Васильева Т. Славный сын России / Т. Васильева // Школьная библиотека. – 2012. – № 4-5. – С. 123–129.

Уважаемые читатели!

В июне весь цивилизованный мир отмечает Пушкинский день России, и, конечно, приятно, что своим опытом проведения этого праздника с нами поделился коллектив библиотеки, носящей имя великого поэта.

Приоритетная группа читателей филиала № 4 г. Волжского — юношество. В расчете именно на эту аудиторию здесь проводятся множественные досуговые и познавательные мероприятия. В Пушкинском салоне проходят литературно­музыкальные вечера, конкурсы и викторины, интеллектуально-развивающие игры. Гордость библиотеки — «Пушкинские чтения» в форме литературных уроков, видеолекториев, бесед. Специально для молодежи разработаны брейн-ринги и вечера-встречи с интересными людьми. Вот и при проведении Пушкинского дня в этом году присутствовала в основном молодежная аудитория — воспитанники детских садов, учащиеся школ и техникумов, городские книголюбы и поэты.

Городская биб­лиотека № 5 го­рода Волжского Волгоградской облас­ти была открыта 25 декабря 1967 года. Ныне официальное ее название — филиал № 5 МБУ «Муниципаль­ная информационная библиотечная систе­ма». Но в городе ее на­зывают гораздо проще и вместе с тем — представительнее: Библиотека имени А.С. Пушкина.

В 1999 году на городской площади перед детским кукольным театром «Арлекин» был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину, и с тех пор по инициа­тиве местных поэтов здесь стали прово­диться празднования Пушкинского дня Рос­сии.

25 июля 2000 года Волжский городской Совет народных депутатов присвоил фи­лиалу № 5 имя А.С. Пушкина. Поэтому неу­дивительно, что вся дальнейшая жизнь библиотеки пронизана созданием своего рода «Пушкинианы» — библиотечно-прос­ветительных и воспитательных мероприя­тий, прочно связанных с именем А.С. Пуш­кина и его творениями. Это является ос­новным направлением работы библиотеки, которая имеет свою линию

деятельности — гуманитарную. Ее коллек­тив трудится по особой «Пушкинской прог­рамме». Специально с этой целью библио­тека приобрела книжный фонд пушкинских и литературоведческих изданий. Есть цен­ные, редкие книги о Пушкине, собраны современные исследования его творчест­ва — журнальные и газетные статьи о гени­альном поэте, бережно хранятся разра­ботки сценариев, литературных игр, кон­курсов, викторин, тексты бесед по пушки­нской тематике. Имеется и отдельная «пушкинская» картотека.

Пушкинская тематика постоянно придавала свои оттенки событиям, которые широко отме­чались в библиотеке, носящей имя великого по­эта. Например, 2007 год был объявлен «Годом русского языка», и все мероприятия, которые проводились в русле этого направления, конеч­но же, были окрашены светом пушкинского ге­ния, фактически создавшего наш литературный язык. А 2008 год — Год семьи — позволил обра­титься к событиям личной жизни Пушкина, начи­ная от дней его детства. Текущий год объявлен «Годом российской истории», и, конечно, мы не могли пройти мимо этого, ибо позволяло отк­рыть для многих наших читателей Пушкина как историка, обратившись к его поистине энцикло­педическим отражениям событий русской исто­рии в стихах и прозаических произведениях. По­этому творчество Пушкина-историка стало стержнем проведения посвященного ему па­мятного дня. Судите сами: великий сын России воспел в своих произведениях события Киевс­кой Руси и времен Смуты, времена пугачевского бунта и 1812 года.

И вот жарким солнечным утром 6 июня вол­жане собрались у памятника Александру Сер­геевичу, чтобы перечитать его стихи, чтобы вспомнить и перелистать страницы его прозы. Ведущие мероприятия — библиотекарь Свет­лана Свистухина и актер Степан Гаю — сдела­ли небольшой экскурс в биографию Пушкина, зачитали отрывки из некоторых его произве­дений.

Есть имена как солнце! Имена —

Как музыка! Как яблони в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена.

ВЕДУЩАЯ. Дорогие, друзья! Мы открываем Пушкинский день России. 26 мая по старому стилю, или 6 июня по новому, 1799 года по всей Москве звонили колокола. Они гремели у Нег­линных и Покровских ворот, на Арбате и на Тверской.

ВЕДУЩИЙ. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик — бу­дущее солнце русской поэзии. Москвичи выбе­гали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали: «Ура!». Правда, это ликование и коло­кольный звон не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла Первого. Но все равно прият­но, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений.

ВЕДУЩАЯ. 6 июня объявлено Президентом России одновременно Пушкинским днем Рос­сии и Днем русского языка, кроме того, 2012 год — Год российской истории. И сегодня на нашей встрече все эти три явления сольются воедино, ибо невозможно представить русский язык без его создателя — Пушкина, а историю России — без книг Пушкина, в которых она отражена.

ВЕДУЩИЙ. С торжественными словами для открытия праздника к нам обращаются депута­ты Волгоградской областной Думы — Голова­чева Тамара Петровна и Жилин Василий Дмит­риевич.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РОССИИ

ВЕДУЩАЯ. Творчество Пушкина — это фун­дамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин — новатор в области стиля и создатель русского литератур­ного языка.

Язык я русский буду прославлять,

Доколе моя Родина — Россия!

И всем хочу сегодня пожелать,

Чтобы родной язык дарил вам силы!

Как он многообразен, чист, велик!

И гении свои труды на нем творили!

Наш русский удивительный язык —

Богатство, достояние России!

ВЕДУЩИЙ. В стихах Пушкина впервые за­звучала живая русская речь, впервые открылся русский мир. Все были очарованы мощными звуками пушкинской поэзии.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

ВЕДУЩАЯ. Все творчество Александра Сер­геевича Пушкина связано с его глубоким знани­ем истории русского народа. По его произведе­ниям можно изучать историю Отечества. Это действительно настоящая «энциклопедия рус­ской жизни» с ее обычаями, обрядами,истори­ческими фактами и историческими деятелями. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

ВЕДУЩИЙ. Пушкин гордился прошлым сво­ей родины, верил в ее светлое будущее. «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечест­во, или иметь другую историю, кроме истории наших предков...» — писал Пушкин. Пушкин как историк рассказал нам о важных событиях на­шей Родины, показал картины далеких времен: Киевскую Русь, Смутное время, эпоху Петра Первого, восстание Пугачева.

РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ

ВЕДУЩАЯ. Истории Древней Руси, 1150-ле­тие которой мы отмечаем в этом году, Пушкин посвятил немало произведений. Истинно на­родной стала его «Песнь о вещем Олеге».

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

Вот как о будущей славе Олега говорит ему кудесник:

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

Настоящим гимном победам русского ору­жия звучит финал стихотворения:

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

ВЕДУЩИЙ. В своей юношеской поэме «Рус­лан и Людмила» Пушкин описывает Киевскую Русь — веселый свадебный пир у князя Влади­мира — Красное Солнышко.

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

ВЕДУЩАЯ. Но для нас эта поэма ценна об­разом русского богатыря, защитника Святой Ру­си — Руслана. Руслан — истинный русский ге­рой, он терпелив в испытаниях, решителен в действиях. Сейчас вы посмотрите историческую реконструкцию боя русских богатырей. Ее вам продемонстрирует коллектив Клуба историчес­кого фехтования «Дракар», которым руководи­тель Пайвин Артем.

Сразились витязи жестоко;

Сердца их гневом стеснены,

Уж копья брошены далеко,

Уж мечи раздроблены,

Кольчуги кровию покрыты,

Щиты трещат, в куски разбиты...

Итак, перед вами — два старинных воина, мечи звенят, шлемы летят с голов, зрелищно и устрашающе.

(Идет показ сцены боевого сражения на мечах)

ВЕДУЩИЙ. А теперь, после такого мощного выброса адреналина, вернемся к мирным заба­вам.

Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук...

Так воспето в поэме «Руслан и Людмила» по­явление древнего гусляра. На нашей встрече «Сказ о земле Русской» исполнит на гуслях Зу­барева Катя, воспитанница музыкальной школы № 1. Приглашаем ее на нашу импровизирован­ную сцену.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

ВЕДУЩАЯ. Эпоху Смутного времени Пушкин наиболее ярко отразил в своей знаменитой тра­гедии «Борис Годунов». Неразберихой во влас­ти России воспользовались поляки, захватив Москву.

(Следует показ «Сцены у фонтана» из трагедии «Борис Годунов».)

С а м о з в а н е ц

... День целый ожидал

Я тайного свидания с Мариной,

Обдумывал все то, что ей скажу,

Как обольщу ее надменный ум,

Как назову московскою царицей...

М а р и н а (входит)

Царевич!

С а м о з в а н е ц

Она!.. Вся кровь во мне остановилась.

М а р и н а

Димитрий! Вы?

С а м о з в а н е ц

Волшебный, сладкий голос!

Ты ль, наконец? Тебя ли вижу я,

Одну со мной, под сенью тихой ночи?

М а р и н а

Я требую, чтоб ты души своей

Мне тайные открыл теперь надежды,

Намеренья и даже опасенья;

Чтоб об руку с тобой могла я смело

Пуститься в жизнь — не с детской слепотой,

Не как раба желаний легких мужа,

Наложница безмолвная твоя,

Но как тебя достойная супруга,

Помощница московского царя.

С а м о з в а н е ц

О, дай забыть хоть на единый час

Моей судьбы заботы и тревоги!

Забудь сама, что видишь пред собой Царевича.

Марина! зри во мне Любовника, избранного тобою...

М а р и н а

...Не юноше кипящему, безумно

Плененному моею красотой,

Знай: отдаю торжественно я руку

Наследнику московского престола,

Царевичу, спасенному судьбой.

С а м о з в а н е ц

... Скажи: когда б не царское рожденье

Назначила слепая мне судьба;

Когда б я был не Иоаннов сын,

Не сей давно забытый миром отрок, —

Тогда б... тогда б любила ль ты меня?..

М а р и н а

Димитрий ты и быть иным не можешь;

Другого мне любить нельзя.

С а м о з в а н е ц

...А хочешь ли ты знать, кто я таков?

Изволь, скажу: я бедный черноризец;

Явился к вам; Димитрием назвался

И поляков безмозглых обманул.

Что скажешь ты, надменная Марина?

Довольна ль ты признанием моим?

Что ж ты молчишь?

М а р и н а

О стыд! о горе мне!

С а м о з в а н е ц

...В твоих руках теперь моя судьба,

Реши: я жду. (Бросается на колени.)

М а р и н а

... У ног своих видала

Я рыцарей и графов благородных;

Но их мольбы я хладно отвергала...

С а м о з в а н е ц (встает)

Царевич я. Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться. —

Прощай навек. Игра войны кровавой,

Судьбы моей обширные заботы

Тоску любви, надеюсь, заглушат.

О как тебя я стану ненавидеть...

М а р и н а

... Постой, царевич. Наконец

Я слышу речь не мальчика, но мужа.

С тобою, князь, она меня мирит...

Пора, пора! проснись, не медли боле;

Веди полки скорее на Москву.

С а м о з в а н е ц

Змея! змея! — Недаром я дрожал.

Она меня чуть-чуть не погубила.

Но решено: заутра двину рать.

ВЕДУЩАЯ. Но народное ополчение, соб­ранное Мининым и Пожарским, отстояло Москву. И в этом году Россия отмечает 400- летие освобождения Москвы от польских ин­тервентов.

МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

ВЕДУЩИЙ. С какой гордостью, любовью Пушкин описывает Москву, столицу нашей Родины, в знаменитом романе «Евгений Оне­гин»:

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе

Москва, я думал о тебе!

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

ВЕДУЩАЯ. Не меньшею любовью прониза­ны строки, посвященные Санкт-Петербургу, мо­лодому тогда городу. В поэме «Медный всад­ник» Санкт-Петербургу посвящены страницы, созданные в строгом классическом стиле. Вот как поэт описывает Санкт-Петербург.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады...

ВЕДУЩИЙ. Пушкин всегда добросовестно работал над историческими материалами, тща­тельно изучал их, исследовал, много читал. Ге­ниальность сочеталась в нем с огромной тру­доспособностью — он умел и любил работать.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ВЕДУЩАЯ. Пушкин ценил личность в исто­рии, восхищался мощью власти Петра Первого. В стихотворении «Стансы» поэт показывает Пет­ра как идеального монарха.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Эпохе Петра Первого Пушкин посвятил исто­рический роман «Арап Петра Великого», поэму «Полтава» и до самой смерти работал над «Ис­торией Петра Первого».

ВЕДУЩИЙ. Поэма «Медный всадник» яви­лась одним из творческих успехов А.С. Пушкина в реальном изображении деятельности Петра Первого, который «Россию вздернул на дыбы». Наряду с героическим пафосом поэт показыва­ет всю сложность и противоречивость петровс­кого времени.

ВЕДУЩАЯ. Пушкин описал тему крестья­нского движения в произведении «История Пугачева». Царь Николай Первый посчитал, что такой преступник, как Пугачев, не может иметь истории, и велел назвать книгу «Исто­рия пугачевского бунта». Пушкин же видел в Пугачеве народного вождя, рассказал о нем как о человеке умном, талантливом. Народ­ные массы шли за Пугачевым, верили в него, слагали о нем песни, сказания. Повесть «Ка­питанская дочка» Пушкин также посвятил Пу­гачеву.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

ВЕДУЩИЙ. На глазах А.С. Пушкина происхо­дили многие исторические события: лицейская жизнь Пушкина совпала со временем Отечест­венной войны 1812 года.

ВЕДУЩАЯ. В этом году наша страна отмеча­ет 200 лет Отечественной войны, Бородинского сражения. Это событие состоялось, когда Пуш­кин еще учился в Царскосельском лицее. «Мы видели полки, шедшие воевать с Наполеоном. Как бились наши сердца! Как хотели мы разить французов! Как горячо мы обсуждали подвиг ге­нерала Раевского, который повел с собой в бой двух сыновей — Александра 16 лет и Николая 11 лет. Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги!» — вспоминали лицеисты.

...Вы помните: текла за ратью рать;

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас...

ВЕДУЩИЙ. О событиях Отечественной войны 1812 года А.С. Пушкин упоминает в своем знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин».

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

ВЕДУЩАЯ. Перенесемся в XIX век, посмот­рите, как торжественный бальный танец «поло­нез» исполняют воспитанники школы искусств «Гармония». Перед вами — ансамбль «Диво», хореограф — Жилина Елена Борисовна. На не­сколько минут наша площадка превратится в бальный зал XIX века.

(Идет выступление танцевального ансамбля.)

ВЕДУЩИЙ. Пушкин считал историю великим учителем, единственным надежным ориенти­ром национального самосознания. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное мало­душие», — писал великий сын России Александр Сергеевич Пушкин.

ВЕДУЩАЯ.

И в этот миг, когда венчает

Его вся Русь, — еще тесней

С его душою нас сближает

И в жизнь, и в счастье, и в людей

Нам веру гордую вселяет.

(Звучит запись финала «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».)

ВЕДУЩИЙ. Пушкин — идейный вдохнови­тель не только последующих поэтов и писате­лей, но и музыкантов, режиссеров. Более 1000 композиторов неоднократно обращались к его творчеству. Примерно 500 произведений вели­кого поэта легли в основу трех тысяч музыкаль­ных произведений.

ВЕДУЩАЯ. На сюжеты Пушкина великими русскими композиторами написаны лучшие отечественные оперы. Чайковским — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», Глинкой — «Руслан и Людмила», Мусоргским — «Борис Годунов», Римским-Корсаковым — «Моцарт и Сальери», Рахманиновым — «Алеко», Даргомыжским — «Каменный гость».

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вам представится еще одна возможность убедиться в музыкальности поэзии Пушкина. Преподаватель музыкальной школы № 2 Н.К. Толочек исполнит романсы на стихи А.С.Пушкина.

(Идет исполнение романсов.)

ВЕДУЩАЯ. Программа Пушкинского дня России сегодня подошла к концу. Мы объявляем «свободный микрофон». Кто хочет прочитать стихи Пушкина или свои собственные — милос­ти просим на сцену!

ВЕДУЩИЙ. Мы благодарим всех за внима­ние. А с вами сегодня были — ведущий сотруд­ник библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Свистухина.

ВЕДУЩАЯ. И актер, читатель нашей библио­теки Степан Гаю.

«Наша память хранит с малолетства веселое имя — Пушкин» (А. А. Блок).

Вспомните жизнь и творчество Пушкина, от­ветив на следующие вопросы:

  1. «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду поэт? (Свою няню Арину Родионовну.)
  2. Саша Пушкин рос нелюбимым ребенком в родной семье. Показывал ли писатель в своих произведениях счастливые семейства, где и отец, и мать любят свое чадо? (В «Полтаве» — семья Кочубеев, в «Капитанской дочке» — семьи Гриневых и Мироновых, в «Метели» — мать и отец Марьи Гавриловны.)
  3. У кого из пушкинских героев были няни, и как их звали? (У Татьяны Лариной — Филиппьевна и у Владимира Дубровского — Егоровна.)
  4. О ком начинающий поэт скажет: «Вы дядя мой и на Парнасе» и почему? (О Василии Льво­виче Пушкине, родном брате его отца и извест­ном поэте.)
  5. Знаете ли вы продолжение известного пушкинского афоризма о воспитании: «Мы все учились понемногу ... »? («Чему-нибудь и как- нибудь».)
  6. Говоря о гувернерах Онегина, Пушкин вспоминал и своих: «Сперва ... за ним ходила, Потом ... ее сменил». Кто они? («...madam», «...monseur».)
  7. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Царско­сельского лицея? (19 октября.)
  8. Какие прозвища были у Пушкина в Лицее? (Француз и Обезьяна.)
  9. Впоследствии Пушкин напишет: «Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам ... ». Что называет он Отечеством? (Царское Село.)
  10. Кто был в Лицее поэтическим лидером в первые два года пребывания там Пушкина? (Илличевский).
  11. Какое первое стихотворение Пушкина было опубликовано и под каким псевдонимом? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы» в 1814 за подписью Нкшп — согласные буквы «пе­ревернутой» фамилии.)
  12. Одно из первых посвящений Пушкину: «Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением» — предсказывало ему будущую славу. Кто сумел предугадать ее? (А. А. Дельвиг.)
  13. Какое свое юношеское увлечение Пушкин опишет в «Евгении Онегине» как пребывание в «волшебном краю»? (Театр.)
  14. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» за­канчивается словами: «Там русский дух, там Русью пахнет». Где «там»? (У Лукоморья.)
  15. Кто рассказал автору «сказку эту»? (Кот ученый.)
  16. Назовите трех соперников Руслана. Кто из них похож на шекспировского героя? (Воин Рогдай, хазарский хан Ратмир и Фальстаф — «в пирах никем не побежденный», чье имя сходно с именем обжоры и хвастуна Фальстафом у Шекспира.)
  17. Кто и как оживил мертвого Руслана? (Вол­шебник Финн мертвой и живой водой.)
  18. Какие герои «Руслана и Людмилы» произ­носят эти слова, и к кому они обращены: а) «Ах, витязь, то была Наина!» (Финн говорит Русла­ну)-, б) «Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спу­щу!». (Руслан говорит Голове.)
  19. Что стало с волшебником Черномором в финале поэмы? (Он был принят в шуты при дво­ре князя Владимира.)
  20. В чем заключалась сила Черномора? (В бороде.)
  21. В какой сказке Пушкина есть еще один персонаж по имени Черномор, и кем он был? (В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» это имя носил во­еначальник морских богатырей — гордый и от­важный дядька Черномор.)
  22. В каком произведении Пушкин назовет своих читателей «друзьями Людмилы и Русла­на»? («Евгений Онегин».)
  23. Какой поэт подарил Пушкину свой порт­рет с надписью «Победителю-ученику от побеж­денного учителя»? (Жуковский.)
  24. Бывал ли Пушкин за границей? (Нет.)
  25. Кто из друзей навестил опального поэта в Михайловском? О ком из них он напишет: «...ты первый посетил, ты усладил изгнанья день пе­чальный»? (Пущин и Дельвиг. О Пущине.)
  26. Решив тайно покинуть Михайловское, Пушкин тронулся в путь. Почему он вернулся об­ратно? (Ему встретился поп, и заяц перебежал дорогу. Пушкин был суеверен, а эти приметы считались недобрыми.)
  27. Какие стихотворения Пушкин написал, используя в заглавии слово «зимняя»? («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».)
  28. Какие звуки слышит поэт в завывании вьюги в стихотворении «Зимний вечер»? («То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя».)
  29. Как первоначально называлась трагедия «Борис Годунов»? («Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гоишке Отрепьеве».)
  30. Какими строками завершается стихотво­рение Пушкина «Пророк» — своеобразным на­путствием всем поэтам? («Глаголом жги сердца людей».)

По Л.Л. Бельской

Т.М. Васильева, заведующая библиотекой № 5 им. А.С. Пушкина, г. Волжский Волгоградской области