Силин В. Диктор и идеальная телеведущая / В. Силин // Коммуна. - 2023. - № 45. - С. 7.

 В 1959 году мои родители ку­пили телевизор «Рекорд» воронежского производ­ства. А за год до этого на Воронежское телевидение пришла диктором Галина Поваляева. Всякий раз, включая телеви­зор, на экране я видел уже ставшее знакомым лицо обаятельной мо­лоденькой дикторши. С той поры она была вхожа не только в наш, но и в каждый дом, где загорался го­лубой экран «Рекорда». Впослед­ствии мне даже казалось, что с Га­линой Поваляевой я знаком дав­ным-давно — с детства, хотя наше общение началось через много- много лет, когда она пришла в ли­тературно-драматическую часть Воронежского государственно­го хора. Поваляева довольно ча­сто приходила в «Коммуну» с за­метками о гастролях хора, о пев­цах и композиторах, о работе над новыми песенно-танцевальными программами. Как-то я сказал Га­лине Андреевне, что воспринимал и воспринимаю её не иначе, как старшую сестру, которая перешла на другую работу - с телевидения в хор. Она рассмеялась и ответи­ла, что я не первый, кто причис­ляет её к своим родственникам.

В 20 девических лет

Воронеж оказался в числе первых четырёх городов тогдашнего Со­ветского Союза, где открыли мест­ное телевидение. Произошло это в декабре 1956 года. А через полто­ра года на телестудии стала рабо­тать Галина Поваляева. Дело было так: «Прочитала в объявлении, что на Воронежском телевидении объ­явили конкурс дикторов, — вспо­минала Галина Андреевна. - В то время училась на третьем курсе филфака пединститута. И решила пойти попробовать себя, как мне казалось, в очень необычном каче­стве. Собралось нас, претендентов, человек двести. Зашли в студию. Началось прослушивание. Пом­ню, микрофона боялась так, что руки беспрестанно дрожали... Что- то прочитала, на какие-то вопросы ответила. Как во сне всё происхо­дило. Потом вдруг слышу: «Реше­нием отборочной комиссии дик­тором Воронежского телевидения принимается Галина Андреевна Поваляева». Ой, что я говорю... Я ещё тогда носила девичью фами­лию Юрьева. И мне было 20 лет». Самостоятельной по жизни она стала рано — всё-таки дитя вой­ны, — в неполных 15 лет. Снача­ла поступила в педучилище. Уеха­ла из дома, от родных и близких. «Я ведь и не городская, и не сель­ская, - с улыбкой заявляла Пова­ляева. — Я из посёлка, что в Тербунском районе Курской области». Окончила педучилище и тут же поступила в Воронежский педин­ститут. Раннее взросление приучи­ло её к ответственности. Никогда, например, не могло быть такого, чтобы, пообещав кому-то что-то сделать, она бы не сделала. В ней всё было гармонично: внешность, голос, движения. «Внешность она и есть внеш­ность, - категорично заявляла По­валяева. — Но не более того. Я, мо­жет быть, не сразу, однако доста­точно скоро поняла, что общение - вот альфа и омега дикторской про­фессии. Простой, доверительной, неофициальной интонацией, заин­тересованным взглядом ты долж­на расположить к себе собеседни­ка. Тогда и разговор по душам слу­чится. Диктор, читающий новост­ные сообщения, и диктор, воспро­изводящий закадровый текст, а тем более общающийся в кадре с кем- то, — это разные величины. Пер­вый — просто доносит информа­цию; второй — как артист, должен находить совсем иные средства ху­дожественной выразительности».

«Диктор меняет своё содержание»

Телевидение менялось. И меня­лось довольно быстро. Уже к середине 60-х годов эти пе­ремены стали, что называется, вы­деляться зримо и рельефно. Нача­лось же всё на Воронежском те­левидении с информационно-пу­блицистической программы «Ре­портёр», зачинателем которой был тележурналист Ян Шейхет. На экран выносились проблемы, кото­рые на тот момент «висели в возду­хе». Причём во время эфира зрите­ли могли позвонить в студию и вы­сказать своё отношение к затрону­той проблеме. А кто-то даже попа­дал в кадр: для этого существовала мобильная группа с камерой. «Вот тогда-то я и осознала, что персо­наж, которым является диктор, ме­няет своё содержание, — говори­ла Галина Андреевна. — Надо бы­ло переходить в профессии в дру­гое качество. Не только озвучивать чей-то заранее написанный текст, а быть полноценным автором и ве­дущей всей ли программы или до­кументального фильма. А это зна­чит — ещё и мыслить публично». Везло ей и на коллег. Работала вместе с режиссёрами Георгием Харчевым, Беллой Немировской, оператором Михаилом Подвигиным. Поддерживал Галину Поваляеву во многих её начинаниях и главный режиссёр Воронежско­го телевидения Виктор Золотарёв. В одном из интервью он так ска­зал: «В Москве критики признали идеальной телеведущей Валентину Леонтьеву. У нас в Воронеже тако­вой телезрители называют Галину Поваляеву. Честно вам говорю».

В поиске героев

Поваляевой телезрители писали письма. В этом она видела хоро­ший знак. Значит, её передачи смо­трят, и её работа не оставляет лю­дей равнодушными. Часто теле­зрители предлагали темы. И до­вольно конкретные. Так, в одном из писем автор посетовал на то, что признанный сборщик шин, Герой Социалистического Труда Нико­лай Богатырёв «остался не осве­щён на нашем телевидении». Эта «подсказка» в письме и навела По­валяеву на мысль сделать цикл пе­редач «Школа Богатырёва». «Для начала я отправилась на шинный завод, чтобы познако­миться и самой увидеть в деле знат­ного сборщика шин, — рассказыва­ла Галина Андреевна. - Богатырёв действительно оказался богатырём. Рослый, широкоплечий, бицепсы так и играли, когда он у станка со­бирал большегрузную шину, кото­рая весила 250 килограммов. Пом­ню, как на асфальт грузно грохну­лась готовая лоснящаяся покрыш­ка. Я даже вздрогнула...» Так со­стоялось первое знакомство с бу­дущим героем нового телецикла. Потом были ещё несколько пред­варительных встреч и бесед. Дело в том, что Николай Григорьевич оказался, как сказали бы сейчас, не медийной личностью. «Его не­легко было «разговорить», — вспо­минала Галина Андреевна. — И он должен был поверить мне, нашей съёмочной группе, что и как лич­ность он нам интересен, и как не­обыкновенный труженик». Поваляева добилась докумен­тальной искренности и непосред­ственности своего героя на экране. Он рассказывал, как неудачи пре­следовали его на первых порах: ну никак не хотели тяжёлые резино­вые пласты становиться покрыш­ками. .. И как ему помогали товари­щи по цеху Василий Киреев, Вик­тор Меркулов. Как самостоятельно взялся читать спецлитературу, как поступил на химфак ВТУ..  В том телевизионном цикле о ра­бочем человеке было всё: и эмо­ции, и мысли, и радости, и тре­воги героя. «Эмоции у меня в пе­редачах — это оглобли, а телегу — собственно содержание - везёт ло­шадь. Последнее и есть Мысль. Че­ловек мыслящий и со своими эмо­циями — это то, чего я всегда и пы­талась добиться». За тридцать лет работы на Воро­нежском телевидении Заслужен­ным работником культуры Рос­сии Галиной Поваляевой созда­ны десятки программ и фильмов. И среди них — «Пою моё Отече­ство», «Своя борозда», «Штрихи к портрету Воронежа»...

В 2004 году Галине Поваляевой присвоили звание «Почётный гражданин Воронежа».