• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Смельчакова Г. Мы в ответе... за что? : читаем рассказ Л. Улицкой «Дезертир» с применением стратегии «Чтение с остановками» и «уголки» технологии РКМЧП / Г. Смельчакова // Библиотека в школе. – 2011. – № 5. – С. 29–31.

Смельчакова Г. Мы в ответе... за что? : читаем рассказ Л. Улицкой «Дезертир» с применением стратегии «Чтение с остановками» и «уголки» технологии РКМЧП / Г. Смельчакова // Библиотека в школе. – 2011. – № 5. – С. 29–31.

Мне очень нравится роман Людмилы Улицкой «Люди нашего царя». Рассказ «Дезертир» из этого романа читала в разных аудиториях: с четвероклассниками, с восьмиклассниками и со взрослыми. Он из тех произведений, которые вызывают на спор, дальнейшее обдумывание, обсуждение. Вот как это происходило у нас.

На стадии вызова прошу моих читателей дать определение понятию «дезертир», рассказать, как, на их взгляд, выглядит дезертир, об ассоциациях, связанных с этим словом. Если есть необходимость, обращаемся к словарю Ожегова или «Словарю иностранных слов» и находим толкование слова: дезертир (фр) 1) человек, самовольно покинувший свою воинскую часть или уклонившийся от призыва на воинскую службу; 2) человек, уклонившийся от исполнения долга, служебных или общественных обязанностей.

Потом предлагаю каждому представить себя в роли автора: «Если писателем буду я, то рассказ с таким названием будет о...» Ребята объединяются в группы по четыре человека. В течение 5 минут они обговаривают содержание: время, место, сюжет. При небольшой аудитории – каждый сам себе автор. Получившиеся варианты выслушиваем. На всё уходит не больше 10 минут. Как правило, в детской аудитории сюжеты связаны с дезертирством из современной армии, когда над солдатом издеваются и решение проблемы он видит только в бегстве. Либо рассказы сводятся к афганской и чеченской войнам, и гораздо реже – к Великой Отечественной. Взрослая аудитория предлагает разные виды определения дезертирства: не захотел ответственности за создание семьи, сбежал от невесты, ждущей ребёнка; во время Великой Отечественной испугался и сбежал с передовой, отказался выполнять приказ; не захотел служить в армии, не явился на призывной пункт и находится «в бегах»; отказался от ответственности за вверенный участок работы.

Стадия осмысления. Выслушав все варианты, читаем начало рассказа Людмилы Улицкой.

«В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки. Муж Валентин воевал, и писем от него не было».

Остановка первая. Все главные герои перед нами. Кто они? Когда происходит действие в рассказе? Что вы знаете об этом периоде войны? Кто такая Тильда, как вы думаете? После ответов читаем дальше...

«Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином. Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт. Кроме Тильды, там было в коридоре ещё восемь собак, но они, поглощённые непонятностью события, почти не обращали друг на друга внимания, жались к ногам хозяев, а одна молодая сука, шотландский сеттер, даже пустила от страху струю.

Тильда вела себя достойно, но Ирина чувствовала, что ей не по себе: уши подрагивали на кончиках, и она слегка била хвостом по грязному полу. Из кабинета вышел понурый хозяин с немецкой овчаркой с низкой посадкой. Головы не поднимая, буркнул «забраковали нас, по зрению» и ушёл с собакой на поводке... Проходя мимо Тильды, овчарка приостановилась, проявила интерес. Но хозяин дёрнул за поводок, и она покорно пошла за ним.

Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у неё на сердце:

– Я вот всё думаю, как же они смогут её использо­вать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить... Но чтоб раненого...»

Остановка вторая. Что нового вы узнали? Было ли для вас новостью, что во время войны приносили повестки на собак? Ваши предположения: как могут использовать собаку на передовой? Читатели, как правило, предлагают «благородные» варианты: в качестве почтальона для доставки особо важных писем и донесений, для связи между подразделениями, для «собакотерапии» в госпиталях, помощниками медсестры на поле боя, в качестве цирковой собаки на концертах на передовой, а может быть, она разносит еду, воду, разыскивает мины...

Выслушав варианты, продолжаем чтение.

«Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки- противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают... Вы что, не знаете?

Дура, дура, как сама не догадалась. Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь... А оказывается, всё совсем не так: её натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот лёгкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

Повестка лежала в сумке у Ирины. Её принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось ещё два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской».

Остановка третья. Попробуйте предположить, как будут развиваться события дальше? Как поступит Ирина? Желающие высказывают свои предположения. Здесь можно использовать и «дерево предсказаний».

«Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

В рюкзак положила тилъдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут. И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был её первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но всё не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло ещё две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны. Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской...

В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Иршна с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

- Её надо переименовать: вместо Тильды – Дези».

Остановка четвёртая. Что заставило Ирину поступить именно так? Каким вам хочется видеть финал рассказа?

«Тильда, услышав своё имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что её избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрёт она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости её будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи... вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда».

Стадия рефлексии. Прошу ответить всего на один вопрос: «Вы оправдываете или осуждаете поступок Ирины? Представьте себя на месте ге­роини, как бы вы поступили в этой ситуации?»

Если мнения в классе разделяются, то делю класс на группы в соответствии с мнениями и развожу их по «уголкам». И предлагаю каждой группе в течение 10-15 минут аргументировать своё мнение, основываясь на тексте, и подготовить выступление от группы.

На всякий случай имею запасной вариант. А вдруг мои читатели будут единодушны и займут одну позицию? Тогда бы мы писали отзыв по рассказу, используя схему «пирамидная история», или составляли синквейн (в зависимости от того, сколько времени остаётся на рефлексию).

Но как показывает практика, ни разу мне не пригодился запасной вариант. Будь аудитория в четыре-пять человек или тридцать, она всё равно делится на тех, кто осуждает, и тех, кто оправдывает поступок героини.

А потом объявляется дискуссия, и выслушиваются две позиции:

Чувство долга превыше всего и

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Аргументы, обычно приводимые в защиту позиции долга: тяжёлое для Родины время – самое начало войны, люди отправляют на фронт своих сыновей, детей. «Разве победили бы мы в той войне, если бы все поступали как Ирина? Ирина просто жалеет себя: муж Валентин воюет, отец разъезжает по фронтам, если отдаст Тильду, останется совсем одна. И поэтому нет ей никакого снисхождения. Собаку надо отправить на фронт, даже зная, как её будут использовать. А вы не думаете, скольких солдат она спасёт, уничтожив танк? Люди ведь жертвовали собой, бросались под танки и закрывали дзоты», – так рассуждали ученики четвёртого класса. Их поддержали восьмиклассники: «Собака могла взорвать немцев с танком и скольких русских солдат спасти! Возможно, если бы Тильду отправили на войну, она бы спас­ла Валентина. Если многие люди пожалеют свою собаку и не отправят на фронт, то больше людей не вернётся с войны, и кто тогда будет взрывать танки? Ирина пожалела Тильду, не думая о Вален­тине, а ведь собака могла спасти многих бойцов». Четвероклассники даже выстроили свою линию рассказа: Ирина, как это ей ни тяжело, отправляет Тильду на фронт, Тильда в одном из боёв встречается с Валентином, спасает его, оставшись живой и сама. После войны ей ставят памятник и присваивают геройское звание.

Им возражали: «Собака – живое существо, оно тоже хочет жить. А мы делаем с ними что хотим! Люди идут на смерть осознанно, ради других, за Родину, а собаку, не спросив её желания, отправляют как пушечное мясо. И это уже предательство». Ещё аргументы в защиту поступка Ирины звучат такие: она не хотела быть дезертиром, пришла на призывной пункт и готова была расстаться с любимицей, пока не услышала, как Тильду будут использовать. Собака ведь не может принимать решения, за неё отвечает хозяин. Если можешь спасти «душу», жизнь которой зависит от тебя – надо это делать, «мы в ответе за тех, кого приручили».

Вот какие мысли вызывает у моих читателей этот негромкий, ёмкий рассказ Людмилы Улицкой. Можно и так писать о войне. Именно в войну человек оказывается перед жёстким выбором: как поступить, когда готового ответа нет. Наверное, есть вина Ирины в том, что она не отправила собаку на передовую. Дезертирство всегда считалось одним из наиболее тяжких воинских преступлений.

Всегда при обсуждении возникает вопрос: а кто же здесь дезертир? Как автор относится к поступку Ирины? И каждый вычитывает в тексте аргументы в поддержку своей позиции и доказывает, что автор на их стороне. И задаётся вопросом: а как бы мы поступили в этом случае?

Галина Александровна Смельчакова, зав. библиотекой школы № 1, п. Октябрьский, Устьинский район, Архангельская область