Кузнецова, Е. «В ближности друг с дружкой» : методика подготовки и проведения краеведческих конкурсов / Е. Кузнецова // Библиотека в школе. – 2012. – С. 12–24.
КОНКУРСЫ или... ?
А во славной да во сторонушке северной,
А во славном да во городе Архангельске,
Жил писатель удивительный,
Удивительный да сказочный.
И решил рассказать он о Севере,
Сказкой необычной, небывалою.
Таких сказок ещё мир не видывал.
Всё в них так придумано да выдумано,
Что дивишься, читая их:
Рыбы сами ловятся, сами солятся,
Да сами в бочки укладываются,
Женский голос в людях дырки делает,
А апельсины среди моря растут.
Это отрывок из «Былины о великом поморском сказочнике Степане Писахове», сложенной юными архангелогородцами Антоном Голы- шевым и Алиной Стасюк. Ребята стали участниками олимпиады, организованной нашей библиотекой к 130-летию со дня рождения С.Г.Писахова. Такого задания в олимпиаде не было. Но участникам из Архангельска, видимо, показалось скучно просто ответить на вопросы, и они сочинили былину, очень органично включив в неё свои ответы.
К ежегодным творческим состязаниям наши читатели уже привыкли, многие участвуют в них на протяжении нескольких лет. В нашей библиотеке областные конкурсы проводятся уже более 10 лет, причём каждый следующий не похож на предыдущий: олимпиада, краеведческий марафон, заочная арктическая экспедиция. Конкурсы проводят многие учреждения и организации – в чём специфика и особенности конкурса библиотечного?
Одна из главных задач детской библиотеки – заинтересовать ребёнка чтением. Все мы знаем, что это не так уж и просто, особенно сейчас. Слова о том, что читать нужно, чтобы стать умным и успешным, работают слабо. Нужна другая мотивация, учитывающая психологические особенности детей и подростков. Давайте представим, что мы проводим эксперимент. Двум группам детей одного возраста мы предлагаем прочесть книги конкретного автора или по определённой теме. Причём работа с первой группой ограничивается этим предложением и убеждением, как это важно и нужно. Второй группе мы предлагаем прочесть эти книги, а после прочтения поделиться мыслями, чувствами, впечатлениями и, в зависимости от возраста, выразить их посредством литературного и художественного творчества. Всех участников творческого процесса мы поощряем, особо выделяя при этом лучшие работы. После этого мы проверяем уровень полученных знаний в каждой группе. Где этот уровень окажется выше?
Для работников детских библиотек, как, впрочем, и для педагогов, ответ очевиден. Причём ощутимая разница будет как в количестве, так и в качестве. Окажется, что во второй группе книги прочитало большее количество детей и уровень осмысления прочитанного у них гораздо выше. Детские библиотекари знают, что применение конкурсных форм в комплексе методов повышает мотивацию к чтению, и активно используют их в своей работе.
Одной из самых сложных в ряду многочисленных конкурсных форм являются областные творческие конкурсы. Десятилетний опыт проведения их нашей библиотекой позволяет проанализировать проделанную работу, сделать некоторые выводы и обобщения, которые, возможно, будут полезны коллегам.
В первую очередь необходимо отметить, что областной детский творческий конкурс – трудоёмкая форма работы, требующая высокого профессионализма, привлечения на разных этапах довольно большого количества работников, чёткого распределения обязанностей, координации действий всех участников проекта, работающих по выработанной методике.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Вот так выглядит у нас порядок действий по подготовке и проведению конкурса.
- Выбор темы (актуальность, значимость, доступность).
- Определение цели и задач.
- Поиск и выбор партнёров.
- Разработка положения и рабочих материалов. Отбор информации по теме конкурса.
- Информирование о конкурсе.
- Приём и регистрация работ, ответы на вопросы участников-детей и руководителей.
- Работа жюри. Оценка работ, определение победителей и призёров.
- Разработка сценария заключительного праздника.
- Оформление грамот и призов победителям и участникам.
- Приглашение всех участников на праздник.
- Проведение праздника. Подведение итогов конкурса.
- Информация об итогах конкурса и состоявшемся празднике.
- Подготовка и издание материалов по итогам конкурса.
- Итоговый анализ работы по проекту.
Рассмотрим этапы подготовки и проведения конкурса более подробно на примере конкретного мероприятия – областной творческой олимпиады «И Север в сказках расцветал!»
Выбор темы. Как выбирается тема конкурса. Часто поводом служит знаменательная дата, может быть лучше, если в год юбилея писателя дети ещё раз прочитают, а может, и впервые познакомятся с его книгами? А прочитав, попроют творчески осмыслить и передать свои мысли, чувства, впечатления.
В 2009 г. исполнилось 130 лет со дня рождения С.Г.Писахова. Наша библиотека предложила школьникам области принять участие в облает краеведческой олимпиаде «И Север в красках расцветал!», посвященной юбилею замечательного северного сказочника.
Определение цели и задач. Как правило, они по сути своей схожи: популяризация книги и чтения; побуждение к творчеству; объединение семей, коллективов вокруг интересного творческого дела; кооперация и координа усилий различных учреждений и организаций, работающих с детьми.
Цель олимпиады – приобщение подростков к творческому осмыслению литературного и художественного наследия С.Г. Писахова.
Задачи олимпиады:
- пробудить у подростков интерес к личности и творчеству С.Г.Писахова;
- выявить творческий потенциал участников олимпиады;
- объединить усилия учреждений и организаций Архангельска и области в деле популяризации творчества самобытного северного писателя и художника.
Поиск и выбор партнёров – важная часть подготовки конкурса. Партнёры подключаются на разных этапах: помогают в распространении информации о конкурсе, работают в жюри, участвуют в проведении заключительного праздника, оказывают спонсорскую помощь.
В данном случае партнёрами стали: Архангельское региональное отделение Союза писателей России, Архангельское региональное отделение Союза художников России, Архангельский областной театр кукол, Поморский государственный университет, Архангельский областной коллледж культуры и искусств, государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Музей художника и сказочника Степана Писахова, издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», АГТРК «Поморье».
Разработка положения и рабочих материалов. Отбор информации. От того, насколько грамотно и чётко будут составлены все реглатирующие документы, зависит вся дальнейшая работа по проекту. Главный документ – Положение. В нём должны быть прописаны:
- название конкурса;
- организаторы и партнёры;
- цели и задачи;
- сроки и условия проведения;
- задания, которые необходимо выполнить;
- требования к ним и критерии оценки;
- состав жюри (на усмотрение организаторов);
- информация о подведении итогов;
- адрес, по которому принимаются работы, контактные телефоны и имена.
Очень важно чётко прописать задания, которые необходимо выполнить, требования к ним и критерии оценки. При разработке условий проведения писаховской олимпиады было решено не ограничиваться литературным состязанием, а включить ещё художественное и театральное направления.
Так, художественное состязание предлагалось для учащихся детских школ искусств, художественных школ и кружков. Его участники должны были представить на суд жюри иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова, выполненные в любой технике (на листах формата A3), оформленные в паспарту.
Участники театрального состязания представляли на DVD видеозаписи театральных постановок, моноспектаклей по произведениям С.Г.Писахова.
Литературное состязание состояло из трёх обязательных туров. В первом надо было ответить на 12 вопросов, показав знание биографии и творчества писателя. Второй тур состоял из четырёх вопросов, но в ответах на них надо было выразить своё понимание, свой взгляд на личность и творчество самобытного сказочника и художника. Вот эти вопросы:
- «Писахов Севера» – так образно назвал Степана Григорьевича писатель Илья Эренбург. Как вы понимаете это выражение?
- В чём, по-вашему, уникальность писаховских сказок?
- Есть ли, на ваш взгляд, сходство между картинами и сказками С.Г.Писахова?
- Какая из сказок С.Г.Писахова вам больше всего нравится? Почему?
Задание третьего тура звучало так:
«Архангельск. Писахову». При жизни писателя письма с таким коротким адресом на конверте всегда находили получателя. Напишите и вы письмо сказочнику.
Задания трёх туров литературного состязания вместе со списком необходимой литературы были прописаны в приложении к Положению об олимпиаде.
Следующий этап – информирование о конкурсе, которое проводится через: -СМИ,
- сайт библиотеки,
- партнёров,
- семинары библиотекарей,
- методические объединения учителей,
- мероприятия для школьников, проводимые библиотекой.
Информация об олимпиаде была размещена на сайте библиотеки и в газете «Книгочей», звучала по областному радио, на библиотечных семинарах, методических объединениях учителей, на мероприятиях для школьников. Но самыми верными нашими партнёрами и помощниками остаются детские и сельские библиотеки. Именно они чаще всего информируют о мероприятии юных жителей нашей огромной области, особенно в самых отдалённых и труднодоступных её уголках. Они тиражируют информацию о конкурсе, оформляют книжные выставки в соответствии с нашим списком литературы, оказывают детям помощь в подготовке и оформлении работ и организуют их доставку в областную библиотеку.
Приём и регистрация работ, ответы на вопросы участников-детей и руководителей. Этот этап понятен и не нуждается в комментариях. Чем чётче прописаны условия конкурса в Положении, тем меньше вопросов возникает у участников во время подготовки. При приёме работ обязательно проверяется наличие контактной информации и сведений о взрослом руководителе работы. Это может быть учитель, руководитель кружка, взрослый член семьи.
Работа жюри. Оценка работ, определение победителей и призёров. В срок, указанный в Положении, приём работ прекращается, к работе приступает жюри. Как правило, члены жюри не являются работниками библиотеки. Так, работы участников театрального состязания олимпиады оценивали специалисты Архангельского театра
кукол и преподаватели театрального отделения колледжа культуры, работы в художественном состязании – известные архангельские художники. Задача библиотеки – правильно организовать их работу в жюри, создав необходимые условия и познакомив с критериями оценки и количеством призовых мест. Для оценки работ в литературном состязании в жюри были представлены и библиотекари. Они делали первичный отбор, предлагая для оценки преподавателям Поморского университета и архангельским писателям более сильные работы.
В это же время идёт работа над сценарием заключительного праздника и оформление грамот и призов победителям и участникам, определяется дата проведения заключительного праздника, на который приглашаются все участники олимпиады и их руководители. Как правило, все праздники проходят в зале делового чтения нашей библиотеки. Но подведение итогов олимпиады состоялось в выставочном зале Союза художников, где экспонировались художественные работы участников. Грамоты и призы участникам и победителям вручали члены жюри. Очень значимо для юных авторов живописных работ получить заслуженную награду из рук известного художника, юным актёрам услышать оценку своей работы из уст театрального деятеля, а юным литераторам – слова поддержки от писателя и преподавателя университета. Достойным художественным обрамлением праздника стали прозвучавшие на нём отрывки из литературных работ участников олимпиады, а настоящим его украшением – лучшие постановки участников театрального состязания.
Информация об итогах конкурса и состоявшемся празднике уже на следующий день появилась на сайте нашей библиотеки и была опубликована в газете «Книгочей». Интервью с победителями и отрывки из лучших работ участников олимпиады прозвучали по областному радио. Художественные работы экспонировались в выставочном зале Союза художников. Был подготовлен к печати сборник литературных работ участников олимпиады. К сожалению, из-за финансовых проблем он пока не издан.
Итоговый анализ работы по проекту. Анализировать надо любую работу, особенно это касается таких трудоёмких форм, как областной творческий конкурс. Наша работа связана с детьми, поэтому в ней не бывает мелочей. Конкурс – это соревнование, в котором бывают победители и участники. Дети зачастую очень болезненно воспринимают поражение: они старались, но не вошли в очень ограниченное число победителей. Чтобы не было обид со стороны детей, чтобы у них не пропало желание в дальнейшем пробовать себя в творческих состязаниях, мы вручаем благодарности и памятные призы всем участникам конкурса. Это наша позиция, и мы следуем ей, несмотря на финансовые трудности. Недовольства со стороны взрослых нам удаётся избежать, возможно, потому, что работы участников оценивает профессиональное жюри. Кстати, руководители работ, указанные детьми, также получают благодарности от библиотеки.
НЕМНОГО ОБ ИТОГАХ
Участие в творческих конкурсах не то побуждает детей к грамотному и осмысленному чтению. Оно даёт возможность поразмышлять над прочитанным и высказать своё отношение, мысли и настроения посредством слова, рисунка, театрализации, а значит, способствует формированию интересной, думающей, творческой личности. И в любом случае у них остаются хорошие воспоминания, а у нас – интересные конкурсные работы. Среди них письма, которые участ олимпиады адресовали своему земляку, замечательному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову.
Здравствуйте, Степан Григорьевич!
Пишет Вам Монзикова Марина. Живу я в лесном посёлке Сойга. Выглядит наш поселок так же, как и ваша Уйма. Дома «по угору над рекой поставлены, у каждой избы своя баня. Весной река тоже бывает широкая, берега не видно, и кажется, что деревья растут прямо из воды. Мы, «живя в ближности друг с дружкой», тоже привыкли гоститъся. Да и гостей умеем принимать. Приезжайте к нам в гости, угостим Вас пирогом с лещом. Лещ у нас в Вычегде водится. После всей этой работы я больше сстала понимать Ваши сказки. Но вот до сих пор и не могу сосчитать: сколько же кума Рукавичка выпила чашек кофе?
Здравствуйте, уважаемый Степан Григорьевич!
Пишет Вам Нетёсова Марина из Пинежской деревни Ваймуши. Я знаю, что Ваш дед тоже был пинежанином. Мы свой край очень любим и дорожим. У нас можно ещё услышать подобную речь, как в ваших сказках; всё ещё у нас поют те «морожены песни», о которых вы пишете. Но к сожалению, наши деревни стареют: молодые уезжают в города. Уже не распахиваются поля, не колосится ячмень и рожь, не разводят животных, кроме собак и кошек. Ваши весёлые сказки помогают надеяться, что восторжествует разум и наладится жизнь деревень.
И в заключение – добрый совет от Валерии Беляковой:
«Вы не были на Севере? Приезжайте, будем рады! На баньке по Северной Двине покатаетесь, "пряничков самоходных" отведаете, "кофейком с редькой" попотчуетесь. А если не получится, возьмите томик сказок Писахова, он – лучше путеводителя, и поймёте, что нет ничего прекрасней северной земли и её обитателей».
Елена Борисовна Кузнецова, главный библиограф-краевед Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара