Пальгуева Г. На лесенке у книжных полок / Г. Пальгуева // Школьная библиотека. – 2011. – № 3. – С. 16 - 22.

ЧТЕНИЕ-ДАРЕНИЕ. Продолжение. Начало см. № 1—2, 2011

Дорогие друзья, уважаемые наши читатели! Сегодня мы продолжаем публикацию «встреч» библиотекаря со своими читателями у «книжной лесенки». Такие занятия автор статьи называет термином «предчтение». Они готовят маленького читателя к удивительной встрече с книгой. Сегодня речь пойдет о «временах стародавних». Пушкинская «Песнь о вещем Олеге» — наша давняя история.

«Посмотреть, "что там внутри" — значит получить радость от чтения», — пишет автор и предлагает юному читателю углубиться в историю и понять непонятные слова, вообразить себе то, что случилось когда-то, в далекие, давно минувшие времена.

«Символом наших встреч будет вот эта лесенка-стремянка. В библиотеках с большим количеством высоких книжных шкафов такие лесен­ки использовались для того, чтобы доставать книги с полок. Чем выше полка, тем серьезнее и интереснее на ней книги. Чтобы до них дотянуться, приходится становиться сначала на одну, потом на следующую ступеньку лесенки. Такая лесенка будет с нами каждую нашу встречу». Итак, сегодня перед нами следующая ступенька — историческая. Форма проведения занятия интересна еще и своей необычностью. Это и и урок чтения, и игра в дартс.                                                                                                       

ВСТРЕЧА IV

ПРО СТАРИНУ СТАРОДАВНЮЮ

Выставка. Название — «Про старину стародавнюю»

Цель. Погружение в тему древ­нерусской государственности, жизни и быта русичей эпохи веще­го Олега.

Флаеры. Олег бы послушал — еще один щит прибил бы к вратам Цареграда (В. Высоцкий).

Форма. Выставка-дартс.

Оформление. Стилизация заголовка и цитат на «берестяных свитках».

Ай-стопер. Круг для дартса, на его секторах написаны старинные слова из «Песни». Дроти­ки. Плащ или шлем князя. Посох кудесника.

Работа с выставкой. Поиск и расстановка иллюстраций разных художников к «Песни о ве­щем Олеге».

ББЗ. Иллюстрации. Художники-иллюстрато­ры. Напоминание о библиографическом описа­нии. Понятие об ассоциации.

Диалоги с текстом. Значение и образ (ассо­циации) старинных и непонятных слов. Пооче­редное чтение библиотекарем и детьми текста. Мысленное представление картин прочитанно­го, поиск слов, характеризующих действия, чувства героев, описывающих ситуацию сюжета. Обсуждение вопросов по ходу чтения текста.

Действо. Метание дротиков, работа со сло­варем, иллюстрациями и «берестяным» свитком.

Электронное сопровождение. Таблица значений и образов слов. Иллюстрации из чита­емой книги.

ЛИТЕРАТУРА

Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге / А.С. Пушкин; худож. В. Лосин. — М.: Малыш, 1978. — 12 с.: ил.

Баллады и песни / сост. Н.Н. Светловская, Т.С. Пи- че-оол; худож. Н.Н. Орехов. — М.: [б. и.], 1997. — 16 с.: ил. — (Библиотека журнала «Начальная школа»; вып. 2).

Большая детская энциклопедия. История России: с древнейших времен до XIX века: энциклопедия. — М.: ACT: АСТРЕЛЬ, 1999. — 927 с.: ил.

Дегтярев А.Я. Начало отечества / А. Дегтярев, И. Ду­бов; худож. В. Бескаравайный. — М.: Дет. лит., 1983. — 184 с.: ил.

Калашников В.И. Русь Легендарная: древнейшая история русского народа, неизвестные страницы вели­кого прошлого, мифы и предания «седой старины» / В.И. Калашников. — М.: Белый город, 2007. — (Атлас тайн и загадок).

Кн. 1: Русь Легендарная. — 2007. — 233 с.: ил.

Лейкин А.Л. Путешествие в Гардарики: рассказы- предания из истории русских городов / авт. предисл. В.И. Буганов; худож. М. Саморезов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дет. лит., 1988. — 206 с.: ил. — (Библиотеч­ная серия).

Членов А.М. По следам Добрыни / А. Членов; пре­дисл. Ф.П. Шевченко. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 287 с.: ил. — (Необыкновенные путешествия).

Слава Богу, пока еще в нашей стране трудно найти человека, который не знал бы, кто такой Пушкин. Пушкин жил и писал двести лет назад, в XIX веке. Так стоит ли его сегодня читать? Мно­гие не читают и... ничего. Но вот мальчишка из города Сарова вдруг «увидел», что Алексей Бе­рестов из пушкинских «Повестей Белкина» очень похож на... гота, представителя совре­менной молодежи. Меня заинтересовал этот па­рень, захотелось с ним поспорить. Но как ему удалось увидеть современного неформала в произведении почти двухсотлетней давности? Значит, и в наши дни можно не быть от классики отлученными и взглянуть на нее совсем другими глазами?

Пушкин хорошо знал историю русского госу­дарства. Он читал летописи, изучал архивы, сам писал исторические произведения. Я однажды посмотрела на его произведения как на мостик, соединяющий «преданья старины глубокой» с нашим временем.

Это мостик в виде сказок, песен, легенд и преданий, которые часто служили поэту осно­вой для собственных сочинений. Что-то он по-своему пересказывал, у других брал сюжет или форму, о некоторых просто упоминал в своих произведениях.

Поэт хорошо знал народное творчество, и ему были хорошо известны русские былины. На­родное название былин — старина, старинушка, старинка.

Вот и отправимся мы сегодня вместе с Пуш­киным путешествовать в старину стародавнюю. Мы читаем сегодня «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину.

Вот перед вами эта замечательная книга, со всем, что у нее должно быть: обложка, на облож­ке фамилия автора, название, год издания. Все это записано в паспорте — библиографическом описании. Кто из вас найдет и прочтет нам биб­лиографическое описание книги?

Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге / А.С. Пушкин. — М.: Малыш, 1978.

Мы совершим путешествие с помощью мощ­нейшей машины времени — Слова.

Когда речь идет о делах «давно минувших дней», есть опасность заблудиться. Чтобы этого не случилось, нам нужно подготовиться. Вы зна­ете, что в старину основным оружием были лук и стрелы. Они-то нам сегодня и пригодятся. Прав­да, я предлагаю заменить лук и стрелы дротика­ми дартса. Вы уже обратили внимание, что на выставке «Про старину стародавнюю» висит этот незамысловатый предмет?

Мишень для дротиков не совсем обычная. В ее секторах написаны разные непонятные ста­ринные слова.

Игровая задача: каждый из вас метнет дро­тик, снимет с него бумажку с непонятным сло­вом, найдет в словаре объяснение слову, най­дет слово в «берестяном свитке» и запишет его значение.

На похожих свитках, сделанных из коры бере­зы, писали в старину наши предки. Мы сегодня пожалеем березку, и наш свиток будет не из ко­ры, а из свернутого в трубочку листочка.

Каждый может найти объяснение одному слову, которое он «подстрелил» дротиком. Для тех, кто поможет соседу и найдет больше объяс­нений, я приготовила небольшой приз-сюрприз. Итак, я раздаю свитки с таблицей. Обратите внимание — в них три графы. Каждый из вас за­полнит в графе «Значение по словарю» объяс­нение «своего» слова.

А затем мы будем создавать образ слова. Или по-другому — ассоциации. Ассоциация — это связь между несколькими явлениями или предметами, иногда очень далекими, когда при упоминании одного вспоминается что-то дру­гое, возникает образ, внутренняя картинка чего- то другого.

Чтобы такая ассоциация возникла, нужно во­ображение. Это умение воссоздать ОБРАЗ. ВО­ОБРАЗИТЬ — значит увидеть в буквах и услы­шать в звучании слова картину. В данном случае нам нужно вообразить, увидеть за словом кар­тинки древней Руси: для чего служили разные предметы, как одевались, разговаривали, чем занимались люди.

Например, определение ВЕЩИЙ — от слова ведать. Ассоциации возникают такие: знать, по­нимать, видеть даль, предусмотреть. Но как вы думаете, во времена, когда не существовало не только компьютеров, но даже и книг, сколько нужно прожить человеку, чтобы много знать?

Наверное, столько, что за это время успеет вырасти большая седая борода? А может быть, ВЕЩИЙ — это от слова «вещать» — говорить, предсказывать. Но и в этом случае мне лично вещий человек видится глубоким стариком с длинной бородой. Я так и написала в первой строчке игровой таблицы.

А сейчас мы вернемся к Пушкину и старине стародавней. Из летописей известно, что в на­чале X века, а это 1100 лет назад, наше древнее государство называлось Русью’. Столица Руси тогда была в Киеве. Правил тогда князь Олег. Он совершал удачные походы в ответ на набеги ко­чевых племен с востока. Самым знаменитым стал большой поход в сторону Каспийского мо­ря. В тех местах, в низовьях Волги, а также там, где сейчас находится республика Дагестан, проживали воинственные племена хазар. О по­беде над ними и рассказывает «Песнь о вещем Олеге».

Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В них Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать буду­щее. При этом сам он был молод... Так что представить князя глубоким стариком с седой бородой, пожалуй, трудновато. Князь Олег — это воин. Сильный, могучий, в доспехах. Но и борода у него, по обычаям того времени, все же была. Он военный начальник, поэтому должен много знать, поэтому глаза у него умные, слегка с хитринкой, лицо приветливое. Таким я себе и представила вещего Олега. Но почему-то имен­но борода для меня стала образом слова Ве­щий.

А теперь каждый из вас попробует создать образ слова, которое он подстрелил в дартс и нашел его значение. Думаем одну минуту и за­полняем третью графу «свитка»: «образ слова».

Итак, какие образы вы увидели каждый за своим словом, внесенным в таблицу? (Обсужда­ем 3-4 слова.)

На сегодняшней нашей встрече у нас не так много времени, и мы вряд ли успеем обсудить образы всех слов из Песни. Но мы можем мыс­ленно представлять себе образы слов во время чтения. И будет здорово, если вы дома доведе­те эту работу до конца. У каждого может полу­читься своя табличка, не похожая на другие, по­тому что воображение, создающее образ слова, у нас у всех разное. Ваши записи на берестяном свитке украсят потом нашу выставку.

А я покажу на экране свою табличку. Мы все вместе будем смотреть на нее во время чтения и воссоздавать каждый свои образы этих слов.

Итак, «Песнь о вещем Олеге». Давайте теперь возьмем в руки книгу. Перелистаем ее, рассмотрим иллюстрации, сравним их с теми образами, которые возникли у нас, когда мы искали значение старинных слов. Скорее все­го, они не совпадут, потому что иллюстрации — это образы, которые увидел совсем другой человек — художник. Увидел их по-своему. Фамилия художника-иллюстратора обяза­тельно указывается в паспорте книги — биб­лиографическом описании. В данном случае помогал нам путешествовать во времени вместе с Пушкиным художник Вениамин Нико­лаевич Лосин.

 

Слово

Значение по словарю

Образ слова

1.

Вещий

Знающий, мудрый, предусмотрительный

Борода

2.

Хазары

Древний кочевой народ Нижнего Поволжья и северного Причерноморья

Кривая сабля.

Одежда, похожая на халат.

3.

Дружина

Приближенные князя. Лучшие воины

Сила и удаль. Копье

4.

Царьград

Древнегреческий город

Мощные стены. Богатство

5.

Броня

Металлическая одежда

Надежность

6.

Кудесник

Колдун, чародей

Старик

7.

Перун

Бог войны, покровитель князя

Гром и молния

8.

Завет

Наставления, советы потомкам

Берестяной свиток

9.

Волхвы

Звездочеты, предсказатели. То же, что и кудесник

Ночь. Небо.Таинственность

10.

Жребий

Предмет, по которому гадают, делают выбор

Спор

11.

Чело

Лоб

Мысль

12.

Отрада

Удовольствие, радость

Улыбка, смех

13.

Рок, роковой

Несчастливая судьба

Слезы,уныние

14.

Бранное поле

Место сражения

Поле, усеянное костями, оружием

15.

Отроки-други

Младшие дружинники. Подростки

Забияки

16.

Курган

Древний могильный холм

Возвышенность

17.

Ретивый

Быстрый

Ветер (в ушах свистит)

18.

Почил

Успокоился,уснул,умер

Лежанка, гроб

19.

Презреть

Пренебречь, не обратить внимания

Высокомерие

20.

Ковыль

Степная трава

Солнце и ветер

21.

Секира

Топор на длинной рукоятке

Разбойник

22.

Тризна

Пиршество в память умершего

Много народу за столом

«Песнь о вещем Олеге» издавалась много раз, и разные художники ее иллюстрировали. Другие художники просто создавали картины на тему о вещем Олеге и его походах. Сейчас мы поступим таким образом. На отдельном стенде вы видите несколько иллюстраций, относящих­ся к разным ситуациям «Песни». Они располо­жены хаотично, в беспорядке. По ходу чтения книги мы будем находить иллюстрации, соотве­тствующие разным эпизодам, и помещать их на выставку в том порядке, в котором происходит действие.

А своими рисунками, которые вы сделаете дома, вы можете потом дополнить выставку.

Всякая былина, как и сказка, начинается с запева, зачина... Как ныне сбирается вещий Олег... Это, пожалуй, ключ ко всему нашему чтению. Мы с вами читаем стихи ныне, нынче, в нынешний, сегодняшний день, а как будто пом­ним, что с нами происходило тысячу лет назад. Чтобы действительно почувствовать ту эпоху, нам нужен... княжеский шлем или плащ, а также посох кудесника. Вот они на нашей выс­тавке. На кого я надену княжеский шлем, тот бу­дет читать слова князя, кому вручу посох — бу­дет кудесником. Не смущайтесь, если ваше чте­ние будет далеким от совершенства. Просто слово, прочитанное вслух, звучит совсем иначе. Нужно быть смелым человеком, чтобы произно­сить незнакомые слова вслух. Смелее!

Начинает библиотекарь:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

Читает ученик в княжеском шлеме:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

Интересно, почему князь заранее говорит, мол, не бойся меня? (Обсуждаем.) Думаю, дело не толь­ко в том, что волхвы могли предсказать неприятное будущее и понести за это наказание. Впрочем, мо­жет быть, волхвы, боясь наказания, иногда лукави­ли, говорили не все, что могли предсказать? На эти слова «скажи мне всю правду» стоит обра­тить внимание и запомнить.

А мы посмотрим, нет ли иллюстрации к этому эпизоду? Переместите ее с одного стенда на другой, там, где книги.

Читает ученик с посохом кудесника:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

На волю богов ссылаются не только пред-с- казатели и колдуны, но и поэты. Каким сло­вом-определением воспользовался Пушкин, чтобы показать кудесника как поэта? (Вдохно­венный. Боги вдохновляют поэтов и предска­зателей.) Скажу больше, Пушкин этими слова­ми хотел сказать, что настоящий поэт всегда говорит правду и не боится земных владык.

Читает ученик с посохом кудесника:

«Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе».

Как вы думаете, какое слово в этом отрывке можно назвать главным? (Обсуждаем.) Мне ка­жется, это слово «жребий». Почему? Жребий — это предмет, часто совершенно случайный, по которому гадают или делают выбор. Иногда слу­чается, что и жизнь человека может измениться от пустякового случая. В этом отрывке кудесник говорит, что у Олега все в жизни будет хорошо, но слово «жребий» настораживает, заставляет задумываться — не произойдет ли какой слу­чайности. Запомним это.

Посох передается другом ученику, и тот читает:

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан».

Кстати, обратите внимание на еще одно оп­ределение: могущему. К кому оно относится? Пушкин мог бы написать — могучему, ведь эти слова похожи. Их можно назвать аналогиями. Тем не менее, Пушкин выбрал слово могущему — почему? Какие черты, оттенки, особенности в характере Олега подчеркнул Пушкин словом «могущему»? Каким предстает Олег перед нами благодаря этому определению? (Он все МОЖЕТ сделать.)

Посох передается следующему ученику:

«Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

Вот он — жребий.

Вот она — случайность, ко­торая может изменить всю жизнь.

Читает библиотекарь:

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

Я бы на этом месте сильно струсила. Как вы полагаете, о чем думает и что чувствует в это время князь? И что это значит: омрачилися ду­мой? Представьте, что вы играете в кино, какое выражение лица у вас было бы в этом эпизоде? Какое решение примет князь? (Обсуждаем.)

Читает библиотекарь:

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

Читает другой ученик с княжеским шлемом:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня».

Все-таки он не озлобился. Изменилось ли его отношение к коню? Какое слово в тексте это подтвердит? Какую еще черту к характеру кня­зя можно добавить из этого эпизода? (Обсуж­даем.) А как этот эпизод отражен в иллюстраци­ях? Какую следующую иллюстрацию мы пере­местим на книжную выставку?

Читает другой ученик со шлемом:

«Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

Читает библиотекарь:

И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...

Как вы думаете, сколько времени прошло с тех пор, как Олег попрощался с конем? Какие слова это подтверждают? («И кудри их белы..») Это значит, что они уже поседели, то есть вре­мени прошло немало.

Читает ученик со шлемом:

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? всё так же ль легок его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Читает другой ученик со шлемом:

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твоё предсказанье!»

Да... презреть бы, не поверить. Могли князь не поверить кудеснику? Мне кажется, в момент того предсказания князь стоял перед выбо­ром. Каким? (Обсуждаем.) Собственная жизнь — или смерть и предательство друга? Как трудно из этого выбирать.

Читает библиотекарь:

«Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль.

Какая иллюстрация здесь подойдет?

Читает ученик с княжеским шлемом:

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!»

Никто не хочет задать вопрос мне или Пушки­ну по поводу вот этих последних строчек? (Ка­кой древний обычай описывается в этих строч­ках, почему говорят: «верен до гроба», почему князь сожалеет, что не этот конь обагрит ковыль на тризне самого князя?)

Читает библиотекарь:

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змея,

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, заленясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Какая картина иллюстрирует этот эпи­зод? Поставим ее на выставку.

Обычно на пиру в какие-то моменты говорят все — иногда разом, иногда по очереди, вот как мы сейчас с вами. Мы ведь тоже на пиру — ли­тературном, и каждый из нас немного вкусил от пиршества пушкинского слова и мысли. Сейчас самое время задать вопросы библиотекарю, то есть мне, остались ли для вас какие-то слова, мысли и выражения автора непонятными.

В свою очередь и мне хотелось бы уточнить, все ли нам ясно в этом стихотворении? Какие впечатления и какая главная мысль останет­ся у нас в памяти? Обсудим?

Но вот наступает момент, когда все слуша­ют одного: певца, сказителя, поэта, чтеца — они как бы подводят итог всем высказываниям. Послушаем и мы сейчас все стихотворение полностью от начала до конца и еще раз насла­димся пушкинской строкой. И пусть это нас­лаждение и эти мысли останутся с вами на­всегда.