• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Кузнецова, Е. «В ближности друг с дружкой» : методика подготовки и проведения краеведческих конкурсов / Е. Кузнецова // Библиотека в школе. – 2012. – С. 12–24.

Кузнецова, Е. «В ближности друг с дружкой» : методика подготовки и проведения краеведческих конкурсов / Е. Кузнецова // Библиотека в школе. – 2012. – С. 12–24.

КОНКУРСЫ или... ?

А во славной да во сторонушке северной,

А во славном да во городе Архангельске,

Жил писатель удивительный,

Удивительный да сказочный.

И решил рассказать он о Севере,

Сказкой необычной, небывалою.

Таких сказок ещё мир не видывал.

 Всё в них так придумано да выдумано,

Что дивишься, читая их:

Рыбы сами ловятся, сами солятся,

Да сами в бочки укладываются,

Женский голос в людях дырки делает,

А апельсины среди моря растут.

Это отрывок из «Былины о великом поморском сказочнике Степане Писахове», сложенной юными ар­хангелогородцами Антоном Голы- шевым и Алиной Стасюк. Ребята стали участниками олимпиады, организованной нашей библиотекой к 130-летию со дня рождения С.Г.Писахова. Такого задания в олимпиаде не было. Но участникам из Архангельска, видимо, показалось скучно просто ответить на вопросы, и они сочинили былину, очень органично включив в неё свои ответы.

К ежегодным творческим состязаниям наши читатели уже привыкли, многие участвуют в них на протяжении нескольких лет. В нашей библио­теке областные конкурсы проводятся уже более 10 лет, причём каждый следующий не похож на предыдущий: олимпиада, краеведческий мара­фон, заочная арктическая экспедиция. Конкурсы проводят многие учреждения и организации – в чём специфика и особенности конкурса биб­лиотечного?

Одна из главных задач детской библиоте­ки – заинтересовать ребёнка чтением. Все мы знаем, что это не так уж и просто, особенно сейчас. Слова о том, что читать нужно, чтобы стать умным и успешным, работают слабо. Нужна другая мотивация, учитывающая пси­хологические особенности детей и подростков. Давайте представим, что мы проводим экспе­римент. Двум группам детей одного возраста мы предлагаем прочесть книги конкретного автора или по определённой теме. Причём работа с первой группой ограничивается этим предложением и убеждением, как это важно и нужно. Второй группе мы предлагаем про­честь эти книги, а после прочтения поделиться мыслями, чувствами, впечатлениями и, в зави­симости от возраста, выразить их посредством литературного и художественного творчества. Всех участников творческого процесса мы поощряем, особо выделяя при этом лучшие работы. После этого мы проверяем уровень полученных знаний в каждой группе. Где этот уровень окажется выше?

Для работников детских библиотек, как, впро­чем, и для педагогов, ответ очевиден. Причём ощутимая разница будет как в количестве, так и в качестве. Окажется, что во второй группе книги прочитало большее количество детей и уровень осмысления прочитанного у них го­раздо выше. Детские библиотекари знают, что применение конкурсных форм в комплексе ме­тодов повышает мотивацию к чтению, и активно используют их в своей работе.

Одной из самых сложных в ряду многочис­ленных конкурсных форм являются областные творческие конкурсы. Десятилетний опыт проведения их нашей библиотекой позволяет проанализировать проделанную работу, сделать некоторые выводы и обобщения, которые, воз­можно, будут полезны коллегам.

В первую очередь необходимо отметить, что областной детский творческий конкурс – тру­доёмкая форма работы, требующая высокого профессионализма, привлечения на разных этапах довольно большого количества работни­ков, чёткого распределения обязанностей, ко­ординации действий всех участников проекта, работающих по выработанной методике.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Вот так выглядит у нас порядок действий по подготовке и проведению конкурса.

  • Выбор темы (актуальность, значимость, доступность).
  • Определение цели и задач.
  • Поиск и выбор партнёров.
  • Разработка положения и рабочих материа­лов. Отбор информации по теме конкурса.
  • Информирование о конкурсе.
  • Приём и регистрация работ, ответы на во­просы участников-детей и руководителей.
  • Работа жюри. Оценка работ, определение победителей и призёров.
  • Разработка сценария заключительного празд­ника.
  • Оформление грамот и призов победителям и участникам.
  • Приглашение всех участников на праздник.
  • Проведение праздника. Подведение итогов конкурса.
  • Информация об итогах конкурса и состояв­шемся празднике.
  • Подготовка и издание материалов по итогам конкурса.
  • Итоговый анализ работы по проекту.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения конкурса более подробно на примере конкретного мероприятия – областной творческой олимпиады «И Север в сказках расцветал!»

Выбор темы. Как выбирается тема конкурса.  Часто поводом служит знаменательная дата, может быть лучше, если в год юбилея писателя дети ещё раз прочитают, а может, и впервые познакомятся с его книгами? А прочитав, попроют творчески осмыслить и передать свои мысли, чувства, впечатления.

В 2009 г. исполнилось 130 лет со дня рождения С.Г.Писахова. Наша библиотека предложила школьникам области принять участие в облает краеведческой олимпиаде «И Север в красках расцветал!», посвященной юбилею замечательного северного сказочника.

Определение цели и задач. Как правило, они по сути своей схожи: популяризация книги и чтения; побуждение к творчеству; объединение семей, коллективов вокруг интересного творческого дела; кооперация и координа усилий различных учреждений и организаций,  работающих с детьми.

Цель олимпиады – приобщение подростков к творческому осмыслению литературного и художественного наследия С.Г. Писахова.

Задачи олимпиады:

  • пробудить у подростков интерес к личности и творчеству С.Г.Писахова;
  • выявить творческий потенциал участников олимпиады;

- объединить усилия учреждений и организаций Архангельска и области в деле популяризации творчества самобытного северного писателя и художника.

Поиск и выбор партнёров – важная часть подготовки конкурса. Партнёры подключаются на разных этапах: помогают в распространении информации о конкурсе, работают в жюри, участвуют в проведении заключительного праздника,  оказывают спонсорскую помощь.

В данном случае партнёрами стали: Архангельское региональное отделение Союза писателей России, Архангельское региональное отделение Союза художников России, Архангельский областной театр кукол, Поморский государственный университет, Архангельский областной коллледж культуры и искусств, государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Музей художника и сказочника Степана Писахова, издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», АГТРК «Поморье».

Разработка положения и рабочих материалов. Отбор информации. От того, насколько грамотно и чётко будут составлены все реглатирующие документы, зависит вся дальнейшая работа по проекту. Главный документ – Положение. В нём должны быть прописаны:

  • название конкурса;
  • организаторы и партнёры;
  • цели и задачи;
  • сроки и условия проведения;
  • задания, которые необходимо выполнить;
  • требования к ним и критерии оценки;
  • состав жюри (на усмотрение организаторов);
  • информация о подведении итогов;
  • адрес, по которому принимаются работы, кон­тактные телефоны и имена.

Очень важно чётко прописать задания, кото­рые необходимо выполнить, требования к ним и критерии оценки. При разработке условий про­ведения писаховской олимпиады было решено не ограничиваться литературным состязанием, а включить ещё художественное и театральное направления.

Так, художественное состязание предлагалось для учащихся детских школ искусств, художест­венных школ и кружков. Его участники должны были представить на суд жюри иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова, выполненные в любой технике (на листах формата A3), оформленные в паспарту.

Участники театрального состязания пред­ставляли на DVD видеозаписи театральных постановок, моноспектаклей по произведениям С.Г.Писахова.

Литературное состязание состояло из трёх обязательных туров. В первом надо было отве­тить на 12 вопросов, показав знание биографии и творчества писателя. Второй тур состоял из четырёх вопросов, но в ответах на них надо было выразить своё понимание, свой взгляд на личность и творчество самобытного сказочника и художника. Вот эти вопросы:

  1. «Писахов Севера» – так образно назвал Степана Григорьевича писатель Илья Эренбург. Как вы понимаете это выражение?
  2. В чём, по-вашему, уникальность писаховских сказок?
  3. Есть ли, на ваш взгляд, сходство между картинами и сказками С.Г.Писахова?
  4. Какая из сказок С.Г.Писахова вам больше всего нравится? Почему?

Задание третьего тура звучало так:

«Архангельск. Писахову». При жизни писателя письма с таким коротким адресом на конверте всегда находили получателя. Напишите и вы письмо сказочнику.

Задания трёх туров литературного состязания вместе со списком необходимой литературы были прописаны в приложении к Положению об олим­пиаде.

Следующий этап – информирование о конкур­се, которое проводится через: -СМИ,

  • сайт библиотеки,
  • партнёров,
  • семинары библиотекарей,
  • методические объединения учителей,
  • мероприятия для школьников, проводимые библиотекой.

Информация об олимпиаде была размещена на сайте библиотеки и в газете «Книгочей», звучала по областному радио, на библиотечных семина­рах, методических объединениях учителей, на мероприятиях для школьников. Но самыми вер­ными нашими партнёрами и помощниками оста­ются детские и сельские библиотеки. Именно они чаще всего информируют о мероприятии юных жителей нашей огромной области, особенно в са­мых отдалённых и труднодоступных её уголках. Они тиражируют информацию о конкурсе, офор­мляют книжные выставки в соответствии с нашим списком литературы, оказывают детям помощь в подготовке и оформлении работ и организуют их доставку в областную библиотеку.

Приём и регистрация работ, ответы на во­просы участников-детей и руководителей. Этот этап понятен и не нуждается в комментариях. Чем чётче прописаны условия конкурса в Поло­жении, тем меньше вопросов возникает у участ­ников во время подготовки. При приёме работ обязательно проверяется наличие контактной информации и сведений о взрослом руководителе работы. Это может быть учитель, руководитель кружка, взрослый член семьи.

Работа жюри. Оценка работ, определение победителей и призёров. В срок, указанный в Положении, приём работ прекращается, к работе приступает жюри. Как правило, члены жюри не являются работниками библиотеки. Так, работы участников театрального состязания олимпиады оценивали специалисты Архангельского театра

кукол и преподаватели театрального отделения колледжа культуры, работы в художественном состязании – известные архангельские художники. Задача библиотеки – правильно организовать их работу в жюри, создав необходимые условия и познакомив с критериями оценки и количеством призовых мест. Для оценки работ в литературном состязании в жюри были представлены и библиотекари. Они делали первичный отбор, предлагая для оценки преподавателям Поморского университета и архангельским писателям более сильные работы.

В это же время идёт работа над сценарием заключительного праздника и оформление грамот и призов победителям и участникам, определяется дата проведения заключительного праздника, на который приглашаются все участники олимпиады и их руководители. Как правило, все праздники проходят в зале делового чтения нашей библиотеки. Но подведение ито­гов олимпиады состоялось в выставочном зале Союза художников, где экспонировались худо­жественные работы участников. Грамоты и призы участникам и победителям вручали члены жюри. Очень значимо для юных авторов живописных работ получить заслуженную награду из рук известного художника, юным актёрам услышать оценку своей работы из уст театрального деятеля, а юным литераторам – слова поддержки от писа­теля и преподавателя университета. Достойным художественным обрамлением праздника стали прозвучавшие на нём отрывки из литературных работ участников олимпиады, а настоящим его украшением – лучшие постановки участников театрального состязания.

Информация об итогах конкурса и состо­явшемся празднике уже на следующий день появилась на сайте нашей библиотеки и была опубликована в газете «Книгочей». Интервью с победителями и отрывки из лучших работ участ­ников олимпиады прозвучали по областному радио. Художественные работы экспонировались в выставочном зале Союза художников. Был подготовлен к печати сборник литературных работ участников олимпиады. К сожалению, из-за финансовых проблем он пока не издан.

Итоговый анализ работы по проекту. Анали­зировать надо любую работу, особенно это каса­ется таких трудоёмких форм, как областной твор­ческий конкурс. Наша работа связана с детьми, поэтому в ней не бывает мелочей. Конкурс – это соревнование, в котором бывают победители и участники. Дети зачастую очень болезненно воспринимают поражение: они старались, но не вошли в очень ограниченное число победи­телей. Чтобы не было обид со стороны детей, чтобы у них не пропало желание в дальнейшем пробовать себя в творческих состязаниях, мы вручаем благодарности и памятные призы всем участникам конкурса. Это наша позиция, и мы следуем ей, несмотря на финансовые трудности. Недовольства со стороны взрослых нам удаётся избежать, возможно, потому, что работы участни­ков оценивает профессиональное жюри. Кстати, руководители работ, указанные детьми, также получают благодарности от библиотеки.

НЕМНОГО ОБ ИТОГАХ

Участие в творческих конкурсах не то побуждает детей к грамотному и осмысленному чтению. Оно даёт возможность поразмышлять над прочитанным и высказать своё отношение, мысли и настроения посредством слова, рисунка, театрализации, а значит, способствует формированию интересной, думающей, творческой личности. И в любом случае у них остаются хорошие воспоминания, а у нас – интересные конкурсные работы. Среди них письма, которые участ олимпиады адресовали своему земляку, замечательному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову.

Здравствуйте, Степан Григорьевич!

Пишет Вам Монзикова Марина. Живу я в лесном посёлке Сойга. Выглядит наш поселок так же, как и ваша Уйма. Дома «по угору над рекой поставлены, у каждой избы своя баня. Весной река тоже бывает широкая, берега не видно, и кажется, что деревья растут прямо из воды. Мы, «живя в ближности друг с дружкой»,  тоже привыкли гоститъся. Да и гостей умеем принимать. Приезжайте к нам в гости, угостим Вас пирогом с лещом. Лещ у нас в Вычегде водится. После всей этой работы я больше сстала понимать Ваши сказки. Но вот до сих пор и не могу сосчитать: сколько же кума Рукавичка выпила чашек кофе?

Здравствуйте, уважаемый Степан Григорьевич!

Пишет Вам Нетёсова Марина из Пинежской деревни Ваймуши. Я знаю, что Ваш дед тоже был пинежанином. Мы свой край очень любим и дорожим. У нас можно ещё услышать подобную речь, как в ваших сказках; всё ещё у нас поют те «морожены песни», о которых вы пишете. Но к сожалению, наши деревни стареют: молодые уезжают в города. Уже не распахиваются поля, не колосится ячмень и рожь, не разводят животных, кроме собак и кошек. Ваши весёлые сказки помогают надеяться, что восторжествует разум и наладится жизнь деревень.

И в заключение – добрый совет от Валерии Беляковой:

«Вы не были на Севере? Приезжайте, будем рады! На баньке по Северной Двине покатаетесь, "пряничков самоходных" отведаете, "кофейком с редькой" попотчуетесь. А если не получится,  возьмите томик сказок Писахова, он – лучше путеводителя, и поймёте, что нет ничего прекрасней северной земли и её обитателей».

Елена Борисовна Кузнецова, главный библиограф-краевед Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара