19 ноября Стивену Кингу торжественно вручили медаль Национального книжного фонда США «За вклад в развитие литературы». Это, если не по статусу, то по значению, своего рода аналог нашей Госпремии. Сегодня книжный мир США разделился на два лагеря - на тех, кто убежден, что популярная и «высокая» литература представляют единое целое, и на тех, кто категорически с этим не согласен.
Говорят, что лучшие уходят первыми. Это не так, просто уход лучших мы замечаем особенно остро и переживаем особенно болезненно. Печальным выдалось это десятилетие. Уходили великаны — нет больше с нами Хайнлайна, Саймака, Азимова и многих, многих других. Теперь - Желязны.
Лауреатом Нобелевской премии по литературе стал венгерский писатель Имре Кертес (Imre Kertesz). Наиболее известны повести «Английский флаг» (1991) и «Следопыт» (1977), а также книги «Холокост как культура», «Когда расстрельный отряд перезаряжает винтовки» и «Язык в ссылке».
Книги из «зверского» фэнтезийного сериала Гарри Киворта «Тайны забытого острова» выходят не часто - с тем же «Рэдволлом» не сравнить. Но уже первая книга «Тайн», которая называлась «Война с горностаями», показала, что, возможно, проигрывая в количестве эпопее Джейкса, многоступенчатая история ласки Серебряка и его друзей окажется интереснее. Вторая книга Килворта подтвердила оптимистические прогнозы. Сквозной сюжет, который должен пройти через весь сериал, дабы привести героев к счастливой развязке - сиречь выполнению взятой на себя миссии, обрастает новыми завихрениями, задачи, которые надо решать бравой команде отважного ласки, множатся и усложняются, а в самом повествовании появляется все больше узнаваемых деталей и, не побоюсь этого слова, исторических подробностей. Но, конечно, главное достоинство «Тайн забытого острова» в том, что мы можем понять, где будет конечная точка пути героев, но никогда не предскажем маршрута, описанного в каждой отдельной книге сериала. Непредсказуемость - это прекрасно.
Когда издательство «Иностранка» готовило к выходу первую книгу трилогии Ф.Б. Керра «Дети Лампы», оно повторяло, что это произведение вполне способно поспорить за внимание читателей с бестселлерами Джоан Ролинг. Однако стоит ли сравнивать сериал Керра (известного прежде как автора «взрослых» детективов) с сериалом Ролинг? Все-таки, кажется, несравнимые это вещи. И не потому вовсе, что что-то там лучше, а что-то - хуже. Просто они очень разные и рассчитаны на разную ауди-торию.