Федоров А. Нужен ли библиотечный блог? От любителей – к профессионалам / А. Федоров // Библиотечное дело. – 2011. – № 8. – №. 11. – С. 9-11.
Сегодня практически все библиотеки страны имеют собственные библиотечные сайты, на которых размещают официальную информацию. Но давайте посмотрим, уважаемые коллеги, когда в последний раз вы обновляли свой библиотечный сайт? Когда вообще его посещали?
Зачастую интернет-представительство вашей библиотеки существует в Сети лишь формально. Эффективность такого представительства можно сравнить с неработающим светофором (вроде и есть, но не используется). Ваш библиотечный сайт может, словно светофор, который висит на виду у потока автолюбителей, мигая жёлтым сигналом, оставаться статичным, безликим и неэффективным.
И тут на помощь приходит живой, участливый регулировщик. Он не стоит на месте; он активно жестикулирует, вступает в диалог (регулирует дорожное движение), помогает сделать выбор, указывает направление движения.
Разница очевидна: сейчас уже недостаточно просто присутствовать в Интернете и ждать, что пользователи сами вас найдут, придут в вашу библиотеку. Конечно, вы можете привлечь посетителей на сайт, но что заставит их стать его фанатом, регулярно его читать, возвращаться на этот вебресурс снова и снова и, конечно же, приводить друзей? Использование блога является ещё одним эффективным и доступным инструментом для продвижения библиотечной мысли (услуги, обслуживания и т. д.).
А нужны ли блоги библиотекарям?
Общаясь с руководителями библиотек, я часто задаю им вопрос: «А зачем вообще нужны блоги библиотекарям?» Ответов было множество, как «за», так и «против».
Давайте рассуждать вместе. У вас есть что сказать публике? Хватит ли этого, чтобы сделать блог? Конечно. библиотечный блог не обязательно должен обновляться каждый день, но хотя бы один раз в неделю надо напоминать о себе. А учитывая, что посты нечастые, они должны быть весьма качественными.
Вам нравится писать? Блогинг есть не что иное, как писательство. Кстати, умение писать развивается по мере того как вы пишете: чем дальше, тем лучше.
Вы готовы отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение? Блогам нужна человечность — это всё же дневник, и читатели хотят видеть мнение конкретного человека, который пишет пост.
Придётся быть (или очень быстро стать) менее эмоциональным. Когда вы выражаете своё мнение на блоге, то получаете множество комментариев — от читателей и просто проходивших мимо. Надо рассудительно к этому относиться. Часто лучше промолчать, чем оправдываться.
Ваши ожидание реалистичны? Вы готовы ждать результатов? Блогинг — это марафон, а не стометровка. Для того. чтобы блог начал из себя что-то представлять, требуется время.
В своём блоге «Медиатека школы» Елена Ястребцева перечисляет, что ещё можно делать в библиотечном блоге:
- вести уроки библиотечно-информационной грамотности (и это. наверное, есть самая замечательная идея!) — обучать пользоваться различными сервисами, давать советы по культуре чтения. проводить исследования литературных произведений, совмещая при этом возможности книжных текстов и сервисов Веб 2.0;
- ориентироваться при выборе книг и других ресурсов для своего фонда на реальные потребности пользователей. которые и «делают» заказ;
- поддерживать пользователей библиотеки в их стремлении создавать и размещать в блогах новые ресурсы (видео, тексты, аудио и т. д.);
- в проведении библиотечных акций и мероприятий ориентироваться на отражённые в блогах потребности пользователей-участников педагогического процесса;
- размещать информацию о новых поступлениях (часть электронного каталога?).
- в Календаре отражать информацию о мероприятиях школы и библиотеки;
- приводить ссылки на полезные ресурсы для учителей, школьников и родителей: на справочные ресурсы, на аннотированные онлайн-ресурсы;
- может быть, размещать наиболее яркие примеры творческих работ учащихся, обучающихся библиотечно-информационной грамотности;
- общаться с пользователями;
- не боятся «нетрадиционной» систематизации фонда, используя при этом в блоге метки (теги);
- наряду с ценностью книги и чтения понимать ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации (См.: Что делает библиотекарь в своём блоге // http^/biblio-media.blogspot.com/ 2009/07/blog-post 02.html)
Основные заблуждения
Иногда руководству библиотеки кажется. что создать блог — дело одной минуты. Это не так. Давайте попробуем перечислитьь основные заблуждения руководства библиотек.
Заблуждение 1. Методист (Марья Ивановна) сидит без дела, пусть она и сделает блог
Человеку, который использует Word явлений, сразу создать хороший блог будет сложно. Многим может показаться, что скачав с Интернета соответствующий обучающий курс или купив книгу, можно сразу же создать отличный профессиональный блог. Увы, это не так. Вы получаете только знания, а не результат. Для ведения библиотечного блога существуют различные CMS. Среди них — и WordPress, и Drupal. и Joomla, которые в настоящий момент являются популярными системами для ведения блогов.
Заблуждение 2. Коллега, друг или родственник имеет свой блог, так пусть он и нам его сделает.
Иметь свой блог и создавать профессиональные блоги, исходя из потребностей заказчика — очень разные вещи. Может случиться так, что сделать-то он его сделает, но качество блога будет отвратительным. Вопрос платности блог-хостинга считаю открытым. Преимущества блог-хостингов основаны на бесплатности использования, и это понятно, но вот наличие чужой рекламы, невозможность расширить функционал блога, ограничения в дизайне и отсутствие каких-либо прав на блог оборачивается некоторыми неудобствами.
Заблуждение 3. Сделаем блог в «Моём мире», «Вконтакте», или «Одноклассниках»
Социальные сети сейчас стремительно набирают популярность, но не стоит их переоценивать: они могут дополнять блог, а не заменять его. Что же касается такого модного сервиса как Твиттер, то лимит в 140 символов на сообщение не позволяет использовать его для эффективного библиотечного маркетинга, ограничиваться только им.
Критерии оценки хорошего библиотечного блога
Представим, что все заблуждения руководителя рассеяны. Принято решение о создании библиотечного блога. Встаёт вопрос: а как оценить, хорошим или не очень получится будущий библиотечный блог, есть ли какие-либо критерии успешности?
Бесспорно, для глубокого анализа требуются специальные знания и опыт, но для того чтобы составить правильное впечатление о библиотечном блоге, достаточно знать несколько основных признаков хорошего блога.Давайте рассмотрим список основных требований к блогу, по которым вы сможете оценить свой (или любой другой) блог. Он не претендует на полноту, мы можем добавить в него и другие параметры.
- Платформа блога
Профессиональный блог, как мне кажется, должен располагаться на платном хостинге. Попытки сделать серьёзный блог в ЖЖ. blogger и других блог-хостингах характеризуют блог как несерьёзный, непрофессиональный (согласен, вопрос спорный, так как многие хорошие блоги хостятся именно на blogger).
В качестве системы управления блогом (CMS) многие выбирают WordPress. как лучшую на сегодняшний день систему.
- Домен
Хороший блог должен иметь доменное имя второго уровня (например. blog.ru, blogonika.ru). Доменное имя должно состоять из одного, максимум двух слов, быть коротким и лаконичным. Желательно, чтобы доменное имя характеризовало блог, тему блога или автора и запоминалось на слух.
- Дизайн блога
Дизайн хорошего блога должен подчёркивать тематику блога, иметь понятную структуру и аккуратное исполнение. В случае, если для дизайна был выбран готовый шаблон, то он должен быть до конца переведён, доделан и, желательно, оптимизирован под задачи библиотечного блога.
- Контент блога
Контент (содержание) блога должен соответствовать его теме, быть актуальным, интересным и понятным читателям. Кроме того, посты блога должны быть не только хорошо написаны, но и хорошо оформлены, что улучшает восприятия информации и демонстрирует профессионализм блогера. Главный показатель активности и востребованности хорошего профессионального блога — количество и качество комментариев. Как правило, в комментариях ведутся дискуссии, задаются вопросы, даются ответы. Хороший признак, если автор блога сам участвует в обсуждении.
Данные критерии, повторюсь, лежат на поверхности. Конечно, если копнуть глубже, то можно предъявить больше требований. Самое главное: библиотечный блог и всё, что на нём находится, должен нравиться — прежде всего, самому блогеру. Тогда ведение блога будет доставлять удовольствие автору и приносить пользу читателям.
Популярным библиотечный блог может быть лишь в том случае, если ваши читатели смогут ответить на вопрос: «Почему этот блог просто необходимо читать, подписаться, комментировать, возвращаться на него снова и снова?»
Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности. Надо всего лишь:
- подумать, что вы даёте или хотите дать аудитории (например: знания, опыт, положительные эмоции, навыки и умения. Или, например, хотите, избавить библиотеки от проблем, заблуждений и др.);
- перечислить, какие выгоды получат от этого ваши читатели (хорошее настроение, новые знания, деньги, комфортное общение);
- связать одно с другим в виде короткого лаконичного текста.
А дальше — работайте над ним. сделайте свой библиотечный блог настолько привлекательным и понятным вашей аудитории, что не подписаться, не читать, не комментировать ваш блог будет полным безумием.
Что дальше?
Интернет развивается очень быстро. То, что сегодня популярно, завтра устаревает, а послезавтра становится раритетом.
Сегодня библиотечный блогом можно назвать корпоративный блог (блог библиотеки), личный блог библиотекаря, интернет-дневник в «ЖЖ» — в общем, все ресурсы, которые имеют регулярно обновляемый контент с возможностью комментирования и подписки. Само определение блога состоит из двух составляющих — «web log», то есть интернет-журнал событий или сокращённо «blog». В последние несколько лет блогеры пробуют на вкус такие термины, как «тлог», «сплог», «моблог», «блогкаст», а такие составные термины, как «видеоблог», «фотоблог», «новостной блог» уже никого не удивляют.
Сейчас библиотечные блоги находятся на пике популярности, но нужно понимать, что основная масса этих блогов не создают контент, а лайкают, ретвитят и репостят. Со временем эту деятельность начнут строго разграничивать, так как разделяют тех, кто играет в футбол для души, после работы (вторая или третья лига), и тех. кто зарабатывает этим на хлеб (премьер-лига).
Думаю, что в скором времени случится так. что ведение блога будет прописано в должностной инструкции и это не будет покушением на личное время библиотекаря. И за такие чудеса, как производство контента, библиотечным блогерам будут платить огромные деньги — как сейчас платят профессиональным спортсменам. Всем будет интересно наблюдать за профессиональными блогерами, ими будут восторгаться, но взять и сделать так, как они, уже будет нереально (Это всё равно, что сравниться в скорости с профессиональным атлетом, посвятившему всю жизнь спорту.)
Успехов!
Андрей Олегович Фёдоров, доцент, зав. кафедрой библиотековедения и библиографии Чувашского государственного института культуры и искусств, кандидат педагогических наук, автор блога «Идеи простых решений» (http://ideafor, info)