• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Новожилова Н. Человек и природа в творчестве Ф. Абрамова : библиотечное занятие на материале рассказов и повести «Пелагея» / Н. Новожилова // Школьная библиотека. – 2012. – № 4-5. – С. 106-113.

Новожилова Н. Человек и природа в творчестве Ф. Абрамова : библиотечное занятие на материале рассказов и повести «Пелагея» / Н. Новожилова // Школьная библиотека. – 2012. – № 4-5. – С. 106-113.

Ф.А. Абрамов — русский советский писатель, литературовед, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления отечественной литературы второй половины XX века.

Был пятым ребенком в крестьянской семье, с отличием закончил школу, был без экзаменов принят на филологический факультет Ленинградского университета. В 1941 г. ушел добровольцем в народное ополчение, неоднократно был тяжело ранен. После окончания вуза защитил кандидатскую диссертацию, работал на кафедре ЛГУ. В летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области Абрамов начал писать свой первый роман «Братья и сестры», который потом не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир». Но после публикации в журнале «Нева» (1958) Абрамов оставляет кафедру и становится профессиональным литератором. В первую очередь он — автор рассказов и очерков о нелегкой колхозной жизни, где крестьянский мир русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Абрамов раскрывал тяжелую судьбу русского северного крестьянства в годы советской власти, показывал духовно-нравственное превосходство крестьян над многими городскими жителями.

Материал педагога из г. Северодвинска Н.Л. Новожиловой покоряет своим трогательным отношением к творчеству Ф. Абрамова, заставляя читателей вновь и вновь обращаться к его книгам. Работа Натальи Леонидовны «Образы местных реалий как компонент художественной модели Ф. Абрамова» стала победителем в Общероссийском конкурсе научно-исследовательских работ.

Малая родина, Русский Север... Как сжимается сердце от необъяснимой тоски, когда, находясь далеко от дома, мысленно переносишься в любимый с детства уголок!

Жаль только, что понимать и чувствовать эту неразрывную связь с отчим краем начинаешь не сразу. Каждому из нас требуется толчок, чтобы в полной мере прочувствовать и осознать силу своей привязанности к родным местам.

С детства, проводя лето в северной деревушке, я могла любоваться красотой неброских северных пейзажей, восхищаться духовным богатством ее обитателей, слушать и записывать незамысловатые, но трогающие до глубины души фольклорные произведения. С большим интересом осваивала я слова и интонации живого великорусского наречия, рассматривала костюмы и домашнюю утварь наших прабабушек, не уставая восхищаться их трудолюбием и чувством прекрасного.

Но серьезно интересоваться культурой Поморья я начала лишь после детального изучения творений Федора Абрамова, посещения его малой родины, общения с сотрудниками литературно-мемориального музея и односельчанами писателя. Наблюдая особенности пинежской природы, многовековую связь с ней деревенских жителей, я осознала необходимость донести материалы своего исследования до учащихся городских школ, многие из которых никогда не были на селе, не пробовали березового сока и не бегали босыми ногами по влажной после утренней росы траве.

Подрастающий, только начинающий свой жизненный путь человек должен любить природу, бережно относиться к ней, осознавая, что природа — главный источник жизни и красоты. Черпать такие знания нам, жителям Русского Севера, необходимо в первую очередь из произведений наших земляков, жизнь и творчество которых тесно связаны с малой родиной. Реализация регионального компонента в учебном процессе создает условия для воспитания у школьников Архангельской области любви к родному краю, его природе, уважения к обычаям и традициям северян, к живому народно-поэтическому слову, искусству местных мастеров и художников.

Я хочу представить вниманию читателей разработку факультативного занятия «Человек и природа в творчестве Ф. Абрамова», рассчитанный на использование в 10-м классе общеобразовательной школы.

Составлению конспекта предшествовала большая исследовательская работа, поскольку, несмотря на высокохудожественность изображения, детали в абрамовской прозе, образы местных реалий как компоненты индивидуально-поэтической модели писателя не получили полного отражения в критической литературе.

Очень надеюсь, что результат моего многолетнего труда будет полезен коллегам и найдет живой отклик в сердцах учеников.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Обучающие: установить связь между человеком и природой в произведениях Ф. Абрамова на материале повести «Пелагея» и рассказов «Материнское сердце», «Пролетали лебеди», «Жила-была семужка», «Куст рукотворный».
  2. Развивающие: развивать умение определять роль образов природы в художественном тексте, делать необходимые выводы, закрепить навыки выразительного чтения; способствовать развитию воображения, эмоциональной сферы, логического мышления, устной речи учащихся.
  3. Воспитательные: формировать бережное отношение к природе родного края и уважение к северянам-труженикам; воспитывать у школьников чувство прекрасного и интерес к русской литературе, в частности — к творчеству Ф.А. Абрамова.

Для организации активного обсуждения темы на занятии учащимся дается предварительное следующее домашнее задание.

  • По группам:
  • прочитать повесть «Пелагея»,
  • прочитать рассказ «Материнское сердце»,
  • прочитать рассказ «Пролетали лебеди»,
  • прочитать рассказ «Жила-была семужка»,
  • прочитать рассказ «Куст рукотворный».
  • Всему классу: поразмышлять о взаимосвязи в этих произведениях природы и человека.
  • Одному из школьников предлагается подготовить сообщение о биографии Ф. Абрамова.

Предварительная подготовка: готовятся слайд-шоу «Милый Север» и «А северянки самые красивые», народные пинежские костюмы, проводится разучивание песни.

Открывает занятие слайд-шоу «Милый Север» с использованием стихов Л. Дербиной.

УЧИТЕЛЬ. Русский Север. Поморье. Край невероятных просторов, раздолья и воли, край редкого богатства и необычайной красоты. Край, взрастивший таких художников слова, как Борис Шергин, Алексей Чапыгин, Степан Писахов, Федор Абрамов, к творчеству которого мы сегодня обратимся. На прошлом занятии мы завершили работу над драмой А.Н. Островского «Гроза», а сегодня будем говорить о роли образов природы в произведениях Ф. Абрамова, их взаимосвязи с жизнью героев.

Не кажется ли вам необычным такой порядок знакомства с творчеством писателей? Литература — «перепутанные струны»: затронешь одну — отзовутся многие. Не случайно И.А. Гончаров писал: «Без старого не может быть нового». Островский — Абрамов — затем Гончаров. Постараемся увидеть, на чем основана связь между литературными произведениями авторов XIX и XX веков.

А.Н. Островский и Ф.А. Абрамов писали о своей малой родине, о современниках и земляках, характеры которых были знакомы писателям с детства. Образы природы в их произведениях служат для передачи душевного состояния героев. А.Н. Островский привлекает с этой целью такое яркое природное явление, как гроза. У Ф. Абрамова пейзажные элементы более разнообразны, они включаются в текст гораздо чаще и несут различную функциональную нагрузку. Послушайте сообщение о жизни писателя.

УЧЕНИК. Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области в крестьянской семье, которая жила трудно, в постоянных заботах о куске хлеба. Умер писатель 14 мая 1983 года. За прожитые 63 года Ф. Абрамов многое успел, но не хватило их на выполнение всех планов, наметок, заделов...

С родной северной землей писатель связан не только биографией (здесь он начинал трудовую жизнь, эту землю защищал на фронте под Ленинградом, сюда его привезли раненого после госпиталей), но и творчеством, основной темой которого является судьба тружеников села, жизнь и быт которых неразрывно связаны с природой.

Ф.А. Абрамов воевал на Северо-Западном фронте, был ранен. После госпиталя писатель некоторое время провел в родной деревне, где своими глазами видел трудовые будни русских женщин в военное время. Многие из них в будущем стали героинями его произведений.

УЧИТЕЛЬ. Послушайте исполнение народной песни о тяжелой доле деревенской женщины, записанной на малой родине писателя — в Пинежском районе Архангельской области. Вдумайтесь в ее содержание, в нравственные устои и условия жизни северной крестьянки, в своеобразие заповедного языка Севера. Демонстрация праздничного костюма пинежанки позволит вам воссоздать образ северянки, остающейся веселой, красивой и жизнерадостной, несмотря на непростые условия жизни. (Следует исполнение песни.)

Примечание: песня исполняется без аккомпанемента, громко, в соответствии с северным наречием. Движения исполнителей, одетых в пинежский национальный костюм, сдержанные, строгие.

Всю я ночку одинокую

Да девка часу не спала.

Ох, как жала рожь высокую,

Да слезы в три ручья лила.

Лен я все стлала, а дума тяжкая

Да камнем на сердце лежит.

Как другая девка славная

Да молодца приворожит.

Вот поехали, сосватали

На чужой стороне.

У Катюши сердце падает:

«Ты женись, женись на мне.

Буду я невестка тихая,

Да работящая жена.

Ни тебе, ни свекру батюшке

Да не нагрублю я никогда.

Как своей свекровке-матушки

Да слово бранное стерплю.

С житу ты придешь усталенький,

Да я лошадок роспрягу.

— Спи, хороший, спи, приглядненький, —

Боле слова не скажу».

(В ходе выступления организуется просмотр слайд-шоу «А северянки самые красивые».)

УЧЕНИК. В 1948 г. Федор Александрович закончил Ленинградский университет по специальности «Филология», затем аспирантуру и начал работать в Ленинградском университете. В 1958 г. вышел первый роман писателя «Братья и сестры», повествующий о трудных военных годах, о том, какими стойкими оказались жители деревни. За ним последовали другие, не менее волнующие и злободневные.

УЧИТЕЛЬ. Совершим заочную экскурсию на малую родину Ф. Абрамова — в Пинежский район Архангельской области и литературно-мемориальный музей писателя. В этом нам поможет слайд-шоу, содержащее фото местных пейзажей и экспонатов музея, рассказывающих о жизни и творчестве прозаика.

Увидев красоту малой родины писателя, ее бескрайние леса, синее бездонное небо, величавую Пинегу, деревушку на угоре, образцы народного искусства и незамысловатое убранство музея, дети с большим интересом слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы и высказывают свое мнение о прочитанном.

С целью более точного, достоверного повествования о северной земле, «заповедной кладовой нашей национальной культуры» (Ф. Абрамов. Слово в ядерный век. 1987. — С. 216), условиях жизни, быте, привычках, характерах населяющих ее людей Ф. Абрамов широко привлекает образы местной природы, близкой сердцу писателя. Среди них как собственно природные зарисовки (неброские северные пейзажи, растительность, объекты воздушного и водного пространств, особенности природы Севера), так и предметы, изготовленные из природного материала и широко используемые героями в быту (посуда, лекарственные средства, емкости для хранения и переноса чего-либо и другие предметы хозяйственного обихода).

Всегда ли в произведениях Абрамова образы северной природы представлены в виде развернутых пейзажей?

(Образы природы представлены как собственно пейзажами, так и пейзажными вкраплениями, не представляющими собой собственно картин природы, но содержащими информацию о ней и несущими важную смысловую нагрузку.)

Приведите примеры пейзажных вкраплений. Занимая малое текстовое пространство, вкрапления способны символизировать памятные сердцу персонажей места, служить напоминанием об ушедших из жизни близких им людях.

«Если была сухая погода, она садилась к черемуховому кусту, у которого раньше поджидал ее больной Павел, и подолгу глядела за реку. О многом думалось тут, в душистом затишье, многое вспоминалось — и хорошее, и плохое...» («Пелагея»).

«Спуск-то перед районом знаешь? Большущая лиственница стоит, комель обгорелый. Ну, дак у этой вот лиственницы Степина жизнь кончилась» («Материнское сердце»).

УЧИТЕЛЬ. Солнце, как одно из самых частотных вкраплений, в произведениях Ф. Абрамова в большинстве случаев включается в контексты, отображающие приход весны, наступление теплых дней. Ведь еще у наших предков «с весною связывалась мысль о воскресении согревающей силы солнца, о восстании природы от зимнего сна» (Афанасьев. Древо жизни. 1982. — С. 50).

Приведите примеры описания солнца в произведениях Абрамова. «Весна в этом году пала ранняя, дружная — снег сошел за одну неделю, ласково пригревало солнышко...» («Пролетали лебеди»).

В основном солнце для абрамовских героев является источником радости и красоты. «За рекой всходило солнце, когда она с гостями вошла на усадьбу. И, боже, что тут поднялось! Все засверкало, заиграло вокруг, потом, как в волшебной сказке, все стало алым» («Пелагея»).

С появлением солнца соединяется все благое, все, предвещающее жизнь, а с его отсутствием — все недоброе: смерть, несчастье. В повести «Пелагея» имеется эпизод, содержащий информацию о символической связи отсутствия солнца и болезнью главной героини. «Болезнь подкралась к Пелагее незаметно, вместе с осенними дождями и сыростью, и она была для Пелагеи мукой».

УЧИТЕЛЬ. Несмотря на постоянную занятость, заботу о хлебе насущном, русский крестьянин умеет видеть и ценить окружающую его неброскую красоту северной природы, которая является для него источником выживания и кладезем подручного материала. Герои Абрамова не только берут у природы все необходимое дома и на работе — веник, вилы, топорище и т.п., но, имея тонкий эстетический вкус, при помощи топора и ножа сами создают ни с чем не сравнимую красоту.

Приведите из текстов примеры изготовления персонажами предметов бытового назначения из природного материала.

Березовый веник — первейший предмет во все времена, во всякой деревенской избе. Им подметали пол, чтобы держалась в горнице чистота. А как хорошо отправиться со своим веником среди морозной зимы в баню! С ним не только вымоешься хорошенько, здоровье поправишь, но и получишь заряд бодрости и хорошего настроения. Героиня повести Ф. Абрамова «Пелагея» использует мокрый веник во время банной процедуры и для влажной уборки помещения пекарни. «И в то утро она два березовых веника исхлестала о себя». «Пелагея быстро замыла забусевшую стену у мучного ларя, прошлась новым мокрым веником по пекарне...»

Во время работы на пекарне Пелагея также использует помело из сосны, ели или вереска для выгребания золы из печи. «Бывало, чтобы хлеб духовитее был, чего только она не делала!.. муку, само собой, требовала первый сорт, а насчет помела и говорить нечего. Все перепробовала: и сосну, и елку, и вереск». Березовый веник заменяет разбитое стекло в окошке. «Все немыто, засалено, в окошке веник торчит...» («Пелагея»),

Береста является самым древним и самым распространенным северным сырьем. Широко применялись также изделия из стволов березы. Для сельского жителя березовая роща представ­ляла собой «обширную кладовую, где было все, что ему надо: полоз, вилы, черенок, коромысло...» (Белов. Лад. 1985. — С. 126).

Изготовление коробов для героев Ф. Абрамова настолько естественно, что они в случае необходимости за короткое время своими руками мастерят такого рода изделия. Так, Пелагея, обнаружив в лесу большое количество ягод и заполнив ими ведро, прямо в лесу сгибает коробку из бересты.

В нескольких контекстах упоминается о предметах быта, изготовленных из стволов осины. Это осиновая приставка для двери и осиновый батожок, являющийся отличным помощником в дороге старым и больным людям: «...она легким осиновым батожком... щупала отмякшую дорогу... и все ковыляла, и ковыляла помаленьку...» («Пелагея»),

Изготовление батожка из осины объясняется широкой распространенностью на Севере этого дерева, легкостью его древесины, отсутствием сучков и податливостью обработке.

УЧИТЕЛЬ. Природа — бессловесный спутник деревенской труженицы в радости и в горе, в болезни и в здравии. Пелагея умеет видеть и понимать красоту природы и, находясь в единстве с нею, ощущает прилив жизненных сил.

Какое влияние оказывает природа на душевное состояние Пелагеи? Приведите примеры из текстов.

«Река встретила Пелагею ласково, по-матерински ... ласточек-береговушек было полно. Низко, над самой водой резвились, посвистывая. Остановившись на утоптанной тропке возле травяного увала, Пелагея с удовольствием наблюдала за их игрой, потом торопливо потрусила к спуску: у нее появилось какое-то озорное, совсем не по возрасту желание сбросить с ног ботинки и побродить в теплой воде возле берега, подошвами голых ног поласкать песчаный накат у дресвяного мыска»).

УЧИТЕЛЬ. В произведениях Ф. Абрамова мы часто встречаем описания реки Пинеги — одной из красивейших рек Русского Севера. Удивительно прекрасны ее берега, покрытые корабельными лесами, заливными лугами и песчаными отмелями. На этих берегах Федор стоял мальчишкой, размышляя о будущем или наблюдая за работой односельчан на сплаве леса. Сюда он возвращался, уже будучи знаменитым, здесь родились многие его творческие задумки.

Неудивительно, что по берегу Пинеги много лет ходит на работу пекариха Пелагея, героиня одноименной повести Ф. Абрамова. По дороге женщина любуется видом реки, наделяя ее признаками живого существа. Река представляется Пелагее «сонной, румяной» от зари. Такое восприятие водоема простой труженицей можно объяснить тем, что «на Севере к рекам относятся любовно, бережно. Там поучают, что вечером черпать воду из реки не следует, не надо ее тревожить: она должна отдохнуть. И про виднеющуюся порой на утренней воде пену говорят, что это — сон реки» (Турков. Федор Абрамов. 1987. -С. 191).

С целью создания образности, активизации читательского воображения, придания тексту эмоциональности, Ф. Абрамовым, как и другими художниками слова, привлекаются тропы, являющиеся одним из способов выражения отношения писателя к изображаемому, отображения индивидуально-авторского стиля.

УЧИТЕЛЬ. Какие вы можете назвать изобразительно-выразительные средства языка? С какой целью использует их писатель в своих произведениях? Какие из них привлекаются Абрамовым чаще остальных?

В художественных произведениях Ф. Абрамова в качестве изобразительно-выразительных средств чаще всего привлекаются эпитеты и сравнения, несущие различную функциональную нагрузку. С их помощью передаются особенности местной природы и ее красота, состояние окружающего мира в разные времена года во всех изменяющихся красках, характер отношения писателя и персонажей к природе. Тропы также используются для передачи внешних и внутренних качеств героев, служат раскрытию авторских оценок.

Приведите примеры употребления эпитетов.

«Комель обгорелый» («Материнское сердце»), «крещенский лед» («Пелагея».)

УЧИТЕЛЬ. Эпитет «обгорелый» символизирует смерть, преждевременное угасание ребенка, сердце которого перестало биться возле пораженного огнем ствола лиственницы.

Какие эпитеты автор привлекает при описании восхода и захода солнца? Найдите места, в которых для характеристики зари писатель использует эпитеты, передающие цветовые оттенки этого природного явления.

«Чем заворожил его этот красный лоскут зари?..» («Пролетали лебеди»);

«...И тишина, ласковая тишина малиновых зорь...» («Жила-была семужка»).

УЧИТЕЛЬ. В текстах при описании зари в основном имеются указания на красный цвет данного природного явления, а также его оттенки. Неудивительно, ведь красный цвет издревле нравился человеку, всегда обозначал что-то позитивное.

Как вы думаете, почему Абрамов также часто использует эпитет «малиновый»?

Употребление эпитета «малиновый» связано с его происхождением от существительного «малина» — ягоды, широко распространенной на малой родине писателя. Красноватый оттенок солнечного света в безветренную погоду во время восхода или заката на фоне кажущейся почти черной в сумерках воды видится малиновым.

УЧИТЕЛЬ. Ф. Абрамов всегда отстаивал свою манеру письма, отстаивал право на изображение богатства народной речи. Время подтвердило его правоту. Искрящееся, многоцветное, весомое слово Абрамова покоряет читателя и сегодня, помогая приобщиться к истокам народной мудрости и культуры.

Приведите примеры диалектных эпитетов.

«Картошка ядреная» («Пелагея»); «шальной ветер» («Куст рукотворный») и др.)

С какой целью автор их использует?

Они помогают писателю передать речь сельских жителей, донести до читателя особенности «родной говори», продемонстрировать «максимальное слияние со своим героем» (Абрамов. Слово в ядерный век. 1987. — С. 279-280).

Найдите примеры абрамовских сравнений.

«О другой ягоде — малине — Пелагея позабо­тилась сама <...>И ох же на какую ягоду она напала! Крупную, сочную, нетронутую — сплошными зарослями, как одеяла красные по ручью развешаны» («Пелагея»).

В чем заключается особенность абрамовских сравнений?

Сравнения объектов природы с предметами быта служат раскрытию образа мыслей простых тружеников. Посредством данного сравнения автор пытается донести до нас радость Пелагеи, вызванную неожиданной находкой. Уподобление большого количества ягод красным одеялам, ориентированное на устную разговорную речь, заповедный язык Севера, привлекается с целью передачи наивного мировидения русского народа, с которым навеки сросся корнями Ф. Абрамов.

УЧИТЕЛЬ. В текстах Ф. Абрамова много интересных сравнений, простых, незамысловатых, но очень метких и ярких. В них запечатлена вековая народная мудрость, особенности народно-поэтического языка.

Найдите примеры того, как писатель привлекает образы природы для описания внешности, телосложения, состояния здоровья, характеров персонажей.

Красота голубых глаз честной, доброй девушки любовно сравнивается автором с синевой бездонного безоблачного неба. «Правда, глаза у Тонечки красивые. Чище неба всякого» («Пелагея»).

Здоровый, полный жизни новорожденный ребенок сравнивается с крепким «капустным кочаном», а упитанная, красивая девушка «на выданье» — с апельсином. «— Пелагея, Пелагея! Алька-то у тебя... апельсин!»

Назойливый, неотвязный человек уподобляется смоле. «Ведь он не отстанет, смола. Разве не знаешь?» Подобные сравнения помогают не только раскрытию внутреннего мира персонажа, но и негативного отношения к нему Пелагеи, в реплике которой данное сравнение содержится.

Смелый, порывистый молодой офицер, которому героиня симпатизирует, сравнивается с «вихрем, огнем».

Голосом Пелагеи говорит автор, для которого человек и природа — одно целое. В этих сравнениях — меткость и точность народного слова, его образность и неповторимость.

УЧИТЕЛЬ. Приведите пример из текста повести «Пелагея» (глава 7), демонстрирующий срав­нение чувства человека с природным явлением.

«Однако закравшееся в душе подозренье — не сорняк в огороде, который вырвал с корнем, и делу конец. Подозренье, как мутная вода, все делает нечистым и неясным».

Как вы думаете, с какой целью автор использует данное сравнение?

Это простое, но очень точное сравнение передает речь и образ мыслей простой женщины, на протяжении всей жизни занимающейся сельскохозяйственным трудом. Оно носит разговорный характер и имеет негативную окраску.

Найдите в рассказе «Материнское сердце» метафору, прогнозирующую развитие сюжета, и объясните ее значение:

Учащиеся находят метафору лес. Данная метафора указывает на количество детей, потерянных матерью, и некоторым образом прогнозирует содержание рассказа, подробно повествующего о смерти младшего сына женщины. «— Ни одного не осталось <...>Акакойлес (Выделено мною. — Н.Н.) был! Петя, Ваня, Павел, Егор, Степа <...> Пять мужиков!»

Содержатся ли в речи персонажей устойчивые выражения? Каковы их особенности?

В тексте встречаются как индивидуально-авторские устойчивые выражения-, содержащие названия природных явлений — «голова-то смалу мохом поросла», так и общеупотребительные — «лежать как бревно».

Приведите примеры устойчивых выражений, встречающихся в речи героев повести. «Антонида в школе работать будет — чтобы у нее ни камня... под ногами не валялось». «А я хочу к оконышку поближе... чтобы ручьем в оба уха умные речи текли». «Ведь ты и сам не ягодка».

УЧИТЕЛЬ. Какую роль в тексте выполняют данные фразеологизмы?

Устойчивые выражения, содержащие упоминания о природе, демонстрируют близость к ней северян, разнообразят речь героев, делают ее более эмоциональной, запоминающейся, образной, помогают донести до читателя авторское отношение к персонажу. Например, мы сразу замечаем, что Федор Абрамов осуждает Пелагею, готовую унизить себя («голова-то смалу мохом поросла») ради корыстных целей и восхищается внутренней красотой Тонечки, глаза у которой «чище неба всякого».

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

УЧИТЕЛЬ. В чем заключается связь природы и человека в творчестве Ф. Абрамова?

Природа — не только неизменный спутник сельского жителя, но и его обширная кладовая, источник радости и творческого вдохновения. Внешние и внутренние черты абрамовских героев сродни ее проявлениям: солнцу, ветру, небу, травинке. Их взгляд на мир и речь — словно продолжение той простой, неброской, но дорогой сердцу каждого северянина красоты родной природы.

УЧИТЕЛЬ. Читая произведения Абрамова, мы можем приобщиться к животворным истокам национальной культуры, чтобы красотой и словом Севера возвысить свою душу, почерпнуть для себя те жизненные ценности, которые, несмотря на все трудности, удалось донести до нас талантливому художнику слова.

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Роль образов природы в творчестве Ф. Абрамова».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе XX века пейзаж часто выполняет философскую функцию, способствуя воссозданию картины сложного, противоречивого, загадочного мира, находящегося в сотворчестве с человеком, что нашло наиболее полное воплощение в творчестве нашего земляка Ф. Абрамова.

В ходе педагогической деятельности мне удалось выявить неподдельный интерес учащихся к культуре, традициям, привычкам деревенского жителя, а также к особенностям пейзажных зарисовок и их функциям в произведениях писателя. Современный школьник, ежедневно перерабатывая лавину информации, в т.ч. и негативной, посредством общения с природой может заполнить внутреннюю пустоту, успокоиться и обрести гармонию с миром.

На протяжении многих лет занимаясь научно- исследовательской работой и применяя ее материалы на практике, я убедилась в целесообразности рассмотрения тематики, проблематики, идейно-философского содержания абрамовской прозы и личностей персонажей в тесной связи с образами северной природы, являющимися важнейшим средством передачи авторских оценок, раскрытия внешнего облика персонажей и особенностей их характеров. Не случайно М. Пришвин писал: «На протяжении всей жизни необходимо искать и находить в природе прекрасные стороны души человека».

«В деревне виднее природа и люди», — отмечал Н. Рубцов. Наверное, поэтому, читая Абрамова, на примере непростых судеб сельских тружеников дети учатся беззаветно любить родную землю. У многих из них появляется стремление, не думая о личной выгоде, внести посильный вклад в ее процветание, как это делали Пряслины, Анфиса Минина, Иван Лукашин и другие герои писателя.

Прочитав о физических и нравственных трудностях, выпавших на долю северной крестьянки, труженицы и матери, которая в тяжелое для страны время взвалила на свои плечи всю мужскую работу, представители нового поколения начинают понимать и ценить ее подвиг самопожертвования, чувство долга, готовность почти даром трудиться на благо своей деревни, своей страны. Учащиеся не перестают восхищаться нравственностью героинь Абрамова, их красотой и эстетическим вкусом, порожденными суровым, но по-своему прекрасным родным краем.

Будни и праздники сельских жителей проходят среди северной природы, являющейся для них источником радости, красоты и самой жизни, из щедрых кладовых которой берут они лекарство, пищу, материалы для изготовления предметов быта, незамысловатых поделок, игрушек и украшений.

Речь северян, сдержанная, простая и неспешная, — на первый взгляд будто порождение северных худородных земель, холодных рек и непролазных снегов. Однако услышав, почувствовав сердцем её красоту, меткость и мудрость, школьники открывают для себя не только душевные качества и характеры земляков писателя, но и особенности пинежской природы, находящейся в сотворчестве с человеком.

Произведения Абрамова, слияние в них природы и человека, производят огромное впечатление на открытые сердца детей. Учащиеся начинают чувствовать свою причастность к миру родной природы, ответственность за ее судьбу.

Восхищает их и стиль писателя, простой, точный, но в то же время красивый и информационно емкий. Прочитав, услышав родниковое слово Абрамова, вдумчивый читатель узнаёт много нового о Русском Севере, проникается глубоким уважением к житейской мудрости наших дедов и прадедов, полнее ощущает чудодейственную силу народного языка. Писательская любовь к землякам, восхищение их стойкостью и нравственностью передаются читателю.

В абрамовских героях невольно видишь свои черты, узнаешь характеры друзей и близких. Находя в книгах любимого писателя описания образцов народного искусства, ты сам чувствуешь желание создать что-то своими руками, а от нахлынувших впечатлений просто хочется петь: ведь именно через песню изливает душу истинный северянин, скупой на внешние проявления эмоций.

Читая Абрамова, по-новому, с большей лю­бовью начинаешь смотреть на березку за окном, слушать легкий шум накрапывающего дождя, следить за неспешными движениями нахохлившегося воробья. Приходит ощущение спокойствия и полной умиротворенности, начинаешь невольно чувствовать себя частицей скромной, но любимой с детства родной северной природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век. — М.: Современник, 1987. — С. 216, 279-280.

Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1982. — С. 50.

  1. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1985. — С. 126.
  2. Вострышев М. Родом с Пинеги // Литературная Россия. — 1983. — 15 апр. — С.11-12.
  3. Земля Федора Абрамова / Сост. Л. Крутикова. — М.: Современник, 1986.
  4. Конспект-2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. — Архангельск: Издательство ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. — С. 58.
  5. Новожилова Н.Л. Научно-исследовательская работа «Образы местных реалий как компонент художественной модели Ф. Абрамова».
  6. Солоухин В.А. Созерцание чуда: Очерки. — М.: Современник, 1986. — С. 56.
  7. Турков А.М. Федор Абрамов. — М.: Советский писатель, 1987. — С. 191.