Пальгуева Г. На лесенке у книжных полок / Г. Пальгуева // Школьная библиотека. – 2011. – № 5. – С. 11 - 16.

ЧТЕНИЕ-ДАРЕНИЕ. Продолжение. Начало см. № 1—2, № 3, № 4 2011

Дорогие друзья и коллеги! Мы продолжаем публиковать главки книги Г.М. Пальгуевой «Чтение-дарение». В предисловии к своей книге автор пишет: «Я обращаюсь к тем, кто считает, что детская библиотека — не только центр информации, но в большей степени территория творческого чтения. Я обращаюсь к тем, кто предпринимает реальные шаги для посредничества между ребенком и чтением».                                                                                                 

«Корней Иванович мечтал о возведении лестницы, которая приводилабы растущего человека к "Евгению Онегину". Что и в каком порядке  должен читать растущий человек, с какой на какую переходить ступеньку (сам и с помощью взрослых), чтобы, скажем, к четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати годам онегинская строфа не затрудняла, не отпугивала, а пленяла его?»

Главка «Что такое счастье?» непростая, как и сама вечная тема. Тем интереснее бу­дет ребятам подумать и поговорить о счастье.

ВСТРЕЧА VI

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Выставка. Название: «Гайдар и его команда»

Цель: Погружение в тему: вечные человеческие ценности в биографии и творчестве А.П. Гайдара. Гражданская война.

Флаеры.

  • Он был и автором, и героем своих книг.
  • Он сочинял свои рассказы как бесконечную игру.

Форма: Выставка-поиск.

Оформление: Плакаты времен Гражданской войны. Изображение буржуинов.

Ай-стопер: Бумажная четырехконечная вер- тушка-оригами. Каждый ее конец имеет свой цвет и надпись: «Пятнадцатилетний комполка», «Хитрый человек — писатель», «Тимур и дру­гие», «И снова в бой...».

Работа с выставкой: С помощью вертуш­ки найти книги с закладками и цитатами о Гай­даре, его творчестве, книгах, героях. С по­мощью аннотации найти на выставке нужную книгу.

ББЗ (литературоведение): Аннотация. Ассо­циации. Отличие повести от рассказа и романа.

«Диалоги» с текстом: Реконструкция эпизо­да по слову («с досадой», «буржуин» и т.д.). Сло­весные характеристики героев, поиск синони­мов. Ответы на вопросы по ходу чтения.

Действо: Рисуем дерево ассоциаций. Две команды (2-3 или 4 человека) ищут значение слова «аннотация» в словаре и в Интернете — кто быстрее найдет и даст более полное опре­деление.

Музыкальное сопровождение: Песня Гражданской войны «Там, вдали за рекой...» (обр. А.В. Александрова, сл. Н. Кооль).

Электронное сопровождение: Иллюстра­ции из читаемой книги. Эпизоды гражданской войны.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 год): пособие для уч-ся 5 кл. / С.П. Алексеев. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 206 с.: ил.

Алексеев С.П. На той далекой, на гражданской: Ис­тория Отечества: рассказы для детей / С.П. Алексеев. — М.: Педагогика, 1988. — 256 с.: ил.

Камов Б.Н. Обыкновенная биография (Аркадий Гай­дар) / Б.Н. Камов. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 415 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей. Серия би­ографий; вып. 4(493)).

Котов М.И. Гайдар на войне / М.И. Котов, В.Г. Ляс- ковский; авт. предисл. Н. Тихонов. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1984.

Морозов Е.И. Рассказы о котовцах / Е.И. Морозов. — 2-е изд., доп. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 192 с.: ил.

Суслов В.Н. Шла гражданская война: докум. расска­зы и стихи / В.Н. Суслов. — Л.: Дет. лит., 1987. — 239 с.: ил.

***

Сегодня на моей читательской лесенке — книга о счастье. «Что такое счастье — это каж­дый понимал по-своему, но все вместе лю­ди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».

Именно эти слова вырезаны на мраморной плите, на могиле русского писателя Аркадия Петровича Гайдара. У него была необыкновен­ная биография. Правда и время для такой биог­рафии было самое необыкновенное: Граждан­ская война в России. Гражданская война — это когда люди — население страны — по-разному понимает, что для страны хорошо, что плохо. И каждый защищает свое понимание с оружием в руках. И каждый считает счастьем защищать свою правду. Почти 90 лет назад вся наша стра­на разделилась на два лагеря, на две армии: Красную и Белую.

На предыдущей нашей встрече мы говори­ли о писателе Саше Черном. Он сам и его еди­номышленники сражались в Белой армии. Они проиграли Гражданскую войну, и Саша Черный оказался в эмиграции, в изгнании, в Париже.

Аркадий Петрович Гайдар сражался на стороне Красной армии. В пятнадцать лет он стал командиром полка и думал остаться в армии, которую очень любил всю жизнь. Но стали давать себя знать старые раны, и из армии пришлось уволиться. Он стал писате­лем.

Он написал замечательные рассказы и по­вести для детей. В рассказе «Чук и Гек» он на­шел очень точное слово для определения счастья, я вам его прочла, и вы видите эти слова на выставке. Он видел счастье в том, чтобы бе­речь свою страну, и в том, чтобы побудить к это­му своих читателей.

Каждый человек хочет счастья. Разные пи­сатели пишут об этом в своих произведениях. Но — действительно — каждый понимает его по-своему. И одним словом его, наверное, не определишь. Таких слов можно набрать целое дерево. Дерево ассоциаций. Мы уже говори­ли о том, что такое ассоциации. Помните, ког­да читали «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушки­на. Мы тогда ко многим словам подбирали ас­социации.

А теперь попробуем к одному слову подоб­рать много ассоциаций — вырастим целое де­рево ассоциаций. Стволом нашего дерева бу­дет слово «Счастье».

Сейчас мы возьмем по листочку бумаги и на­рисуем: кто-то ствол дерева, кто-то просто круг (дерево — вид сверху). На нем напишем слово «счастье». Потом нарисуем ветку или кружок по­меньше — это ассоциация к слову. Каждый из вас вспомнит, в чем лично для него заключается счастье. Это будут основные ветви нашего де­рева. От них могут пойти веточки поменьше — ассоциации к самим ассоциациям, а от них — совсем маленькие веточки.

Теперь посмотрите на свои деревья — навер­няка там есть такие слова, как «дружба», «друг», «мама», «дом», «любовь»... Я на своем дереве на­писала: счастье — это когда тебя понимают.

Почему для меня лучшими книгами о счастье стали повести и рассказы А.П. Гайдара? Не знаю. Честно! Но как-то запали в душу и в серд­це еще в далеком детстве именно они. Может быть, потому, что Гайдар как никто другой из взрослых понимал детей. И в его книгах очень часто герои знают, как важно понимать друг друга, чтобы быть счастливым.

Чтение одной книги о счастье мне хочется вам сегодня подарить.

Но сначала, как всегда, мы обратим свое вни­мание на выставку.

Ай-стопером и образом се­годняшней выставки «Гайдар и его команда» будет вот такая вертушка.

Почему вертушка? Обычно, когда говорят о книгах Гайдара, используют в качестве символа красную пятиконечную звезду. Сам Гайдар очень любил звезду. Почему? Об этом расска­зывают его книги, представленные на выставке. Прочитав их, вы поймете, что красная звезда была путеводной для красного командира и детского писателя.

Я все-таки предлагаю поиграть с вертушкой. Посмотрите, каждый ее конец имеет свой цвет и надпись: «Пятнадцатилетний комполка», «Хит­рый человек — писатель», «Тимур и другие», «И снова в бой...». Мы можем крутить вертушку, следя за одним ее концом, например «Хитрый че­ловек — писатель». В той книге, где остановится этот конец вертушки, мы наверняка найдем зак­ладку такого же цвета и хотя бы несколько слов о любимой Гайдаром пятиконечной звезде и о том, что должно быть главным для писателя. Откры­вая другие книги, на которые укажет вертушка, мы узнаем о биографии, истории создания раз­ных произведений и о том самом главном, о чем рассказал в них Аркадий Петрович.

А с вертушки началась одна история, которую я очень люблю. В двух словах ее можно переска­зать так: захотелось людям сделать вертушку. Но при этом разбилась чашка. Тогда они ушли из дома. Закончилась эта история тоже вертушкой.

Непонятно? Может быть, на самом деле все было немножко не так? Об этом вы узнаете, ког­да прочтете всю книгу от начала до конца.

А я прочту вам еще один небольшой текст. Называется он — аннотация. Дело в том, что я все еще не сказала, какую книгу мы будем чи­тать. Но мы можем найти ее на выставке по ан­нотации. Попробуем?

Но сначала выясним, что такое аннотация. И как мы это будем выяснять? Что нужно предпри­нять, чтобы узнать, что такое аннотация?

Можно заглянуть в словарь, можно посмот­реть в Интернете. Вызываю двух добровольцев: один ищет в Интернете, один в словаре.

Аннотация — краткая разъясняющая или обобщенная характеристика книги (или ее части). Аннотация дает представление о со­держании, читательском назначении, фор­ме и других особенностях.

Обычно аннотация следует за библиогра­фическим описанием какого-либо сочине­ния (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке, в рекомендательных, издательско-книготорговых, научно-вспо- могательных библиографических пособиях и указателях).

А теперь — внимание! Зачитываю аннота­цию, вы ее слушаете и находите взглядом на выставке книгу, которая, как вам кажется, соот­ветствует этой аннотации. А потом кто-то один проверит, правильно ли вы решили.

Аннотация: Маленькая лирическая повесть известного советского детского писателя А. Гай- дара посвящена одному дню из жизни героини — девочки Светланы. Этот день запомнится ей на всю жизнь.

Для детей младшего школьного возраста.

Кто первый справился с задачей, берет на выставке книгу и читает нам ее библиографи­ческое описание и аннотацию, чтобы все убеди­лись в правильности выбора.

Гайдар, А.П. Голубая чашка / А.П. Гайдар; худож. В. Гальдяев. — М.: Сов. Россия, 1985. — 40 с.: ил.

***

Кажется, уже давно пора приступить к чте­нию, но прежде мы смастерим с вами по вер­тушке (по заранее сделанным заготовкам). Для чего? Поясню, когда смастерим. На нашей вер­тушке также четыре конца. На одном конце на­пишем слово «летчик», на другом — «Маруся», на третьем — «Светлана», на четвертом — «ав­тор».

Итак, девочка Светлана шести с половиной лет и ее папа обиделись на маму, решили, что «жизнь у них совсем плохая», и ушли из дома куда глаза глядят. Побывали они в разных интересных мес­тах и наконец пришли в гости к толстому Федору. В саду у этого Федора они легли передохнуть.

Долго мы лежали молча. Мне показалось, что Светлана уснула. Я повернулся к ней и увидел, что она вовсе не спит, а, затаив дыхание, смотрит на сереб­ристую бабочку, которая тихонько ползет по рукаву ее розового платья.

И вдруг раздался мощный рокочущий гул, воздух задрожал, и блестящий самолет, как буря, промчался над вершинами тихих яблонь.

Вздрогнула Светлана, вспорхнула бабочка, слетел с забора желтый петух, с криком промелькнула попе­рек неба испуганная галка — и все стихло.

— Это тот самый летчик пролетел, — с досадой сказала Светлана, — это тот, который приходил к нам вчера.

— Почему же тот? — приподнимая голову, спро­сил я. — Может быть, это совсем другой.

— Нет, тот самый. Я сама вчера слышала, как он сказал маме, что он улетает завтра далеко и насов­сем. Я ела красный помидор, а мама ему ответила: «Ну, прощайте. Счастливый путь»...

Мы с вами не знаем пока начала повести, но уже можем о чем-то догадаться. На том конце вертушки, где написано слово «летчик», попро­буйте ответить на вопрос: почему Светлана ска­зала о нем с досадой? Пофантазируйте, что могло произойти в предыдущей части повести, связанное с этим летчиком? Для тех, кто читал повесть, вопрос усложняется: права ли была Светлана, что говорит о летчике с досадой?

— Папка, — усаживаясь мне на живот, попросила Светлана, — расскажи что-нибудь про маму. Ну, нап­ример, как все было, когда меня еще не было.

— Как было? Да все так же и было. Сначала день, потом ночь, потом опять день, и еще ночь...

— И еще тысячу дней! — нетерпеливо перебила Светлана. — Ну, вот ты и расскажи, что в эти дни бы­ло. Сам знаешь, а притворяешься...

— Ладно, расскажу, только ты слезь с меня на тра­ву, а то мне рассказывать тяжело будет. Ну, слушай!..

Было тогда нашей Марусе семнадцать лет. Напа­ли на их городок белые, схватили они Марусиного отца и посадили его в тюрьму. А матери у ней давно уж не было, и осталась наша Маруся совсем одна...

— Что-то ее жалко становится, — подвигаясь поб­лиже, вставила Светлана. — Ну, рассказывай дальше.

— Накинула Маруся платок и выбежала на улицу. А на улице белые солдаты ведут в тюрьму и рабочих и ра­ботниц. А буржуи, конечно, белым рады, и всюду в их­них домах горят огни, играет музыка. И некуда нашей Марусе пойти, и некому рассказать ей про свое горе...

В маленькой повести Гайдара действие происходит в течение всего одного дня.

Кстати, вы не подскажете мне, почему я наз­вала это произведение маленькой повестью? Повесть относится к эпическому жанру, она больше рассказа, но меньше романа. Обычно в рассказе действие происходит в очень неболь­шой промежуток времени. Рассказы бывают иногда на одной-двух-трех страницах. В повес­ти рассказывается о событиях, происходящих в течение нескольких дней, недель или месяцев. Страниц в таком произведении довольно много.

Ну а роман — это повествование о многих годах и даже эпохах, нескольких поколениях множест­ва героев.

«Голубую чашку» А.П. Гайдар назвал по­вестью. По объему, то есть количеству страниц, она небольшая и героев в ней немного, как в рассказе. Но в течение этого дня читатель ста­новится участником очень многих дел и собы­тий, происходивших в России и в мире, — это как в повести.

Например, прочитанный отрывок напомина­ет о Г ражданской войне. А вы что-нибудь знаете об этом периоде российской истории? Кто та­кие буржуи? Почему они радовались белым сол­датам? В повести «Военная тайна» Гайдар при­думал даже новое слово: буржуин, буржуины. Как вы думаете, как выглядели эти буржуины? Посмотрите, как изображали буржуев на плака­тах того времени.

— Что-то уже совсем жалко, — нетерпеливо пере­била Светлана. — Ты, папка, до красных скорее рас­сказывай.

— Вышла тогда Маруся за город. Луна светила. Шумел ветер. И раскинулась перед Марусей широкая степь...

— С волками?

— Нет, без волков. Волки тогда от стрельбы все по лесам попрятались. И подумала Маруся: «Убегу я через степь в город Белгород. Там стоит Красная Армия товарища Ворошилова. Он, говорят, очень храбрый. И если попросить, то, может быть, и помо­жет».

В этом месте мне всегда хочется запеть пес­ню о Гражданской войне. Очень душевная, жа­лостливая песня. Послушайте один куплет.

(Звучит песня «Там, вдали, за рекой...». Муз. обр. — А. В. Александров, стихи — Н.М. Кооль)

А того не знала глупая Маруся, что не ждет никогда Красная Армия, чтобы ее просили. А сама она мчится на помощь туда, где напали белые. И уже близко от Маруси продвигаются по степи наши красноармейс­кие отряды. И каждая винтовка заряжена на пять пат­ронов, а каждый пулемет — на двести пятьдесят. Ехал я тогда по степи с военным дозором. Вдруг мелькнула чья-то тень и сразу — за бугор. «Ага! — думаю. — Стой: белый разведчик. Дальше не уйдешь никуда».

Ударил я коня шпорами. Выскочил за бугор. Гляжу — что за чудо: нет белого разведчика, а стоит под лу­ной какая-то девчонка. Лица не видно, и только воло­сы по ветру развеваются.

Соскочил я с коня, а наган на всякий случай в руке держу. Подошел и спрашиваю: «Кто ты и зачем в пол­ночь по степи бегаешь?»

А луна вышла бо-ольшая, большущая! Увидала девчонка на моей папахе красноармейскую звезду, обняла меня и заплакала.

Вот тут-то мы с ней, с Марусей, и познакомились.

А под утро из города белых мы выбили. Тюрьмы раскрыли и рабочих выпустили.

Вот лежу я днем в лазарете. Грудь у меня немного прострелена. И плечо болит: когда с коня падал, о ка­мень ударился.

Приходит ко мне мой командир эскадрона и гово­рит: «Ну, прощай, уходим мы дальше за белыми. На тебе в подарок от товарищей хорошего табаку и бу­маги, лежи спокойно и скорее выздоравливай».

Вот и день прошел. Здравствуй, вечер! И грудь бо­лит, и плечо ноет. И на сердце скучно. Скучно, друг Светлана, одному быть без товарищей!

Скучно, это не то слово. Бывают ситуации, когда без друзей можно просто погибнуть. Зато счастлив тот, к кому в трудную минуту придет на помощь друг. Как вы думаете?

Вдруг раскрылась дверь, и быстро, бесшумно вошла на носках Маруся! И так я тогда обрадовался, что даже вскрикнул.

А Маруся подошла, села рядом и положила руку на мою совсем горячую голову и говорит:

«Я тебя весь день после боя искала. Больно тебе, милый?»

А я говорю:

«Наплевать, что больно, Маруся. Отчего ты такая бледная?»

«Ты спи, — ответила Маруся. — Спи крепко. Я око­ло тебя все дни буду».

Вот тогда-то мы с Марусей во второй раз встрети­лись и с тех пор уж всегда жили вместе.

Давайте снова возьмем нашу вертушку. На том конце, где написано «Маруся», напишите слова, которыми автор рассказывает о Марусе: какая она? как выглядит? какой характер? Если не запомнили авторские слова, напишите свои.

— Папка, — взволнованно спросила тогда Светла­на. — Это ведь мы не по правде ушли из дома?

Почему именно в этот момент у Светланы возник такой вопрос? Вначале они обиделись и ушли из дома совсем по правде. Когда тебя об­виняют в поступке, который ты не совершал, приходит мысль так обидеться, что уйти из дома насовсем. Между прочим, вполне серьезный и нелегкий выбор: обидеться или нет? У вас, на­верное, похожие случаи были, как вы тогда пос­тупали? И что нужно сделать, чтобы не совер­шить ужасную ошибку?

— Ведь она нас любит. Мы только походим, похо­дим и опять придем.

— Откуда ты знаешь, что любит? Может быть, тебя еще любит, а меня уже нет.

— Ой, вре-ешь! — покачала головой Светлана. — Я вчера ночью проснулась, смотрю, мама отло­жила книгу, повернулась к тебе и долго на тебя смотрит.

— Эко дело, что смотрит! Она и в окошко смотрит, на всех людей смотрит! Есть глаза, вот и смотрит.

— Ой, нет! — убежденно возразила Светлана. — Когда в окошко, то смотрит совсем не так, а вот как...

Тут Светлана вздернула тоненькие брови, склони­ла набок голову, поджала губы и равнодушно взгляну­ла на проходившего мимо петуха.

— А когда любят, смотрят не так.

Как будто бы сияние озарило голубые Светланки­ны глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и ми­лый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо.

— Разбойница! — подхватывая Светлану, крикнул я. — А как ты на меня вчера смотрела, когда разлила чернила?

— Ну, тогда ты меня за дверь выгнал, а выгнатые смотрят всегда сердито.

На Светланином конце вертушки напишите, возьмете ли вы Светлану в свою компанию. Ес­ли возьмете, то за что?

На этом мой отрывок закончился. Но у нас остался незаполненным авторский конец вер­тушки. После того как вы прочтете всю повесть, напишите на нем:

1. От какого слова происходит слово «вер­тушка»? Подберите все возможные синонимы (похожие слова) к слову «вертушка». Есть ли ка­кой-то смысл в том, что автор в начале и в конце повести упоминает вертушку? Используйте в от­вете один из синонимов.

2.   Назовите рассказ по-своему, но так, чтобы сразу было понятно, о чем он, какая в нем глав­ная мысль.

Мне кажется, что это книга о счастье и про жизнь совсем хорошую? А вам?

И еще! Вы можете задать вопрос писате­лю и его героям! О чем бы вы их спросили, если бы вдруг встретились с ними наяву? Вопросы свои приносите в библиотеку, на выставку.