Бренер О. "Это с нами навсегда" / О. Бренер // Берег. - 2023. - № 49. - С. 77.

7 июля, в одну из самых трагичных воронежских дат, в Областном Доме журналистов прошел кру­глый стол «Боль и горечь оккупации: Воронеж в годы Великой Отечественной войны». Историки, публи­цисты, родные очевидцев оккупации собрались вместе, чтобы еще раз про­анализировать наше общее прошлое. Почему события лета 1942-го до сих пор обрастают новы­ми подробностями? Как эти подробности влияют на но­вейшую историю Воронежа? Обо всем этом шла речь на круглом столе.

 Виктор Бахтин, кандидат историче­ских наук, член Межконфессио­нального совета при облправительстве:

— Война в наш город пришла не с регулярными дивизиями вермахта, а с первыми бомбами, брошен­ными на дома воронежцев. И с первыми жертвами. В недав­но рассекреченных докумен­тах ФСБ приводятся данные о воздушных налетах на Воро­неж. Первый налет на жилые дома и производственные по­мещения в районе авиазавода был осуществлен еще 5 фев­раля 1942 года. Два человека погибли, шесть ранены. Да­лее бомбежки и новые жерт­вы - в районе мехзавода. С массированной бомбежки 28 июля налеты вражеской авиа­ции становятся регулярными. Большое количество раненых после бомбежек воронежцев оставались в самом городе. И это важ­но для понима­ния дальней­ших событий.

Лидия ДУДНИК, пенсионер:

- Эвакуация оказалась очень спешной. Основ­ной поток шел по Степана Разина. А в это вре­мя, совсем рядом, в онкологи­ческой больнице на Каляева находилась моя бабушка. Она смогла дозвониться до дочери - моей мамы, которая работа­ла в отделе снабжения фрон­та горючим. Бабушка сказала маме: «Здесь такое творится! Врачи нас покидают. Забирай­те меня!» Только благодаря специфике маминой работы удалось организовать маши­ну, но было уже поздно - пра­вый берег занят немцами. Уже после освобождения Вороне­жа мама отправилась на по­иски. Бабушкиного лечащего врача Слободского они наш­ли в Борисоглебске. Он сказал, что машин оказалось мало, и эвакуировали только медпер­сонал. А пациентов спустили в подвал, оставив им что было: рис, сахар. Даже воду не успели принести. После освобождения Воронежа о Песчаном Логе уже все знали и ждали, когда нач­нется эксгумация. От вокза­ла туда ходили автобусы. Еще не было даже ямы, тела были просто присыпаны землей. Их выкладывали рядом, чтобы го­рожане могли опознать своих. Мамина попутчица по автобусу опознала свою мать по халати­ку и по плетеной корзиночке в руках покойной. Видно, что та продолжала ее сжимать во вре­мя расстрела. Нашу бабушку так мы и не нашли. Эта потеря теперь с нами навсегда.

НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК

Виктор Бахтин:

- Теперь, по мере рас­секречивания архивов, на 99,9% можно утверждать, что ваша бабушка оказалась в Доме инвалидов. Это но­вое учреждение организова­ли в оккупированном городе оставшиеся здесь воронеж­ские врачи под руководством Каземира Спалека. Он был на­значен оккупационными вла­стями руководить горздра- вом. Впоследствии после ос­вобождения города на допро­сах упоминал также о паци­ентах, которые были свезены в Дом инвалидов из онколо­гической больницы.Во всех подробностях трагедия Дома инвалидов появилась в нашей исторической памяти совсем недавно благодаря архивным исследованиям. В рассекре­ченных теперь документах говорится, что в «доме было полно старух», упоминают­ся даже столетние пациенты. Здесь же находилась и группа слепых детей вместе со своей медсестрой Анной Вороновой из глазной больницы. Теперь мы уже знаем, что все мало­мобильное население Воро­нежа - старики, больные и ра­неные - было собрано в трех больницах по улице 20-летия Октября: в 29-й школе, в быв­шем родильном доме, став­шем «чижовской» хирургиче­ской больницей, и в Доме ин­валидов. Также только теперь выясняется, что подавляю­щая часть расстрелянных в Песчаном Логу были как раз пациентами Дома инвалидов. Этот дом - исторический памятник развер­нувшейся в городе трагедии.

БУКЕТИК С «ДЕВИЧКА»

Ирина АРАПО­ВА, старший лабо­рант ВГМУ:

- Моя прабабушка Ак­синья Петренко сама отпу­стила невестку с детьми. Ска­зала: «Идите без меня. Я уже старая, немцы меня не тро­нут». В 1943 году Ольга - моя бабушка - вернулась в Воро­неж и в газете «Коммуна» от 13 октября в списке тех, чьи тела эксгумированы в Песчаном Ло­гу, увидела фамилию Аксиньи, своей свекрови. В Песчаный Лог на опознание пошла внуч­ка Аксиньи 15-летняя Ниноч­ка. Вернувшись после опозна­ния, девочка легла и так про­лежала два месяца. А потом умерла. С тех пор мы каждый раз, навещая прабабушку Акси­нью в Песчаном Логу и Ниноч­ку на Коминтерновском клад­бище, берем для них букети­ки с их родного «Девичка», где часть нашей большой семьи живет до сих пор.

Виктор Бахтин:

- Эту девочку тоже можно считать жертвой Песчаного Лога. Ребенок не смог перене­сти увиденного.

«ВСЯ ЭТА ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

Людмила ШИЛИНА, писатель:

- Я много рабо­таю с молоде­жью, выступаю в школах. И когда спрашиваю де­тей, что они зна­ют о Песчаном Логе, о Саде

Пионеров, то просто не полу­чаю ответа. Но не только школьники - взрослые воронеж­цы часто не могут ответить. Что я могу сделать? Только пи­сать книги. В очередной мой сборник вошел научный очерк Виктора Бахтина о Пес­чаном Логе, а также статья Та­тьяны Чернобоевой и Фаины Блинчевской о Саде Пионеров. Кстати, в мои советские школь­ные годы нам тоже никто не рассказывал про трагедию Сада Пионеров, про оккупацию. С чем это связано, я не знаю. Но сей­час такого допустить мы уже не можем. Не так давно к старей­шему нашему краеведу Фаине Блинчевской обратились род­ные погибшей в Саду Пионеров вожатой. Прежде о ней ничего не было известно. В общем, вся эта история продолжается.

Влади­мир ИВА­НОВ, член Национальной палаты при губернаторе Во­ронежской области, руково­дитель Воронежского Дома дружбы:

- В марте 2023 года об- лпрокуратурой подано в Во­ронежский областной суд заявление об установле­нии факта геноцида наро­дов СССР. Следствием уста­новлено, что в результате действий оккупантов в нашей области погиб­ло не менее 198 тыс. мирных советских граждан и военно­пленных. Почти 77 тыс. человек насиль­ственно были угна­ны на принудительные работы. 25 мая 2023 года воронежский облсуд удов­летворил заявление прокура­туры о признании геноцидом и военными преступлениями действия немецко-фашист­ских захватчиков в годы Ве­ликой Отечественной войны. 5 июля 2023 года решение вступило в законную силу.

По итогам круглого стола принято решение предложить депутатам гордумы устано­вить 27 августа Днем памяти воронежцев, уничтоженных нацистами и их пособниками в Песчаном Логу. А также соз­дать общественную инициа­тиву по включению в област­ной реестр объектов культур­ного наследия жилое здание бывшего Дома инвалидов по улице 20-летия Октября, 89.