Осадчая Н. Весело, радостно, вкусно / Н. Осадчая // Берег. - 30 декабря. - С. 61.

Новый год на русской земле праздновался испокон веков. Этот прекрасный праздник всегда давал надежду на обновление. А что­бы год был удач­ным, встречать его нужно без печали.

12 СТАРЦЕВ                             

В языческие времена наши предки отмечали Новый год 1 марта (по некоторым источ­никам - 22-го, в день весенне­го равноденствия). Это было логично - пробуждалась при­рода и начинались весенние полевые работы. А главный зимний празд­ник, который отмечали сла­вяне, носил название Коля­ды, был связан с днем зимнего солнцеворота и праздновался с 25 декабря по 6 января. Коляду 12 дней отмечали не просто так. Это число счи­талось сакральным. Помните сказку Маршака «Двенадцать месяцев»? Так вот до наших дней дошло предание о том, что в дни Коляды 12 языче­ских жрецов гадали о будущем урожае по 12 снопам пользовались водой из 12 колодцев для подблюдных гаданий, 12 дней горел священный огонь.

НОВОЛЕТИЕ

Богословы подсчитали,что Бог сотворил мир в сентябре, и с 1492 года, когда Русь была уже христианской, Новый год начали отмечать 1 сентября, а звался он Новолетием. Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. Царь и митрополит (затем - патриарх) возглав­ляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке царь со свитой и бояре выходили к на­роду в нарядных одеждах и по­здравляли с праздником.По­сле торжественной церковной службы Новый год отмечали дома так же широко - песнями, плясками и угощениями.

НОВЫЙ ГОД ОТ ПЕТРА

Петр Первый в числе прочих перемен в государственном устройстве изменил и кален­дарь. Теперь годы исчислялись на европейский манер - не от сотворения мира, а от Рожде­ства Христова. Указ, изданный в декабре 1699 года, повеле­вал, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет от­мечаться 1 января. Подробное разъяснение, как праздновать Новый год, дан­ное Петром, известно всем: «учинить некоторые украше­ния от древ и ветвей сосно­вых, елевых и можжевеловых», разжигать новогодние костры, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписыва­лось поздравлять друг друга с праздником. С того времени в России стало два Новых го­да - гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный -1 сентября (по новому стилю - 14 сентября). Праздник Новолетия РПЦ до сих пор отмечает в эту дату. Гражданский Новый год имел аналог в народе - Васи­льев вечер, который отмечали в ночь на 1 января. Это и цер­ковный праздник, посвящен­ный дню памяти святого Васи­лия Великого.

Главным блюдом вечернего пира был жареный поросенок - символ плодовитости домашне­го скота. Стол могла украшать большая запеченная поросячья голова. Самое вкусное стара­лись выставить в этот вечер на стол. Пили в изобилии водку, медовуху. Именно в празднике Васильева дня и кроется рус­ская традиция отмечать Новый год обилием вкусных блюд.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НОВОГОДНЕГО ДЕРЕВА

После смерти Петра Первого о новогодних елках и украше­ниях домов сосновыми и мож­жевеловыми ветвями забыли. Скорее всего - сознательно, поскольку еловые ветви в на­родных верованиях сопрово­ждали погребение человека. Вернулось вечнозеленое де­рево как символ праздника в Россию в XIX веке, но на Рожде­ство. Это был немецкий обы­чай, который решила ввести Великая княгиня Александра Федоровна. По ее инициативе в 1818 году была устроена елка в Москве, а на следующий год – в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 го­да Александра Федоровна, к то­му времени уже императрица, организовала первый праздник детской елки в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц. Но повсеместно в эти годы елки в России еще не ставили, они появились в до­мах знати в 30-х годах.

«Новый год встретил я с цы­ганами и с Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной», - писал Пуш­кин. Шампанское уже тогда счи­талось новогодним напитком, а не стало им по «сталинскому ве­лению» через 100 лет, как ука­зывают некоторые источники - Александр Сергеевич не раз воз­ил его своим друзьям в качестве новогоднего презента.

ПАЛЬМЫ ВМЕСТО ЕЛКИ

В Воронеже рождественские елки продавали на Щепном рынке (ул.Средне-Москов­ская). Деревья выращивались в специальных питомниках го­сподина Карлсона. Конкурен­цию им составляли «крестьян­ские», тайком срубленные в государственных или помещи­чьих лесах, а потому отдавав­шиеся по более низким ценам. Поскольку Россия жила по юлианскому календарю, по ко­торому учет дней вела и цер­ковь, Рождество предшество­вало Новому году. Елки в домах наряжали по возвращении из церкви после рождественского всенощного бдения. Под елку клали подар­ки для детей, на ветки вешали конфеты и пряники. Ребятня, проснувшись, бе­жала к наряженной елке и находила под праздничным деревом подарки. Родителей детишки радовали стихами о Христе и сувенирами, изготов­ленными своими руками. В Воронеже проводились общественные елки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, независимо от со­словия и уровня обеспеченно­сти родителей. Главное требо­вание - ребенок на празднике должен был быть чисто одет. Благотворительные елки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники для детей рабочих. До революции 1917 года рождественские праздники заканчивались встречей Ново­го года. В Воронеже богатые люди встречали его в рестора­не «Бристоль». Ни о каких ел­ках речи там не шло - празд­ничный зал украшали пальма­ми, меню изобиловало изы­сканными кушаньями.

Дед Мороз как символ праздника в России появил­ся в начале XX века, но снача­ла, как и елка - на Рождество. Прототипами его считают языческого колдуна по имени Трескун и святого Николая Чудотворца.

НОВЫЙ ГОД КАК ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК

В середине 1920-х годов Но­вый год превращается в регла­ментированное торжественное мероприятие, этакую полит­информацию из докладов на актуальные социально-поли­тические темы, разбавленные выступлениями художествен­ной самодеятельности. Празд­нование Рождества осуждает­ся, елка как религиозный эле­мент оказывается под запре­том. Появляются и такие идеи, что Новый год для советского человека должен наступать 25 октября (7 ноября) - в честь революции 1917 года. Нам по­везло, что рабоче-крестьян­ская власть не превратила этот день в новую дату, с которой отсчитывался бы год.

В феврале 1918 года молодая Советская республика перешла с юлианского календаря на григорианский, «перешагнув» разом через 13 дней. Но «старо­режимный» народ такой Новый год не признал и продол­жил отмечать его по старому стилю. Так у нас появился еще один Новый год - старый. 28 декабря 1935 года в газе­те «Правда» появляется статья Павла Постышева с призывом вернуть детям елку. Первое но­вогоднее дерево появилось в Харьковском областном Доме пионеров в этом же году. В 1937 году главную новогоднюю ель устанавливают в Москве в Ко­лонном зале Дома Союзов. По­является новогодняя елка и в Воронеже на площади 20-летия Октября (площадь Ленина). Происходит трансформа­ция праздника - вся атрибути­ка, свойственная Рождеству, перекочевывает в Новый год: елка, Дед Мороз, у которого по­является внучка Снегурочка, подарки, праздничный стол и веселье.

А выходным днем 1 января становится с 1948 года. С тех пор празднование Нового го­да стало повсеместным - ведь можно гулять всю ночь, пото­му что не нужно утром идти на работу.