Ласунский О. Сказки собственного сочинения / О. Ласунский // Мысли. - 2023. - С. 22-23.

Как-то не верится, что Альберту Иванову исполнилось 85 лет. В моей памяти он остаётся весельчаком Аликом, студентом-филологом, учившимся двумя курсами младше меня. Я помню феерический взлёт его литературной карьеры: он много ранее иных коллег стал обладателем заветного членского билета, открывавшего вход в закрытое профессиональное сообщество российских писателей. Фортуна благоволила к Альберту и его приятелю Юрию Воищеву: сообща сочинённые ими рукописи легко превращались в книги, выходившие к тому же сразу в Москве. Молодые авторы были отчаянными фантазёрами, и их юным героям не оставалось ничего другого, как совершать всяческие озорные поступки. Влечение к приключенческим сюжетам сохранится у нашего земляка навсегда.

Альберт не избегал крутых пово­ротов в собственной судьбе. Уже имея университетский диплом, он вознамерился получить второе об­разование и прошёл по конкурсу в престиж­ный столичный вуз, готовивший, в частности, киносценаристов. И на этом поприще А. Ива­нов не потерялся в толпе товарищей по перу. По его сценариям ставились художествен­ные картины, и его простецкая фамилия (он так и не решился обзавестись каким-нибудь пышным псевдонимом) часто появлялась в титрах...

Между тем написанные А.А. Ивановым кни­ги для детей выходили с завидным постоян­ством и, похоже, не залёживались на торго­вых прилавках, да и на библиотечных полках. Однако кинематограф не отпускал Альберта Анатольевича, и он был вынужден стать «ки­ношным» писателем. Две работы особенно запомнились зрителям - лирическая корот­кометражка «Лестница» (1962) и искрившая юмором лента «Семь стариков и одна девуш­ка» (1968), где был собран цвет тогдашней ак­тёрской братии. Обе картины были отмечены почётными призами на авторитетных между­народных фестивалях... Но всего более влек­ли сценариста анимационные ленты. Кстати, служебная типография «Союзмультфильма» регулярно печатала ивановские тексты в виде цветных иллюстрированных альбомчи­ков. Их было выпущено великое множество. Неутомимый труженик слова, А.А. Иванов с успехом осваивал, наряду с «кинематографи­ческой», ещё и привычную прозу. Столичные издатели охотно принимали его творческие заявки. Рассчитанные преимущественно на подростковую аудиторию, лишённые ка­кой-либо назидательности, произведения Иванова закрепляли в читательском созна­нии нравственные нормы поведения в кругу ровесников. Особое место в литературном наследии земляка занимают рассказ «Далё­кий Бобров» (1985) и некоторые иные схожие тексты, о которых я поведал на страницах воронежского журнала «Битюг» (2019, № 2). В районном Боброве-городке когда-то про­ходили летние каникулы школяра Алика. Уже будучи московским жителем, писатель воз­вращается воображением ко дням своего от­рочества. Любовь к родному краю сквозит в каждой ивановской строке...

И всё-таки из многообразия жанров А.А. Ива­нову надо было выбрать такой, который позво­лил бы ему обрести свою авторскую индиви­дуальность. Таким жанром стала литературная сказка - с непривычными для национального фольклора персонажами. Выросший среди среднерусской равнинной природы, бывший воронежец решил обратить внимание на двух степных обитателей - хомяка и суслика. Он наделил своих героев характерными для устно-поэтической традиции чертами, и эта неразлучная парочка отправилась покорять ребяческие сердца. Сейчас Альберту Анато­льевичу уже невмоготу подсчитать количе­ство воображённых им ситуаций, в которые вечно попадают Хома и Суслик. Сноровка и изобретательность помогают им благополуч­но выпутываться из любых житейских непри­ятностей. Воспитательный эффект ивановских сказок очевиден. Дети учатся постигать окру­жающий их мир во всём его многоразличии. Эти навыки пригодятся, когда малыши вступят в противоречивый взрослый мир.

Издатели тоже любят сказки: последние при­носят неплохой доход. Мне доводилось бы­вать у Ивановых дома. Хозяин демонстриро­вал плоды своей творческой деятельности. На высоченных, до потолка, застеклённых полках теснились его, Альберта Анатолье­вича, сочинения. Он уже и сам не помнит, сколько у него вышло сборников. Во всяком случае, много-много десятков... В последние годы ивановские книги делаются в Китае: не просто печатаются, а именно делаются! Персонажей можно не только видеть на кар­тинках, но и слышать: в корпус экземпляра вмонтировано специальное акустическое устройство, которое позволяет воспроиз­водить соответствующие тексту звуковые сигналы. Хома, Суслик и прочие полевые зверушки, как и представители птичьего цар­ства, наделены своими «голосами». Ивановские сказки издаются около полу­века. Общий тираж книг уже невозможно подсчитать. В нескольких антологиях из се­рии «500 золотых страниц о животных» про­изведения нашего земляка соседствуют с творениями самых популярных европейских мастеров пера XIX-XX веков. А.А. Иванов счастливо обрёл в литературе собственный путь. Пожелаем Альберту Анатольевичу здо­ровья и всяческих благ, полагающихся по по­воду солидной юбилейной даты!