Бренер О. "Она ткала музыку" / О. Бренер // Берег. - 2023. - № 80. - С. 119.

В  октябре два года назад от нас ушла Татьяна Александровна Шипулина - композитор и выдающийся дирижёр Воро­нежского областного театра драмы и балета. Выдающий - потому что она умела через музыку расслышать каждое бьющееся рядом сердце, весь ритм ближних и дальних пространств. И, слышав, снова воплотить это в музыке.

Так говорят о ней коллеги и близкие друзья. Татьяна Шипулина - чуть ли не един­енная в мире женщина-композитор, сделавшая музыкой духовные молитвенные тексты. Ее уход из жизни был им же деликатным, как и вся ее жизнь. И в нынешнем чесчур громком культурном сообществе вспоминают о Татьяне Александровне все реже. Поэтому так ценны оказались воспоминания о воронежском дирижере другой Та­тьяны - старейшего анестезиолога-реаниматолога Татьяны Николаевны Русановой из знаменитой российской династии врачей, которые она предоставила редакции. При работе с ними стало понятно, что воспоминания - не только о жизни Татьяны Алексановны, но и обо всех нас, о самом духе воронежцев разных поколений.

ТРИ «ДО»

Татьяна Николаевна, с чего началось ваше знакомство?

Это случилось в Воронеже в самом начале 90-х. Все, ожидая перемен к лучшему, радовались свободе. Вскоре столкнулись с горькой ре­альностью. В городе появи­лись рэкет и мошенничество. Пустели полки магазинов. Сбережения пропали. Цены взлетели, а зарплаты упали до нуля. Годы были житейски трудные. Скудные и голод­ные. Мы шутили тогда - «Жи­вем в три «до»: донашиваем, доедаем, доживаем». Со сцен хлынули волны пошлости. Вот именно тогда большую популярность в Воронеже по­лучили клубы по интересам - почти в каждой библиотеке, в Доме композитора и Доме актера. «Любители прекрас­ного», «Пушкинисты», «При свечах», «Лики творчества», «Любители оперы» в самом оперном театре. Все бесплат­но, с участием энтузиастов. Именно в это время Татья­на Александровна Шипулина создала небольшой «Классик- оркестр». Бесплатные кон­церты проходили и в Доме актера, и в Доме композитора, и в фойе второго этажа опер­ного театра. Не пропуская ни одного концерта, я вскоре по­знакомилась с самой Татья­ной Александровной, с други­ми солистами и музыкантами нашего оперного.

ИКРА КРАСНАЯ МОРКОВНАЯ И «БОМЖИКИ»

- Как получилось, что зна­комство переросло в боль­шую личную дружбу?

- Просто люди тогда стре­мились к общению. Музыкан­ты стали часто бывать у меня дома. Я жила одна в простор­ной квартире на проспекте Революции. И между репети­циями и спектаклями арти­стам удобно было не ехать далеко, а провести это время
у меня. Нашей семье жилось несколько легче. Любимая се­стра моя Людмила с мужем, работавшие в сельской боль­нице, регулярно снабжали нас овощами, деревенским под­солнечным маслом и гриба­ми. Потому дежурными блю­дами у нас считались запекан­ка картофельная с луком под грибным соусом и икра крас­ная - естественно, морковная. К чаю же подавалось свое­образное печенье, именуемое «бомжиками». Готовилось оно из муки, замешанной на рассоле после банок с поми­дорами или огурцами. Ничего, вкусно. Особенно удачно оно получалось у Галины Людви­говны Коротких - еще одно­го в Воронеже профессионала от Бога. Но - врача-терапевта. Она близко общалась с людь­ми искусства. Кстати, именно Галина Людвиговна позва­ла меня впервые на концерт «Классик-оркестра» и позна­комила с Татьяной Алексан­дровной. И потом я уже не пропускала ни одного высту­пления «Классик-оркестра». Власти от культуры тогда упорно не желали его призна­вать и оформлять.

БЕЗ ОТВЕТА

- В чем выражалось тогда противостояние между во­ронежскими деятелями ис­кусств и чиновниками?

- Вот только один эпизод. После очередного выступле­ния «Классик-оркестра» в большом зале Дома актера сто­яла тишина. Потом зал взор­вался аплодисментами. А по­том поднялась на сцену Галина Коротких. Она напрямую гром­ко обратилась к тогдашнему большому чиновнику от куль­туры, назвав его по имени-от­
честву, и спросила: «Почему «Оркестр» не получает призна­ния? Ведь у вас же были слезы на глазах! Я видела! Помоги­те же!» Но ответа не последо­вало. Помощи - тоже. И вскоре «Классик-оркестр» распался. А вот общение всех нас - музы­кантов, врачей, художников - укрепилось. И уже ни одного спектакля в оперном театре, когда дирижировала Татьяна Александровна, я не пропуска­ла. Невысокая, стройная, с коп­ной золотых волос, она встава­ла перед оркестром - и с перво­го же взмаха ее рук начиналось волшебство. Казалось, что это она сама из воздуха ткет му­зыку руками. Дирижировала самозабвенно, вся отдавалась музыке. Однажды в азарте так отбивала такт ногой, что про­ломила дощечку на трибунке, на которой стояла.

МОТОЦИКЛ И СИМФОНИЯ

- Она вам рассказывала о своем детстве?

- Детство ее прошло на Чи­жовке. В юности начала меч­тать о мотоцикле. Просила родителей купить. Они сказа­ли, что для семейного бюдже­та это неподъемная трата. И Татьяна безропотно согласи­лась. И в этом ярко отразилась одна из главных ее черт на всю жизнь - самоотверженность. Максимум для других, мини­мум для себя. И музыкой тоже Татьяна увлекалась с детства. Она окончила Воронежское музыкальное училище, затем - Киевскую консерваторию, за­тем - Львовскую по уникаль­ному для женщины классу «Ди­рижер-симфонист». Училась в аспирантуре у выдающегося ленинградского маэстро Му­сина. Но при всех ее талантах и высочайшей образованности жизнь складывалась непросто. Ей на протяжении всей жизни были свойственны бескоры­стие, бескомпромиссность, до­брота и абсолютная честность. Обладая всеми этими качества­ми, она подсознательно жда­ла того же от других. Но часто сталкивалась с непониманием, грубостью, прямым обманом.

ПОДНОЖКА ОТ ИЛЬИЧА

- Даже еще в студенчестве?

- Да. Ведь она еще имела боль­шой талант организатора. В Ки­еве занимала должность секре­таря комсомольской организа­ции курса. Но мыслила нестан­дартно. Однажды резко возраз­ила, когда музыкантов хотели заставить на воскреснике ко­пать траншеи для кабеля. Тогда ей удалось убедить начальство в нецелесообразности такого рас­поряжения. Предложила вместо этого проводить бесплатные концерты в домах престарелых, детдомах. С ней согласились, но взяли на заметку. Другой случай оказался гораздо серьезнее. К очередной юбилейной дате Ле­нина студентам и сокурсникам было велено традиционно за­конспектировать многие его ра­боты. Татьяна предложила аль­тернативу: провести цикл кон­цертов на любимые произведе­ния Ильича. Ведь из литературы было известно, что тот любил «Аппасионату» Бетховена и раз­дольные волжские песни. Имен­но так предложила юный музы­кант почтить память вождя. И у нее вдруг появилась масса по­следователей. Но вот этого по­кушения на саму «генеральную линию партии» ей не позволили и не простили. Не только сняли с секретарей, но и исключили из комсомола. Пострадали и пар­тийные руководители учебно­го заведения за «политическую слепоту и недостатки в воспи­тательной работе». Это собы­тие черной тенью тянулось за Татьяной Александровной через многие годы...