Кобзарева Т. Хранитель старины / Т. Кобзева // Берег. - 2023. - № 36. - С. 6.

105 лет назад, в августе 1918 го­да, в бутурлиновском селе Клёповка на свет появился мальчик, имя которого на­всегда вписано в историю на­шего региона. Родился Пётр Пономарёв. Он - не просто художник, этнограф, собира­тель фольклора. Он ещё и тот, кто вернул из небытия многие местные народные промыслы и ремёсла. К юбилейной дате «Коммуна» собрала воспоми­нания родственников, учени­ков и поклонников творчества Петра Денисовича.

Память о Петре Пономарёве се­годня трепетно хранят в воронеж­ской библиотеке № 24. Она но­сит имя известного фольклори­ста. Здесь хранится часть собран­ной им коллекции народных ко­стюмов и утвари.

- Рисовал Петя с детства. В се­мье Пономарёвых были люди твор­ческие: и ткачи, и гончары. Дед, например, делал специальные де­ревянные доски для окрашивания тканей, — рассказывает главный библиотекарь библиотеки № 24 Татья­на ГРИЦАЕНКО.

Тяга к прекрасному жила в маль­чике, и, несмотря на все сложности крестьянского труда, он смело ре­шил, что свяжет жизнь с народным искусством. В юности, по наитию, зарисовывал крестьянскую одеж­ду. В начале 1930-х окончил заоч­ные курсы декоративно-приклад­ного искусства, а в 1935-м посту­пил в Тамбовское художественное училище на живописно-декора­тивное отделение. С 1937-го Пётр Денисович слу­жил в рядах Красной Армии, про­шёл Великую Отечественную вой­ну, получил звание старшего лейте­нанта. В послевоенном разрушен­ном Воронеже думали не только о том, как быстрее восстановить город, наладить быт его жителей, но и как сохранить культуру, в том числе народную. Уже в 1947-м Пётр Пономарёв при поддержке властей основал артель «Керамик», в ней работал в должности старшего ма­стера и технолога. А в 1965-м воз­главил Воронежское отделение Со­юза художников РСФСР. Пётр Пономарёв не просто ездил в экспедиции и тщательно изучал народный костюм, но и возглавлял художественные мастерские, где ра­ботали над воронежским сувениром.

— Я помню, что туда приходило много народа, — вспоминает народ­ный мастер Воронежской области Елена МАТВЕЕВА. -  Пётр Денисо­вич сам отбирал рисунки, и я при­несла ему свои работы. У мастера был интересный жест: он закры­вал пальцами одну деталь рисун­ка, потом вторую. И выносил вер­дикт: «Будем работать». Елена Геннадьевна - «мама» во­ронежской матрёшки. Первая ра­бота родилась именно в мастер­ской Пономарёва. Однажды в ру­ки к Елене попала бракованная за­готовка. На ней как будто уже бы­ли нарисованы волосы. Фантазия мастера сразу сработала.

— Я дорисовала лицо, добави­ла платок, руки. И одела её в на­родный костюм села Клёповка, - делится Елена Матвеева. — Когда Пётр Денисович увидел матрёш­ку, сразу дал добро на изготовле­ние подобных красавиц.

Ещё один ученик Петра Понома­рёва-Леонид Кибальник. Он то­же художник, увлёкся резьбой по дереву в мастерской легендарно­го этнографа. Вместе с мастером работал над воссозданием формы для сувенирных воронежских пряников, ездил в экспедиции по деревням. Однажды Петру Дени­совичу пришло письмо из одно­го села: мол, приезжайте, забери­те старинную прялку. Кибальник и Пономарёв отправились за город. На месте оказалось, что старинная прялка — всего лишь самодельное колесо, но собиратели старины не отчаялись и пошли в эту же дерев­ню записывать народные песни. Пётр Пономарёв остался свет­лым, неунывающим человеком и в памяти своего внука Ярослава.

— Я фактически вырос в мастер­ской дедушки на улице Пушкин­ской. Там он учил меня всему, что умел сам: рисовать, лепить, резать по дереву, — вспоминает Ярослав Пономарёв.

Он пошёл по стопам деда, стал скульптором. В работах Яросла­ва прослеживаются детали, кото­рые увлекали и Петра Денисовича. Пётр Пономарёв был ещё и про­светителем. Он снимался на Всесо­юзном телевидении, записывался на радио. Сохранились сценарии тех лет. Вот диктор предоставляет слово Петру Денисовичу, и тот го­ворит: «Научитесь видеть прекрас­ное в деталях. Например, идёте вы по берегу реки, видите — сидит ля­гушка. Не обижайте её, лучше по­смотрите аккуратно, какой у неё глаз, какие оттенки играют в нём». А ещё мастер печатался в знаме­нитом журнале «Мурзилка», там он предлагал ребятам сделать из природных материалов украшения в народном стиле. Часть таких по­делок сегодня тоже хранится в би­блиотеке № 24. Здесь же — книж­ное собрание Петра Пономарёва.

— В 1997 году, перед своей смер­тью, Пётр Денисович передал нам сотни книг о народной и мировой культуре, — рассказывает Татьяна Грицаенко. — На полях некоторых изданий сохранились его пометки.

Московские этнографы, дружив­шие с Пономарёвым, удивлялись, как ему удаётся приезжать из экс­педиций с уникальными наход­ками. Пётр Денисович отвечал: «Нужно находить подход к людям, уважать народную культуру». Он стал действительно своим для сель­чан, и они охотно делились знани­ями и воспоминаниями. Пётр По­номарёв был уверен: без ощуще­ния корней, без любви, без инте­реса к собственной истории чело­век просто не может быть счастлив.