Третьякова С. Проект «Открытые сердца»: от идеи до реализации / С. Третьякова // Библиотека в школе. – 2013. – С. 8–9.

Французское слово «волонтёр» означает «доброволец». Быть волонтёром в развитых странах мира очень почётно. Так, данным видом деятельности в США сегодня занимается более половины жителей страны, тратя на это в среднем четыре часа в неделю. Служение подобного рода требует от человека, кроме желания помочь, ещё и жертвенности, милосердия. Может быть, именно поэтому основной сферой деятельности волонтёров является социальная.

Опыт российских и зарубежных социальных организаций, связанный с мобилизацией волонтёров из числа старшеклассников и студентов на проведение акций помощи одиноким пожилым гражданам, людям с ограниченными физическими возможностями, показал, что у современной молодёжи есть желание приносить пользу другим, делать что-то просто так, без личной выгоды. Помочь этому благородному порыву воплотиться в виде добрых дел способна библиотека. За рубежом давно и успешно привлекают волонтёров к работе в библиотеках, к продвижению книги и чтения. В последние годы и российские библиотекари активнее стали сотрудничать с молодёжью для проведения различных акций, массовых мероприятий.

Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара также имеет положительный опыт привлечения волонтёров к продвижению книги и чтения. В январе 2009 года, к юбилею А.П. Гайдара, сотрудники библиотеки и активисты Архангельского городского штаба школьников разработали и реализовали проект «Гайдар – поколению NEXT». Основное мероприятие проекта – Гайдаровский десант. Силами библиотекарей и «штабистов» для учащихся 5-7-х классов была подготовлена беседа о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, сопровождавшаяся электронной презентацией. В течение двух месяцев волонтёры «десантировались» в школы города и рассказывали детям и подросткам о судьбе писателя и его книгах. Второе мероприятие библиотеки, реализованное с помощью волонтёров, – акция «Читаем вслух». Нашими добровольными помощниками стали студенты Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Северного государственного медицинского университета. Сотрудники библиотеки обучили студентов методике громкого чтения, помогли подобрать художественные произведения, составить творческие задания и вопросы для обсуждения. Площадками для громкого чтения стали детский дом № 2 и областная детская больница. Возрастная категория слушателей – младшие школьники и подростки. Эту работу мы рассматриваем как подготовительный этап реализации проекта «Открытые сердца». Проект был разработан в 2009 году и получил грант Президента Российской Федерации.

Цель проекта – актуализация молодёжного волонтёрства для продвижения книги и чтения в детскую аудиторию. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

  • Проанализировать опыт детских библиотек России по вовлечению волонтёров в библиотечную работу. Для этого мы провели интернет-опрос. Анализ анкет позволил нам определить среди региональных детских и детско-юношеских библиотек лидеров в работе с волонтёрами, помог при создании программы творческой мастерской.
  • Приобщить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к чтению лучшей детской литературы силами студентов-волонтёров. Были проведены набор и обучение новых групп волонтёров. Это помогло перейти от разовой акции к систематической работе и охватить большее количество отделений больницы. Студенты не только познакомились с методикой громкого чтения, но и получили знания и умения в области психологии общения и актёрского мастерства. Всё это сделало занятия с детьми более глубокими и насыщенными. Чтение и обсуждение книг, выполнение творческих заданий – ребята стали с пользой проводить свой досуг. В летний период встречи с пациентами областной больницы были перенесены на улицу. Библиотека приобрела каркасно-тентовую палатку, переносные стеллажи, лёгкую пластиковую ме­бель, игры и мольберты. Дети и подростки могли заняться чтением изданий из фонда библиотеки, послушать и обсудить прочитанное с волонтёрами, поиграть в настольные игры. Кроме того, вместе с волонтёрами и библиотекарями ребята лепили, занимались оригами, рисовали. Всего в рамках проекта состоялись 43 встречи волонтёров с па­циентами областной детской больницы, на этих встречах побывали более 400 детей и подростков.
  • Активизировать библиотечное волонтёрство в Архангельской области. Библиотекари школьных, муниципальных и детских библиотек из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска; Мезенского, Шенкурского, Котласского, Устьянского и Пинежского районов Архангельской области стали участниками творческой мастерской «Прикоснись ко мне добротой». Сборник материалов творческой мастерской распространили по всем детским библиотекам Архангельской области. В рамках проекта для сотрудников школьных и муниципальных библиотек области был объявлен профессиональный конкурс на лучший библиотечный проект с привлечением волонтёров «Время добрых дел».

Материалы, представленные на конкурс, позволяют сделать вывод, что работа библиотек с добровольными помощниками – перспективное направление. Волонтёры способны не только оказать реальную помощь библиотекарю в повседневной работе (а это особенно важно в сельских библиотеках, где работает один библиотекарь), но и вести работу по продвижению книги и чтения. Тесный контакт с активными читателями позволяет лучше понять современных детей и подростков, выявить их потребности, узнать мнение по разным проблемам и вопросам, что поможет библиотеке эффективнее строить свою работу.

  • Создать площадку для профессионального общения библиотекарей по проблемам развития волонтёрства в библиотечной практике. Такой площадкой стала межрегиональная творческая мастерская по вовлечению волонтёров в библиотечную деятельность «Прикоснись ко мне добротой», которая прошла 1–2 марта 2011 года в Архангельской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара. Участниками мастерской стали библиотекари из Москвы, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Кирова, Сарова, Белгорода, Архангельской области, студенты и преподаватели Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Северного государственного медицинского университета. Особую радость вызвало присутствие волонтёров – участников проекта «Открытые сердца».

Творческая мастерская по определению имеет практическую, интерактивную направленность. Поскольку тема волонтёрского движения нова в российском библиотечном деле, возникла необходимость ввести участников мастерской в соответствующее понятийное поле, представить факты и цифры. Поэтому первые выступления носили теоретический, обзорный характер. Оставшаяся часть первого дня творческой мастерской была полностью посвящена опыту работы библиотек с волонтёрами. В каждом из выступлений были представлены новые возможности, новые грани сотрудничества волонтёра и библиотеки. Активное творческое общение, рождение интересных идей, диалог профессионалов – таким был второй день творческой мастерской. Библиотекари стали участниками нескольких мастер-классов и деловой игры, в ходе которой разрабатывали социальные акции с привлечением волонтёров.

Участники Межрегиональной творческой мастерской «Прикоснись ко мне добротой» получили информацию о библиотечном волонтёрстве, материал для осмысления и, конечно, множество интересных идей. А для тех, кто ещё не занимается работой с волонтёрами или находится в самом начале пути, было немало вдохновляющих примеров.

  • Распространить положительный опыт, полученный в ходе реализации проекта. Информация обо всех проводимых в рамках проекта мероприятиях размещалась на сайте библиотеки. Обо всех встречах с детьми рассказывалось в блоге «Дневник проекта» http://www.aodb.ru/openheart/ diary_project/. За время реализации проекта было зафиксировано почти 5000 просмотров блога.

Материалы творческой лаборатории и фильм, снятый в ходе реализации проекта, будут распространены по всем региональным детским и детско-юношеским библиотекам России.

Библиотека представила проект «Открытые сердца» для участия в шестом конкурсе «Национальная общественная награда в области добровольчества» за 2010 год. Проект занял второе место в номинации «Добровольчество в государственных и муниципальных социальных учреждениях».

Надеемся, что реализация проекта «Открытые сердца» даст импульс к внедрению этого важного направления в практику работы российских библиотек и библиотек Архангельской области.

Светлана Юрьевна Третьякова, директор Архангельской областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара