Силин В. Изящная работа строителей и артистов / В. Силин // Коммуна. - 2023. - 16 августа. - С. 6.

Сезон 1928 года стал последним, когда артисты выступали в Воронеже под брезентовым куполом. Уже давно шли настойчивые разговоры о том, что негоже областному центру не иметь стационарного цирка, и вот весной 1929 года газета "Коммуна" сообщила, что здание наконец будет построено. Приступить к работам должны были 15 апреля, а открытие за­планировали на 1-15 июля.

Темпы были ударные

Как оказалось, на самом деле срок возве­дения объекта культуры будет значитель­но сокращён. И уже 30 мая газета опу­бликует снимок, на котором изображе­но здание так называемой «второй ста­дии постройки». Это когда были полно­стью «прорисованы» все контуры, соору­жённые из деревянных деталей (сборка шла по типу конструктора). Оставалось забрать панелями стены и провести от­делку внутренних помещений. Открытие состоялось 22 июня. Вот что накануне писала «Коммуна»: «Зда­ние Воронежского Госцирка — лучшее здание летнего цирка (какое-то время в помещении не было отопления, и в хо­лодное время цирк не работал — прим, ред.) во всём Союзе — выросло на пло­щади бывших Круглых Рядов с пора­зительной быстротой. Постройка на­чалась 13 мая (позже, чем намечалась), а к сегодняшнему дню — через 35 дней — в цирке сделаны все основные детали.

Вместимость цирка — около 3000 че­ловек. Главная его особенность — отсут­ствие традиционной галёрки. Все ме­ста — сидячие и нумерованные. Вторая отличительная черта - обширные «об­служивающие» помещения (вестибюль, фойе, буфет, артистические уборные, конюшни). Особые комнаты выделены для месткома и под красный уголок». Первым директором нового цирка на­значили Романа Сергеевича Гамсахур­дия. В цирковом мире уже в то время он считался личностью легендарной. Начи­нал он свою деятельность ещё в 80-е го­ды XIX века. Работал администратором труппы Безано в Баку, в цирках Мами­но, Камакича, Федосеевского-Бедини. Был управляющим цирками знамени­тых братьев Никитиных, администрато­ром цирков Чинизелли в Варшаве и Са­маре. Его управленческий опыт сполна был востребован и после Октябрьской революции 1917 года. Не случайно же в 1933 году Гамсахурдия присвоили почётное звание «Заслужен­ный деятель искусств РСФСР». Вот та­кой многоопытный руководитель взялся за постройку циркового здания в Воро­неже. И с успехом её осуществил, а по­том, так же успешно, работал с новым коллективом.

О художественном руководителе об­ластная газета «Коммуна» так упомяну­ла: «Режиссёром цирка приглашён зна­комый воронежцам по прошлому сезо­ну тов. Герцог». Кто же стоял за броской и необычной фамилией? Оказывается, это был псевдоним братьев Павла и Вла­димира Герцовских. Старший, Павел, вы­ступал на сцене как воздушный гимнаст, ему подвластен был знаменитый трюк— «крест» на кольцах. Младший, Влади­мир, прославился как разножанровый артист. Он и гимнаст на трапеции, и ве­лофигурист, и акробат. Именно в таком качестве воронежская публика лицезре­ла Владимира Герцовских на гастролях летом 1928 года. Подобная творческая многоплановость артиста и явилась по­водом для его утверждения на должность режиссёра Воронежского цирка. На открытие приехал директор Всесо­юзного объединения «Госцирк» Алек­сандр Данкман, или, как ещё его назы­вали, «главный по цирку всего СССР».

Праздник циркового искусства

Итак, 22 июня 1929 года. Уже за час до открытия все места в зале были заняты. Зрители даже стояли в проходах. В соот­ветствие значимому событию была под­готовлена и цирковая программа. «Ком­муна» уже на следующий день сообща­ла своим читателям: «Хорошее впечат­ление оставила блестящая дрессировка лошадей Чинзелли и изящная работа на кольцах Брамсен. Вызвали вполне за­служенное одобрение зрителей акроба­ты. Особенно выделялась работа маль­чика из группы «10 Океанос», который показал большие достижения акроба­тической техники. Очень тепло публика встретила велосипедистов Польди и му­зыкальных клоунов Таити. Талантливая игра Таити, несомненно, один из инте­реснейших номеров». И хотя рецензент «Коммуны» не на­звал мальчика из группы «10 Океанос», мне удалось установить его имя и фамилию и то, что он наш земляк, родом из Вороне­жа. Звали его Георгий Виноградов, а псевдоним - Юрий Океанос. В известную и признанную группу «Океа­нос», которую возглавлял Лео­нид Ольховиков, мальчика приве­ла его мама. Оказа­лось, что у него уже была хорошая акроба­тическая подготовка: он занимался в спортивной сек­ции клуба имени Карла Маркса. Сразу же после первого просмо­тра стало ясно, что Георгий—фе­номенальный акробат. Ни до него, ни после никто не смог повторить рекорд Виноградова: одно­моментные 60 флик-фляков (так арти­сты-акробаты называют прыжок на­зад с обеих ног; при этом спина долж­на быть прогнутой, опора - на прямые руки, а после переворота следует при­землиться на обе ноги). «Коньком» Ви­ноградова было и то, что он исполнял флик-фляки по кругу.

Папиросы «Таити» и клоуны Танти

И ещё об одних участниках того памят­ного представления нельзя не сказать - о клоунах и музыкальных эксцентриках братьях Танти - Заслуженных артистах Грузии Леоне и Константине. Они родные дяди нашего земляка, дрессировщика львов, народного артиста РСФСР и многолетнего директора Воронежского цирка Бориса Бирюкова. Популярность Танти в 20-е годы прошлого века  была столь велика, что их фамилией назвали папиросы. А ещё они издавали собственный журнал "Новый цирк".

На открытие стационарного цирка в Воронеже браться Танти приехали поел очередного шумного успеха на арене Московского цирка. И москвичи и воронежцы увидели мнего новинок, авторам большинства которы являлись сами братья. Нередко темы реприз они находили в местных газетах. Как раз в их приезд в Воронеж «Коммуна» напечатала фельетон о бескультурье некоторых горожан: идут и беспрестанно плюют по сторонам. И тут же Танти придумали сценку. Леон хулиган, выйдя на манеж, раз за разом плевал по сторонам. Константин говорил ему: «Гражданин с вас штраф один рубль за некультурное поведение». Леон: «На два рубля плевай и ты, угощаю!».

Или была ещё такая реприза. Леон выносил радиоприёмник и с гордостью го ворил: «Купил. Шикарная вещь! Ловил весь мир, сейчас поймаю Лондон». Кру­тил ручки - тишина. Обещал поймай Берлин, Париж, Рим - безуспешно. Тог­да старался поймать город, где браты выступали. Из приёмника вдруг разда­вался голос: «Внимание, внимание! Го­ворит Воронеж!». Обалдевший Леон пе­респрашивал: «Чего-чего?». Приёмник раздражённо, на повышенных тонах от­вечал: «Говорит Воронеж, глухая тетеря!»

После братья Таити ещё не раз быва­ли на гастролях в Воронеже - и до вой­ны, и после Великой Отечественной.