Кобзарева Т. Хранитель старины / Т. Кобзева // Берег. - 2023. - № 36. - С. 6.
105 лет назад, в августе 1918 года, в бутурлиновском селе Клёповка на свет появился мальчик, имя которого навсегда вписано в историю нашего региона. Родился Пётр Пономарёв. Он - не просто художник, этнограф, собиратель фольклора. Он ещё и тот, кто вернул из небытия многие местные народные промыслы и ремёсла. К юбилейной дате «Коммуна» собрала воспоминания родственников, учеников и поклонников творчества Петра Денисовича.
Память о Петре Пономарёве сегодня трепетно хранят в воронежской библиотеке № 24. Она носит имя известного фольклориста. Здесь хранится часть собранной им коллекции народных костюмов и утвари.
- Рисовал Петя с детства. В семье Пономарёвых были люди творческие: и ткачи, и гончары. Дед, например, делал специальные деревянные доски для окрашивания тканей, — рассказывает главный библиотекарь библиотеки № 24 Татьяна ГРИЦАЕНКО.
Тяга к прекрасному жила в мальчике, и, несмотря на все сложности крестьянского труда, он смело решил, что свяжет жизнь с народным искусством. В юности, по наитию, зарисовывал крестьянскую одежду. В начале 1930-х окончил заочные курсы декоративно-прикладного искусства, а в 1935-м поступил в Тамбовское художественное училище на живописно-декоративное отделение. С 1937-го Пётр Денисович служил в рядах Красной Армии, прошёл Великую Отечественную войну, получил звание старшего лейтенанта. В послевоенном разрушенном Воронеже думали не только о том, как быстрее восстановить город, наладить быт его жителей, но и как сохранить культуру, в том числе народную. Уже в 1947-м Пётр Пономарёв при поддержке властей основал артель «Керамик», в ней работал в должности старшего мастера и технолога. А в 1965-м возглавил Воронежское отделение Союза художников РСФСР. Пётр Пономарёв не просто ездил в экспедиции и тщательно изучал народный костюм, но и возглавлял художественные мастерские, где работали над воронежским сувениром.
— Я помню, что туда приходило много народа, — вспоминает народный мастер Воронежской области Елена МАТВЕЕВА. - Пётр Денисович сам отбирал рисунки, и я принесла ему свои работы. У мастера был интересный жест: он закрывал пальцами одну деталь рисунка, потом вторую. И выносил вердикт: «Будем работать». Елена Геннадьевна - «мама» воронежской матрёшки. Первая работа родилась именно в мастерской Пономарёва. Однажды в руки к Елене попала бракованная заготовка. На ней как будто уже были нарисованы волосы. Фантазия мастера сразу сработала.
— Я дорисовала лицо, добавила платок, руки. И одела её в народный костюм села Клёповка, - делится Елена Матвеева. — Когда Пётр Денисович увидел матрёшку, сразу дал добро на изготовление подобных красавиц.
Ещё один ученик Петра Пономарёва-Леонид Кибальник. Он тоже художник, увлёкся резьбой по дереву в мастерской легендарного этнографа. Вместе с мастером работал над воссозданием формы для сувенирных воронежских пряников, ездил в экспедиции по деревням. Однажды Петру Денисовичу пришло письмо из одного села: мол, приезжайте, заберите старинную прялку. Кибальник и Пономарёв отправились за город. На месте оказалось, что старинная прялка — всего лишь самодельное колесо, но собиратели старины не отчаялись и пошли в эту же деревню записывать народные песни. Пётр Пономарёв остался светлым, неунывающим человеком и в памяти своего внука Ярослава.
— Я фактически вырос в мастерской дедушки на улице Пушкинской. Там он учил меня всему, что умел сам: рисовать, лепить, резать по дереву, — вспоминает Ярослав Пономарёв.
Он пошёл по стопам деда, стал скульптором. В работах Ярослава прослеживаются детали, которые увлекали и Петра Денисовича. Пётр Пономарёв был ещё и просветителем. Он снимался на Всесоюзном телевидении, записывался на радио. Сохранились сценарии тех лет. Вот диктор предоставляет слово Петру Денисовичу, и тот говорит: «Научитесь видеть прекрасное в деталях. Например, идёте вы по берегу реки, видите — сидит лягушка. Не обижайте её, лучше посмотрите аккуратно, какой у неё глаз, какие оттенки играют в нём». А ещё мастер печатался в знаменитом журнале «Мурзилка», там он предлагал ребятам сделать из природных материалов украшения в народном стиле. Часть таких поделок сегодня тоже хранится в библиотеке № 24. Здесь же — книжное собрание Петра Пономарёва.
— В 1997 году, перед своей смертью, Пётр Денисович передал нам сотни книг о народной и мировой культуре, — рассказывает Татьяна Грицаенко. — На полях некоторых изданий сохранились его пометки.
Московские этнографы, дружившие с Пономарёвым, удивлялись, как ему удаётся приезжать из экспедиций с уникальными находками. Пётр Денисович отвечал: «Нужно находить подход к людям, уважать народную культуру». Он стал действительно своим для сельчан, и они охотно делились знаниями и воспоминаниями. Пётр Пономарёв был уверен: без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории человек просто не может быть счастлив.