Ивлев И. Фронтовая дружба / И. Ивлев // Коммуна. - 2023. - № 37. - С. 11.

23 августа исполнилось 80 лет со  дня победы советских войск в Курской битве. Церемония празднования этого события состоялась в посёлке Поныри. Именно здесь в июле 1943 года враг скон­центрировал свои основные силы, пыта­ясь прорвать оборону Красной Армии, но был остановлен, разбит и начал пятить­ся на запад. К юбилейной дате в посёл­ке открыли первую очередь грандиозно­го мемориала «Курская битва». В неё во­шла центральная композиция будущего комплекса: солдат неимоверным усилием воли раздвигает колонны двигающей­ся на него вражеской техники...

Участие в церемонии открытия принял  Президент России Владимир Путин. Он напомнил, что в Прохоровском танковом сражении враг был повержен, и никакие  «тигры», «пантеры» и другие «звери», брошенные фашистским руководством, не смогли сломить дух советского солдата. Это глубоко символично и созвучно подвигу танкового экипажа «Алёша», который раз­громил колонну бронетехники ВСУ на За­порожском направлении. В день 80-летия Курской битвы Президент вручил золотые звёзды Героя России всем членам экипажа, а после принял их в Кремле. Один из на­граждённых поведал, что его дед участво­вал в битве на Курской дуге. Этот эпизод навёл меня на мысль о том, что нужно рас­сказать и о моём деде — Иване Григорьеви­че Ивлеве. Он тоже участвовал в Курской битве и, по рассказам, сражался именно в посёлке Поныри. В конце июня 1943 года в целях усиле­ния фронтов было принято решение при­влечь с прилегающих областей (Белгород­ской, Воронежской, Брянской, Орлов­ской и, конечно же, Курской) дополни тельные силы «нестроевого континген та». Причём верхнюю границу возраст; обозначили в 65 лет. Моему деду в то вре мя исполнился 61 год, и он был мобили зован в эти самые войска.

- Нас привезли в посёлок Поныри. Me сто по ландшафту такое же, как у нас в не которых сёлах Острогожского района. Бугры, лога, долины, перелески... Мы, дети сельские, с большим интересом слушали, задавали разные вопросы, — вспоминал Иван Григорьевич.

Деду вручили двух трофейных коней-тяжеловозов. Они оказались в два раза больше обычных лошадей, а по тягловой силе в несколько раз превосходили железную. Была поставлена боевая задача - подвозить снаряды из тыловых складов  соприкосновения. В обязанности входило только управление конями, а погрузкой и разгрузкой занимались строевые солдаты.

В течение двух месяцев, под беспрерыв­ным визжанием пуль, дед аккуратно вы­полнял возложенные на него задачи. За это время получил лишь лёгкое ранение в ногу. Он говорил нам, внукам, что по­стоянно читал молитвы, просил Бога спа­сти его. Признавался, что война — это тя­жёлый боевой труд. Отдыхать приходилось урывками по 15-20 минут в сутки, причём в повозке, когда лошади перекусывали.

— Кони сначала вели себя тревожно, вздрагивали при взрыве бомб, шарахались в сторону. А потом привыкли, стояли как вкопанные в период погрузки и разгруз­ки снарядов. Правда, я сшил им чехоль­чики на уши из валенка убитого солдата, чтобы они меньше слышали взрывы, — делился с нами дед.

По завершении Курской битвы коман­дир подразделения нестроевиков собрал бойцов, поблагодарил за безупречную службу и вручил грамоты. А деду отдал коней с напутствием и сопроводитель­ной бумагой: вернуться в родной кол­хоз, а лошадей с повозкой вручить пред­седателю. Преодолев расстояние более чем в 300 км, Иван Григорьевич прибыл в село Завершье Острогожского райо­на. Кони остались в колхозе — там их назвали, согласно масти, Гнедой и Ча­лый. Ещё долго они приносили пользу жителям села. Дед после войны трудился сторожем на зерновых токах и в складских помещениях. Когда приходило время пахать огород, он с разрешения бригадира брал своих люби­мых коней и сам ходил за плугом. Для нас, внуков, этот день был настоящим праздни­ком. Во время отдыха дед подходил к каждо­му коню, обнимал, трепал по гриве, приго­варивая: «Дорогие вы мои боевые друзья! Ни разу вы меня не подвели - из-под огня вывозили. Поэтому и жив остался».

В посёлке Поныри я никогда не бывал. Теперь буду просить своего внука Ива­на, чтобы он свозил меня туда. Хочу сво­ими глазами увидеть место, где воевал дед. Побывать у мемориала советскому солда­ту. Поклониться ему с мыслью, что в ве­ликой Победе есть заслуга и моего деда, моего героя, моего защитника.