Дементьева Л. Дневник одной программы / Л. Дементьева // Библиотека в школе. – 2010. – № 1. – С. 43–45.
27 октября 2008 года в нашей школе «стартовала» библиотечная программа «Моё внеклассное чтение».
Как родилась идея?
Желание предложить учащимся список книг для чтения появилось после знакомства с опытом коллег, представленным в номерах газеты «Библиотека в школе» за разные годы.
Особенно полезными стали следующие материалы:
БрозоУильям Дж. «Это – первая книга, которую я прочёл от начала до конца»: как помочь детям найти путь к грамотности/Уильям Дж. Брозо // Библиотека в школе. – 2007 – № 16. – С. 30-31.
Вдовина М. Часы чтения и игр / М. Вдовина // Библиотека в школе. – 2002. – № 16.
Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению : сборник/ под ред. 0. Громовой. – М.: Чистые пруды, 2007 – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (18)).
Дошкольники и семейное чтение в библиотеке. «Руководство ИФЛА по обслуживанию детей до трёх лет» с комментариями и примерами / пер. с англ. 0. Андреевой. – М. : Чистые пруды. 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 24).
Книги, помогающие жить : рекомендательный указатель литературы / сост. Н. Е. Колоскова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серии «Библиотека в школе», «Здоровье детей», «Литература». Вып. 23).
Мяэотс О. Вся Польша читает детям. / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 13-14.
Обрезкова Е. Слишком быстро читается / Е. Обрезкова // Библиотека в школе. – 2008. – № 17 – С. 16-17.
Унтерова Л. Летнее чтение / Л. Унтерова, Г. Панарина// «Первое сентября – Школьная библиотека». – 1998. – № 3,4.
Шоломова Н. Летнее чтение в детской и школьной библиотеке: из опыта работы / Н. Шоломова, Т. Пантюхова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 1 (13)).
Последним аргументом в пользу объявления программы в школе стало посещение ЦГДБ им. А.П. Гайдара в Москве 16 октября 2008 года и восхищение результатами работы библиотекарей.
Зачем?
- Объединить детей – учащихся школы – вокруг книги.
- Объединить детей и их родителей с помощью книги.
- Доказать всем, что дети читают, только им нужно немного помочь.
- Показать детям, что чтение книг может быть увлекательнейшим занятием.
Перед объявлением программы
- Попросила учителей литературы составить рекомендательный список книг для чтения в параллели 4-7-х классов.
В списках совсем не оказалось книг современных авторов, которые были выпущены издательствами «Самокат», ОГИ, «Центр Нарния». За последние 2-3 года удалось купить некоторые книги, мне самой они очень нравятся, и я хотела, чтобы мои читатели высказали о них своё мнение.
Вывод. Активнее предлагать обзоры новых детских книг для учителей, информировать учителей о литературной премии «Заветная мечта». Предложить учителям познакомиться с новинками детской литературы.
- Список книг составила таким образом:
а) для чтения предложено 12 книг (Приложение 1) – именно такое их количество дети смогут прочитать за отведённое время, если учесть, что книги выдаются на 20 дней и читать дети будут с маленькими паузами, чтобы успеть осмыслить прочитанное и сделать записи в читательский дневник;
б) в список вошли книги, которые, надеюсь, интересны детям, их родителям, если те подключатся; книги соответствуют возрасту читателей;
в) среди предложенных книг много новинок;
г) все книги мной прочитаны, я их очень люблю.
Для каждого участника библиотечной программы готовится читательский дневник. Он представляет собой обычную тетрадь, в которую вклеивается список книг. На первой странице – «шпаргалка», подсказывающая, что писать (автор, название книги, моё впечатление).
Были составлены положение о библиотечной программе «Моё внеклассное чтение» в 2008/2009 учебном году и текст договора об участии, который заключается между читателем и библиотекой.
Вся информация о библиотечной программе помещена на стеллаже, где оформляются выставки книг. Информация – это призыв к участию в программе, списки книг по параллелям.
Беседы с учащимися об участии в библиотечной программе
В программе должны принять участие 10 классов. В течение недели, начиная с 27 октября, я заходила в каждый класс с объявлением о программе и небольшим комментарием, касающимся книг, предложенных для чтения.
Выводы
- Нельзя ограничиваться только объявлениями в школе, даже на самых читаемых стендах, – дети подчас не читают объявления.
- Важно, чтобы беседа проходила в присутствии классного руководителя. Позже, на родительском собрании, именно классный руководитель расскажет родителям, чем дети могут заниматься в течение почти всего года, и он же подскажет родителям как не упустить возможность жить одними интересами с собственными детьми.
- Нужно обязательно прочитать и прокомментировать текст договора. В моём случае обещана текущая оценка «пять» по литературе в четвёртой четверти.
- Многих может испугать необходимость вести читательский дневник, ведь с письменной речью не всё бывает гладко. Нужно сделать упор на то, что важны мысли о прочитанном, а на ошибки мы не будем обращать внимания.
- Самое главное: о каждой книге нужно сказать хоть несколько слов.
Мнение коллеги: «Вы были так убедительны, что мне самой захотелось прямо после урока взять одну из книг и читать, позабыв про всё на свете».
Месяцы чтения
Наблюдения
Октябрь-ноябрь
- Многие дети, подписав договор, получив читательский дневник, называли конкретную книгу, с которой они хотели бы начать чтение.
- Не все поняли, что книги можно брать не только в школьной библиотеке. Но, как скоро оказалось, в поселковой библиотеке нет книг новых авторов. Школьная библиотека может выдать все книги из списка, хотя многие есть только в одном экземпляре.
- Чтобы прочитать книгу, детям из разных классов пришлось перезнакомиться друг с другом и договариваться, когда они смогут обменяться книгами.
- Два ученика из десяти классов хотели бы участвовать в библиотечной программе, но испугались, что, подписав договор, они не смогут его выполнить.
- Очень много желающих участвовать в программе.
- Оказывается, для некоторых детей трудно найти рассказ в книге автора, если название на ее обложке не совпадает с названием рассказа, который нужно прочитать. Хорошо, что появилась возможность научить каждого индивидуально поиску нужных книг и произведений в книгах.
- Многие дети приложили некоторые усилия чтобы большая часть книг из списка была найдена сразу же и ждала своего часа дома. Не отобьёт ли вид этой стопки книг желание все их прочитать.
- Первые впечатления:
- «Мама очень рада, что теперь я прочитаю что-то стоящее, а то я читаю только детективы»;
- о книге А.Боско «Малыш и река»: «Такая книга, трудно оторваться»;
- после прочтения книги В. Железникова «Чучело»: «Не буду больше читать, очень трудно»;
- о книге М. Турнье «Пятница, или Дикая жизнь» «Начала читать и не могла понять, зачем пересказывать Д. Дефо. Потом увлеклась, Пятницу ужасно жалко».
Декабрь – январь
- Какое-то количество книг уже прочитано. Явно выделилась группа детей, которые читают только книги из списка. Если бы не было предложено списка для чтения, эти дети не взяли бы книги в руки.
- Многие настолько привыкли отмечать прочитанные книги «говорящими закладками», что продолжают это делать и с книгами из списка, хотя закладка задерживается лишь несколько секунд, потому что книгу сразу подхватывает другой читатель.
- Ребята советуют друг другу, какие книги брать. Это было целью программы.
- Некоторые дети уточняют, какой объём записей в читательском дневнике нужен.
- Не все читатели сразу после прочтения книги делают записи в читательском дневнике. Они повторно берут книгу и только потом записывают.
Февраль – март
Во всех классах, где есть участники программы, я появляюсь с номерами журнала «Путеводная звезда». На его страницах есть отзывы о прочитанных книгах. Эти отзывы я читаю, на книжную полку выставляю сами книги. С одной стороны – беседы о книгах, с другой стороны – подсказка, каким может быть отзыв. Кто-то впервые узнал о существовании журнала.
Март – апрель
- Произошло то, к чему я не была готова. Родитель семиклассника отказался вернуть в библиотеку книгу М. Гриппе «...И белые тени в лесу». В список для семиклассников была включена книга М. Гриппе «Тень на каменной скамейке». Втайне я надеялась, что, прочитав эту книгу, дети будут читать и продолжение. Так и случилось. Оказалось, что папа ученика читает все книги из списка, причём оценивает их как очень полезные, интересные, и только эта книга, по его мнению, мистическая и может помешать нормальному развитию ребёнка. Подобные встречи тяжелы, но, с другой стороны, папа читает вместе с сыном, прочитанное обсуждается...
- Начала фотографировать детей – участников программы. Для тех, кто по какой-то причине перестал читать, это стимул продолжить чтение.
- Подготовив заранее фотографии, можно уже в этом году их использовать для стенда «Ты читаешь – значит, ты лучший».
- Нужно подумать, как пройдёт подведение итогов.
- Чтение читательских дневников. «Первые ласточки» – очень трогательно.
30 марта 2009 года. Программа ещё работает, и я уверена, что всё было не напрасно. Жизнь в библиотеке бурлила, разговоры велись о книгах, героях и «за жизнь». Мы все стали ближе друг другу. С нетерпением жду «встречи» с читательскими дневниками всех участников программы. Некоторые дети спрашивают о списках книг для чтения на следующий год. Нужно подумать.
Приложение 1
Список книг для участника библиотечной программы «Моё внеклассное чтение»
4-й класс
- Алексин А. Саша и Шура.
- Алексеев С. Великая Екатерина.
- Берг К. Пингвин Тамино.
- Берг К. Пингвин Тамино и великий дух Маниту.
- Гайдар А. Голубая чашка.
- Губарев В. Королевство кривых зеркал.
- Голявкин В. Тетрадки под дождём.
- Коваль Ю. Картофельная собака.
- Коваль Ю. Шамайка.
- Кротов В. Червячок Игнатий и его друзья.
- Короленко В. Дети подземелья.
12. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
5-й класс
- Боско А. Малыш и река.
- Достоевский Ф. Мальчик у Христа на ёлке.
- Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
- Лагин Л. Старик Хоттабыч. Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок.
- Лиханов А. Детская библиотека.
- Пеннак Д. Глаз волка.
- Пройслер О. Разбойник Хотценплотц.
- Старк У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?
- Трэверс П. Мэри Поппинс.
- Хольмберг О. Тюре Свентон, частный детектив.
- Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси.
6-й класс
- Астафьев В. Зачем я убил коростеля?
- Воскобойников В. Всё будет в порядке.
- Гайдар А. Судьба барабанщика.
- Кёстнер Э. Кнопка и Антон.
- Коваль Ю. Пять похищенных монахов.
- Линдгрен А. Рони, дочь разбойника.
- Линдо Э. Манолито очкарик.
- Назаркин Н. Изумрудная рыбка.
- Нёстлингер К. Лети, майский жук!
- Патерсон К. Мост в Терабитию.
- ТурньеМ. Пятница, или Дикая жизнь.
- Энде М. Бесконечная история.
7-й класс
- Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД.
2. Гриппе М. Тень на каменной скамейке.
3.Даль Р. Матильда.
4.Железников В. Чучело.
5. Б. Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
- Ли X. Убить пересмешника.
- Литтл Дж. Неуклюжая Анна.
- Мурашова Е. Класс коррекции.
- Мишев Г. Соломенная сирота
- Паттерсон К. Иакова я возлюбил.
- Пеннак Д. Собака Пёс.
- Портер Э. Поллианна.
Договор
об участии в библиотечной программе «Моё внеклассное чтение» между читателем и библиотекой
Я, Пугачёва Виктория, ученик (ца) 4-го «Б» класса, ознакомился(ась) с условиями участия в библиотечной программе и готов(а) их выполнить.
Дата: 28.10.08 Подпись:
Школьный библиотекарь:
Лидия Викторовна Дементьева, зав. библиотекой школы № 28, п. Богородское Сергиево-Посадский район. Московская область