Пальгуева Г. На лесенке у книжных полок / Г. Пальгуева // Школьная библиотека. – 2011. – № 1-2.– С. 47 - 56.

Чтение-дарение

Всем привет, кому от 9 до 12 лет! А также тем, кому меньше девяти и больше двенадцати. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Читателям и их библиотекарям!

Любите ли вы подарки? Дарить? Или по­лучать? Иногда дарить даже приятнее, чем получать. А какие подарки вам больше нравятся? Мне в детстве нравились та­кие, с которыми можно поиграть, разобрать на составные части и посмотреть: «что там внут­ри». Очень нравилось, когда дарили книги. С ни­ми можно делать то же самое: поиграть, разоб­рать на составные части и посмотреть, что внут­ри. Только «разобрать на составные части» означает так прочитать, чтобы понять и почув­ствовать все, о чем хотел поговорить со мной автор. Посмотреть, «что там внутри» — значит получить радость от чтения.

Однажды мне захотелось доставить себе удовольствие, подарив всем желающим ра­дость. И подарок мой — не просто книга, а ЧТЕ­НИЕ. Именно так — все буквы заглавные. Пото­му что ЧТЕНИЕ - РАДОСТЬ.

Корней Иванович Чуковский мечтал о возве­дении лестницы, которая приводила бы расту­щего человека к «Евгению Онегину». Что это значит?

Когда вам совсем мало лет, вам читают вслух родители или бабушки, многие книги вы прочли сами в пять—семь лет, прочтете в десять—две­надцать. Пройдут годы, вы будете вспоминать о том, что когда-то прочли, но вспомните не все прочитанное, а только то, что запало в душу. Вот эти пять—шесть, десять—двадцать, тридцать или пятьдесят самых интересных книг и есть та лестница, о которой мечтал писатель Чуков­ский. Прочтешь их — и поймешь что-то очень важное: про себя, про друзей, про всех людей. Самое лучшее, что можно вспомнить об этих книгах, — то, что они читались свободно и радо­стно и незаметно для вас помогали поднимать­ся по лестнице литературной культуры, без ко­торой нет культуры духовной.

Эта лестница у каждого — своя. На первых порах лучше, если это будет чуть-чуть знакомая лесенка, напоминающая лесенку друзей, ведь с друзьями шагать всегда веселее.

Поэтому, вспомнив свою книжную лесенку, по которой я с радостью поднималась от пяти до двенадцати лет, я хочу подарить вам это радост­ное чтение.

Символом наших встреч будет лесенка-стремянка. В библиотеках с большим количеством высоких книжных шкафов такие лесенки использовались для того, чтобы доставать книги с полок. Чем  тем серьезнее и интереснее на ней книги. Чтобы до них дотянуться, приходится стано­виться сначала на одну, потом на следующую ступеньку лесенки. Такая лесенка будет с нами каждую нашу встречу. На самой первой ступени — сказка. С нее и начнем.

ВСТРЕЧА I. СВЕТЛЯЧОК ПЕРЕД СНОМ В КОЛЫБЕЛИ

Здравствуйте, друзья! Возможно, вы удиви­лись, что я пригласила вас именно сюда, в этот уголок библиотеки, где вы видите настоящую детскую колыбель. Она стоит у стены не просто так. Давайте рассмотрим всю эту композицию внимательно. Что мы видим?

На стене заголовок, рядом на детском столе и стульчике лежат игрушки и книги — сказки о животных, волшебные и бытовые. Здесь вы ви­дите также книги о сказках. А еще необходимые пояснения, говоря современным языком, — флаеры:

Сказка родилась с человеком — жив человек, будет жить сказка.

Со сказки начинаются Слово, Мысли, Душа, Память.

Сказка — светлячок перед сном в колыбели.

Сказка — отрада: для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

Сказка — трудолюбие, дружба, печаль, ра­дость, верность и честность.

Как библиотекарь, могу вам сказать, что все это — книжная выставка, и называется она «Слушаю я сказку, сердце так и мрет». Это строчка из стихотворения Ивана Захаровича Су­рикова «Детство». Об этом стихотворении пого­ворим чуть позже.

Вы можете взять в руки любую книгу, пролис­тать и вспомнить, что сказка — это такой вид фольклора, народного сказания. Происходят они от мифа, бывают сказки народные и литера­турные, а также волшебные, бытовые, героичес­кие.

Но скажите, пожалуйста, почему я все эти книги так странно расположила, при чем здесь все-таки колыбель? (Ответы.)

Маленький человек начинает свою жизнь с колыбели. В сказке, как в колыбели, человечест­во отразило и предсказало свое развитие. Представьте себе, что были времена, когда в нашей жизни не было не только компьютеров, айфонов, телевизоров, но даже бумажных книг и самой письменности. А в сказках многое уже было: ковёр-самолёт — будущий авиалайнер и космический корабль, сапоги-скороходы — бу­дущие автомобили, поезда, корабли. Вспомни­те: в сказке «Аленький цветочек» — надписи на стене, появляющиеся сами по себе, голос, зву­чащий «ниоткуда», — это же прообраз совре­менных цифровых технологий.

Сегодня мы поговорим о том, что литерату­ра начинается также со сказки. А в ней запе­чатлена духовная жизнь всего человечества. В художественной литературе можно увидеть все, что развивается в душе отдельного чело­века. Как это происходит? По-разному. Напри­мер, так, как в стихотворении Ивана Сурикова. Давайте возьмем с нашей выставки книгу, в которой мы найдем стихотворение замеча­тельного русского поэта Ивана Захаровича Су­рикова.

Чтение этого стихотворения я и хочу вам сегодня подарить.

Оно и называется символично — «ДЕТСТВО». В моем деревенском детстве это было одно из любимых стихотворений, потому что все в нем — про меня. Кто из вас родился в деревне, кто отдыхал у бабушки — тот меня поймет. А кто там ни разу не был, пусть совершит вместе с нами и поэтом Иваном Суриковым небольшое вирту­альное путешествие.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Весь ты перезябнешь,—

Руки не согнешь,—

И домой тихонько,

Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой.

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом;

Только слышишь: воет

Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал.

Слушаю я сказку —

Сердце так и мрет;

А в трубе сердито

Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке.

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

Вот передо мною

Чудный сад цветет;

В том саду большое

Дерево растет.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,

Весело поет,

Ярким, чудным светом

Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

Но не тут-то было!

Поднялся шум,звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон,

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит;

Пред иконой бабка

Молится стоит.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

1865 или 1866

Итак, стихотворение начинается со строчки: Вот моя деревня. Очень простое начало. Автор как будто рукой развел и что-то показывает. Где он показывает? Вот — это где? (Ответы.) Я тоже могу показать: вот на картине... Иллариона Пря­нишникова сидят сельские ребята на изгороди, очень похоже на мою деревню.

И мне кажется, что Иван Суриков рассказыва­ет не просто о каких-то ребятах, а о себе, о сво­ем детстве. Он главный герой стихотворения, и он показывает нам деревню, которую хранит в своей памяти. Наша память, как компьютер, мо­жет одновременно видеть, что-то озвучивать и показывать разные картины. Она и показывает. Сначала широкая панорама: Вот моя деревня. Дальше крупным планом: вот мой дом родной, а потом чуть помельче — вот и я сам.

А в отличие от компьютера память сохраняет наши чувства, звуки, запахи, настроения, поэто­му мы слышим в стихотворных строчках разные интонации. Вначале стихи читаются неторопли­во, автор вспоминает:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вы и сами много раз катались с горки и знае­те, какая кутерьма и какое настроение при этом бывает:

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

Действие все ускоряется. Какими словами Суриков передал это ускорение? (Качуся, свер­нулись, кубарем.) А из каких прочитанных слов можно понять, что катиться герой мог только ку­барем? (Гора крутая.) Кстати, как это — куба­рем? А вот дальше мы увидим не только настро­ение, но и отношения героя с друзьями.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Вот так ничего себе! Какие же они друзья, ес­ли смеются... А как чувствует себя лирический герой (лирический герой — это тот, от чьего имени ведется рассказ)? Какие же между ними отношения? Как вы думаете, обиделся он на своих друзей? (Обсуждаем.)

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Наверное, они все-таки хорошие друзья, ведь они хохочут весело и все вместе проката­лись на горке до самой темноты.

А дальше каждый отправляется к себе домой. И перед нами уже совсем другая картина, дру­гое настроение.

Весь ты перезябнешь,

Руки не согнёшь

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.

Почему нехотя? Интересно, а что в такие мо­менты чувствует человек? У вас такое бывало? Как бы вы назвали это состояние? (Обсуждаем.) У меня это называлось радостная усталость. Но вот наконец наш мальчишка и дома!

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

Тут, может быть, следует пояснить для современных детей: ветхая — это как? Ста­рая, изношенная, с заплатками. И что такое печь? Сложенное из кирпича сооружение с трубой. В печь кладут березовые поленья, поджигают их, дрова горят, нагревают кирпи­чи, а от них нагревается в избе воздух, стано­вится тепло.

На печи есть лежанка, она теплая и уютная... На ней так хорошо согреться после катания с горки...

Как вы думаете, о чем дальше будет расска­зывать поэт? (Ответы.) А может быть, нам под­скажет музыка? Или песня? (Включается начало русской народной песни «В низенькой светелке огонек горит...».)

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом;

Только слышишь — воет

Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

Здесь, наверное, тоже нужны пояснения. Знакомы ли вам слова: лапти, прялка, светец, лен? Перед вами на столе словарики, найдите в них значения этих слов и выпишите в тет­радь...

А как вы думаете, зачем автору понадоби­лось такое длинное описание картины зимнего вечера в крестьянской избе? (Обсуждаем.) Я ду­маю, для того, чтобы создать настроение таин­

ственности, потому что дальше... а дальше си­деть на печке просто так скучно...

И начну у бабки Сказки я просить; И начнёт мне бабка Сказки говорить: Как Иван-царевич Птицу-жар поймал; Как ему невесту Серый волк достал.

Мы с вами можем использовать наши техни­ческие возможности и представить, как бабка сказывает свою сказку. (Аудио- или видеоза­пись сказки об Иване Царевиче, через минуту звук уменьшается.)

Слушаю я сказку — Сердце так и мрёт; А в трубе сердито Ветер злой поёт.

Как это: сердце «мрет»? Что при этом чувствует мальчик?

Я прижмусь к старушке. Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит.

Ох, действительно, как нагуляешься, намерз­нешься — так здорово в тепле заснуть! Случа­лось ли вам засыпать сладким сном? Что это та­кое, по-вашему?

А во сне мне снятся Чудные края.

И Иван-царевич — Это будто я.

Хорошее у мальчика воображение. Наверня­ка он очень подвижный, озорной и, наверное, храбрый, ведь Ивану Царевичу предстоят нема­лые испытания. Давайте посмотрим, в каких же образах отразилась услышанная сказка в слад­ком сне мальчика?

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

Золотая клетка

На суке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит.

Прыгает в той клетке, Весело поёт;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдаёт.

Можете ли вы назвать несколько слов, кото­рые описывают необычность привидевшейся мальчику картины?

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада С птицею бежать.

Помню, когда я читала эти стихи в детстве, я так за него переживала! Боялась, что его поймают.

Но не тут-то было!

Поднялся шум,звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я.

Конечно, страшно... Или думаете, что он струсил? А вы хотели бы иметь такого друга? Но он ведь друга выручал и все-таки выручил. Но чем же закончится наша история в стихотворе­нии Сурикова? (Обсуждаем.)

Ведь это стихотворение-воспоминание о детстве, и заканчивается оно похвалой этому за­мечательному времени в жизни каждого человека.

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит;

Пред иконой бабка

Молится стоит.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

А ведь горе и беда, наверное, были? Каким вы помните свое детство? Запомнились ли вам сказки из той поры? Или какая-то другая книга?

Давайте сейчас еще раз прочтем стихотво­рение, представим мысленно все, о чем вспом­нил поэт Иван Суриков, и насладимся каждым словом и всей этой милой и уже немного нере­альной картиной...

Мы с вами прочли всего одно стихотворение — о том, как сказка, сложенная в незапамятные года, занимала воображение человека в детстве в далеком от нас XIX веке.

А как мы, живущие в XXI веке, относимся к сказке, как мы ее прочитываем и воспри­нимаем?

Этому мы и посвятим нашу следующую встречу. Но мне хотелось бы, чтобы за это время вы прочли одну из сказок из сборника А.Н. Афа­насьева «Русские детские сказки». Сказка назы­вается «Баба-яга».

ВСТРЕЧА II. ЧУР Я - БАБА-ЯГА!

Сегодня я подарю вам чтение сказки «Баба-яга». Я беру с нашей лесенки сборник Афанасьева «Рус­ские детские сказки».

Афанасьев А.Н. Русские детские сказки /А.Н. Афанасьев / науч. ред. текста, предисл. и примеч. В.П. Аникина; рис. Л. Непомнящего. — М.: Дет. лит., 1987. — 239 с. — (Школь­ная библиотека).

Александр Николаевич Афанасьев изучал сказки с научной целью. Он их срав­нивал, выяснял, как они строятся, о чем рассказы­вают, какие бывают: вол­шебные, о животных, быто­вые и т.д.

Все свои выводы ученый печатал в научных журналах. Вскоре его друзья и знакомые стали просить, чтобы он издал отдельно сказки для детей. Почти сто пятьдесят лет назад они были изданы, и с тех пор сказки из сборника Афанась­ева издают и переиздают, их читают дети и взрослые. С самых давних времен сказки сказывались взрослыми и для взрослых. В них, как в сегодняшней Википедии, каждый, кто переска­зывал сказку, добавлял что-то свое, о том, что видит вокруг, высказывая свое мнение и сужде­ние. Поэтому хотя в сказках добро побеждает, но и зло в сказках бывает точно таким, какое оно встречается в жизни.

Все это я узнала много позже, когда училась в старших классах, в институте, а в вашем воз­расте я просто любила читать сказки, потому что в них побеждали смелые и добрые. А еще пото­му, что в сказки можно было играть.

Была в нашем детстве игра в прятки. В ней нужно было прибежать к определенному месту раньше водящего с закличкой «Чур меня, чур меня». Когда выбирали роли в игре, говорили «Чур, я буду монах в синих штанах» или «Чур, я буду Бабой-ягой». Кстати, слово «чур» произош­ло от слова «пращур» — «предок», и закличка оз­начает: «предки, помогите мне».

Хорошо, что вы дома прочли сказку из сбор­ника Афанасьева. Но даже если не прочли — все равно хорошо, потому что мы сейчас вместе и прочтем ее, и сыграем.

Чтобы игра была интересной, нам понадо­бится что-то такое, во что можно сложить необ­ходимые нам сказочные предметы. Что бы это, по-вашему, могло быть? Вашей памяти поможет наша выставка... (На выставке — короб, сунду­чок, пастушья сумка.) Поскольку я сама когда-то играла в эту сказку, я и взяла то, с чем мы игра­ли в детстве: обыкновенную корзинку. Впрочем, она не совсем обыкновенная, потому что в ней находятся... но об этом мы узнаем чуть позже.

Сейчас мы поступим таким образом. Я буду читать сказку, а вы будете ее «играть».

Каждый из нас может играть любую роль, и даже несколько ролей, и даже несколько чело­век — одну и ту же роль. Главное, сказать: «Чур, я буду...» — и добавить, кем. Затем представить себя на месте этих героев, слушать, что я читаю и делать или говорить вместо героев.

Сказка начинается обычно с зачина. Зачин во многих сказках повторяется: жили-были, в неко­тором царстве, в некотором государстве... Итак...Жили-были муж с женой, и была у них дочка.

Наверное, хорошо ей жилось с матушкой и ба­тюшкой? Интересно, какая это была девочка? Сколько ей было лет? Как она выглядела? Что она делала, чем занималась? Наверное, целыми дня­ми на улице бегала, играла с подружками. Напри­мер, в «Гуси-Лебеди». Очень старинная игра. Попробуем в нее поиграть, чтобы представить себе, как жилось девочке с родными людьми.

ИГРА. На одной стороне площадки проводят линию, отделяющую «гусятник», а на другой сто­роне — линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Ос­тальные — «гуси-лебеди». «Пастух» располагает­ся сбоку от «гусей», а «волк» — посреди площад­ки. «Пастух» говорит: «Гуси-гуси...» «Гуси» отве­чают: «Га-га-га». «Пастух»: «Есть хотите?» «Гуси»: «Да-да-да». «Пастух»: «Так летите домой, а то волк под горой». Все «гуси» перебегают с «паст­бища» в «гусятник», стараясь увернуться от «вол­ка». «Волк» ловит «гусей». Кого поймает — тот становится «волком», а «волк» — «пастухом», «пастух» становится «гусем». А игра начинается снова. Так — пока все не побывают «волком» и «пастухом».

Поиграв, мы продолжаем читать сказку.

Вскоре жена, мать девочки, заболела и умерла. Погоревал-погоревал мужик, да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, толь­ко и думала, как бы совсем извести, погубить.

Просто трудно представить, какая плохая жизнь началась для девочки. Но тут уж все как в жизни. Иногда жизнь бывает жестокой. Но если бы не бы­ло зла, не было бы и добра. А также и этой сказки.

Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит де­вочке:

— Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубашку сшить.

Что ж, нормальная просьба. Только у меня та­кое ощущение, что что-то сейчас начинается. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми злыми и добрыми. В нашей сказке есть уже несколько человек. Отец уехал, его не считаем. Остаются (перечисляем): де­вочка, мачеха, тетка. Как вы думаете, кто из них будет в сказке злодеем? (Обсуждаем.)

✓ Девочка? Скорее всего, добрая. Почему? Она еще маленькая, не успела никакого зла сде­лать, любила своих маму и папу, дружила с дру­гими детьми, интересно играла.

✓ Мачеха? Скорее всего, злая? В сказках все ма­чехи злые. А в жизни? Встречались вам настоящие мачехи? Может, совсем неправда, что они злые?

✓ Тетка? Пока о ней ничего не известно.

А тетка эта была Баба-яга Костяная Нога. Не пос­мела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.

✓ Еще один персонаж. А эта тетка злая или добрая? Поскольку родная — то наверняка доб­рая, во всяком случае, зла девочке не желает.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

— Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку — хочет мне рубашку сшить.

— Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, — говорит тетка. — Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок.

Вот здесь нам пригодится наша сказочная корзинка. Все, что дала девочке родная тетя, я в нее уже спрятала.

Будет там тебя березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать — ты подлей им под пя­точки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему мясца дай.

Поблагодарила девочка свою тетку и пошла. Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким ты­ном-забором избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит Баба-яга Костяная нога — холст ткет.

Здесь уже начинаются действия, которые мы сможем разыграть. Кто из вас будет девочкой, кто Бабой-ягой? Скажите только «Чур, я буду...» (Распределяем роли.)

Теперь разыграем то, что происходит в сказке.

Баба-яга садится вот сюда, холст ткет. Кста­ти, а что это такое? Баба-яга сидит за станом, ткацким станком. Это такое сооружение из де­ревянных рам, одна вертикальная, другая гори­зонтальная, на них натянуты нитки. У Бабы-яги в руках челнок, на нем тоже намотаны нитки. Чел­нок протягивают между нитками на стане, они переплетаются, и получается холст — ткань, по­лотно, из которого потом шьют рубашки и дру­гую одежду.

Итак, девочка подходит и говорит:

— Здравствуй, тетушка! — говорит девочка.

— Здравствуй, племянница! — говорит Баба-яга. — Что тебе надобно?

Помните, зачем мачеха послала девочку к своей сестре? Кто вспомнит, тот тоже может ис­полнить роль девочки.

— Меня мачеха послала попросить у тебя иголоч­ку и ниточку — мне рубашку сшить.

Баба-яга, конечно, сразу поняла, какой пода­рок прислала ей сестра, и говорит:

— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!

Вот девочка села у окна и стала ткать.

Показываем, как девочка ткет холст.

А Баба-яга вышла из избушки и говорит сво­ей работнице...

Нужна еще работница. Кто скажет «Чур, я бу­ду работницей»? (Выбирается работница.)

Баба-яга говорит:

— Я сейчас спать лягу, а ты ступай истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь — съем ее!

Работнице нужно показать, как она топит ба­ню. Нужно уложить дрова в печь и поджечь их, чтобы нагрелся котел с водой, а в этой воде вы­мыть девочку.

Девочка услыхала эти слова — сидит ни жива ни мертва. Как ушла Баба-яга, она стала просить работ­ницу:

— Родимая моя! Ты не столько дрова в печи под­жигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! — И подарила ей платочек.

Вот и пригодилась моя корзинка с подароч­ками. Только нужно решить, какой платочек по­дойдет работнице. Он должен соответствовать ее характеру. Как вы думаете, работница, кото­рая служит у Бабы-яги, сама похожа на Бабу- ягу? Если похожа, я бы подарила ей черный, мрачный платок. А если не похожа? Какая она? Какой ей платочек дать? (Обсуждаем.)

Читаем дальше.

Работница баню топит (показываем), а Баба-яга проснулась, подошла к окошку (показываем) и спра­шивает:

— Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца.

Помните, как родная тетушка девочки гово­рила, — что должен сделать с ней кот?

Кто у нас скажет: «Чур, я буду котом» — и начет выцарапывать глазки девочке? Ну, кот наверняка злющий? Или какой? Кто собирается играть кота, опишите мне, как он, по-вашему, выглядит?

Вот девочка дала коту мясца (показываем) и спра­шивает:

— Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда.

Кот говорит:

— Вон на столе лежит (берет со стола и подает де­вочке) полотенце да гребешок, возьми их и беги поско­рее: не то Баба-яга съест! Будет за тобой гнаться Баба- яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотен­це: разольется широкая да глубокая река.

Что должна здесь сказать девочка?

— Спасибо тебе, котик-братик! — говорит девочка.

Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гре­бешок и побежала.

Помните, кто еще, по словам родной тети, дол­жен девочку задержать? Собаки. Как вы думаете, сколько у Бабы-яги было собак? Все желающие изобразить собак выходят сюда и начинают хва­тать девочку. А что в это время делает девочка?

Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать — она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили.

Дальше на пути стоят ворота. Их могут изоб­разить и два, и четыре, и шесть человек. В зави­симости оттого, какими они вам представляют­ся. Они скрипят, стараются захлопнуться. А что делает девочка? (Изображаем.)

Ворота заскрипели, хотели было захлопнуться — а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.

За воротами — дерево. Какое? Березка, а может быть, и не одна. Изображающие березку поднимают руки вверх, качаются и стараются девочку задержать.

Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать — девочка ее ленточкой перевязала.

Мне кажется, березке тоже не всякая ленточка подойдет. Тут уж зависит от того, как мы сами от­носимся к березке. Какой ленточкой можно обоз­начить отношение русского человека к березке?

Березка ее и пропустила. Выбежала девочка и побе­жала что было мочи. Бежит и не оглядывается.

А что происходит в избе Бабы-яги?

А кот тем временем сел у окна и принялся ткать.

Не столько ткет, сколько путает! (Показываем.)

Проснулась Баба-яга и спрашивает:

— Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?

А кот ей в ответ:

— Тку, тетка, тку, милая!

Бросилась Баба-яга в избушку и видит — девочки нету, а кот сидит, ткет. (Показываем.)

Принялась Баба-яга бить да ругать кота:

— Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпус­тил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..

А кот ей в ответ...

Вот тут самое время нам самим догадаться, что ответил ей кот. А самое главное, почему он так сказал, что он при этом чувствовал?

— Я тебе столько лет служу, ты мне косточки об­глоданной не бросила, а она мне мясца дала!

Видно ли из этих слов, как кот относится к де­вочке и как к Бабе-яге?

Выбежала Баба-яга из избушки, накинулась на собак: — Почему девчонку не рвали, почему не кусали?..

В сказках есть такой прием — скандирование — неоднократное повторение слов или действий. Так что вы легко догадаетесь, что от­ветили Бабе-яге собаки, ворота, березка, работ­ница. Вот эти эпизоды мы сейчас и проиграем.

Собаки ей говорят:

— Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!

Подбежала Баба-яга к воротам:

— Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..

Ворота говорят:

— Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!

Подскочила Баба-яга к березке:

— Почему девчонке глаза не выстегала?

Березка ей отвечает:

— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!

Стала Баба-яга ругать работницу:

— Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?..

Работница говорит:

— Я тебе столько лет служу — никогда слова доб­рого от тебя не слыхала, а она платочек мне подари­ла, хорошо да ласково со мной разговаривала!

Покричала Баба-яга, пошумела, потом села в сту­пу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает...

Прежде чем показывать, скажите, кто знает, что такое ступа, пест и помело?.. Теперь — изобразим.

Дальше в действии будут участвовать девоч­ка и Баба-яга, поэтому я буду читать, а девочка (или на каждое действие разные девочки) изоб­ражать то,что я читаю.

А девочка бежала-бежала, остановилась, прило­жила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — Баба-яга гонится, и уж совсем близко... Достала де­вочка гребень и бросила через правое плечо. (Пока­зываем.) Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают. (Показываем.)

Примчалась Баба-яга, стала грызть да ломать лес. (Показываем.) Она грызет да ломает, а девочка даль­ше бежит.

Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясет­ся — Баба-яга гонится, уж совсем близко. Взяла де­вочка полотенце и бросила через правое плечо. (По­казываем.) В тот же миг разлилась река — широкая- преширокая, глубокая-преглубокая!

Подскочила Баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться.

Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:

— Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!

Стали быки пить, а вода в реке не убывает.

Рассердилась Баба-яга (показываем), легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула.

А девочка тем временем знай бежит да бежит.

Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены:

— А где же моя дочка?

Баба говорит:

— Она к тетушке пошла — иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.

Забеспокоился отец, хотел было идти дочку ис­кать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отды­шаться не может.

— Где ты была, дочка? — спрашивает отец.

— Ах, батюшка! — отвечает девочка. — Меня ма­чеха посылала к своей сестре, а сестра ее — Баба- Яга, Костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!

Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо.

А я на месте отца еще сказала бы спасибо. Кому? (Обсуждаем.) В первую очередь — род­ной сестре. За что? (Обсуждаем.) Подсказала девочке, что благодарность — великое дело, что добро должно быть первым. Сначала ты с доб­ром, а потом и тебе добром. Потом еще кому?

А еще мне хотелось бы поблагодарить Бабу- ягу! Да-да. А как вы думаете, почему? (Обсужда­ем .) Ее злодейство — желание съесть добрую де­вочку — стало явным, и ее слуги (кот, работница, собаки, березка, ворота) поняли, что они сами вовсе не такие уж злодеи, а способны на честный и мужественный поступок. Ведь это опасно: ослу­шаться злого хозяина, но они все-таки пересили­ли себя, преодолели свою привычку служить злу.

Здесь и сказке конец.

Ну а кто слушал и на ус наматывал — тот моло­дец. Мне кажется, мы очень живо представили себе, как я или любой из вас не просто читает, а вчитывается в сказку, живет в ней, участвует в ее действиях, проживает жизнь ее героев. А чтобы у нас все это не расплескалось, давайте я прочту сказку еще раз целиком, а вы будете мысленно еще раз проживать ее. Итак... (чтение сказки)

Неимоверно грустно — быть отлученным от книг!

В том числе и от тех, без которых прекрасно обходишься.

Д. Пеннак

ВСТРЕЧА III. В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

Я поднимаюсь в своих воспоми­наниях о чтении еще на одну сту­пеньку литературной лестницы. А чем выше поднимаешься по этой лесенке, тем дальше и глубже вид­но вокруг. Здесь у меня приготов­лен для вас другой подарок.

Что мы обычно делаем с подарка­ми? С некоторыми сразу начинаем играть, пользоваться ими. О других думаем, что вполне обойдемся без них и вежливо убираем подальше с глаз долой. Но иногда случа­ется необыкновенное. Спрятанные когда-то и за­бытые подарки вдруг обнаруживаются, и мы им искренне радуемся. Не зря говорят: не дорог пода­рок, а дорога любовь. В каждом подарке есть час­тица любви того, кто нам сделал подарок, этой любви мы и радуемся.

Так бывает и с книгами. Каждая книга — это подарок писателя нам, читателям. Иногда мы прекрасно себя чувствуем без этих подарков. Могу согласиться, что невозможно прочесть все книги. Трудно читать книги, написанные двести, сто, пятьдесят лет назад. Их много, и бывает, что написаны они о чем-то нам совершенно не­известном. Но вдруг оказывается: давнее прош­лое в чем-то очень похоже на наше настоящее. И тогда мы понимаем, что хорошие книги не стареют. А значит — ими можно насладиться в лю­бое время. И подарить себе и другим их чтение.

Сегодня «чтение в подарок» я начну с книжной выставки. Наверное, вам пока непонятно, поче­му вы видите пустые стеллажи, и только плакат с расчерченным на 10 квадратов полем. Образ этой выставки мне представился в виде иг­рового поля детской игры в классики.

Согласно правилам детской игры, мы должны проскакать на одной ножке по каждому из этих квадратов. Но я слегка модернизирую игру. Обра­тите внимание: на расчерченном поле — непонят­но зачем — висит ожерелье. Классики-квадрати­ки — и ожерелье?! Ожерелье — это сокровища. Классики — и сокровища?! Сокровища... Класси­ки... Что бы это значило? Как вы думаете, что за ребус я вам предлагаю разгадать? (Обсуждаем.)

Все очень просто: так я предлагаю назвать нашу выставку: «Сокровища классики!» В каждой кле­точке этого поля мы поместим сокровища класси­ков русской литературы XIX века. Впрочем, сначала их надо найти. Ведь с сокровищами бывает так: они лежат на самом виду, но мы их не видим.

Стало быть, мы на время превращаемся в сы­щиков. Но не простых, а библиографических. В правом верхнем углу каждой клеточки вы видите цифры и буквы, записанные в две строчки. Любой из вас может догадаться, что это такое. (Обсужда­ем.) Я повторю, это — несомненно, шифр. Пос­мотрите внимательно, может быть, вы найдете здесь какую-то закономерность? (Обсуждаем.)

Верхние строчки шифра в каждой клеточке практически одинаковые, нижние — везде разные. Поскольку мы находимся в библиотеке, то и ключ к шифру нужно искать здесь же. Оглянитесь внима­тельно вокруг, рассмотрите каждый сантиметр библиотечного пространства. Вот стеллажи с кни­гами — это наш библиотечный фонд. Вот шкафы с карточками. Каталоги и картотеки — это справоч­но-библиографический аппарат (ОБА). И в фонде, и в ОБА вы наверняка еще встретитесь с этим шиф­ром. (Дается время на осмотр и размышление.)

Сравнив шифр в клеточках игрового поля, на карточках СБА и на книгах, вы вполне можете дога­даться, что цифры и буквы: 84 (2Рос=Рус)1 — обозначают тот раздел фонда, где собраны произ­ведения русских писателей XIX века. Тех, кого мы называем классиками. А о чем говорят нижние, везде разные строчки шифра? Об этом узнают де­сять добровольцев после внимательных поисков. Я вручаю каждому карточки с копией шифра и предлагаю пройти в соответствующий раздел фонда, найти похожие сочетания и попытаться по­нять, что же означает вторая часть записей.

А мы с вами в это время послушаем аудиоза­пись стихотворений и отрывков произведений русских классиков. Кстати, это тоже ключ к раз­гадке шифра.

Внимание! Наши библиографические сыщи­ки разгадали шифр и достигли результата. Они держат в руках книги. Потому что нижняя строч­ка в шифре — это авторский знак, под которым произведения каждого автора хранятся на книжной полке. Я попрошу всех, кто справился с заданием, объяснить ход своих мыслей: как вы догадались, как нашли нужные книги. А сами книги поставьте на выставку. Кто не успел спра­виться с заданием, пожалуйста, найдите в фон­де книги, зашифрованные на вашей карточке, и тоже поставьте их на выставку. Таким образом, благодаря нашим сыщикам, мы нашли «класси­ков». А теперь поищем их сокровища.

Добровольцы, шаг вперед! Вам вручаются такие же карточки с шифром, только здесь еще добавлена запись: стоит буква «С» и цифры. Это номер страницы. Ваша задача: по шифру найти нужную книгу на выставке, открыть указанную страницу, прочитать ее и потом еще раз прочи­тать вслух для всех отрывок, который вам боль­ше всего понравился или который там отмечен. Пока выполняется это задание, мы еще послу­шаем исполнение произведений классиков.

(Добровольцы читают свои отрывки.)

Я думаю, что не стоит сильно смущаться оттого, что наши храбрецы прочли свои отрывки не столь красиво, как мы слышали в аудиозаписи. У актеров было время хорошо подготовиться, прочувство­вать все то, что вложили в свои повести и стихи пи­сатели и поэты. Но и в наших силах сделать то же самое: почувствовать душу и сердце авторов.

Пушкин, Гончаров, Достоевский, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Гоголь, Толстой... У каждого свои сокровища, и все вместе — это наше бога­тое духовное ожерелье. Ведь что это такое — сокровища? Задумывались ли вы, что означает это слово, откуда оно произошло? На мой взгляд, это от слова «сокровенное», то есть по­таенное, созревшее в твоих мыслях и в душе, то, что доверишь не каждому, но с друзьями с удо­вольствием поделишься. Классики написали рассказы, повести, романы, вложив в них свои сокровенные думы и чувства — о человеческих делах, характерах, отношениях — и поделились всем этим с нами. Вы имеете право приобщить­ся к ним, прочитать эти книги, когда придет ва­ша пора постигать их и размышлять над ними.

А мне хотелось бы подарить вам одну драгоцен­ность из того ожерелья, что мы видим на выставке, — чтение небольшого стихотворения одного из ве­личайших классиков, Александра Сергеевича Пуш­кина. Это тема нашей следующей встречи.

Продолжение следует