Быкова А. Уроки российского / А. Быкова // Берег. - 2023. - № 73. - С. 21.
Жители поселка Краснолесный в шутку называют его воронежским Калининградом: проезжаешь - Новоусманский, Верхнехавский районы области - и вдруг снова попадаешь в Воронеж. Здешний музей Краснолесный в лицах и судьбах» на базе средней школы №24 им. В.Г. Столля тоже можно считать добрым местным парадоксом. Он хранит историю и лучшие традиции учительства не только школы и поселка, но всего Воронежа и России. Разгадка парадокса проста: концентрация ярких российских лиц и судеб родом из маленького Краснолесного уникальна.
Музей был открыт в 2009 но еще в 90-х годах прошлого века его начала собирать по «кусочкам» памяти жителей Краснолесного - письмам, документам, фотографиям - учитель русского языка и литературы 24-й школы Людмила Ивановна Попова. Родную школу со своего первого класса Людмила Ивановна оставляла лишь один раз зa пять лет, когда училась Вонежском пединституте. С этого времени она выпустила несколько поколений учеников. И по сей день преподает здесь свои любимые русский и литературу, ведет классное руководство, пишет стихи, а так же является бережным хранителем основанного ею музея. Корреспондентам редакции она рассказала, почему эти вещи в ее судьбе стали одним целым.
О РОДИНЕ, РОДИТЕЛЯХ ПЕРЕСТРОИКЕ
Мои родители - участники Великой Отечественной войны. Мама ушла на фронт в 17 лет, 40 км не дошла до Берлина. Папа - участник Сталинградской битвы. Когда началась перестройка и все эти события вдруг начали переосмысливать и обесценивать, мне стало очень больно. Помню, пришла домой из школы. Мама, уже совсем старенькая, лежит. Я присела рядом и вмиг решила: ничего не буду ей говорить, а начну создавать музей, где будет спасена память о войне. И в тот вечер на одном дыхании написала свой первый стих:
«Я родину люблю до боли в сердце.
Страдаю с нею, если вдруг беда», - так оно начинается.
И вот вместе с ребятами стала собирать по домам в поселке разные артефакты для музея. Все это поначалу хранилось у меня дома в ящиках из-под сметаны. Потом обратилась к депутатам, Кто баллотировался по нашему округу. Нам подарили мебель, застекленные стеллажи - и мы наш музей «Краснолесный в лицах и судьбах» открыли официально.
О ВЫПУСКНИКАХ
- Одна из экспозиций музея - это созвездие выпускников нашей школы. Братья Лохматиковы - Герой Советского Союза и Герой Труда. Военный врач Владимир Дегтярев, который готовил Гагарина в космос. Лауреат Госпремии Николай Селиванов, разрабатывавший пилотируемые полеты на Луну, сделал важные открытия в области использования солнечной энергии. Кстати, первые свои опыты по изобретению вечного двигателя связаны у Николая Павловича с нашей школой. Однажды, в шестом классе, он влюбился в девочку, но она уехала из поселка. Вот тогда- то, мальчишкой, не имея денег на бензин, он и задумался, как использовать солнечную энергию, чтобы совершить большое путешествие. Эта тяга к неизведанному сопутствовала ему всю жизнь. И о таких выпускниках нашей школы я могу говорить бесконечно.
О ВОЙНЕ
- Во время войны нашу станцию Графская сильно бомбили. Здесь также располагалось 12 госпиталей, куда свозили раненых в боях за Воронеж. Машинисты рассказывали, как ночи напролет везли сюда раненых, а местные дети на носилках разносили бойцов по госпиталям. Многих не удалось спасти. На 9 Мая к нам приезжают их родственники со всей страны. А сейчас с ребятами пишем письма нашим бойцам в зону СВО. Недавно узнала, с какой радостью наши защитники получают эти письма и с каким нетерпением ждут новых.
О ЧЕРНИЛЬНИЦАХ, ИНТЕРНЕТЕ И ДУШЕ
- А вот - наши чернильницы. Много лет назад раздобыла их вместе с партами на школьном складе. Думаю, что нынешнее поколение учеников с гаджетами, без навыков чистописания пером ждет еще много сюрпризов. Переход с мелкой моторики пальцев на клавиатуру и мониторы - перспектива для души страшная. Недаром детских суицидов - все больше. Мы в школе еще писали перьями и тем самым разгружали психику. Буквально прописывали, прорисовывали все накопившееся в душе. У нынешних детей все это копится внутри, как большой темный шар. А потом случается взрыв...
ОБ ОПТИМИЗМЕ И МЕЧТЕ
- Ребята часто приходят ко мне после уроков, делятся своими сомнениями, страхами. Многое из рассказанного ими меня тревожит. Но мой оптимизм - по-прежнему в моем Краснолесном. Слишком тесно мы все тут живем и несем друг перед другом особую ответственность. Здесь ни врач, ни учитель, ни родитель, ни газовик просто не имеет права ничего делать плохо.
- Каждый день после работы мне непременно надо сесть за вышивание. И даже когда дети были еще маленькими, а семья дома - большая, вставала в пять утра, лишь бы несколько стежков крестиком пройтись. Или прочесть страницу из любимых книг.
- Мне уже семьдесят. В минувшее 1 сентября звонит брат из Волгограда и спрашивает: «Ну что, опять в свою школу идешь, опять - классное руководство?» А как не идти, если мои пятиклашки теперь шестиклассники - я же не кукушка! Моя мечта - довести их до аттестата зрелости и. вообще— поработать еще как можно дольше.