Быкова А. Уроки российского / А. Быкова // Берег. - 2023. - № 73. - С. 21.

Жители поселка Краснолесный в шутку на­зывают его воронежским Калининградом: проезжаешь - Новоусманский, Верхнехавский районы области - и вдруг снова попадаешь в Воронеж. Здешний музей Краснолесный в лицах и судьбах» на базе средней школы №24 им. В.Г. Столля тоже можно считать добрым местным парадоксом. Он хранит историю и лучшие традиции учительства не только школы и поселка, но всего Воронежа и России. Разгадка парадокса проста: концентрация ярких российских лиц и судеб родом из маленького Краснолесного уникальна.

Музей был открыт в 2009 но еще в 90-х годах прошлого века его начала собирать по «кусочкам» памяти жителей Краснолесного - письмам, документам, фотографиям - учитель русского языка и литературы 24-й школы Людмила Ивановна Попова. Родную школу со своего первого класса Людмила Ивановна оставляла лишь один раз зa пять лет, когда училась Вонежском пединституте. С этого времени она выпустила несколько поколений учеников. И по сей день преподает здесь свои любимые русский и литературу, ведет классное руководство, пишет стихи, а так же является бережным хранителем основанного ею музея. Корреспондентам редакции она рассказала, почему эти вещи в ее судьбе стали одним целым.

О РОДИНЕ, РОДИТЕЛЯХ ПЕРЕСТРОИКЕ

Мои родители - участники Великой Отечественной войны. Мама ушла на фронт в 17 лет, 40 км не дошла до Берли­на. Папа - участник Сталин­градской битвы. Когда нача­лась перестройка и все эти события вдруг начали пере­осмысливать и обесценивать, мне стало очень больно. Пом­ню, пришла домой из шко­лы. Мама, уже совсем старень­кая, лежит. Я присела рядом и вмиг решила: ничего не буду ей говорить, а начну создавать музей, где будет спасена па­мять о войне. И в тот вечер на одном дыхании написала свой первый стих:

«Я родину люблю до боли в сердце.

Страдаю с нею, если вдруг беда», - так оно начинается.

И вот вместе с ребятами стала собирать по домам в поселке разные артефакты для музея. Все это понача­лу хранилось у меня дома в ящиках из-под сметаны. Потом обратилась к депутатам, Кто баллотировался по на­шему округу. Нам подарили мебель, застекленные стелла­жи - и мы наш музей «Крас­нолесный в лицах и судьбах» открыли официально.

О ВЫПУСКНИКАХ

- Одна из экспозиций музея - это созвездие выпускников нашей школы. Братья Лохматиковы - Герой Советского Союза и Герой Труда. Воен­ный врач Владимир Дегтярев, который готовил Гагарина в космос. Лауреат Госпремии Николай Селиванов, разраба­тывавший пилотируемые по­леты на Луну, сделал важные открытия в области исполь­зования солнечной энергии. Кстати, первые свои опыты по изобретению вечного дви­гателя связаны у Николая Павловича с нашей школой. Однажды, в шестом классе, он влюбился в девочку, но она уехала из поселка. Вот тогда- то, мальчишкой, не имея де­нег на бензин, он и задумал­ся, как использовать солнеч­ную энергию, чтобы совер­шить большое путешествие. Эта тяга к неизведанному со­путствовала ему всю жизнь. И о таких выпускниках на­шей школы я могу говорить бесконечно.

О ВОЙНЕ

- Во время войны нашу станцию Графская сильно бомбили. Здесь также распо­лагалось 12 госпиталей, куда свозили раненых в боях за Во­ронеж. Машинисты рассказы­вали, как ночи напролет везли сюда раненых, а местные дети на носилках разносили бой­цов по госпиталям. Многих не удалось спасти. На 9 Мая к нам приезжают их родственники со всей страны. А сейчас с ре­бятами пишем письма нашим бойцам в зону СВО. Недавно узнала, с какой радостью на­ши защитники получают эти письма и с каким нетерпением ждут новых.

О ЧЕРНИЛЬНИЦАХ, ИНТЕРНЕТЕ И ДУШЕ

- А вот - наши чернильни­цы. Много лет назад раздо­была их вместе с партами на школьном складе. Думаю, что нынешнее поколение учени­ков с гаджетами, без навыков чистописания пером ждет еще много сюрпризов. Переход с мелкой моторики пальцев на клавиатуру и мониторы - пер­спектива для души страшная. Недаром детских суицидов - все больше. Мы в школе еще писали перьями и тем самым разгружали психику. Букваль­но прописывали, прорисовы­вали все накопившееся в ду­ше. У нынешних детей все это копится внутри, как большой темный шар. А потом случает­ся взрыв...

ОБ ОПТИМИЗМЕ И МЕЧТЕ

- Ребята часто приходят ко мне после уроков, делятся сво­ими сомнениями, страхами. Многое из рассказанного ими меня тревожит. Но мой опти­мизм - по-прежнему в моем Краснолесном. Слишком тесно мы все тут живем и несем друг перед другом особую ответ­ственность. Здесь ни врач, ни учитель, ни родитель, ни газо­вик просто не имеет права ни­чего делать плохо.

- Каждый день после рабо­ты мне непременно надо сесть за вышивание. И даже когда дети были еще маленькими, а семья дома - большая, вста­вала в пять утра, лишь бы не­сколько стежков крестиком пройтись. Или прочесть стра­ницу из любимых книг.

- Мне уже семьдесят. В ми­нувшее 1 сентября звонит брат из Волгограда и спраши­вает: «Ну что, опять в свою школу идешь, опять - класс­ное руководство?» А как не идти, если мои пятиклашки теперь шестиклассники - я же не кукушка! Моя мечта - дове­сти их до аттестата зрелости и. вообще— поработать еще как можно дольше.