Бренер О. Правда и милость / О. Бренер // Берег. - 2023. - № 41. - С. 37.

На юридическом факультете ВГУ дал открытую лекцию Александр Верещагин - известный российский юрист и историк, доктор права, получивший степень в Эссекском университете (Великобритания), а также главный редактор журнала "Закон" - одного из мировых лидеров среди профессиональных СМИ в области ориспруденции. Во встрече приняли участие нe только ученые и студенты юрфака ВГУ, но и воронежские юристы, историки, общественники. Лекция Александра Верещагина была посвящена вы­дающимся русским правове­дам и судебной реформе 1864 года, которая воплотила всю уникальность и своеобразие русского права. Это своеобразие, оставив яркий след в мире, для России было трагично оборвано в 1917 году.

Организаторами встречи стали российский фонд «Жить вместе», Свято-Филаретовский институт (Москва), воронежское малое православное братство во имя прп. Силуана Афонского и, разумеется, сам юрфак ВГУ. Какой вклад русские правоведы внесли в русское и международное право? Как это наследие продолжает хранить уникальность русской юриспруденции «сквозь» последовавшее репрессивное законодательство военного коммунизма, судов-троек и других особенностей уже советского права? Редакция собрала са­мые знаковые тезисы из лекции доктора Верещагина.

"РАЗГЛЯДЕТЬ ЧЕРТЫ БРАТА"

- Сразу после реформы 1864 года профессия юриста стала чрезвычайно престижной дала плеяду выдающихся и всемирно известных правоведов. Например, один из отцов судебной реформы Дмитрий Ровинский «даже в каждом падшем смог разглядеть черты брата», как писали о нем послe его кончины. Он боролся за права заключенных, чтобы они содержались в нормальных условиях. Еще один выдающийся юрист периода реформы - Федор Мартенс. Он был автором фундаментального труда в области международного права современное международное заво цивилизованных народов», вице-президентом Евро- зйского института международного права. Многие тогда считали, что он не отличался высоким полетом мысли, но был усердным и добропорядочным в работе невероятно, Его называли «главным судьей хистианского мира», потому что доверяли не только как специалисту, но и как челове­ку безупречных нравственных качеств. Мартенс много сделал для международного права, он был одним из создателей тре­тейского суда в Гааге, одним из авторов международной кон­венции в части военного права и сам был членом Постоянной палаты третейского суда в Га­аге. Одно из его наследий - это так называемая «оговорка Мар­тенса», которая, к сожалению, актуальна в наши дни. Смысл оговорки в том, что даже в слу­чае пробелов в военном раз­деле международного права во время военных действий не­обходимо, чтобы соблюдались принципы гуманности. Эта ого­ворка - к сожалению, сплошь и рядом нарушаемая - тем не менее имеет мировое значение как категорический императив во время боевых действий.

УМЕР ЗА РАБОТОЙ

- Или Василий Исаченко, который до 23 лет не выез­жал из родного села Черни­говской губернии и большую часть своей жизни провел приказчиком в лавке отца. На­чал приказчиком, а закончил свой путь в Верховном суде Российской империи. В 23 года поступил в Петербургский императорский университет на физико-математический факультет. И, кстати, многие русские юристы были мате­матиками. А затем случилась судебная реформа 1864 года. Это было системообразующим событием для русского пра­ва. Впервые был создан такой нормальный европейский суд, за который было не стыдно ни перед Европой, ни перед кем вообще! Нечасто теперь, ког­да связаться с иностранными авторитетами можно букваль­но в один «клик», мы видим такое усердие и добросовест­ность в исполнении своих обя­занностей. Василий Исачен­ко и умер-то буквально за ра­ботой. Причем уже знал, что умирает, что день его послед­ний настал. Но он был увлечен работой,писал свое особое мнение по одному сенатскому делу, которое касалось судь­бы имущества должника по­сле описи.

РАЗРЫВ ПО ЛИНИИ 1917

- Работая над книгой «Кас­сационный сенат. Очерки устройства деятельности Верховного суда Российской империи», я составил списки всех членов Верховного су­да Российской империи. Но, к ужасу своему, обнаружил, что почти половина дожив­ших до 1917 года не имеют да­ты кончины. Никто не знает, когда они умерли и при каких обстоятельствах.

У нас в октябре 1917-го был совершен абсолютный право­вой разрыв. Все законы, дей­ствовавшие прежде, были от­менены, почти разово. Соот­ветственно, русское право не может принадлежать к единой правовой семье советского и современного российского права - как предшественник, как тот ствол, из которого они произрастают. К сожале­нию - не произрастают. Пер­вый мировой конгресс право­ведения в Париже в 1900 году особо выделил славянскую правовую семью, и тогдаш­нее русское право относили именно к ней. Считается, что славянское право несет в себе наибольшее нравственное на­чало. В принципах западного права, основанного на рим­ском, на первый план выдви­гается формальное равенство перед законом. Русское право окрашено в первую очередь этическими и нравственными принципами. И в этом смыс­ле судебная реформа 1864 го­да является квинтэссенцией именно такого подхода. По этой причине суд при­сяжных в Российской импе­рии был самым развитым на всем европейском континен­те. Такое распространение су­да присяжных показывает, что принцип правды и милости был реализован не на словах, а на деле. Накануне Первой ми­ровой войны было примерно 45 тыс. в год уголовных про­цессов с участием присяжных. Сейчас уж и четырех тысяч не наберется. А до последней ре­формы 2018 года, которая бы­ла призвана расширить ком­петенцию суда присяжных, у нас в год было таких процес­сов несколько сотен. То есть в сто раз меньше, чем в Россий­ской империи. Суд присяжных занимался узурпацией высо­чайших императорских пре­рогатив о помиловании. Он миловал и отпускал сплошь и рядом явно виновное лицо. Самый известный пример - дело Веры Засулич, которая стреляла в градоначальника, не собиралась отказываться от содеянного, но тем не ме­нее была помилована и отпу­щена судом присяжных. И это тоже своеобразие тогдашнего русского права.

Обратите внимание на де­виз судебной реформы 1864-го и всех судебных преобра­зований эпохи Александра II: «Правда и милость да царству­ют в судах!». В судебных залах была такая надпись вплоть до 1917 года...