторские сценарии и т.д. Дети выступают не только в школе, но и за ее пределами. Вместе с ребятами я организую благотворительные концерты: для дошкольни­ков, детей с ограниченными возможностями, для людей пожилого возраста. Все это способ­ствует не только привлечению детей к чте­нию, но и развитию таких чувств у ребят, как милосердие, патриотизм, ответственность.

В нашей школе регулярно проходит конкурс «Самая чи­тающая семья школьной библиотеки». Цель кон­курса: содействовать активизации детского чтения как важнейше­го фактора развития культуры подрастаю­щего поколения, спо­собствовать сплоче­нию семьи путем сов­местного творчества. Этот конкурс про­водится для того, что­бы привлечь детей и родителей в библиоте­ку, повысить рейтинг книги в досуге семьи, дать представление взрослым о творческих возмож­ностях учащихся как читателей. Предварительно проводится анализ читательских формуляров. Дети получают домашние задание (нарисовать иллюстрацию к любимому произведению, смас­терить поделку, сделать книжку своими руками). Заключительный этап конкурса — подведение итогов. В торжественной обстановке участники получают призы и грамоты.

Школьный библиотекарь — это ниточка, со­единяющая общеобразовательное учрежде­ние и учреждения культуры. Чтобы шагать в ногу со временем, пришлось пересмотреть свои взгляды на библиотечную деятельность. Я уже не могу быть только работником абоне­мента и читального зала. Как заведующей Одним из таких учреждений является Областная детская библиотека. Вместе с ее сотрудниками проводится много сов­местных мероприятий. По просьбам учи­телей нашей школы там проходят виктори­ны, лекции, библиотечно-информацион­ные уроки. Учащиеся с удовольствием принимают участие в конкурсах, которые проходят в этой библиотеке.

На этом наша совместная деятельность не заканчивается. С 2008 года наша школа являет­ся городской экспериментальной площадкой «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса». В рамках проекта «Библиотека +» реализуется программа «Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке».

По моей просьбе сотрудники библиог­рафического отдела Областной детской библиотеки разрабо­тали ряд принципи­ально новых библио- течно-информацион­ных уроков. Эти уроки проходят апробацию в нашей школе. В эксперименте задействованы учащиеся со второго по шестой класс. В конце года планируется провести тестирование. По его результатам будут внесены коррективы в методические разработки.

Для учащихся среднего и старшего звена в моей работе существует ряд биб­лиотечно-информа­ционных уроков для более эффективного усвоения школьных программ. Я учу детей искать дополнитель­ную информацию не только на традиционных носителях, но и на электронных. Мы работаем с различными информационными ресурсами и оформляем результаты поиска. Необходимую информацию можно представить следующим образом:

  • презентация;
  • презентация + доклад; 
  • реферат;
  • художественное оформление (стенгазета, иллюстрации);
  • радиопередача;
  • театрализованная постановка и т.д.

Один из таких уро­ков «Оформление результатов инфор­мационного поиска» был по теме «Эпоха Петра Первого». По просьбе учителя ис­тории мной был под­готовлен сценарий занятия. Предварительно ребята искали инфор­мацию о царе Петре Первом, его сподвижниках, связи с рязанским краем и др. Результаты поис­ка были представлены в виде театрализованной постановки.

Цели урока:

  • дать представление о жизни в период прав­ления царя Петра;
  • раскрыть характер некоторых исторических личностей (царевны Софьи, князя Голицына, Меньшикова, Евдокии Лопухиной и т.д.);
  • научить детей самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, как на электронных, так и на бумажных носите­лях;
  • использовать для полного получения ин­формации не только научно-познавательную, но и художественную литературу.

Место проведения урока: кабинет истории.

Оборудование урока: мультимидийные уст­ройства, экран, книжная выставка.

Урок рассчитан на два учебных часа. В конце занятия рекомендуется провести небольшую самостоятельную работу.

Князь Голицын

Наталья Кирилловна Нарышкина (Царица)

Евдокия Лопухина

Царь Алексей

Боярин

Служанка

Солдат

Ведущие

СЦЕНА 1

(Царь Алексей Михайлович, боярин Матвеев, На­талья Кирилловна)

ВЕДУЩИЙ 1. Царь Алексей Михайлович час­то запросто бывал в доме боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Был тот небогатого и незнатного сословия, но своим умом и трудом добился того, что стал первым царедворцем при Алексее Михайловиче.

ВЕДУЩИЙ 2. Как-то раз он увидел в доме боярина его дальнюю родственницу и воспитан­ницу Наталью Кирилловну Нарышкину. Она была красивой девушкой: высокая, статная, с длин­ной темно-русой косой и темными ресницами.

Н.К. Я очень тесно связана с Рязанской зем­лей. Мой отец Кирилл Полуэктович Нарышкин и младший брат, Лев Кириллович, возглавлявший Посольский приказ, имели дома и дворы в Пе­реяславле Рязанском.

ВЕДУЩИЙ 1. Государь в это время был вдовцом. Его жена Мария Ильинична, из рода Милославских, умерла.

ВЕДУЩИЙ 2. Увидев Наталью Кирилловну, царь с первого взгляда полюбил ее, а вскоре и обвенчался с нею.

(Герои уходят за ширму, звучит музыка)

ВЕДУЩИЙ 1.30 мая 1672 года слышался ве­селый перезвон колоколов на московских церк­вях. Служили торжественные молебны: у царя родился сын. Нарекли его Петром.

(Из-за ширмы выходят царь, царица, она держит ребенка на руках)

ВЕДУЩИЙ 2. Первая супруга родила ему 13 детей. В царской семье образовалось 2 круга родни. Старшие дети и их родственники Милос­лавские составили один круг.

ВЕДУЩИЙ 1. В другой круг вошли Наталья Кирилловна и сын Петр, а также родственники Нарышкины и боярин Матвеев.

СЦЕНА 2

(На сцене Царица)

ЦАРИЦА. Отец очень любил Петра и баловал его, но мальчик осиротел, когда ему исполни­лось 3 года.

ВЕДУЩИЙ 1. На царский престол сел 14- летний Федор, старший сын Алексея Михайло­вича.

ВЕДУЩИЙ 2. Нарышкиных сразу же удалили от царского двора.

(Царица уходит за ширму)

ВЕДУЩИЙ 1. Федор болел цинготной бо­лезнью. Никто и ничего ему не помогало. Скон­чался он в возрасте 20 лет.

ВЕДУЩИЙ 2. 15-летний Иван тоже был бо­лезненным.

ВЕДУЩИЙ 1. Петр, напротив, рос любозна­тельным, здоровым и подвижным. Патриарх и бояре провозгласили его царем.

ВЕДУЩИЙ 2. Но Милославские не могли с этим примириться. Царевна Софья, дочь Алек­сея Михайловича, сама хотела царствовать. Она подняла на бунт стрелецкое войско.

(Отрывок из фильма «Юность Петра»)

ВЕДУЩИЙ 1. Началось семилетнее правле­ние Софьи.

СЦЕНА 3

(Софья и князь Голицын, Софья на сцене хмурая, входит Голицын)

ГОЛИЦЫН. Беда какая-нибудь, государыня?

СОФЬЯ. Да, радоваться мало чему.

ГОЛИЦЫН. Пустое, государыня. Мало ли о чем люди болтают, не горюй, брось.

СОФЬЯ. Бросить? А знаешь, о чем люди в Москве говорят! Править царством мы слабы. Великих дел у нас не видно. Так-то, батюшка мой.... Сними-ка ты кружева, чулочки. Да надень епанчу походную, возьми в руки сабельку. Пока­жи дела великие.

ГОЛИЦЫН. Что? Опять разговоры про хана были?

СОФЬЯ. У всех одно сейчас на уме — вое­вать Крым. Этого не минуть, голубчик мой. Вер­нешься с победой, тогда делай, что хочешь. Тог­да ты сильнее сильных.

ГОЛИЦЫН. Пойми, Софья Алексеевна, нель­зя нам воевать. На иное деньги нужны.

СОФЬЯ. Иное будет после Крыма. Я уже и грамоту заготовила. Быть тебе большим воево­дой.

Знаешь, что еще шепчут? В Преображенском, мол, сильный царь подрастает. А царевна, мол, зря трет спиной гор­ностай. Ты мои думы пожалей. Я нехоро­шее думаю. Ему уже 17-й годок пошел. Вытянулся с коломе­нскую версту. Прис­лал указ: вербовать всех конюхов и со­кольничих в потеш­ные. А сабли и мушкеты у них из железа.

ГОЛИЦЫН. Нельзя нам воевать! Войска доб­рого нет, денег нет. Великие прожекты. Эх, все попусту. Кому их оценить, кому понять. А!

(Машет рукой, уходит, Софья вздыхает и тоже ухо­дит за ширму)

ВЕДУЩИЙ 1. В 1687 году стотысячная рать под командованием князя Василия Васильевича Голицына двинулась к Крыму, но, не дойдя до него, ни с чем вернулась обратно, понеся боль­шие потери от болезней.

ВЕДУЩИЙ 2. Два года спустя, в 1689 году, Голицын повторил поход. Достиг Перекопа, но, не предприняв активных действий, вновь возв­ратился в Москву.

ВЕДУЩИЙ 1. Эти походы значительно по­дорвали авторитет Софьи.

СЦЕНА 4

ВЕДУЩИЙ 2. Что же должен был делать Петр в годы правления сестры?

(На сцене появляется Петр с инструментами)

ВЕДУЩИЙ 1. Три ув­лечения поглощали энер­гию Петра: ремесла, воен­ное дело и море.

ВЕДУЩИЙ 2. Ремес­лами он овладевал легко, как бы играючи. Петр мог быть и плотником, и ка­менщиком, и штукату­ром.

ВЕДУЩИЙ 1. Страсть к военному делу проявилась еще в детстве, на­чавшись с игрушечных пистолетов, пушек, лу­ков и стрел. Позже на смену игрушечным пришли настоящие, и Преображенское мало- помалу стало превращаться в военный горо­док. Сверстники Петра составляли потешные роты.

(Выходит солдат потешного полка)

СОЛДАТ. Служба в потешном войске была тяжела: ни доспать, ни доесть. Дожди ли, зной ли несносный, — взбредет царю: иди, шут знает, куда и зачем, пугать добрых людей. Иной раз нас буди­ли среди ночи: «Приказано обойти неприятеля. Вплавь переправиться че­рез реку...». Некоторые то­нули в речках по ночному времени.

(Солдат уходи со сцены)

ВЕДУЩИЙ 2. Более всего Петра влекло морское дело.

ПЕТР. Я «заболел» морем, когда увидел ста­рый ботик в сарае у своего дяди. Паруса на бо­тике были сделаны так, что он мог плыть против ветра. Речка Яуза мне стала мала. Я мечтал о большой воде. Плещеево-озеро в Переяславле — вот, что мне нужно.

СЦЕНА 5

ВЕДУЩИЙ 1. Наталья Кирилловна, горячо любя­щая сына, решила остепе­нить его, и лучшим спосо­бом для этого считала же­нитьбу.

(На сцене Наталья Кирил­ловна и Петр)

ПЕТР. Маменька, звали?

Н.К. Сядь, ангел Петенька. Петруша, ангел мой, не гневайся — выслушай...

ПЕТР. Слушаю, маменька...

Н.К. Женить тебя хочу...

ПЕТР. На ком?

Н.К. Присмотрена, облюбована уже такая ла­пушка — голубь белый.

ПЕТР. Да некогда мне, маменька. Право, дело есть. Ну, надо, так жените. Не до того мне.

(Петр уходит, Наталья Кирилловна тоже)

СЦЕНА 6

ВЕДУЩИЙ 2. Свадьбу сыграли в Преображен­ском. Супругой царя стала красавица Евдокия Лопу­хина, но она не смогла постичь ни характера сво­его супруга, ни его чаяний и устремлений.

(На сцене Евдокия и служанка)

ЕВДОКИЯ. Сядь, Воробьиха, рассказывай... Расскучай меня.

(Воробьиха садится)

ВОРОБЬИХА. Что же рассказать тебе, ма­тушка. Про козла золотые рога...

ЕВДОКИЯ. Нет. Постой. Уродлива, что ли, я стала.

ВОРОБЬИХА. Что ты, что ты. Такой красоты неописуемой... Отчего сомненья у тебя?

ЕВДОКИЯ. Да как вернулся из Лавры, речей не слушает, будто я дура последняя. «Ты бы че­го по гиштории почитала...» По-голландски, по- немецки учить пыталась — не понимаю. Жену- то, чай, и без книжки любят...

ВЕДУЩИЙ 1. Жена не способна была делить с Петром ни радости, ни печали. Именно поэто­му размолвка между супругами наступила очень быстро. Через месяц после свадьбы Петр, оста­вив молодую жену в Москве, отправился на Пе­реяславское озеро.

СЦЕНА 7

(На сцене Петр)

ВЕДУЩИЙ 2. Оба ца­ря, Иван и Петр, были уже женаты и не нуждались в опеке Софьи. Петр обра­тился к Ивану с посланием.

Петр (читает). «Срам­но, государь, при нашем совершенном образе тому зазорному лицу государ­ством владеть мимо нас!»

ВЕДУЩИЙ 1. Судьба

Софьи была решена. Она оказалась заточенной в келью Новодевичьего монастыря.

СЦЕНА 8

(Петр I)

ПЕТР. Мне очень хо­чется пробиться к Кас­пийскому морю и устано­вить торговлю с Персией, а заодно усмирить татар и дать урок туркам, притес­няющим крестьян. Реше­но! Буду брать Азов.

(Читает послание бояр­ской думе, на сцене Петр и бояре)

ПЕТР. Стране необхо­дим военный флот. Морс­ким судам быть!

(Обращаясь к боярам)

Кто хочет жить со мной, тот должен жить на море».

(Кадр фильма про Азов)

СЦЕНА 9

ВЕДУЩИЙ 1. Еще одно новшество было осуществлено под занавес уходившего 1699 года.

БОЯРИН. Указ от 19 и 20 декабря: счисление лет производить не от сотворения мира, а от рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января.

ВЕДУЩИЙ 2. По старому летоисчислению шел 7208 год, а по-новому — 1700 год. Царь ве­лел новый год встречать как праздник.

ВЕДУЩИЙ 1. 1 января на Красную площадь были выведены солдатские полки, и в Кремле расставили пушки. Шесть дней палили пушки и устраивали праздничные фейерверки.

СЦЕНА 10

ВЕДУЩИЙ 1. В 1700 году началась война со шведами.

ВЕДУЩИЙ 2. Шведскому королю Карлу XII было всего 18 лет. Но он уже прославился в Ев­ропе как талантливый полководец.

ВЕДУЩИЙ 1. В первой же битве под Нарвой русские потерпели позорное поражение, столк­нувшись с прекрасно обученными и вооружен­ными войсками Карла XII.

ВЕДУЩИЙ 2. Только потешные полки, Семе­новский и Преображенский, сумели выстоять. Русская армия стала предметом насмешек.

ВЕДУЩИЙ 1. Царь Петр не мог этого стер­петь. Он решил создать регулярную русскую ар­мию. Ее ядром стали потешные войска.

ВЕДУЩИЙ 2. Весной 1709 года русские войска стянулись к Полтаве. У стен крепости Петр решил дать главное сражение.

(Отрывок из фильма о Полтавской битве)

ВЕДУЩИЙ 1. Звезда непобедимой Швеции закатилась. Но взошла другая звезда — сильной морской русской державы.

СЦЕНА 11

(На сцене бояре, позже входит Петр)

ВЕДУЩИЙ 1. Русские отличались от евро­пейцев и по образу жизни и по нравам.

ВЕДУЩИЙ 2. Горячий Петр хотел переме­нить все разом. Он начал решительную борьбу со стариной.

ВЕДУЩИЙ 1. Когда царь вернулся из-за грани­цы, вельможи пришли ему поклониться. Царь веж­ливо со всеми поздоровался, а потом взял ножни­цы и со смехом обрезал бороды самым знатным.

(Петр режет бороды)

БОЯРИН 1. «Указ брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства!»

БОЯРИН 2. Да, если бороду сбрить, то она еще отрастет, а если голову снять, то она уже больше не вырастет.

(Показывается бородовой знак)

СЦЕНА 12

(Петр, входит Меньшиков)

МЕНЬШИКОВ. Петр Алексеевич, письмо от Лейбница.

ПЕТР. Ну-ка зачитай, Алексашка.

(Меньшиков передает письмо писарю)

ПИСАРЬ. «Здрав будь, великий царь Петр Алексеевич! Долго думал над твоими речами и скажу вот что: хорошее правление может суще­ствовать только в коллегиях, устройство кото­рых похоже на часовой механизм, в котором од­но колесо приводит в движение другое».

ПЕТР. Что ж, толково!

СЦЕНА 13

ВЕДУЩИЙ 1. Петр I стремился к распрост­ранению образования. В столицах появились школы для подготовки кадров, в регионах ци­фирные школы.

(На сцене царь Петр и Меньшиков)

ПЕТР. А что, Александр? Не послать ли нам в Переяславль Рязанский Петра Павлова. Как ду­маешь, справится?

ВЕДУЩИЙ. Справится, Петр Алексеевич! ПЕТР. Ты вот что. Подготовь ему наказ.

(Петр уходит, Меньшиков диктует писарю)

ВЕДУЩИЙ. Наказ: дьячих, подьячих, попо­вых и прочего церковного чина детей от 10 до 15 лет учить арифметике, геометрии, тригономет­рии. Окончившим курс надлежит давать свиде­тельство в знании вышеозначенных наук твердо. А нерадивых «жениться не допускать». Бегунов и замеченных в воровстве отсылать на расправу к воеводе. О ходе обучения Петру Павлову долж­но рапортовать в Петербург.

ВЕДУЩИЙ 2. 7 мая 1722 года в Переяславле Рязанском началось «цифирное учение» в школе.

ВЕДУЩИЙ 1. Петр учредил Академию наук и открыл первый русский музей — Кунсткамеру. Он построил крупные фабрики и заводы, проло­жил новые дороги, наладил торговую и почто­вую связь.

В заключение урока детям предлагается от­ветить на вопросы:

  • Кто лучше всех раскрыл образ героев?
  • Кто был самым близким сподвижником Петра Первого?
  • Как звали первую жену царя Петра Первого?
  • Чем связан Петр Первый с рязанским краем?
  • Опишите Полтавскую битву и т.д.

Это только один из способов оформления результатов информационного поиска. Я увере­на, что в любой школьной библиотеке проводит­ся не менее кропотливая и сложная работа. Школьные библиотекари готовят библиотечно­информационные уроки, проводят музыкально­литературные вечера, диспуты, беседы, обзо­ры, книжные выставки. Наша работа носит сис­темный характер, мы шагаем в ногу со временем. Присвоение школьным библиотека­рям статуса «педагог-библиотекарь» совершен­но справедливо.