Бренер О. Дорога знаний / О. Бренер // Берег. - 2023. - № 63. - С. 28.

Для учителей, ребят и родителей закан­чивается подгото­вительная страда. Но сегодняшние школы со всеми образо­вательными стандартами, интерактивом и другими инновациями, пожалуй, шагнули уже дальше века по сравнению со школами, открывшими свои двери для маленьких и юных воронеж­цев в послевоенные годы. Вместе со старейшим воро­нежским коллекционером, основателем Галереи совет­ской эпохи в составе Му­зея-диорамы Владимиром Андреевичем Мальцевым, а также со старейшим врачом из знаменитой российской династии Татьяной Нико­лаевной Русановой «Берег» вспоминает накануне нового учебного года, каким было 1 сентября в Воронеже в 40-е и 50-е годы прошлого века.

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЛОМ

- Еще в ходе войны с Фин­ляндией в 1939-1940 годах бы­ли значительно увеличены ас­сигнования на военные нужды страны. Это в том числе стало причиной введения в 1940 году платы за обучение в старших классах средних школ и вузов СССР. Она была отменена толь­ко в 1956 году. А когда в 1943 году на фронте наступил пере­лом, в стране начался небы­валый патриотический подъ­ем. Учреждались ордена имени великих русских полководцев, многие ведомства получили новые мундиры, в действую­щей армии была введена фор­ма, похожая на одежду русской армии образца 1907 года. Это переустройство на старый лад коснулось и школ. В 1943-1945 годах были учреждены золо­тые и серебряные школьные медали, пятибалльная систе­ма оценки успеваемости, атте­статы зрелости, ученические билеты по образцу дореволю­ционных. А в Воронеже сразу после освобождения началась своя работа по возрождению школ, - рассказывает Влади­мир Мальцев.

ДЕВЧОНКИ- МАЛЬЧИШКИ

Первой была восстановлена средняя школа №9 по улице Карла Маркса. Уже в 1943 году в ней начались занятия.

Здание начальной школы №6 в глубине двора у Каменного моста стоит до сих пор. В воен­ные годы после освобождения Воронежа оно было переполне­но малышами. Сразу после По­беды многие ребята оттуда пе­ревелись в новую просторную школу по улице Володарского.

В послевоенные годы в «се­милетках» и средних школах крупных городов страны было введено раздельное обучение. В Воронеже было открыто де­вять мужских школ. Но, как правило, мужские и женские школы размещались в одном здании. Верхние этажи отво­дились для девочек, нижние - для мальчиков.

- Я была тогда очень увлече­на географией, мечтала о путе­шествиях. Мы, девочки, все от мала до велика, были одеты в черные платья и черные фар­тучки, с темными будничными лентами в косах. По праздни­кам фартуки и ленты менялись на белоснежные. На переменах чинно расхаживали под ручку по коридорам. Мальчикам на наших этажах появиться бы­ло невозможно, такого нахала сразу выставляли. Я училась в 17-й школе. А другую непо­далеку, 11-ю, тогда так и про­звали - «Женский монастырь». Тем более что она распола­галась рядом с бывшим Ми- трофановским монастырем, - вспоминает Татьяна Русанова.

В женских школах большое внимание уделялось разви­тию у девочек и девушек уме­ния держать себя в обществе, а также привитию вкуса к изящному, воспитанию скром­ности и вместе с тем - смело­сти, твердости, решимости, го­товности к защите Родины.

- А вот мальчишки долгое время ходили в школу в чем придется. И только в 1955 го­ду была введена серая форма, напоминавшая дореволюци­онную гимназическую: длин­ные брюки, гимнастерка с бе­лым воротником, широкий ремень с блестящей пряжкой, большие фуражки, из-под ко­торых забавно торчали наши детские уши, - вспоминает Владимир Мальцев.

Но годом раньше - в 1954-м раздельное обучение заменили на совместное. И весело звуча­ли слова популярной в то вре­мя школьной песенки: «Маль­чишки-девчонки, девчонки- мальчишки, мы учимся вместе, друзья!»

ПЕРЬЯ, КЛЯКСЫ, ПРОМОКАШКИ

В 1957 году по инициативе Никиты Хрущева в школах бы­ла введена так называемая по­литехнизация. Молодое поколе­ние со школьной скамьи стали готовить к производственному будущему на предприятиях и стройках. Добавили 11-й класс.

Шариковых ручек в то время еще не было, и ребята учились писать в тетрадях деревянны­ми перьевыми ручками, макая их в стеклянные чернильницы- непроливайки. Для письма при­лагался набор перьев на любой вкус и разных размеров. Одни писали пером «рондо», другие - «уточкой», третьи - наиболее распространенным тогда 86-м размером. Этими перышками приходилось ставить в тетра­дях немало клякс. Их осторож­но просушивали промокашкой, вложенной в каждую тетрад­ку. А потом осторожно стирали резинкой. И часто после такой операции на месте кляксы в те­тради образовывалась дырка.

- Потом уже на каждой пар­те в углублении поставили стеклянные, керамические и реже - металлические, пласт массовые чернильницы. Пар­ты, снабженные желобками для ручки, гнездышком для чернильницы, ящиком с от­кидной крышкой для портфе ля, были очень удобны. Прав да, если еще при этом подхо­дили по росту. Занятия прохс дили в две, а то и в три смень и за партой первоклашки ве­чером мог оказаться старше­классник, который помещалс там с большим трудом, - говорит Владимир Мальцев.

ЧАЦКИЙ И «ГОЛОС АМЕРИКИ»

В 50-х годах воронежские школы были знамениты те­атральными кружками. Они работали почти в каждой школе. В 1950 году на городском смотре художественной само деятельности первое место занял спектакль драмкружка мужской средней школы №12 "Голос Америки". Однако, в нем участвовали и ученицы женской - 13-й школы, распо­лагавшейся на верхних этажах того же здания.

Кстати, еще до войны в од­ном из кружков при школе №11 начинал свою сцениче­скую деятельность народный артист СССР Георгий Менглет. На этой школьной сцене он сыграл свою первую роль - Чацкого. Другой знаменитый ученик той же школы - буду­щий ученый-физик, нобелев­ский лауреат Николай Басов.

МНОГО И ЗАПОЕМ

В послевоенные годы, ког­да телевидения еще не было, а кино оставалось для воро­нежцев все еще редким «ла­комством», все свободное время от школы и дворовых игр уходило на чтение книг. Книги в тот период издавало исключительно государство. Воронежское издательство печатало в те годы «Сказки бабушки Куприянихи» и рас­сказы Кораблинова «Олень - Золотые Рога». Среди люби­мых авторов был наш земляк Самуил Маршак, а еще - Ви­талий Бианки, Корней Чуков­ский. Но было и много по­литизированных книжек. В первую очередь это изложен­ные в рассказах биографии вождей: «Рассказы о Ленине», «Дети об И.В. Сталине» и дру­гие. Прекрасно изданные, эти фолианты дарили в школах как награду особо отличив­шимся ученикам.

- Мы читали много, запоем, хотя самих книг издавалось значительно меньше, чем сей­час. В воронежских библио­теках после войны толпились очереди, на руки выдавали не больше двух-трех книг, - вспо­минает Владимир Мальцев.