Бренер О. Изнанка памяти / О. Бренер // Берег. - 2023. - № 65. - С. 5.

Сегодня в Воронеже «случайно» со­шлись две даты. 5 сентября 1942 года город был окончательно зачищен оккупантами от  местного населения. Раненных, пожилых, людей с инвалидностью, детей нацисты отправили на уничтожение Песчаный лог - в подавляющем большинстве дорога смерти в лог была проложена именно из Дома инвалидов по улице 20-летия Октября, 86. Остальных из города выгнали или угнали. 5 сентября здесь не осталось ни одного воронежца. И уже сегодня, 5 сентября 2023 года, в Ленинском районном суде продолжится рассмотрение дела по иску нынешних жильцов и собственников первых двух нежелых этажей этого дома, не согласных с признанием его аварийным и с расселением. Но, наверное, история тасует и сводит даты не случайно. Дом, переживший ужас беспомощных горожан незадолго до уничтожения, теперь испытывает совсем другие потрясения.  Корреспонденты «Берега» общались с жильцами и попытались разобраться, какой урок преподнесен всем нам в схождении этих двух дат.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В этом здании, построенном в 1931 году как Дом-коммуна, во время оккупации города местными врачами был организован Дом инвалидов. Медики хотели защитить и под­держать самых беспомощных горожан, которые не смогли эвакуироваться. Но у нацистов и их пособников были свои планы. Часть постояльцев расстреляли во дворе дома на глазах медперсонала. Остальных вывезли в Песчаный лог.

После войны дом был об­устроен под коммунальные квартиры. Затем коммуналки стали выкупаться - в несколь­ких подъездах из секций на шесть семей с одной большой кухней и санузлом образова­лись просторные квартиры. Дом стал очень разнородным - и по жильцам, и по планиров­ке, и по старой-новой кладке со всеми пристройками. Сей­час эти 86 квартир с улицы вы­глядят таинственно.Стены об­шарпаны, но уникальная архи­тектура, большие окна, боль­шой двор, удачное соседство с опорным университетом, с торговыми и бизнес-центрами. Первые два этажа выкуплены местными предпринимателя­ми и сданы в аренду. После то­го как в конце прошлого года здание было признано аварий­ным, подлежащим сносу и рас­селению, собственники нежи­лых помещений и несколько жильцов пытаются оспорить это решение в суде.

«ОН ЕЩЕ 200 ЛЕТ ПРОСТОИТ»

- Я сам строитель, давно ра­ботаю прорабом и понимаю, что этот дом еще 200 лет про­стоит. Старая кладка доброт­ная, из красного обожженного кирпича. Ширина стен - 60 см. Фундамент тоже идеальный. А пристройки в виде подъездов, на что обратила внимание ко­миссия - так это уже все при­строено после войны, наспех и неграмотно. Я живу здесь 30 лет и переселяться никуда не хочу. Большинство из нас не хотят, - говорит старший по дому Андрей Баркалов.

- Я живу здесь больше 20 лет. И до капремонта, конечно, все было ужасно. Но ведь от­ремонтировали основательно, крышу сделали, батареи, про­водку заменили. Зимой теперь такая жара, что окна у людей открыты. Оставалось заменить канализацию. Но дом после такого ремонта вдруг призна­ли аварийным и хотят снести. И вот тогда мы все очнулись: дом-то наш, оказывается, с та­кой историей! На каком осно­вании его сносить? Первый этаж можно под музей пере­оборудовать, приводить сюда воронежцев и гостей на экс­курсии. Этот дом уже очень по­пулярный у горожан. Недоро­гая столовая, кафе, центр пси­хологического восстановле­ния. И я тоже хочу жить здесь, а не переезжать в Отрадное, где нам собираются дать квар­тиры, - добавляет старшая по подъезду Нина Мелехова.

Изначально этот дом кори­дорного типа имел один вход. Во время оккупации отделе­ния были развернуты на каж­дом этаже. Как теперь следует из рассекреченных протоко­лов допросов медиков после освобождения города, воро­нежцы здесь содержались в страшных условиях - без по­стельного белья, еды и воды. Многие лежали на полу. Заведующие отделениями под­кармливали своих пациентов, ухаживали за ними, как могли.

Но сейчас подъезды с сохра­ненными коммуналками внеш­не напоминают ту зловещую атмосферу - длинные темные коридоры, обшарпанные сте­ны, старые, в грибке, трубы.

ВСТРЕЧНЫЙ ИСК

- В нашей ванной потолок полностью провален, дыр­ка сквозная идет с чердака. Я живу здесь 50 лет и очень хо­чу переехать. Устала, - неожи­данно, не совпадая с «боль­шинством» говорит встретив­шаяся во дворе другой старо­жил Марина Лесникова.

Оказалось, что судебное за­седание по иску жильцов, не согласных с признанием дома аварийным, перенесено на се­годня по причине встречного иска - других жильцов. Инициировала его Ольга Корелова, соседка по коммуналке Нины Мелиховой. 

Она котегорогически против назначения новой экспертизы и настаивает на аварийности дома.

- Я живу здесь уже 63 года. И мы, старожилы, хотим выехать, потому что дом представляет угрозу для жизни. Это мы начи­нали судебные процессы мно­го лет назад о признании дома аварийным. А то, что капре­монт тогда вдруг по-быстрому начали, так надо ж было управ­ляющей компании,пока суд да дело, денег себе намыть на этом ремонте! Против расселе­ния выступают только три се­мьи, выкупившие секции, пред­приниматели с первого этажа, да еще моя соседка по комму­налке Мелехова. Но у людей в четвертом подъезде трещина в наружной стене такая, что улица видна. Зимой в ванной замерзает шампунь, - предста­вила свою позицию одна из жи­тельниц Ольга Корелова.

«КАКИЕ ЕЩЕ СТАРИКИ?»

Правда, с обеих столкнув­шихся сторон - «за и против» своего дома - жильцы признались, что на мемориале в самом Песчаном логу не были. Ни в этом году, ни раньше.

- Какие еще расстрелянные жители? Какие старики? Это просто бизнес-интересы! - возмутилась Ольга Корелова.

Впрочем, память о трагедии оккупации слабеет с каждым годом и у всех воронежцев. В последние дни августа - в дни уничтожения мирных жите­лей в Песчаном логу простые горожане приходят сюда все реже. В прошлом году в день 80-летия трагедии «не органи­зованно» мемориал посетили два воронежца. В этом году - ни одного. Правда, 15 человек пришло 25 августа - благода­ря инициативе председателя комиссии по экологии област­ной Общественной палаты На­дежды Стороженко. Епископ Борисоглебский и Бутурли- новский Сергий в память о по­гибших отслужил панихиду.

- надо добиваться переноса памятных мероприятий об уничтоженных воронежцах на 5 сентября - в день окон­чательно опустевшего горо­да после «зачистки» нацистов, делать эту дату региональ­ным днем памяти, - предло­жил историк Виктор Бахтин, который сейчас открывает в архивах все новые свидетель­ства трагедии. Последние по­явились буквально на днях.

После освобождения Воро­нежа санитар Дома инвалидов дал показания, как начался рас­стрел пациентов в самом дворе дома. До угона остальных в Пес­чаный лог здесь на глазах мед­персонала было расстреляно 30 воронежцев. Их тела здесь где-то рядом с домом лежат до сих пор. Никаких сведений об эксгумации и перезахоронении в документах не значится, - по­ясняет Виктор Бахтин.

Так что работы здесь пред­стоит много. И с домом, и с его двором, и с нашей общей памятью.