Пальгуева Г. На лесенке у книжных полок / Г. Пальгуева // Школьная библиотека. – 2011. – № 5. – С. 11 - 16.
ЧТЕНИЕ-ДАРЕНИЕ. Продолжение. Начало см. № 1—2, № 3, № 4 2011
Дорогие друзья и коллеги! Мы продолжаем публиковать главки книги Г.М. Пальгуевой «Чтение-дарение». В предисловии к своей книге автор пишет: «Я обращаюсь к тем, кто считает, что детская библиотека — не только центр информации, но в большей степени территория творческого чтения. Я обращаюсь к тем, кто предпринимает реальные шаги для посредничества между ребенком и чтением».
«Корней Иванович мечтал о возведении лестницы, которая приводилабы растущего человека к "Евгению Онегину". Что и в каком порядке должен читать растущий человек, с какой на какую переходить ступеньку (сам и с помощью взрослых), чтобы, скажем, к четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати годам онегинская строфа не затрудняла, не отпугивала, а пленяла его?»
Главка «Что такое счастье?» непростая, как и сама вечная тема. Тем интереснее будет ребятам подумать и поговорить о счастье.
ВСТРЕЧА VI
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Выставка. Название: «Гайдар и его команда»
Цель: Погружение в тему: вечные человеческие ценности в биографии и творчестве А.П. Гайдара. Гражданская война.
Флаеры.
- Он был и автором, и героем своих книг.
- Он сочинял свои рассказы как бесконечную игру.
Форма: Выставка-поиск.
Оформление: Плакаты времен Гражданской войны. Изображение буржуинов.
Ай-стопер: Бумажная четырехконечная вер- тушка-оригами. Каждый ее конец имеет свой цвет и надпись: «Пятнадцатилетний комполка», «Хитрый человек — писатель», «Тимур и другие», «И снова в бой...».
Работа с выставкой: С помощью вертушки найти книги с закладками и цитатами о Гайдаре, его творчестве, книгах, героях. С помощью аннотации найти на выставке нужную книгу.
ББЗ (литературоведение): Аннотация. Ассоциации. Отличие повести от рассказа и романа.
«Диалоги» с текстом: Реконструкция эпизода по слову («с досадой», «буржуин» и т.д.). Словесные характеристики героев, поиск синонимов. Ответы на вопросы по ходу чтения.
Действо: Рисуем дерево ассоциаций. Две команды (2-3 или 4 человека) ищут значение слова «аннотация» в словаре и в Интернете — кто быстрее найдет и даст более полное определение.
Музыкальное сопровождение: Песня Гражданской войны «Там, вдали за рекой...» (обр. А.В. Александрова, сл. Н. Кооль).
Электронное сопровождение: Иллюстрации из читаемой книги. Эпизоды гражданской войны.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 год): пособие для уч-ся 5 кл. / С.П. Алексеев. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 206 с.: ил.
Алексеев С.П. На той далекой, на гражданской: История Отечества: рассказы для детей / С.П. Алексеев. — М.: Педагогика, 1988. — 256 с.: ил.
Камов Б.Н. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар) / Б.Н. Камов. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 415 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; вып. 4(493)).
Котов М.И. Гайдар на войне / М.И. Котов, В.Г. Ляс- ковский; авт. предисл. Н. Тихонов. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1984.
Морозов Е.И. Рассказы о котовцах / Е.И. Морозов. — 2-е изд., доп. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 192 с.: ил.
Суслов В.Н. Шла гражданская война: докум. рассказы и стихи / В.Н. Суслов. — Л.: Дет. лит., 1987. — 239 с.: ил.
***
Сегодня на моей читательской лесенке — книга о счастье. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Именно эти слова вырезаны на мраморной плите, на могиле русского писателя Аркадия Петровича Гайдара. У него была необыкновенная биография. Правда и время для такой биографии было самое необыкновенное: Гражданская война в России. Гражданская война — это когда люди — население страны — по-разному понимает, что для страны хорошо, что плохо. И каждый защищает свое понимание с оружием в руках. И каждый считает счастьем защищать свою правду. Почти 90 лет назад вся наша страна разделилась на два лагеря, на две армии: Красную и Белую.
На предыдущей нашей встрече мы говорили о писателе Саше Черном. Он сам и его единомышленники сражались в Белой армии. Они проиграли Гражданскую войну, и Саша Черный оказался в эмиграции, в изгнании, в Париже.
Аркадий Петрович Гайдар сражался на стороне Красной армии. В пятнадцать лет он стал командиром полка и думал остаться в армии, которую очень любил всю жизнь. Но стали давать себя знать старые раны, и из армии пришлось уволиться. Он стал писателем.
Он написал замечательные рассказы и повести для детей. В рассказе «Чук и Гек» он нашел очень точное слово для определения счастья, я вам его прочла, и вы видите эти слова на выставке. Он видел счастье в том, чтобы беречь свою страну, и в том, чтобы побудить к этому своих читателей.
Каждый человек хочет счастья. Разные писатели пишут об этом в своих произведениях. Но — действительно — каждый понимает его по-своему. И одним словом его, наверное, не определишь. Таких слов можно набрать целое дерево. Дерево ассоциаций. Мы уже говорили о том, что такое ассоциации. Помните, когда читали «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Мы тогда ко многим словам подбирали ассоциации.
А теперь попробуем к одному слову подобрать много ассоциаций — вырастим целое дерево ассоциаций. Стволом нашего дерева будет слово «Счастье».
Сейчас мы возьмем по листочку бумаги и нарисуем: кто-то ствол дерева, кто-то просто круг (дерево — вид сверху). На нем напишем слово «счастье». Потом нарисуем ветку или кружок поменьше — это ассоциация к слову. Каждый из вас вспомнит, в чем лично для него заключается счастье. Это будут основные ветви нашего дерева. От них могут пойти веточки поменьше — ассоциации к самим ассоциациям, а от них — совсем маленькие веточки.
Теперь посмотрите на свои деревья — наверняка там есть такие слова, как «дружба», «друг», «мама», «дом», «любовь»... Я на своем дереве написала: счастье — это когда тебя понимают.
Почему для меня лучшими книгами о счастье стали повести и рассказы А.П. Гайдара? Не знаю. Честно! Но как-то запали в душу и в сердце еще в далеком детстве именно они. Может быть, потому, что Гайдар как никто другой из взрослых понимал детей. И в его книгах очень часто герои знают, как важно понимать друг друга, чтобы быть счастливым.
Чтение одной книги о счастье мне хочется вам сегодня подарить.
Но сначала, как всегда, мы обратим свое внимание на выставку.
Ай-стопером и образом сегодняшней выставки «Гайдар и его команда» будет вот такая вертушка.
Почему вертушка? Обычно, когда говорят о книгах Гайдара, используют в качестве символа красную пятиконечную звезду. Сам Гайдар очень любил звезду. Почему? Об этом рассказывают его книги, представленные на выставке. Прочитав их, вы поймете, что красная звезда была путеводной для красного командира и детского писателя.
Я все-таки предлагаю поиграть с вертушкой. Посмотрите, каждый ее конец имеет свой цвет и надпись: «Пятнадцатилетний комполка», «Хитрый человек — писатель», «Тимур и другие», «И снова в бой...». Мы можем крутить вертушку, следя за одним ее концом, например «Хитрый человек — писатель». В той книге, где остановится этот конец вертушки, мы наверняка найдем закладку такого же цвета и хотя бы несколько слов о любимой Гайдаром пятиконечной звезде и о том, что должно быть главным для писателя. Открывая другие книги, на которые укажет вертушка, мы узнаем о биографии, истории создания разных произведений и о том самом главном, о чем рассказал в них Аркадий Петрович.
А с вертушки началась одна история, которую я очень люблю. В двух словах ее можно пересказать так: захотелось людям сделать вертушку. Но при этом разбилась чашка. Тогда они ушли из дома. Закончилась эта история тоже вертушкой.
Непонятно? Может быть, на самом деле все было немножко не так? Об этом вы узнаете, когда прочтете всю книгу от начала до конца.
А я прочту вам еще один небольшой текст. Называется он — аннотация. Дело в том, что я все еще не сказала, какую книгу мы будем читать. Но мы можем найти ее на выставке по аннотации. Попробуем?
Но сначала выясним, что такое аннотация. И как мы это будем выяснять? Что нужно предпринять, чтобы узнать, что такое аннотация?
Можно заглянуть в словарь, можно посмотреть в Интернете. Вызываю двух добровольцев: один ищет в Интернете, один в словаре.
Аннотация — краткая разъясняющая или обобщенная характеристика книги (или ее части). Аннотация дает представление о содержании, читательском назначении, форме и других особенностях.
Обычно аннотация следует за библиографическим описанием какого-либо сочинения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке, в рекомендательных, издательско-книготорговых, научно-вспо- могательных библиографических пособиях и указателях).
А теперь — внимание! Зачитываю аннотацию, вы ее слушаете и находите взглядом на выставке книгу, которая, как вам кажется, соответствует этой аннотации. А потом кто-то один проверит, правильно ли вы решили.
Аннотация: Маленькая лирическая повесть известного советского детского писателя А. Гай- дара посвящена одному дню из жизни героини — девочки Светланы. Этот день запомнится ей на всю жизнь.
Для детей младшего школьного возраста.
Кто первый справился с задачей, берет на выставке книгу и читает нам ее библиографическое описание и аннотацию, чтобы все убедились в правильности выбора.
Гайдар, А.П. Голубая чашка / А.П. Гайдар; худож. В. Гальдяев. — М.: Сов. Россия, 1985. — 40 с.: ил.
***
Кажется, уже давно пора приступить к чтению, но прежде мы смастерим с вами по вертушке (по заранее сделанным заготовкам). Для чего? Поясню, когда смастерим. На нашей вертушке также четыре конца. На одном конце напишем слово «летчик», на другом — «Маруся», на третьем — «Светлана», на четвертом — «автор».
Итак, девочка Светлана шести с половиной лет и ее папа обиделись на маму, решили, что «жизнь у них совсем плохая», и ушли из дома куда глаза глядят. Побывали они в разных интересных местах и наконец пришли в гости к толстому Федору. В саду у этого Федора они легли передохнуть.
Долго мы лежали молча. Мне показалось, что Светлана уснула. Я повернулся к ней и увидел, что она вовсе не спит, а, затаив дыхание, смотрит на серебристую бабочку, которая тихонько ползет по рукаву ее розового платья.
И вдруг раздался мощный рокочущий гул, воздух задрожал, и блестящий самолет, как буря, промчался над вершинами тихих яблонь.
Вздрогнула Светлана, вспорхнула бабочка, слетел с забора желтый петух, с криком промелькнула поперек неба испуганная галка — и все стихло.
— Это тот самый летчик пролетел, — с досадой сказала Светлана, — это тот, который приходил к нам вчера.
— Почему же тот? — приподнимая голову, спросил я. — Может быть, это совсем другой.
— Нет, тот самый. Я сама вчера слышала, как он сказал маме, что он улетает завтра далеко и насовсем. Я ела красный помидор, а мама ему ответила: «Ну, прощайте. Счастливый путь»...
Мы с вами не знаем пока начала повести, но уже можем о чем-то догадаться. На том конце вертушки, где написано слово «летчик», попробуйте ответить на вопрос: почему Светлана сказала о нем с досадой? Пофантазируйте, что могло произойти в предыдущей части повести, связанное с этим летчиком? Для тех, кто читал повесть, вопрос усложняется: права ли была Светлана, что говорит о летчике с досадой?
— Папка, — усаживаясь мне на живот, попросила Светлана, — расскажи что-нибудь про маму. Ну, например, как все было, когда меня еще не было.
— Как было? Да все так же и было. Сначала день, потом ночь, потом опять день, и еще ночь...
— И еще тысячу дней! — нетерпеливо перебила Светлана. — Ну, вот ты и расскажи, что в эти дни было. Сам знаешь, а притворяешься...
— Ладно, расскажу, только ты слезь с меня на траву, а то мне рассказывать тяжело будет. Ну, слушай!..
Было тогда нашей Марусе семнадцать лет. Напали на их городок белые, схватили они Марусиного отца и посадили его в тюрьму. А матери у ней давно уж не было, и осталась наша Маруся совсем одна...
— Что-то ее жалко становится, — подвигаясь поближе, вставила Светлана. — Ну, рассказывай дальше.
— Накинула Маруся платок и выбежала на улицу. А на улице белые солдаты ведут в тюрьму и рабочих и работниц. А буржуи, конечно, белым рады, и всюду в ихних домах горят огни, играет музыка. И некуда нашей Марусе пойти, и некому рассказать ей про свое горе...
В маленькой повести Гайдара действие происходит в течение всего одного дня.
Кстати, вы не подскажете мне, почему я назвала это произведение маленькой повестью? Повесть относится к эпическому жанру, она больше рассказа, но меньше романа. Обычно в рассказе действие происходит в очень небольшой промежуток времени. Рассказы бывают иногда на одной-двух-трех страницах. В повести рассказывается о событиях, происходящих в течение нескольких дней, недель или месяцев. Страниц в таком произведении довольно много.
Ну а роман — это повествование о многих годах и даже эпохах, нескольких поколениях множества героев.
«Голубую чашку» А.П. Гайдар назвал повестью. По объему, то есть количеству страниц, она небольшая и героев в ней немного, как в рассказе. Но в течение этого дня читатель становится участником очень многих дел и событий, происходивших в России и в мире, — это как в повести.
Например, прочитанный отрывок напоминает о Г ражданской войне. А вы что-нибудь знаете об этом периоде российской истории? Кто такие буржуи? Почему они радовались белым солдатам? В повести «Военная тайна» Гайдар придумал даже новое слово: буржуин, буржуины. Как вы думаете, как выглядели эти буржуины? Посмотрите, как изображали буржуев на плакатах того времени.
— Что-то уже совсем жалко, — нетерпеливо перебила Светлана. — Ты, папка, до красных скорее рассказывай.
— Вышла тогда Маруся за город. Луна светила. Шумел ветер. И раскинулась перед Марусей широкая степь...
— С волками?
— Нет, без волков. Волки тогда от стрельбы все по лесам попрятались. И подумала Маруся: «Убегу я через степь в город Белгород. Там стоит Красная Армия товарища Ворошилова. Он, говорят, очень храбрый. И если попросить, то, может быть, и поможет».
В этом месте мне всегда хочется запеть песню о Гражданской войне. Очень душевная, жалостливая песня. Послушайте один куплет.
(Звучит песня «Там, вдали, за рекой...». Муз. обр. — А. В. Александров, стихи — Н.М. Кооль)
А того не знала глупая Маруся, что не ждет никогда Красная Армия, чтобы ее просили. А сама она мчится на помощь туда, где напали белые. И уже близко от Маруси продвигаются по степи наши красноармейские отряды. И каждая винтовка заряжена на пять патронов, а каждый пулемет — на двести пятьдесят. Ехал я тогда по степи с военным дозором. Вдруг мелькнула чья-то тень и сразу — за бугор. «Ага! — думаю. — Стой: белый разведчик. Дальше не уйдешь никуда».
Ударил я коня шпорами. Выскочил за бугор. Гляжу — что за чудо: нет белого разведчика, а стоит под луной какая-то девчонка. Лица не видно, и только волосы по ветру развеваются.
Соскочил я с коня, а наган на всякий случай в руке держу. Подошел и спрашиваю: «Кто ты и зачем в полночь по степи бегаешь?»
А луна вышла бо-ольшая, большущая! Увидала девчонка на моей папахе красноармейскую звезду, обняла меня и заплакала.
Вот тут-то мы с ней, с Марусей, и познакомились.
А под утро из города белых мы выбили. Тюрьмы раскрыли и рабочих выпустили.
Вот лежу я днем в лазарете. Грудь у меня немного прострелена. И плечо болит: когда с коня падал, о камень ударился.
Приходит ко мне мой командир эскадрона и говорит: «Ну, прощай, уходим мы дальше за белыми. На тебе в подарок от товарищей хорошего табаку и бумаги, лежи спокойно и скорее выздоравливай».
Вот и день прошел. Здравствуй, вечер! И грудь болит, и плечо ноет. И на сердце скучно. Скучно, друг Светлана, одному быть без товарищей!
Скучно, это не то слово. Бывают ситуации, когда без друзей можно просто погибнуть. Зато счастлив тот, к кому в трудную минуту придет на помощь друг. Как вы думаете?
Вдруг раскрылась дверь, и быстро, бесшумно вошла на носках Маруся! И так я тогда обрадовался, что даже вскрикнул.
А Маруся подошла, села рядом и положила руку на мою совсем горячую голову и говорит:
«Я тебя весь день после боя искала. Больно тебе, милый?»
А я говорю:
«Наплевать, что больно, Маруся. Отчего ты такая бледная?»
«Ты спи, — ответила Маруся. — Спи крепко. Я около тебя все дни буду».
Вот тогда-то мы с Марусей во второй раз встретились и с тех пор уж всегда жили вместе.
Давайте снова возьмем нашу вертушку. На том конце, где написано «Маруся», напишите слова, которыми автор рассказывает о Марусе: какая она? как выглядит? какой характер? Если не запомнили авторские слова, напишите свои.
— Папка, — взволнованно спросила тогда Светлана. — Это ведь мы не по правде ушли из дома?
Почему именно в этот момент у Светланы возник такой вопрос? Вначале они обиделись и ушли из дома совсем по правде. Когда тебя обвиняют в поступке, который ты не совершал, приходит мысль так обидеться, что уйти из дома насовсем. Между прочим, вполне серьезный и нелегкий выбор: обидеться или нет? У вас, наверное, похожие случаи были, как вы тогда поступали? И что нужно сделать, чтобы не совершить ужасную ошибку?
— Ведь она нас любит. Мы только походим, походим и опять придем.
— Откуда ты знаешь, что любит? Может быть, тебя еще любит, а меня уже нет.
— Ой, вре-ешь! — покачала головой Светлана. — Я вчера ночью проснулась, смотрю, мама отложила книгу, повернулась к тебе и долго на тебя смотрит.
— Эко дело, что смотрит! Она и в окошко смотрит, на всех людей смотрит! Есть глаза, вот и смотрит.
— Ой, нет! — убежденно возразила Светлана. — Когда в окошко, то смотрит совсем не так, а вот как...
Тут Светлана вздернула тоненькие брови, склонила набок голову, поджала губы и равнодушно взглянула на проходившего мимо петуха.
— А когда любят, смотрят не так.
Как будто бы сияние озарило голубые Светланкины глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и милый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо.
— Разбойница! — подхватывая Светлану, крикнул я. — А как ты на меня вчера смотрела, когда разлила чернила?
— Ну, тогда ты меня за дверь выгнал, а выгнатые смотрят всегда сердито.
На Светланином конце вертушки напишите, возьмете ли вы Светлану в свою компанию. Если возьмете, то за что?
На этом мой отрывок закончился. Но у нас остался незаполненным авторский конец вертушки. После того как вы прочтете всю повесть, напишите на нем:
1. От какого слова происходит слово «вертушка»? Подберите все возможные синонимы (похожие слова) к слову «вертушка». Есть ли какой-то смысл в том, что автор в начале и в конце повести упоминает вертушку? Используйте в ответе один из синонимов.
2. Назовите рассказ по-своему, но так, чтобы сразу было понятно, о чем он, какая в нем главная мысль.
Мне кажется, что это книга о счастье и про жизнь совсем хорошую? А вам?
И еще! Вы можете задать вопрос писателю и его героям! О чем бы вы их спросили, если бы вдруг встретились с ними наяву? Вопросы свои приносите в библиотеку, на выставку.