Мухина Н. История с продолжением. Школа и библиотека: воспитать читателя / Н. Мухина // Библиотека в школе. – 2010. – С. 12–16.
УЧИТЕЛЬ литературы – нечастый автор на страницах газеты «Библиотека в школе». Да и опыт сотрудничества (именно СОТРУДНИЧЕСТВА) детской библиотеки с учителем, когда урок литературы начинается в библиотеке, а продолжается в школе, – не так уж часто можно наблюдать в наши дни. Учитель (особенно после сокращения количества часов на литературу) на какие-либо предложения со стороны библиотеки идёт неохотно. Ещё начальная школа – туда-сюда, а чтоб со старшими...
Этот текст родился после выступления Натальи Николаевны Мухиной, учителя русского языка и литературы школы № ИО. па круглом столе по вопросам взаимодействия школы п библиотеки в Манеже в рамках ярмарки «Школа от А до Я» накануне нового учебного года.
В ПОСТОЯННОМ ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ
Чтение – процесс творческий, и ему надо учиться всю жизнь, учиться терпеливо и настойчиво. И не только учитель открывает ученику увлекательный мир книги. Верным помощником учителя русского языка и литературы может стать библиотекарь. Мой многолетний учительский опыт подтверждает, что терпение, творчество и труд, общие усилия учителя и библиотекаря могут сделать многое на пути ученика к чтению. Первой детской библиотекой, с которой мне довелось сотрудничать, была детская библиотека № 1 им. А.И.Герцена. Она расположена на юго-востоке столицы. А затем, когда я перешла в школу № 47 (тогда ещё не гимназию), – началось моё многолетнее сотрудничество с библиотекой А.П.Гайдара. Привела туда меня и класс, в котором я была классным руководителем, школьный библиотекарь Елена Михайловна Севостьянова – человек интеллигентный и эрудированный. Сейчас я преподаю в школе № 110 им. М. Эрнандеса, она расположена в получасе ходьбы от библиотеки, однако сотрудничество продолжается.
Формы организации работы, которые мы выбираем в нашей совместной работе, разнообразные:
- уроки литературы в библиотеке;
- уроки-концерты, посвящённые жизни и творчеству писателей, и чтение классики мастерами художественного слова – актёрами московских театров;
- обзоры литературных новинок и тематические обзоры, проводимые квалифицированными библиотекарями;
- комплекс мероприятий, связанных с литературно-краеведческими играми; встречи с создателями книг – писателями, художниками, издателями; литературные костры.
На этапе составления плана совместных мероприятий что-то предлагает библиотека, что-то предлагаю я, и мы находим общие точки соприкосновения. Естественно, что из всего многообразия, я, как учитель русского языка и литературы (причём не во всех параллелях), выбираю то, что нам важнее, ближе, интереснее.
В рабочей таблице представлены примерные темы и формы совместных мероприятий с библиотекой им. А.П.Гайдара из планов разных лет.
А ещё были «Загадки Шерлока Холмса», «Мир, которому нет места» (Рэй Брэдбери), «Японская литература» – всего и не припомнишь. Но и неполный перечень уроков литературы в библиотеке красноречиво говорит о том, как учитель может расширить возможности урока, контактируя с хорошей библиотекой.
№ |
Направление деятельности |
Содержание работы в библиотеке |
1. |
Литература как искусство слова |
Экскурсия в библиотеку |
2. |
Сказки |
• Клайв С. Льюис. «Хроники Нарнии» • Сказки Гофмана • Выставка книжной графики «Современные художники – иллюстраторы сказок» |
3. |
А.С.Пушкин |
• Лицейские друзья Пушкина • Прослушивание музыки Г.Свиридова к повести «Метель» • Творчество П.Вяземского • Правда и вымысел в трагедии «Моцарт и Сальери». На уроке звучит музыка Моцарта, Сальери, Гайдна • Памятник Пушкину в Москве • Пушкин и декабристы • Урок-концерт по творчеству А.С.Пушкина • Литературно-краеведческая игра «Пушкин в Москве» • Пушкинский бал |
4. |
Н.А.Некрасов «Русские женщины» |
«В добровольном изгнании» (подвиг жён декабристов) |
5. |
Былины «Поучение Владимира Мономаха» |
Урок-концерт Рыцарский турнир вежливости |
6. |
Л.Н.Толстой. |
• «Севастопольские рассказы» – история создания • Образ полководца Кутузова в художественной и мемуарной литературе: обзор • «Денис Давыдов – поэт и партизан» • Правда и вымысел в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» • Урок-концерт «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» • Посещение музея Л.Н.Толстого в Хамовниках |
7. |
Сороковые – роковые... |
• Поэзия Великой Отечественной • Урок-концерт из произведений Великой Отечественной войны. • Б.Васильев. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»: обзор творчества • В.Быков. «Обелиск», «Сотников» • Сборник «Страницы памяти», К.Симонов. «Дни и ночи», В.Богомолов. «Иван», «В августе 44-го» |
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА НАЧИНАЮТСЯ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Уроки литературы в библиотеке, проводимые Юлией Петровной Питецкой и Ольгой Петровной Семёновой, органично вплетаются в систему школьных уроков русского языка и литературы. Именно с этими библиотекарями мы чаще всего и проводим уроки литературы, однако есть и у других сотрудников библиотеки свой конёк.
Так, в восьмом классе подготовка к сочинению «Описание памятника А.С.Пушкину в Москве (работы А.М.Опекушина)» начинается в библиотеке, а продолжается в классе.
Библиотекарь Наталья Владимировна Коцеруба во время занятия не только рассказывает о скульпторе А.М.Опекушине, архитекторе И.С.Богомолове, подрядчике А.А.Баринове, но и знакомит с книгами, в которых можно получить информацию о том, как был организован открытый конкурс проектов памятника поэту, какие проекты были представлены на этот конкурс, как был организован сбор пожертвований на памятник и каким образом памятник «переехал» с Тверского бульвара на площадь Страстного монастыря... Книги по данной теме можно тут же на уроке посмотреть и взять на абонементе.
Курьёзные истории-вопросы, звучащие на уроке, оживляют мыслительную деятельность учащихся, проверяют их наблюдательность. Вот один из подобных вопросов:
В газете «Московские ведомости» на Рождество 1889 года написали о некоем Е„ который адресовал визитную карточку таким образом: «Москва. Его благородию Александру Сергеевичу Пушкину, на Тверском бульваре, положить в шляпу».
Как вы думаете, смогли ли положить визитную карточку в шляпу?
Ответ: А. С. Пушкин держит шляпу за поля, которые прилегают к плащу, так что положить в шляпу визитную карточку невозможно, – вызывает вначале затруднения, а потом дружный смех у учащихся.
А ведь мы очень часто проходим мимо этого памятника и словно не видим его!
При описании памятника важны не только память, но и зоркость ученика. Подготовленный библиотекой буклет-конспект по обсуждаемой теме, который на уроке получает каждый ученик, помогает восстановить все детали разговора в библиотеке. При таком подходе вероятность того, что учащиеся окажутся не подготовленными к сочинению-описанию, снижается.
На уроке русского языка мы в продолжение библиотечного урока:
- определим разницу в значении слов «проект» и «проекция», «архитектор» и «скульптор»; «памятник», «скульптурная группа», «статуя», «обелиск», «монумент», «мемориальный комплекс», «стела»;
- вспомним, какой материал используется в создании памятника (бронза, мрамор, гранит, глина, сталь, железобетон, дерево);
- поговорим о способе обработки (высечь, вырубить, выдолбить, вырезать, отлить, изваять, вылепить);
- уточним разницу в управлении («памятник героя» и «памятник герою»);
- остановимся на деталях скульптуры.
А на уроке литературы вспомним, какие слова высечены на постаменте. После урока в библиотеке ребята с лёгкостью вспомнят строки из стихотворения А.С.Пушкина, а кто испытает затруднение, обратится к буклету: в нём стихотворение напечатано полностью.
Эпиграф к стихотворению – слова римского поэта Квинта Горация – путь к сопоставлению произведений А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, М.ВЛомоносова и определение Пушкиным творчества как духовной программы и страстного призыва к бескорыстному служению правде поэзии и жизни. Только так поэт найдёт дорогу к художественному бессмертию, обретёт любовь и признание своей многонациональной Родины.
Далее ребята работают над сочинением – описанием памятника А.С.Пушкину. Это очень трудный жанр.
ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИГРЫ И НЕОЖИДАННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЕЁ УЧАСТНИКОВ
От памятника Пушкину может быть перекинут «мостик» в художественный мир Марины Цветаевой. (Возможно, именно с прогулок к памятнику Пушкину у неё ещё в детстве зародилась любовь к великому поэту.) А через творчество Цветаевой – обращение к творчеству поэтов Серебряного века.
Одна из самых смелых попыток расширить границы читательского горизонта, способствовать опережающему обучению была предпринята нами при организации литературно-краеведческой игры «Серебряный век русской поэзии», заключительный этап которой проходил во «взрослой» библиотеке имени А.П.Чехова (что уже само по себе для восьмиклассников волнительно).
Система заданий, предлагаемых библиотекарями Татьяной Валерьевной Рудишиной и Людмилой Николаевной Муравьёвой, требует от учеников серьёзной подготовки, которую мы осуществляем совместно со школьным библиотекарем Еленой Михайловной Севостьяновой.
На протяжении десяти лет на литературно-краеведческих играх росли и приобщались к истории, культуре и литературе Москвы учащиеся разных школ города. Моим ученикам в разные годы «достались» «Петровская ассамблея», «Пушкинский бал», «Гостиная Серебряного века». Как учитель литературы, должна отметить, что эти игры – не только обращение к творческой лаборатории писателя, но и всесторонняя кропотливая работа с книгой (надо и одеться в духе времени, и танцевать в духе времени, и на вопросы отвечать).
Готовясь к литературному турниру по творчеству А.С.Пушкина, ученики ещё и посещают места, связанные с именем великого поэта, в Москве и Московской области. Мой класс так увлечённо готовился к Пушкинскому балу, что заинтересованность ребят поразила и обрадовала родителей. И взрослые организовали для детей поездки в Петербург и его окрестности, в Пушкинские Горы, в нижегородское имение поэта – Болдино...
Глубокая, всесторонняя подготовка порой вызывает потребность и самому попробовать перо. Так произошло с Настей Трубачёвой, в то время ученицей седьмого класса, которая вела по время поездки в Пушкинские Горы «путевые записки». Хочется привести фрагмент её «Поляницы» – стилизации под текст древнерусской былины:
Во второй день поехали в места Святогорские,
А про эти места в летописи Псковской написано.
Что явися в Воронищине, на Синичьих горах,
Проща именем пречистыя Богородицы,
И начася многое прощение человеком всяким недугом.
Поклонились могиле Пушкина Александра сына Сергеевича.
А под развесистыми деревами русский поэт покоится,
Да на самом краю высока гора обрывается.
Ай прелестны поля да леса русски открываются.
Александр сын Сергеевич любил ярмарки Святогорские.
По-крестьянскому переоденется,
В армяке круглым воротом принарядится,
А у пояса кушак красный шелковый.
Мужики так не догадываются,
Что сам барин с ними братается.
Стали детушки пехотою прохаживати.
Шла аллея Еловая посажена
Ганнибалом Осипом сыном Абрамовичем.
Высоки ели мощные,
Плетнями гибкими окружённые.
Заповедный край есть край Пушкина,
Не запретным тот край является,
Заповеди любви, дружбы, веселья здесь даруются.
НАШИ ОБЩИЕ ПРАЗДНИКИ И БУДНИ
Когда мы были маленькими, из радиоточки на кухне, из первых телевизоров в комнате доносилась правильная речь дикторов, звучала в основном классическая музыка. И ещё, например,транслировались радиоспектакли. Мы не очень задумывались над смыслом, но был общий культурный фон, которого практически не встретишь сегодня на радио и телевидении (а если где-то он и есть, то эти программы вне поля интересов современных школьников).
Считаю большой удачей, что библиотека Гайдара организует уроки-концерты, посвящённые творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.И.Цветаевой, А.Грина.
После чтения «Лета Господня» Ивана Шмелёва в классе возник интерес к тексту этого непростого для школьников произведения. Чтение мастеров слова обостряет слух ученика и вновь заставляет перечитать знакомые страницы.
Одна из самых сложных и нелюбимых тем предмета – «Древнерусская литература». Мы попробовали построить занятие по этой теме как самостоятельное изучение текстов в библиотеке и подготовку урока под руководством библиотекаря. Ребята не только изучили литературу по данному периоду, рекомендованную библиотекарем, но и смогли удивить одноклассников своими вопросами-ловушками по теме. Один вопрос помню до сих пор, потому что он был задан именно мне (на каждом подобном уроке учитель – такой же читатель, как и остальные): «Кто из русских князей, как и Грэй, ходил под алыми парусами?»
При изучении трудных тем помогают творческие задания и даже внеклассные мероприятия. Так, при подготовке к Рыцарскому турниру вежливости детям было предложено написать приветствие в былинном стиле, а правила поведения в школе сформулировать, сохраняя стилевые черты «Поучения Владимира Мономаха».
«Поучение о поведении в школе», составленное семиклассником Николаем Артамоновым, вызывает неподдельный интерес и может быть использовано в воспитательных целях в любой школе (см. с. 15).
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Совместная работа с библиотекой никогда не ограничивается только учебной программой.
В 2005 году (год 60-летия Победы) библиотека Гайдара предложила своим читателям принять участие в написании сборника «Страницы памяти» и рассказать о своих родных (ныне живущих или оставшихся только в семейной памяти) – участниках Великой Отечественной войны. Откликнулись три ученика моего класса. Подготовка материалов в сборник стала «стартовой площадкой» для участия ребят в окружных конкурсах. На основе публикаций были созданы следующие работы:
Иван Вдовин – «Они водрузили знамя над Рейхстагом»,
Анастасия Коробенкова – «Они встретились в блокадном Ленинграде»,
Алёна Перевезенкова – «Есть такая профессия – защищать Родину».
Все они были представлены на окружном конкурсе ученических проектов, где команда одержала победу.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОСТРЫ В СОКОЛЬНИКАХ
Ежегодные литературные костры, которые проходят в усадьбе Ляминых в Сокольниках, завершают учебный год.
Костёр требует серьёзной подготовки. И помогает нам в этом библиотекарь Оксана Анатольевна Сахарова. А вдохновителем все годы проведения литературных костров была директор библиотеки Альбина Васильевна Ситиленкова. Готовясь к празднику «Пятый литературный костёр в Сокольниках» (а мои ученики в разное время принимали участие в четырёх таких праздниках), который проходил 27 мая 2006 года в усадьбе Ляминых, команда должна была выполнить следующее домашнее задание:
- перечитать шесть книг – юбиляров 2006 года;
- выбрать название своей команды, иметь форменные отличия, подготовить рапорт о добрых делах за период с 28 мая 2005 года по 27 мая 2006 года, выбрать отрядную песню и «речёвку»;
- украсить в своей библиотеке или школе «Книжкино дерево» игрушками с цитатами из любимых книг, игрушками – героями книг, открытками с нарисованными на них обложками любимых книг;
- написать историю (легенду) своего «Книжкиного дерева»;
- изготовить игрушки для главного «Книжкиного дерева», установленного в усадьбе Ляминых.
В 2007 году именно на литературном костре произошла удивительная встреча ребят с иллюстратором «Золотого ключика» художником Леонидом Викторовичем Владимирским, который, как оказалось, является выпускником школы № 110. Этот факт лёг в основу творческого проекта Никиты Кораблёва «Моя первая книга», отмеченного на окружном конкурсе.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Победы учащихся в городских и окружных олимпиадах по литературе, в конкурсе «Самый читающий класс», победы в читательских викторинах в рамках Недели детской книги в Доме творчества на Воробьёвых горах – отражение успехов нашей нелёгкой, порой незаметной работы, которую мы осуществляем вместе год за годом.
И ещё: именно библиотека А.П.Гайдара стала местом встречи выпускников, закончивших школу 11 лет назад. И уже они приводят сюда своих детей.
Таким образом, сотрудничество с библиотекой – это:
- расширение границ«програм- много чтения», воспитание потребности учиться;
- воспитание читательского вкуса;
- осуществление индивидуального подхода в обучении;
- формирование компетенций;
- пропедевтика обучения;
- развитие творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора учащихся, повышение уровня культуры и воспитанности;
- работа с одарёнными детьми и развитие одарённости в детях.
За каждым мероприятием огромный труд учителя и библиотекаря. И плоды совместной деятельности не всегда зрелые. Но дорогу осилит идущий... При этом важно помнить: плохой хозяин растит сорняки, хороший – рис, умный возделывает почву, дальновидный растит смену. Каждый шаг – это стремление к творческим открытиям, открытиям удивительного мира книги, познанию самого себя.
- Ученики или кто другой, читая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет её в сердце и не лениться будет, а трудиться. Рано вставайте, пусть не застанет вас солнце в постели, не опаздывайте на занятия. Не пропускайте уроки без причины уважительной, ибо трудно будет восстанавливать упущенное.
- Не соревнуйтесь с лукавыми и хитрыми, не завидуйте отличникам, а станьте ещё лучше, но не хвалитесь, чтобы не стали вас проклинать. Творите добро, помогайте товарищам, уклоняйтесь от зла и гоните его, ибо злые будут наказаны. Научитесь поступать благочестиво, побуждая себя к добрым делам. Не мстите за злое дело, а забудьте и не старайтесь причинить вред обидчику.
- На уроке не ленитесь, не считайте ворон, грызите гранит науки, ибо пригодятся потом знания. Слушайте внимательно, когда объясняют, отвечайте чётко, когда спрашивают. Не кидайтесь на урокеучебниками и записками, не болтайте и не отвлекайтесь, ибо плохо учителю и вам, если не поймётеи не запомните правиладане сделаете заданий. На контрольных не списывайте, ибо это не сделает вас умнее. Коли учитель вышел, сидите тихо, не шумите. А если сосед по парте илитоварищ разбушевался да всем мешает, остановите его, не дайте урок сорвать.
- Не носите одежду неподобающую, надевайте, что требуют: девочки юбки и пиджаки синие, мальчики – костюмы чистые и аккуратные. Не забывайте менять обувь уличную, грязную, ибо труда добавите уборщице школьной.
- Берегите имущество школьное: не расписывайте парты узорами дивными, не ломайте мебель казённую, не рвите книги учёные.
- Уважайте и чтите директора славного и учителей мудрых. Будьте вежливы и приветливы, если встретили одноклассника или учителя, поприветствуйте его, не забудьте улыбнуться.
- Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл. Если новичок в ваш класс пожаловал, устройте ему радушную встречу, познакомьтесь с ним, объясните всё, ибо не знает он учеников и учителей. Больного товарища проведайте.
- На перемене не бегайте, не сбивайте учителей да маленьких детей, не кричите покриком звериным, не свистите посвистом соловьиным, дабы не раздражать окружающих.
- Будьте аккуратными и опрятными, поддерживайте чистоту, не мусорите, ибо чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Уважайте дежурных, а коли сами ими являетесь, убирайте класс, не ленитесь, поливайте цветы – для своего же блага, ибо будет класс красив и чист.
- Коли поесть захотелось, идите в столовую, но помните: столовая – не поле битвы. Не толкайтесь, не пихайтесь, а дождитесь очереди своей, гулите всё, что душе угодно, а потом садитесь за столы дубовые, белыми скатертями покрытые, и ешьте вволю.
Эту грамотку прочитав, подвигнитесь на всякие дела добрые. Любите школу свою великую, учитесь с желанием, дабы не расстраивать родителей да учителей.
Наталья Николаевна Мухина, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 110 им. М.Эрнандеса с углублённым изучением испанского языка, Москва