Василенко Н. Зелёный коридор НЕОкнигам : сектор «Мир необыкновенных книг» / Н. Василенко // Библиотека в школе. – 2011. – № 10. – С. 40–41.

Какие книги могут вызвать удивление, восторг и восхищение? Необыкновенные! Вот и стала библиотека собирать их целенаправленно.

Речь пойдёт о книгах, но не о стандартных – тех, которые мы привыкли читать, а о книгах, вызывающих у разных категорий читателей удивление, восторг, недоумение и восхищение. Что это за книги, как они называются и какие бывают?

У руководителя Мурманской областной детско-юношеской библиотеки Валентины Павловны Махаевой родилась интересная идея – создать сектор книг, которые отличаются от стандартных. Весной 2009 г. необычная идея Валентины Павловны реализовалась. Начал работу сектор «Мир необыкновенных книг». В самом начале было 100 книг – разноплановых по содержанию, по сериям и для разных возрастных групп. Как с ними работать? Что и как рассказать о них детям?

Самое волшебное чувство возникает не при стандартном знакомстве с такой книгой: о чём эта книга, для кого, кто автор, – а в процессе её исследования. Это удивление и восторг открытия чего-то необычного в каждой из них, а затем огромное желание поделиться своими открытиями с детьми.

Выяснилось, что появляется этих удивительных произведений довольно много, а общего названия у них нет. Их называют необычными, нестандартными, неформатными, интерактивными, необыкновенными... И для серий выпускаемых книг тоже нет ни общих признаков, ни классификации серий и изданий по видам.

В процессе поиска такого общего названия из словосочетания «необыкновенная книга» образовалось краткое имя – НЕОкнига. Оно представляется нам очень ёмким и вызывающим интерес, и именно так мы в нашей библиотеке и называем эти книжки. Это своего рода бренд таких книг, который очень необходим, поскольку данным направлением ещё не занимались и его нужно рекламировать и продвигать. Познакомившись с имеющимися книгами и с соответствующей информацией в Интернете, мы составили и классификацию необыкновенных книг. По видам и сериям, по принципу «от простого к сложному». Я опиралась на своё субъективное мнение, и, конечно, данная классификация не является «основополагающей».

Классификация НЕОкниг по видам и сериям

Вид книг

Серии книг

Книги-вырубки

Книжка-лесенка

Аромакнижки

 

Тактильные книги

«Погладь меня»

Книжка - мягкая игрушка

Пушистая книжка

Книжка-непромокашка

Книжка-шуршалка

Книги-игры

Книжка-сюрприз

Магнитные странички

Книга-конструктор

Книжка-задвижка

«Пиши-стирай»

Книжка-крутилка

Книга-пазл

С окошками

С трафаретами

С наклейками

Книжка-пирамидка

Книги с раскрывающимися конструкциями

Книга-панорамка

Книга-театр

Книжка-карусель

Книги с моделью

 

Книги с дополнительными элементами

С калейдоскопом

С кинокамерой

С фотоаппаратом

С кинопроектором

С мультэкраном

Звуковые книги

Музыкальные и говорящие

Специалистам библиотечного дела, конечно же, будет интересен вопрос комплектования НЕОкнигами. Со стороны руководителя нашей библиотеки этому направлению был дан зелёный коридор, поскольку данную литературу по привычным каналам комплектования не заказать, и мы стали искать книги в Интернете.

Ни для кого не секрет, что многие наши дети с каждым годом читают меньше. Ведь чтение книг – это труд: читать книгу – долго и сложно. В наш XXI век, век огромного объёма информации, можно узнать обо всём понемножку с помощью телевидения, журналов, Интернета. Вот дети и читают зачастую с трудом. Но только не такие книги! Эти удивительные издания вызывают интерес у каждого ребёнка, потому что это не просто издания, а книги с секретами, с самыми разными устройствами. И каждая из них предлагает ребёнку исследование, игру. А ключевое слово в жизни ребёнка – «игра». В книгах подобного рода удачно совмещены два действия – чтение и игра, и этот синтез двух составляющих обуславливает спрос на такие издания.

Основное базовое массовое мероприятие при предложенной классификации – презентация-обзор необыкновенных книг. От простого к сложному, от вида к сериям происходит раскрытие многообразия книжного искусства. Как проходит мероприятие? Перед ребятами неожиданно из книжки-сюрприза выскакивает зайчик, они трогают шёрстку животного; отгадывают, зачем книжке-непромокашке странички из пластика; с изумлением наблюдают, как из одной странички появляется другая страничка, а ещё можно вспомнить лето. Как? Мы готовим носики – и чувствуем запах клубники, а затем апельсина, и все эти запахи живут в аромакнижке. А ещё можно попасть в двухэтажный дом Бабы Яги и посмотреть, кто у неё живет под лестницей, какие книжки она читает, а в книге «Мумия» можно постепенно проникнуть внутрь модели саркофага и увидеть мумию! Ах, какие чудеса открываются в книгах с раскрывающимися конструкциями: ребята видят, как лодка движется по воде, как корова открывает глаза, а летающий дракон из книги вот-вот готов вылететь и пролететь над нами. А сколько книг-игр с разными дополнительными элементами! Это книги с калейдоскопом, фотоаппаратом, проектором и кинокамерой. И конечно же, один из самых любимых видов книг – звуковые, музыкальные и говорящие. И весь этот волшебный мир искусства книги раскрывается перед ребятами в презентации-обзоре.

Представьте, что вы держите в руках книжку-карусель. Особенность конструкции данного вида изданий состоит в том, что на середине каждой обложки есть ленточки. Демонстрирую ребятам книгу и задаю вопрос: зачем книжке ленточки? Выдвигаются разнообразные предположения, а затем дети видят то, чего нельзя было бы проделать ни с одной другой книжкой: я складываю обложку к обложке, и получается круговая объёмная панорамная конструкция, а ленточки завязываются, чтобы всё не вернулось в прежнее положение. Потом ребята с большим интересом рассматривают дом Бабы Яги или пиратский корабль. Именно такие «фишки» и нужно искать в каждой серии книг, чтобы вызывать у детей интерес и снимать страх перед процессом чтения.

При увеличении количества поступающих книг о пиратах возникла идея проведения массового мероприятия – познавательной интеллектуальной игры для 4-7-х классов «По следам Джека Воробья». Необычность мероприятия в том, что всё построено на работе детей с пятью книгами по данной тематике. Ребятам нужно посчитать количество пиратов в книге-карусели, взять из книги-игры подзорную трубу и, используя её, назвать продукты, записанные в судовом журнале, выписать имена известных пиратов, читая текст, и т.д. Эта игра очень интересна детям и, что самое важное, они хорошо знакомятся с книгами на эту тему.

Нужно отметить, что НЕОкниги требуют от библиотекаря двойной работы. Большая часть книг имеет дополнительные вынимающиеся элементы, которые необходимо считать при выдаче и возврате книги, а есть издания, которыми надо ещё научиться пользоваться. И это необходимо показать каждому читателю. В звуковых книгах библиотекари должны своевременно менять батарейки и терпеливо слушать, как ребята с вдохновением нажимают на кнопки. Когда дети читают НЕОкниги, нужно внимательно следить за тем, как они это делают, поскольку такие издания при утере элементов не будут представлять первоначального интереса.

Эффективность НЕОкниг несомненна: созданные талантливыми художниками, инженерами-конструкторами, дизайнерами, они вызывают интерес детей к книге, к действию. Ребята хотят узнать, что там и для чего. Работая с такими изданиями, с удовольствием видишь и, казалось, уже забытую детскую заинтересованность, и восхищение и удивление на лицах ребятишек, и их круглые глаза, и тянущиеся к книгам руки.

Наталья Николаевна Василенко, главный библиотекарь отдела обслуживания дошкольников МОДЮБ