Докина С. Библиогород / С. Докина // Библиотека в школе. – 2010. – № 22. – С. 12–15.
ДЕНЬ ГОРОДА – ЭТО НАШЕ?
Традиция отмечать День города существует во многих городах Подмосковья, России и, наверное, за рубежом тоже. Горожане охотно проводят праздник всей семьёй, отправляясь посмотреть концерты, попробовать свои силы в спортивных состязаниях, принять участие в творческих конкурсах, увидеть достижения местных умельцев, приобрести что- нибудь... в общем, хорошо отдохнуть, чтобы потом долго вспоминать.
Должны ли библиотеки принимать участие в Дне города? Всё-таки это шоу... С уверенностью отвечаю – ДА. Это чудесная возможность заявить о себе во весь голос, показать свою работу не внутри библиотеки, а всему городу, на открытой площадке. Библиотекам ведь есть что показать: то, что привычно и обыденно для библиотекаря, нередко занимательно для читателя и совершенно неизвестно и потому особенно интересно для нечитателя. Ни в коем случае нельзя упустить уникальную возможность сделать рекламу своим библиотекам!
Библиотеки Подольска принимали участие в праздновании Дня города четыре раза (раньше это делала только Центральная библиотека, собирая любителей чтения в литературном кафе). Надо отметить, библиотекари ждут очередной праздник с не меньшим нетерпением, чем обычный горожанин, с той лишь разницей, что библиотекарь-то знает, что он будет рассказывать, показывать, чем будет радовать и с чем знакомить гостей «Библиогорода».
Всегда есть риск, что на вашу площадку придёт меньше народу, чем хотелось бы. Этого не надо бояться, это надо предупредить, необходимо подстраховаться.
НАЧНЁМ С РЕКЛАМЫ
Конечно, «Библиогород» (то есть наша площадка) включён в план мероприятий общегородского праздника мелкими буквами, в общей афише, одной строкой. Не поленитесь, разместите отдельное объявление о «Библиогороде» во всех СМИ города. Обратите внимание на особенности его программы: знаменитый гость, эксклюзивная выставка, необыкновенный конкурс или приз... Постарайтесь максимально заинтересовать и заинтриговать потенциальных посетителей. Развесьте объявления в библиотеках, школах, других учреждениях города.
Сделать небольшие приглашения и распечатать на разноцветных листочках совсем нетрудно любому, кто хоть немного знаком с компьютером. Разноцветные приглашения дети с удовольствием берут для себя и своих друзей. Недели за две до Дня города подготовьте такие листочки – специальные приглашения в «Библиогород» – и начните их раздавать всем читателям, пришедшим в это время в библиоте! Несколько десятков приглашений можно оставить в тех учреждениях, где вы раньше развесили oбъявления.
КАК ПРИВЛЕЧЬ БОЛЬШЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Каждый человек хочет не только отдохнуть, и оставить что-то на память о празднике. Для любителей чтения таким подарком, несомненно, будет книга. Поэтому целесообразно, чтобы в «Библиогороде» можно было не только посмотреть кни из фондов библиотек, но и приобрести книги для личной библиотеки, а также получить в качестве приза за участие в мероприятии на площадке.
Откуда взять книги? На ваше приглашение организовать книжную торговлю с удовольствием откликнутся многие издательства. Главное – не переборщить. Одно-два издательства, больше не стоит, чтобы они не «забили» библиотеку. Репертуар книг предварительно лучше согласовать, чтобы остались довольны и продавцы, и покупатели. Во время рекламной кампании отмечайте, что книги будут продаваться по более низким ценам, это существенный стимул для посетителей «Библиогорода».
Традиционно в День города проводится льготная подписка на местные и некоторые центральные периодические издания. Разумеется, именно в «Библиогороде» это будет уместно и целесообразно, а все счастливые подписчики обязательно станут участниками ваших мероприятий.
В День города подводят итоги, докладывают о достижениях. Можно подвести итоги библиотечных конкурсов, проходивших в течение года, и наградить победителей. Они придут с друзьями и родственниками, которые станут активными участниками вашей программы.
Объявите какую-нибудь акцию. Например, по сбору книг для какого-то детского учреждения или, наоборот, по раздаче книг из домашних библиотек, которые горожане нередко в большом количестве приносят в библиотеки. Поверьте, количество гостей «Библиогорода» увеличится.
ТЕПЕРЬ О САМОМ «БИБЛИОГОРОДЕ»
Как всякий город, наш «Библиогород» имеет свой план, где каждая улица, аллея, каждый квартал говорят сами за себя: Литературный бульвар – здесь местные писатели встречаются с читателями и друг с другом, рассказывают о своих последних книгах, читают стихи и, конечно, раздают автографы, здесь же можно эти книги приобрести. Каждый год на Литературном бульваре проходят презентации новых книг или нового имени.
Чтобы посетители лучше ориентировались в «Библиогороде», хорошо бы сделать крупный план и разместить его на видном месте.
Небольшие планчики формата А4 или А5 тоже будут уместны, чтобы посетители могли взять их с собой.
Бессменно, каждый год, работает в «Биб лиогороде» Детская площадка.
На Детской площадке уместно будет показать поделки, которые ребята делали на досуге или участвуя в конкурсе, а может случиться, что какой-нибудь юный читатель представит выставку своих работ. Было бы неплохо организовать выставку фотографий (на любые темы: «Мы читаем», «Что я читал летом»; лучше, конечно, о чтении, но если достаточного количества фотографий не набирается, то можно посвятить выставку любимым уголкам города, и всё это опять связать с чтением и книгой). Конечно, если вы заранее объявите сбор работ или конкурс, у вас будет время провести их не спеша. Хорошо смотрятся выставки иллюстраций, сделанных детьми, причём можно рисовать и прямо здесь, постоянно дополняя экспозицию новыми работами. Одновременно можно рисовать и на асфальте, украшая его иллюстрациями к любимым произведениям.
Конечно, одними рисунками на Детской площадке не обойтись. Обязательно нужны какие-то подвижные игры и конкурсы, тем более что всё проходит на свежем воздухе. Можно проводить русские игры, рассказывая историю их происхождения, можно проводить игры, в которые играли герои детских произведений, одновременно вспоминая и показывая эти книги. Можно просто провести спортивный конкурс на какой-то книжный приз и звание самого спортивного читателя.
Книжные выставки обязательны на Детской площадке. Тематика может быть самая разнообразная. Первый раз мы организовали выставку издательства «Белый город». Получилась очень красочная композиция. И здесь же работала книжная лавка этого издательства. Почти все приобрели на память книги издательства «Белый город» для своей домашней библиотеки.
Присутствие живого писателя или поэта подарит минуты приятного общения детей и «творца», полезные всем. Например, гостем «Библиогорода» в 2009 году был Игорь Жуков. Поэт читал свои стихи, играл с детьми в литературные головоломки, раздавал автографы и отвечал на вопросы детей.
Литературные викторины и головоломки с удовольствием разгадывают и дети, и взрослые. Причём форма и тематика здесь практически не имеют значения. Большой интерес детей и взрослых вызвали выставка и викторина, посвящённые космосу. С вопросами из истории города (они были написаны на аккуратно свёрнутых в трубочки листочках, которые находились в небольшом ларце) обращался к посетителям «граф Орлов» и предлагал всем ответить. Немногие смогли отказать «графу».
БИБЛИОГРАФИЯ
Вы думаете, что этому уголку подойдёт название Библиографический тупик? Ни в коем случае! Пусть это будет Площадь библиографии. Казалось бы, зачем выставлять библиографию на всеобщее обозрение, кому это нужно? Специализированная отрасль, которую могут оценить только библиотекари. Нет, Библиографическая площадь должна быть в сердце «Библиогорода». Эта площадь носит просветительский характер, но кроме того, она безумно красива. Ни один посетитель не пройдёт мимо, потому что она притягивает взгляд. Каждый обязательно спросит, что это такое и зачем оно нужно, и получит от библиографа исчерпывающий ответ. Конечно, для домашней библиотеки библиографические указатели приобретут единицы, но всё равно такие обязательно будут. Здесь же библиограф может получить и интересное предложение или заказ: на создание библиографического указателя о предприятии, учреждении, человеке; на помощь в разборе или описании домашней библиотеки. Вот вам и востребованность. Обязательно надо сделать подборку новых указателей и подарить представителям администрации города или района, когда они посетят «Библиогород». Этот презент будет напоминать о вашей работе и, возможно, повлияет на увеличение финансирования в следующем году. Такая выставка повышает самооценку библиографа и стимулирует его к дальнейшей деятельности, а читателям и нечитателям показывает совершенно незнакомую для них область библиотечной работы.
Не стоит забывать и о малых формах библиографии – буклетах и закладках. Очень удобно на деревьях, скамьях разместить информационные кармашки с буклетами, закладками, чтобы каждый желающий самостоятельно мог выбрать нужные. А ещё туда можно положить листки со стихами о городе. Мы называем этот ход «Поэзия в движении».
МОНИТОРИНГ
«Библиогород» даёт замечательную возможн провести опрос или мониторинг. Здесь публика отдыхает, раскрепощена и более свободна от нашего и иного влияния, чем в библиотеке. Поэтому ответы будут более искренними. Возможно, многие отвечающие не являются вашими читателями ответы для вас будут просто уникальными. Причём анкеты могут быть традиционными или состоять из одного вопроса.
Так, у нас была организована «Книжная полка подольчанина», куда всем желающим предлагалось поставить необходимую, по их мнению, книгу. (Полкой был кусок оргалита.) Из цветной бумаги мы заранее нарезали «корешки книг», на которых посетители указывали автора и заглавие своей книги. Эти корешки с помощью двустороннего скотча крепились на полку. Через два часа сформировали целый книжный шкаф, причём к большому удовольствию всех. Узнали, что читают, чего не хватает в фондах, убедились в отсутствии плана чтения у большинства, сделали для себя определённые выводы.
Около фотовыставки «Город, который я...», посвящённой экологическим проблемам города (несанкционированные свалки, сломанные детские площадки, расписанные цоколи жилых домов и т.п.), предлагалось ответить на вопросы: «Нравится ли вам это?», «Как можно это исправить?» Мы надеялись получить какие-то оригинальные ответы, чтобы потом передать эти предложения в Комитет по благоустройству. К сожалению, таковых не было. Но представители данного подразделения внимательно изучали выставку, выясняя местонахождение этих объектов. Несмотря на неудачу, идея такой выставки нам понравилась.
ПОМОЩНИКИ
Всякое мероприятие лучше выглядит, если в антураже присутствуют литературные персонажи, которых легко узнать. Так, в шинке «У Солохи» помогали проводить викторину актёры Подольского драматического театра, разыгравшие сценку из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». А по Литературному бульвару прогуливались «Екатерина Великая», «граф Орлов», барышни и кавалеры в костюмах конца XVIII века (читатели библиотеки, согласившиеся принять участие в работе «Библиогорода», причём костюмы они сшили сами!).
НЕОБХОДИМЫЙ ИНВЕНТАРЬ
Конечно, работа на улице во многом зависит от погоды. Надо быть готовыми к любым катаклизмам. Самое неприятное, что может случиться, – дождь. Необходимо иметь наготове несколько тентов или палаток, чтобы в случае дождя спрятать самое ценное и укрыться самим. Работать на открытом пространстве без микрофонов трудно, поэтому пара микрофонов (лучше – переносных или уж какие есть) лишними не будут. И, конечно, несколько дисков с инструментальной музыкой и детскими песнями помогут заполнить паузы и привлечь гостей в «Библиогород».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое главное, надо настроиться на праздник, который вы несёте горожанам. И если что-то не получилось или пошло не так, не надо отчаиваться, потому что может получиться даже лучше, чем было задумано.
А после окончания очень важно собраться в библиотеке за чашкой чая и проговорить, обсудить, что получилось, а что – нет, какие выводы нужно сделать и что учесть в будущем.
Светлана Анатольевна Докина, директор ЦБС г. Подольска