Силин В. Диктор и идеальная телеведущая / В. Силин // Коммуна. - 2023. - № 45. - С. 7.
В 1959 году мои родители купили телевизор «Рекорд» воронежского производства. А за год до этого на Воронежское телевидение пришла диктором Галина Поваляева. Всякий раз, включая телевизор, на экране я видел уже ставшее знакомым лицо обаятельной молоденькой дикторши. С той поры она была вхожа не только в наш, но и в каждый дом, где загорался голубой экран «Рекорда». Впоследствии мне даже казалось, что с Галиной Поваляевой я знаком давным-давно — с детства, хотя наше общение началось через много- много лет, когда она пришла в литературно-драматическую часть Воронежского государственного хора. Поваляева довольно часто приходила в «Коммуну» с заметками о гастролях хора, о певцах и композиторах, о работе над новыми песенно-танцевальными программами. Как-то я сказал Галине Андреевне, что воспринимал и воспринимаю её не иначе, как старшую сестру, которая перешла на другую работу - с телевидения в хор. Она рассмеялась и ответила, что я не первый, кто причисляет её к своим родственникам.
В 20 девических лет
Воронеж оказался в числе первых четырёх городов тогдашнего Советского Союза, где открыли местное телевидение. Произошло это в декабре 1956 года. А через полтора года на телестудии стала работать Галина Поваляева. Дело было так: «Прочитала в объявлении, что на Воронежском телевидении объявили конкурс дикторов, — вспоминала Галина Андреевна. - В то время училась на третьем курсе филфака пединститута. И решила пойти попробовать себя, как мне казалось, в очень необычном качестве. Собралось нас, претендентов, человек двести. Зашли в студию. Началось прослушивание. Помню, микрофона боялась так, что руки беспрестанно дрожали... Что- то прочитала, на какие-то вопросы ответила. Как во сне всё происходило. Потом вдруг слышу: «Решением отборочной комиссии диктором Воронежского телевидения принимается Галина Андреевна Поваляева». Ой, что я говорю... Я ещё тогда носила девичью фамилию Юрьева. И мне было 20 лет». Самостоятельной по жизни она стала рано — всё-таки дитя войны, — в неполных 15 лет. Сначала поступила в педучилище. Уехала из дома, от родных и близких. «Я ведь и не городская, и не сельская, - с улыбкой заявляла Поваляева. — Я из посёлка, что в Тербунском районе Курской области». Окончила педучилище и тут же поступила в Воронежский пединститут. Раннее взросление приучило её к ответственности. Никогда, например, не могло быть такого, чтобы, пообещав кому-то что-то сделать, она бы не сделала. В ней всё было гармонично: внешность, голос, движения. «Внешность она и есть внешность, - категорично заявляла Поваляева. — Но не более того. Я, может быть, не сразу, однако достаточно скоро поняла, что общение - вот альфа и омега дикторской профессии. Простой, доверительной, неофициальной интонацией, заинтересованным взглядом ты должна расположить к себе собеседника. Тогда и разговор по душам случится. Диктор, читающий новостные сообщения, и диктор, воспроизводящий закадровый текст, а тем более общающийся в кадре с кем- то, — это разные величины. Первый — просто доносит информацию; второй — как артист, должен находить совсем иные средства художественной выразительности».
«Диктор меняет своё содержание»
Телевидение менялось. И менялось довольно быстро. Уже к середине 60-х годов эти перемены стали, что называется, выделяться зримо и рельефно. Началось же всё на Воронежском телевидении с информационно-публицистической программы «Репортёр», зачинателем которой был тележурналист Ян Шейхет. На экран выносились проблемы, которые на тот момент «висели в воздухе». Причём во время эфира зрители могли позвонить в студию и высказать своё отношение к затронутой проблеме. А кто-то даже попадал в кадр: для этого существовала мобильная группа с камерой. «Вот тогда-то я и осознала, что персонаж, которым является диктор, меняет своё содержание, — говорила Галина Андреевна. — Надо было переходить в профессии в другое качество. Не только озвучивать чей-то заранее написанный текст, а быть полноценным автором и ведущей всей ли программы или документального фильма. А это значит — ещё и мыслить публично». Везло ей и на коллег. Работала вместе с режиссёрами Георгием Харчевым, Беллой Немировской, оператором Михаилом Подвигиным. Поддерживал Галину Поваляеву во многих её начинаниях и главный режиссёр Воронежского телевидения Виктор Золотарёв. В одном из интервью он так сказал: «В Москве критики признали идеальной телеведущей Валентину Леонтьеву. У нас в Воронеже таковой телезрители называют Галину Поваляеву. Честно вам говорю».
В поиске героев
Поваляевой телезрители писали письма. В этом она видела хороший знак. Значит, её передачи смотрят, и её работа не оставляет людей равнодушными. Часто телезрители предлагали темы. И довольно конкретные. Так, в одном из писем автор посетовал на то, что признанный сборщик шин, Герой Социалистического Труда Николай Богатырёв «остался не освещён на нашем телевидении». Эта «подсказка» в письме и навела Поваляеву на мысль сделать цикл передач «Школа Богатырёва». «Для начала я отправилась на шинный завод, чтобы познакомиться и самой увидеть в деле знатного сборщика шин, — рассказывала Галина Андреевна. - Богатырёв действительно оказался богатырём. Рослый, широкоплечий, бицепсы так и играли, когда он у станка собирал большегрузную шину, которая весила 250 килограммов. Помню, как на асфальт грузно грохнулась готовая лоснящаяся покрышка. Я даже вздрогнула...» Так состоялось первое знакомство с будущим героем нового телецикла. Потом были ещё несколько предварительных встреч и бесед. Дело в том, что Николай Григорьевич оказался, как сказали бы сейчас, не медийной личностью. «Его нелегко было «разговорить», — вспоминала Галина Андреевна. — И он должен был поверить мне, нашей съёмочной группе, что и как личность он нам интересен, и как необыкновенный труженик». Поваляева добилась документальной искренности и непосредственности своего героя на экране. Он рассказывал, как неудачи преследовали его на первых порах: ну никак не хотели тяжёлые резиновые пласты становиться покрышками. .. И как ему помогали товарищи по цеху Василий Киреев, Виктор Меркулов. Как самостоятельно взялся читать спецлитературу, как поступил на химфак ВТУ.. В том телевизионном цикле о рабочем человеке было всё: и эмоции, и мысли, и радости, и тревоги героя. «Эмоции у меня в передачах — это оглобли, а телегу — собственно содержание - везёт лошадь. Последнее и есть Мысль. Человек мыслящий и со своими эмоциями — это то, чего я всегда и пыталась добиться». За тридцать лет работы на Воронежском телевидении Заслуженным работником культуры России Галиной Поваляевой созданы десятки программ и фильмов. И среди них — «Пою моё Отечество», «Своя борозда», «Штрихи к портрету Воронежа»...
В 2004 году Галине Поваляевой присвоили звание «Почётный гражданин Воронежа».