Силин В. Научный работник по музыке / В. Силин // Коммуна. - 2023. - С. 11.

19 июля 1944 в двери заводоуправления Воронежского авиационного завода вошёл необычный сотруд­ник. «Научный работ­ник по музыке, Макар Василье­вич Силкин», — представился он. В отделе найма и увольнения при­нимать таких специалистов опы­та не было. «Руководитель народ­ных инструментов» - так немно­го неловко обозначили ему долж­ность. Впрочем, на предприятии его уже знали — в начале тридца­тых, когда завод ещё только стро­ился, преподавателя музыки Сил­кина позвали работать в клуб. Ма­кар Васильевич обучал игре на на­родных инструментах талантливый заводской народ. 

Тогда, в 1934-м, ему уже было за шестьдесят: он родился 17 мар­та 1873-го в Хреновских Высел­ках Панинского района. Мать его, Акулина Петровна, стараясь зара­ботать копейку, ходила помогать по крестьянским хозяйствам со­седей. Отца, крепостного работ­ника Василия Никитовича, обо­жала округа: первый балалаечник был! Умер он, правда, рано, оста­вив в наследство потомкам боль­шое богатство: свой музыкальный ген. Абсолютный слух и талант ба­лалаечника - этот багаж и опреде­лил всю дальнейшую жизнь Мака­ра Силкина.

Соединить фрак с балалайкой

Тем временем в далёком Петербур­ге конца XIX века бурлила светская жизнь. Среди тем для бесед бы­ла балалайка — с ней в концертах и частных домах с огромным успе­хом выступал молодой дворянин Василий Андреев. Сын тверско­го купца, он с детства имел музы­кальный талант, играл на всём, что звучало, а услышав однажды в ро­довом имении балалаечника-са­мородка Антипа, был поражён бо­гатыми возможностями народно­го инструмента. Освоив балалай­ку, он решил вывести её на боль­шую сцену. 29 февраля 1886-го Андреев был приглашен на Дворцовую набереж­ную - выступить на музыкальном вечере у принца Александра Пе­тровича Ольденбургского (внука императора Павла I), где в числе гостей была императорская семья во главе с самим Александром III. Фурор был невероятный! С того дня у балалайки начался стреми­тельный взлёт. Андреев выпустил учебник игры на ней с нотами, писал аранжиров­ки народных песен, вальсов, ори­гинальные композиции, организо­вал кружок любителей игры на ба­лалайках, который скоро перерос в Великорусский оркестр — пер­вый в мировой истории профес­сиональный коллектив, в котором народные инструменты были объ­единены по принципу симфониче­ского оркестра. «Соединить фрак с балалайкой» — такой была идея Андреева. Музыка простолюдинов попала в концертные залы мира. Государь идею всецело поддер­живал. С его позволения в учеб­ных заведениях Андреев открывал классы обучения игре на балалай­ке. Как об этом прознали в Воро­нежской глубинке, можно только догадываться. Как бы там ни бы­ло, 16-летний Макар Силкин от­правился в Петербург учиться в ре­альном училище. Чтобы зарабо­тать на стол и кров, подрабатывал музыкантом по вольному найму. Андреев, педагог бескорыстный и неутомимый, за обучение денег не брал. Сделав из Силкина балалаечника-профессионала, принял его в свой оркестр. Оркестры народных инструментов активно внедрялись в войсках. В столичном Петербургском военном округе этим занимался Василий Андреев. В другие регионы страны с этой миссией отправились ученики маэстро, в том числе и Макар Силкин.

Жизнь на волоске

Денег участникам оркестра не пла­тили, и музыканты были вынуж­дены искать дополнительный за­работок. Макар Силкин вернулся в Воронеж - преподавать. Офици­ально трудоустроен был в Михай­ловский кадетский корпус, а па­раллельно, заражённый неукро­тимым энтузиазмом своего учи­теля, давал уроки в реальном учи­лище и двух мужских гимназиях. Тем временем оркестры народ­ных инструментов активно вне­дрялись в войсках. В пяти гвардей­ских полках и военно-учебных за­ведениях Петербургского военно­го округа этим занимался Васи­лий Андреев. Но создать у себя ба­лалаечные оркестры желали ещё 10 полков. С этой миссией в ар­мию отправлялись ученики маэ­стро, в том числе и Макар Силкин: с 1895-го по 1898-й в войсковых ча­стях он преподавал нижним армей­ским чинам игру на народных ин­струментах. Вскоре пришла пора строить семью. Себе в жёны Макар Васи­льевич выбрал такую же простую, как он, крестьянку Евдокию Се­мёновну. Нарожали пятерых: сы­на Владимира и четырёх дочек — Надежду, Анну, Варвару и Марию. Старшей было 14, младшей год, когда грянула революция, а сле­дом — Гражданская война. Побеждать нужно с музыкой — вместе с Красной Армией оркестр народных инструментов во главе с М. В. Силкиным отправился на фронт. Пламя Гражданской войны полыхало и на воронежской зем­ле. В августе 1919 года белогвар­дейский генерал Мамонтов, про­рвав фронт, вышел в тыл Красной Армии. В стратегических планах Воронеж был ключевой позици­ей, откуда предполагалось насту­пать на Москву. В момент, когда в Верхней Катуховке (Панинский район) под зву­ки оркестра проходил очередной митинг, в село ворвались белогвар­дейцы. Началась пальба, расстре­лять хотели и весь состав музыкан­тов. Жизнь Макара Васильевича в тот день висела на волоске... Красноармейские войска появи­лись вовремя: в Катуховку вошёл конный корпус Будённого и следом 8-я армия, пленных освободили.

Мир и война

Гражданская закончилась. В но­вом молодом государстве — СССР — Макар Силкин полу­чил высшее образование, окон­чил Ленинградскую консервато­рию. С 1929-го три года препода­вал в Воронежском музыкальном училище, затем в школах. А в 1934-м пришла беда - похо­ронил жену. Остался с 26-летней дочерью-инвалидом Анной. Помо­гать ухаживать за ней к отцу пере­ехала старшая дочь Надежда. Что­бы кормить себя и дочек, нужны были деньги. Тогда-то и пришёл Макар Васильевич подрабатывать на строившийся авиационный за­вод с идеей создать при клубе за­вода народный ансамбль. А в 1935-м нашёл работу более денежную — в полку НКВД. Вы­ступал с оркестром по разным уч­реждениям, руководил оркестром в клубе Управления НКВД. Через четыре года вернулся в атмосферу, более милую сердцу, - на авиаци­онный завод им. Ворошилова. За­водской клуб в то время был эпи­центром культурной жизни.. Здесь имелся хореографический коллек­тив из заводчан, был свой хор, ста­вились театральные постановки, устраивались киновечера. Макар Васильевич руководил созданным им при клубе ансамблем народных инструментов. За месяц до Великой Отечествен­ной, в мае 1941-го, Силкин устро­ился подрабатывать в городском Дворце пионеров. А в июне судь­бы людей закрутил вихрь войны - над городом всё чаще появлялись немецкие самолёты, в сентябре первые бомбы упали на авиаза­вод. В конце октября предприятие эвакуировали в Куйбышев. Макар Васильевич не поехал. Однако уже к лету 1942-го оста­ваться в Воронеже стало небезо­пасно: линия фронта приблизи­лась вплотную к городу. 7 июля враг захватил Правобережье. Ли­ния фронта проходила через го­род, от гула бомбардировщиков закладывало уши, тут и там грохотали взрывы. Одна из бомб угодила в дом Силкиных. От пережитого ужаса больная дочь Силкина Анна погрузилась в беспрерывный трёхдневный сон. Сам же Макар Васильевич свалился с сердечным приступом. Ещё почти месяц Сил­кины вынуждены были оставаться в Воронеже, в котором уже звер­ствовали фашисты - вешали и рас­стреливали остававшихся в горо­де жителей. Выбраться из города у Силкиных получилось лишь 1 августа. Около года жили в деревне Старая Оль­шанка у родни.

Возвращение в Воронеж

Воронеж освободили от немцев в январе 1943-го. Той суровой во­енной зимой, чтобы давать кон­церты и поднимать боевой дух ухо­дящих на фронт бойцов, комиссо­ванный по контузии капельмей­стер духового оркестра Константин Массалитинов организовал в Во­ронеже народный хор. Ездил по районам, набирал в самодеятель­ных коллективах лучших певцов, пригласил и участников хора Воро­нежской швейной фабрики, в том числе Марию Мордасову. 27 апреля 1943 года артисты пе­реехали в освобождённый Воронеж и уже через три дня, 1 мая, в зале чудом уцелевшего во время бом­бёжек мединститута (сейчас это здание ВГУИТ на проспекте Ре­волюции) дали первый боль­шой концерт. В тот памятный день в город вернулись и Макар Васи­льевич с дочерью. Обосновались в Центральном районе, в частном доме по ул. Ветеринарной. В разрушенном до руин городе хор был единственным творческим коллективом. Профессионалы ему требовались как воздух, пригла­сили Макара Васильевича. Кон­цертмейстером в Воронежском на­родном хоре он числился с 21 мая по 15 ноября. Правда, уже с июня хор стал ездить с концертами по фронтам. Силкину в ту пору уже исполнилось 70, здоровье нешу­точно подводило. Остался в горо­де преподавать музыку в музучилище, а спустя год стал руководить ансамблем народных инструмен­тов в клубе авиазавода. До послед­них дней жизни этот скромный че­ловек, талант-самородок старался сохранять творческую активность. Он умер 16 июля 1950 года, оставив после себя добрую память.