Силин В. Революция на манеже / В. Силин // Коммуна. - 2023. - № 40. - С. 6.

Уже через год после революции в Воронеже организовалась груп­па цирковых артистов, пожелав­ших работать «в революционном ключе». Артист Георгий Зерендорф собрал единомышленников с од­ной лишь целью — осуществить постановку, в которой использо­вались бы совершенно новые, глу­боко театрализованные, «со смыс­лом», подходы к цирковому пред­ставлению. И замысел был с успехом вопло­щён в жизнь. Пантомима получила весьма ха­рактерное для того времени на­звание — «Торжество революции, или Сбитые оковы». Её премье­ра состоялась как раз к первой годовщине Октябрьской рево­люции. Кто же выходил в тот вечер на манеж цирка, владельцами кото­рого пока ещё оставались воро­нежские купцы отец и сын Попо­вы — Иван Михайлович и Сергей Иванович? В постановке цирко­вого спектакля принимали уча­стие Анатолий Анатольевич Ду­ров - сын Анатолия Леонидови­ча Дурова, Елена Робертовна Ду­рова, жена выдающегося клоуна и дрессировщика, Константин Ге­бель, Сазоновы-Орландо — семья цирковых артистов, группа Цаппа и Карло Фаччиоли.

С манежа - на фронт

Итак, что известно о Георгии Зерендорфе? К сожалению, не так уж много. В августе 1918 года в Воронеж приехала из Рязани группа артистов цирка Яковлева. Они-то и создали у нас цирковое предприятие под на­званием «Спорт». Его участником оказался Георгий Зерендорф - де­ятельный способный организатор, взявший на себя, как уже отмеча­лось, создание спектакля «Торже­ство революции...». Тогда именно он выступил перед местным Сове­том рабочих и солдатских депутатов с воззванием о ликвидации частно­го цирка и передаче его трудовому коллективу артистов. Но предло­жение это так и осталось на бумаге. Судьба самого Георгия Зерендорфа оказалась трагичной. По­сле  успешного спектакля на мане­же Воронежского цирка он вскоре вступил в ряды Красной Армии, воевал и погиб при ликвидации кулацкого мятежа недалеко от Во­ронежа.

Отправная точка в биографии

Самым молодым участником той памятной пантомимы был пятнад­цатилетний Константин Гебель. Именно после премьеры «Торже­ства революции...» его артистиче­ская карьера пошла в гору. Летом 1919 года он оказался среди участ­ников первого спортивного празд­ника, проходившего на площади III Интернационала (ныне - парк «Орлёнок»), Его выступление на гимнастическом турнике было без­упречным. Тем самым он подтвер­дил, что и на арене сможет высту­пать не хуже, а даже лучше. Первый цирковой номер Кон­стантин Гебель создал с Алексан­дром Михайловым. Под популяр­ную тогда мелодию «Хижина дяди Тома» сначала появлялся Костя Гебель в образе шаржированно­го «джентльмена», а следом - Са­ша Михайлов в маске традицион­ного «рыжего». И тут начиналось нечто невообразимое: безудерж­ный калейдоскоп трюков. Как за­метил один из очевидцев происхо­дившего, от трюков буквально ря­било в глазах. В то время в Воронеже работал цирк под названием «Кооператив». Наши друзья придумали себе арти­стический псевдоним «Мастони» и показали свой номер руководству «Кооператива». Номер понравил­ся, и его включили в программу. Потом Константин Гебель ока­зался партнёром замечательного акробата Карла Фаччиоли. С ним он проработал три года, гастроли­ровал в Москве, Ленинграде, Таш­кенте. Когда приехал в Воронеж, то познакомился с Фёдором Ознобихиным. Он так же, как и Ге­бель, мечтал создать свой ориги­нальный номер. Объединив уси­лия, они подготовили аттракци­он «Античные гладиаторы». После службы в армии Констан­тин Гебель продолжил свою арти­стическую карьеру вместе с женой Антониной Немковой. Воронеж­цам доводилось их видеть в цирке- шапито в Первомайском саду в та­ких номерах, как «Ренское колесо на перше», «Игра в диаболо», «Ле­тающие бабочки на перше». Всего за полвека Константин Гебель уча­ствовал в 20 разножанровых номе­рах, в двенадцати из которых был ещё и постановщиком.

Итальянцы в Воронеже

Группа Цаппа приехала в Россию из Италии в 1914 году. Их номер назывался «Римские гладиаторы», и они имели у публики огромный, если не сказать оглушительный, успех. Поэт-футурист, драматург и авиатор Василий Каменский видел выступление группы Цап­па и так отозвался об их номере: «Дальше работает трио Цаппа - римские гладиаторы: здесь общее внимание наших физкультурников напряжено, как мускулатура акро­батов. Цаппа не перестают улы­баться в самых трудных местах. Это действует заразительно: хочется быть таким же упругим, гибким, сильным, здоровым. По телу бе­жит дрожь зависти». Сам номер состоял из акробати­ческих пирамид с элементами гим­настики на кольцах. Участвовав­ший в выступлении группы Кар­ло Фаччиоли сочетал в себе гим­наста-акробата и комика одновре­менно. Как правило, перед номе­ром «Римские гладиаторы» демон­стрировалась короткая интерме­дия — костюмированные сценки, изображавшие бои гладиаторов. Теперь же артистов группы Цап­па Георгий Зерендорф задейство­вал в цирковом спектакле «Торже­ство революции, или Сбитые око­вы». Но в новом качестве: они ста­ли бойцами революции. В тот же день, 7 ноября 1918 го­да, в Воронеже состоялась ещё од­на премьера. Оказалось, что Кар­ло Фаччиоли поставил массовое театрализованное представление «Сожжение гидры контрреволю­ции». Под его началом было сделано чудовище о трёх головах. Оно име­ло 60 метров в длину, 6 метров в вы­соту и 8 - в ширину и едва помеща­лось на шестнадцати грузовиках. Как писал театральный критик Зиновий Анчиполовский, «его грандиозная нелепость выража­ла меру презрения и иронии, об­ращённую на старый мир». «Гидру революции» воронежцы могли лицезреть прямо на улицах своего города.

И последнее замечание к цир­ковой постановке «Торжество ре­волюции...». Оно касается испол­нителя главной роли Бориса Тодо­ровского. Профессиональный ак­тёр и режиссёр, он являлся одним из организаторов театрального об­разования в Воронеже. Известная писательница Валентина Дмитри­ева очень точно и метко определи­ла человеческую сущность Бориса Тодоровского. По её мнению, он был «Дон Кихотом, но не побеж­дённым, а побеждающим».