Ласунский О. Сказки собственного сочинения / О. Ласунский // Мысли. - 2023. - С. 22-23.
Как-то не верится, что Альберту Иванову исполнилось 85 лет. В моей памяти он остаётся весельчаком Аликом, студентом-филологом, учившимся двумя курсами младше меня. Я помню феерический взлёт его литературной карьеры: он много ранее иных коллег стал обладателем заветного членского билета, открывавшего вход в закрытое профессиональное сообщество российских писателей. Фортуна благоволила к Альберту и его приятелю Юрию Воищеву: сообща сочинённые ими рукописи легко превращались в книги, выходившие к тому же сразу в Москве. Молодые авторы были отчаянными фантазёрами, и их юным героям не оставалось ничего другого, как совершать всяческие озорные поступки. Влечение к приключенческим сюжетам сохранится у нашего земляка навсегда.
Альберт не избегал крутых поворотов в собственной судьбе. Уже имея университетский диплом, он вознамерился получить второе образование и прошёл по конкурсу в престижный столичный вуз, готовивший, в частности, киносценаристов. И на этом поприще А. Иванов не потерялся в толпе товарищей по перу. По его сценариям ставились художественные картины, и его простецкая фамилия (он так и не решился обзавестись каким-нибудь пышным псевдонимом) часто появлялась в титрах...
Между тем написанные А.А. Ивановым книги для детей выходили с завидным постоянством и, похоже, не залёживались на торговых прилавках, да и на библиотечных полках. Однако кинематограф не отпускал Альберта Анатольевича, и он был вынужден стать «киношным» писателем. Две работы особенно запомнились зрителям - лирическая короткометражка «Лестница» (1962) и искрившая юмором лента «Семь стариков и одна девушка» (1968), где был собран цвет тогдашней актёрской братии. Обе картины были отмечены почётными призами на авторитетных международных фестивалях... Но всего более влекли сценариста анимационные ленты. Кстати, служебная типография «Союзмультфильма» регулярно печатала ивановские тексты в виде цветных иллюстрированных альбомчиков. Их было выпущено великое множество. Неутомимый труженик слова, А.А. Иванов с успехом осваивал, наряду с «кинематографической», ещё и привычную прозу. Столичные издатели охотно принимали его творческие заявки. Рассчитанные преимущественно на подростковую аудиторию, лишённые какой-либо назидательности, произведения Иванова закрепляли в читательском сознании нравственные нормы поведения в кругу ровесников. Особое место в литературном наследии земляка занимают рассказ «Далёкий Бобров» (1985) и некоторые иные схожие тексты, о которых я поведал на страницах воронежского журнала «Битюг» (2019, № 2). В районном Боброве-городке когда-то проходили летние каникулы школяра Алика. Уже будучи московским жителем, писатель возвращается воображением ко дням своего отрочества. Любовь к родному краю сквозит в каждой ивановской строке...
И всё-таки из многообразия жанров А.А. Иванову надо было выбрать такой, который позволил бы ему обрести свою авторскую индивидуальность. Таким жанром стала литературная сказка - с непривычными для национального фольклора персонажами. Выросший среди среднерусской равнинной природы, бывший воронежец решил обратить внимание на двух степных обитателей - хомяка и суслика. Он наделил своих героев характерными для устно-поэтической традиции чертами, и эта неразлучная парочка отправилась покорять ребяческие сердца. Сейчас Альберту Анатольевичу уже невмоготу подсчитать количество воображённых им ситуаций, в которые вечно попадают Хома и Суслик. Сноровка и изобретательность помогают им благополучно выпутываться из любых житейских неприятностей. Воспитательный эффект ивановских сказок очевиден. Дети учатся постигать окружающий их мир во всём его многоразличии. Эти навыки пригодятся, когда малыши вступят в противоречивый взрослый мир.
Издатели тоже любят сказки: последние приносят неплохой доход. Мне доводилось бывать у Ивановых дома. Хозяин демонстрировал плоды своей творческой деятельности. На высоченных, до потолка, застеклённых полках теснились его, Альберта Анатольевича, сочинения. Он уже и сам не помнит, сколько у него вышло сборников. Во всяком случае, много-много десятков... В последние годы ивановские книги делаются в Китае: не просто печатаются, а именно делаются! Персонажей можно не только видеть на картинках, но и слышать: в корпус экземпляра вмонтировано специальное акустическое устройство, которое позволяет воспроизводить соответствующие тексту звуковые сигналы. Хома, Суслик и прочие полевые зверушки, как и представители птичьего царства, наделены своими «голосами». Ивановские сказки издаются около полувека. Общий тираж книг уже невозможно подсчитать. В нескольких антологиях из серии «500 золотых страниц о животных» произведения нашего земляка соседствуют с творениями самых популярных европейских мастеров пера XIX-XX веков. А.А. Иванов счастливо обрёл в литературе собственный путь. Пожелаем Альберту Анатольевичу здоровья и всяческих благ, полагающихся по поводу солидной юбилейной даты!