Васильева Т. Славный сын России / Т. Васильева // Школьная библиотека. – 2012. – № 4-5. – С. 123–129.
Уважаемые читатели!
В июне весь цивилизованный мир отмечает Пушкинский день России, и, конечно, приятно, что своим опытом проведения этого праздника с нами поделился коллектив библиотеки, носящей имя великого поэта.
Приоритетная группа читателей филиала № 4 г. Волжского — юношество. В расчете именно на эту аудиторию здесь проводятся множественные досуговые и познавательные мероприятия. В Пушкинском салоне проходят литературномузыкальные вечера, конкурсы и викторины, интеллектуально-развивающие игры. Гордость библиотеки — «Пушкинские чтения» в форме литературных уроков, видеолекториев, бесед. Специально для молодежи разработаны брейн-ринги и вечера-встречи с интересными людьми. Вот и при проведении Пушкинского дня в этом году присутствовала в основном молодежная аудитория — воспитанники детских садов, учащиеся школ и техникумов, городские книголюбы и поэты.
Городская библиотека № 5 города Волжского Волгоградской области была открыта 25 декабря 1967 года. Ныне официальное ее название — филиал № 5 МБУ «Муниципальная информационная библиотечная система». Но в городе ее называют гораздо проще и вместе с тем — представительнее: Библиотека имени А.С. Пушкина.
В 1999 году на городской площади перед детским кукольным театром «Арлекин» был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину, и с тех пор по инициативе местных поэтов здесь стали проводиться празднования Пушкинского дня России.
25 июля 2000 года Волжский городской Совет народных депутатов присвоил филиалу № 5 имя А.С. Пушкина. Поэтому неудивительно, что вся дальнейшая жизнь библиотеки пронизана созданием своего рода «Пушкинианы» — библиотечно-просветительных и воспитательных мероприятий, прочно связанных с именем А.С. Пушкина и его творениями. Это является основным направлением работы библиотеки, которая имеет свою линию
деятельности — гуманитарную. Ее коллектив трудится по особой «Пушкинской программе». Специально с этой целью библиотека приобрела книжный фонд пушкинских и литературоведческих изданий. Есть ценные, редкие книги о Пушкине, собраны современные исследования его творчества — журнальные и газетные статьи о гениальном поэте, бережно хранятся разработки сценариев, литературных игр, конкурсов, викторин, тексты бесед по пушкинской тематике. Имеется и отдельная «пушкинская» картотека.
Пушкинская тематика постоянно придавала свои оттенки событиям, которые широко отмечались в библиотеке, носящей имя великого поэта. Например, 2007 год был объявлен «Годом русского языка», и все мероприятия, которые проводились в русле этого направления, конечно же, были окрашены светом пушкинского гения, фактически создавшего наш литературный язык. А 2008 год — Год семьи — позволил обратиться к событиям личной жизни Пушкина, начиная от дней его детства. Текущий год объявлен «Годом российской истории», и, конечно, мы не могли пройти мимо этого, ибо позволяло открыть для многих наших читателей Пушкина как историка, обратившись к его поистине энциклопедическим отражениям событий русской истории в стихах и прозаических произведениях. Поэтому творчество Пушкина-историка стало стержнем проведения посвященного ему памятного дня. Судите сами: великий сын России воспел в своих произведениях события Киевской Руси и времен Смуты, времена пугачевского бунта и 1812 года.
И вот жарким солнечным утром 6 июня волжане собрались у памятника Александру Сергеевичу, чтобы перечитать его стихи, чтобы вспомнить и перелистать страницы его прозы. Ведущие мероприятия — библиотекарь Светлана Свистухина и актер Степан Гаю — сделали небольшой экскурс в биографию Пушкина, зачитали отрывки из некоторых его произведений.
Есть имена как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
ВЕДУЩАЯ. Дорогие, друзья! Мы открываем Пушкинский день России. 26 мая по старому стилю, или 6 июня по новому, 1799 года по всей Москве звонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате и на Тверской.
ВЕДУЩИЙ. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик — будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали: «Ура!». Правда, это ликование и колокольный звон не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла Первого. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений.
ВЕДУЩАЯ. 6 июня объявлено Президентом России одновременно Пушкинским днем России и Днем русского языка, кроме того, 2012 год — Год российской истории. И сегодня на нашей встрече все эти три явления сольются воедино, ибо невозможно представить русский язык без его создателя — Пушкина, а историю России — без книг Пушкина, в которых она отражена.
ВЕДУЩИЙ. С торжественными словами для открытия праздника к нам обращаются депутаты Волгоградской областной Думы — Головачева Тамара Петровна и Жилин Василий Дмитриевич.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РОССИИ
ВЕДУЩАЯ. Творчество Пушкина — это фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин — новатор в области стиля и создатель русского литературного языка.
Язык я русский буду прославлять,
Доколе моя Родина — Россия!
И всем хочу сегодня пожелать,
Чтобы родной язык дарил вам силы!
Как он многообразен, чист, велик!
И гении свои труды на нем творили!
Наш русский удивительный язык —
Богатство, достояние России!
ВЕДУЩИЙ. В стихах Пушкина впервые зазвучала живая русская речь, впервые открылся русский мир. Все были очарованы мощными звуками пушкинской поэзии.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
ВЕДУЩАЯ. Все творчество Александра Сергеевича Пушкина связано с его глубоким знанием истории русского народа. По его произведениям можно изучать историю Отечества. Это действительно настоящая «энциклопедия русской жизни» с ее обычаями, обрядами,историческими фактами и историческими деятелями. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
ВЕДУЩИЙ. Пушкин гордился прошлым своей родины, верил в ее светлое будущее. «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков...» — писал Пушкин. Пушкин как историк рассказал нам о важных событиях нашей Родины, показал картины далеких времен: Киевскую Русь, Смутное время, эпоху Петра Первого, восстание Пугачева.
РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ
ВЕДУЩАЯ. Истории Древней Руси, 1150-летие которой мы отмечаем в этом году, Пушкин посвятил немало произведений. Истинно народной стала его «Песнь о вещем Олеге».
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Вот как о будущей славе Олега говорит ему кудесник:
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
Настоящим гимном победам русского оружия звучит финал стихотворения:
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
ВЕДУЩИЙ. В своей юношеской поэме «Руслан и Людмила» Пушкин описывает Киевскую Русь — веселый свадебный пир у князя Владимира — Красное Солнышко.
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
ВЕДУЩАЯ. Но для нас эта поэма ценна образом русского богатыря, защитника Святой Руси — Руслана. Руслан — истинный русский герой, он терпелив в испытаниях, решителен в действиях. Сейчас вы посмотрите историческую реконструкцию боя русских богатырей. Ее вам продемонстрирует коллектив Клуба исторического фехтования «Дракар», которым руководитель Пайвин Артем.
Сразились витязи жестоко;
Сердца их гневом стеснены,
Уж копья брошены далеко,
Уж мечи раздроблены,
Кольчуги кровию покрыты,
Щиты трещат, в куски разбиты...
Итак, перед вами — два старинных воина, мечи звенят, шлемы летят с голов, зрелищно и устрашающе.
(Идет показ сцены боевого сражения на мечах)
ВЕДУЩИЙ. А теперь, после такого мощного выброса адреналина, вернемся к мирным забавам.
Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук...
Так воспето в поэме «Руслан и Людмила» появление древнего гусляра. На нашей встрече «Сказ о земле Русской» исполнит на гуслях Зубарева Катя, воспитанница музыкальной школы № 1. Приглашаем ее на нашу импровизированную сцену.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
ВЕДУЩАЯ. Эпоху Смутного времени Пушкин наиболее ярко отразил в своей знаменитой трагедии «Борис Годунов». Неразберихой во власти России воспользовались поляки, захватив Москву.
(Следует показ «Сцены у фонтана» из трагедии «Борис Годунов».)
С а м о з в а н е ц
... День целый ожидал
Я тайного свидания с Мариной,
Обдумывал все то, что ей скажу,
Как обольщу ее надменный ум,
Как назову московскою царицей...
М а р и н а (входит)
Царевич!
С а м о з в а н е ц
Она!.. Вся кровь во мне остановилась.
М а р и н а
Димитрий! Вы?
С а м о з в а н е ц
Волшебный, сладкий голос!
Ты ль, наконец? Тебя ли вижу я,
Одну со мной, под сенью тихой ночи?
М а р и н а
Я требую, чтоб ты души своей
Мне тайные открыл теперь надежды,
Намеренья и даже опасенья;
Чтоб об руку с тобой могла я смело
Пуститься в жизнь — не с детской слепотой,
Не как раба желаний легких мужа,
Наложница безмолвная твоя,
Но как тебя достойная супруга,
Помощница московского царя.
С а м о з в а н е ц
О, дай забыть хоть на единый час
Моей судьбы заботы и тревоги!
Забудь сама, что видишь пред собой Царевича.
Марина! зри во мне Любовника, избранного тобою...
М а р и н а
...Не юноше кипящему, безумно
Плененному моею красотой,
Знай: отдаю торжественно я руку
Наследнику московского престола,
Царевичу, спасенному судьбой.
С а м о з в а н е ц
... Скажи: когда б не царское рожденье
Назначила слепая мне судьба;
Когда б я был не Иоаннов сын,
Не сей давно забытый миром отрок, —
Тогда б... тогда б любила ль ты меня?..
М а р и н а
Димитрий ты и быть иным не можешь;
Другого мне любить нельзя.
С а м о з в а н е ц
...А хочешь ли ты знать, кто я таков?
Изволь, скажу: я бедный черноризец;
Явился к вам; Димитрием назвался
И поляков безмозглых обманул.
Что скажешь ты, надменная Марина?
Довольна ль ты признанием моим?
Что ж ты молчишь?
М а р и н а
О стыд! о горе мне!
С а м о з в а н е ц
...В твоих руках теперь моя судьба,
Реши: я жду. (Бросается на колени.)
М а р и н а
... У ног своих видала
Я рыцарей и графов благородных;
Но их мольбы я хладно отвергала...
С а м о з в а н е ц (встает)
Царевич я. Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться. —
Прощай навек. Игра войны кровавой,
Судьбы моей обширные заботы
Тоску любви, надеюсь, заглушат.
О как тебя я стану ненавидеть...
М а р и н а
... Постой, царевич. Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа.
С тобою, князь, она меня мирит...
Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву.
С а м о з в а н е ц
Змея! змея! — Недаром я дрожал.
Она меня чуть-чуть не погубила.
Но решено: заутра двину рать.
ВЕДУЩАЯ. Но народное ополчение, собранное Мининым и Пожарским, отстояло Москву. И в этом году Россия отмечает 400- летие освобождения Москвы от польских интервентов.
МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ
ВЕДУЩИЙ. С какой гордостью, любовью Пушкин описывает Москву, столицу нашей Родины, в знаменитом романе «Евгений Онегин»:
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе
Москва, я думал о тебе!
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
ВЕДУЩАЯ. Не меньшею любовью пронизаны строки, посвященные Санкт-Петербургу, молодому тогда городу. В поэме «Медный всадник» Санкт-Петербургу посвящены страницы, созданные в строгом классическом стиле. Вот как поэт описывает Санкт-Петербург.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады...
ВЕДУЩИЙ. Пушкин всегда добросовестно работал над историческими материалами, тщательно изучал их, исследовал, много читал. Гениальность сочеталась в нем с огромной трудоспособностью — он умел и любил работать.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
ВЕДУЩАЯ. Пушкин ценил личность в истории, восхищался мощью власти Петра Первого. В стихотворении «Стансы» поэт показывает Петра как идеального монарха.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Эпохе Петра Первого Пушкин посвятил исторический роман «Арап Петра Великого», поэму «Полтава» и до самой смерти работал над «Историей Петра Первого».
ВЕДУЩИЙ. Поэма «Медный всадник» явилась одним из творческих успехов А.С. Пушкина в реальном изображении деятельности Петра Первого, который «Россию вздернул на дыбы». Наряду с героическим пафосом поэт показывает всю сложность и противоречивость петровского времени.
ВЕДУЩАЯ. Пушкин описал тему крестьянского движения в произведении «История Пугачева». Царь Николай Первый посчитал, что такой преступник, как Пугачев, не может иметь истории, и велел назвать книгу «История пугачевского бунта». Пушкин же видел в Пугачеве народного вождя, рассказал о нем как о человеке умном, талантливом. Народные массы шли за Пугачевым, верили в него, слагали о нем песни, сказания. Повесть «Капитанская дочка» Пушкин также посвятил Пугачеву.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
ВЕДУЩИЙ. На глазах А.С. Пушкина происходили многие исторические события: лицейская жизнь Пушкина совпала со временем Отечественной войны 1812 года.
ВЕДУЩАЯ. В этом году наша страна отмечает 200 лет Отечественной войны, Бородинского сражения. Это событие состоялось, когда Пушкин еще учился в Царскосельском лицее. «Мы видели полки, шедшие воевать с Наполеоном. Как бились наши сердца! Как хотели мы разить французов! Как горячо мы обсуждали подвиг генерала Раевского, который повел с собой в бой двух сыновей — Александра 16 лет и Николая 11 лет. Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги!» — вспоминали лицеисты.
...Вы помните: текла за ратью рать;
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас...
ВЕДУЩИЙ. О событиях Отечественной войны 1812 года А.С. Пушкин упоминает в своем знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин».
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
ВЕДУЩАЯ. Перенесемся в XIX век, посмотрите, как торжественный бальный танец «полонез» исполняют воспитанники школы искусств «Гармония». Перед вами — ансамбль «Диво», хореограф — Жилина Елена Борисовна. На несколько минут наша площадка превратится в бальный зал XIX века.
(Идет выступление танцевального ансамбля.)
ВЕДУЩИЙ. Пушкин считал историю великим учителем, единственным надежным ориентиром национального самосознания. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», — писал великий сын России Александр Сергеевич Пушкин.
ВЕДУЩАЯ.
И в этот миг, когда венчает
Его вся Русь, — еще тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.
(Звучит запись финала «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».)
ВЕДУЩИЙ. Пушкин — идейный вдохновитель не только последующих поэтов и писателей, но и музыкантов, режиссеров. Более 1000 композиторов неоднократно обращались к его творчеству. Примерно 500 произведений великого поэта легли в основу трех тысяч музыкальных произведений.
ВЕДУЩАЯ. На сюжеты Пушкина великими русскими композиторами написаны лучшие отечественные оперы. Чайковским — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», Глинкой — «Руслан и Людмила», Мусоргским — «Борис Годунов», Римским-Корсаковым — «Моцарт и Сальери», Рахманиновым — «Алеко», Даргомыжским — «Каменный гость».
ВЕДУЩИЙ. Сейчас вам представится еще одна возможность убедиться в музыкальности поэзии Пушкина. Преподаватель музыкальной школы № 2 Н.К. Толочек исполнит романсы на стихи А.С.Пушкина.
(Идет исполнение романсов.)
ВЕДУЩАЯ. Программа Пушкинского дня России сегодня подошла к концу. Мы объявляем «свободный микрофон». Кто хочет прочитать стихи Пушкина или свои собственные — милости просим на сцену!
ВЕДУЩИЙ. Мы благодарим всех за внимание. А с вами сегодня были — ведущий сотрудник библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Свистухина.
ВЕДУЩАЯ. И актер, читатель нашей библиотеки Степан Гаю.
«Наша память хранит с малолетства веселое имя — Пушкин» (А. А. Блок).
Вспомните жизнь и творчество Пушкина, ответив на следующие вопросы:
- «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду поэт? (Свою няню Арину Родионовну.)
- Саша Пушкин рос нелюбимым ребенком в родной семье. Показывал ли писатель в своих произведениях счастливые семейства, где и отец, и мать любят свое чадо? (В «Полтаве» — семья Кочубеев, в «Капитанской дочке» — семьи Гриневых и Мироновых, в «Метели» — мать и отец Марьи Гавриловны.)
- У кого из пушкинских героев были няни, и как их звали? (У Татьяны Лариной — Филиппьевна и у Владимира Дубровского — Егоровна.)
- О ком начинающий поэт скажет: «Вы дядя мой и на Парнасе» и почему? (О Василии Львовиче Пушкине, родном брате его отца и известном поэте.)
- Знаете ли вы продолжение известного пушкинского афоризма о воспитании: «Мы все учились понемногу ... »? («Чему-нибудь и как- нибудь».)
- Говоря о гувернерах Онегина, Пушкин вспоминал и своих: «Сперва ... за ним ходила, Потом ... ее сменил». Кто они? («...madam», «...monseur».)
- В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Царскосельского лицея? (19 октября.)
- Какие прозвища были у Пушкина в Лицее? (Француз и Обезьяна.)
- Впоследствии Пушкин напишет: «Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам ... ». Что называет он Отечеством? (Царское Село.)
- Кто был в Лицее поэтическим лидером в первые два года пребывания там Пушкина? (Илличевский).
- Какое первое стихотворение Пушкина было опубликовано и под каким псевдонимом? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы» в 1814 за подписью Нкшп — согласные буквы «перевернутой» фамилии.)
- Одно из первых посвящений Пушкину: «Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением» — предсказывало ему будущую славу. Кто сумел предугадать ее? (А. А. Дельвиг.)
- Какое свое юношеское увлечение Пушкин опишет в «Евгении Онегине» как пребывание в «волшебном краю»? (Театр.)
- Пролог к поэме «Руслан и Людмила» заканчивается словами: «Там русский дух, там Русью пахнет». Где «там»? (У Лукоморья.)
- Кто рассказал автору «сказку эту»? (Кот ученый.)
- Назовите трех соперников Руслана. Кто из них похож на шекспировского героя? (Воин Рогдай, хазарский хан Ратмир и Фальстаф — «в пирах никем не побежденный», чье имя сходно с именем обжоры и хвастуна Фальстафом у Шекспира.)
- Кто и как оживил мертвого Руслана? (Волшебник Финн мертвой и живой водой.)
- Какие герои «Руслана и Людмилы» произносят эти слова, и к кому они обращены: а) «Ах, витязь, то была Наина!» (Финн говорит Руслану)-, б) «Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу!». (Руслан говорит Голове.)
- Что стало с волшебником Черномором в финале поэмы? (Он был принят в шуты при дворе князя Владимира.)
- В чем заключалась сила Черномора? (В бороде.)
- В какой сказке Пушкина есть еще один персонаж по имени Черномор, и кем он был? (В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» это имя носил военачальник морских богатырей — гордый и отважный дядька Черномор.)
- В каком произведении Пушкин назовет своих читателей «друзьями Людмилы и Руслана»? («Евгений Онегин».)
- Какой поэт подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Жуковский.)
- Бывал ли Пушкин за границей? (Нет.)
- Кто из друзей навестил опального поэта в Михайловском? О ком из них он напишет: «...ты первый посетил, ты усладил изгнанья день печальный»? (Пущин и Дельвиг. О Пущине.)
- Решив тайно покинуть Михайловское, Пушкин тронулся в путь. Почему он вернулся обратно? (Ему встретился поп, и заяц перебежал дорогу. Пушкин был суеверен, а эти приметы считались недобрыми.)
- Какие стихотворения Пушкин написал, используя в заглавии слово «зимняя»? («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».)
- Какие звуки слышит поэт в завывании вьюги в стихотворении «Зимний вечер»? («То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя».)
- Как первоначально называлась трагедия «Борис Годунов»? («Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гоишке Отрепьеве».)
- Какими строками завершается стихотворение Пушкина «Пророк» — своеобразным напутствием всем поэтам? («Глаголом жги сердца людей».)
По Л.Л. Бельской
Т.М. Васильева, заведующая библиотекой № 5 им. А.С. Пушкина, г. Волжский Волгоградской области