Силин В. Революция на манеже / В. Силин // Коммуна. - 2023. - № 40. - С. 6.
Уже через год после революции в Воронеже организовалась группа цирковых артистов, пожелавших работать «в революционном ключе». Артист Георгий Зерендорф собрал единомышленников с одной лишь целью — осуществить постановку, в которой использовались бы совершенно новые, глубоко театрализованные, «со смыслом», подходы к цирковому представлению. И замысел был с успехом воплощён в жизнь. Пантомима получила весьма характерное для того времени название — «Торжество революции, или Сбитые оковы». Её премьера состоялась как раз к первой годовщине Октябрьской революции. Кто же выходил в тот вечер на манеж цирка, владельцами которого пока ещё оставались воронежские купцы отец и сын Поповы — Иван Михайлович и Сергей Иванович? В постановке циркового спектакля принимали участие Анатолий Анатольевич Дуров - сын Анатолия Леонидовича Дурова, Елена Робертовна Дурова, жена выдающегося клоуна и дрессировщика, Константин Гебель, Сазоновы-Орландо — семья цирковых артистов, группа Цаппа и Карло Фаччиоли.
С манежа - на фронт
Итак, что известно о Георгии Зерендорфе? К сожалению, не так уж много. В августе 1918 года в Воронеж приехала из Рязани группа артистов цирка Яковлева. Они-то и создали у нас цирковое предприятие под названием «Спорт». Его участником оказался Георгий Зерендорф - деятельный способный организатор, взявший на себя, как уже отмечалось, создание спектакля «Торжество революции...». Тогда именно он выступил перед местным Советом рабочих и солдатских депутатов с воззванием о ликвидации частного цирка и передаче его трудовому коллективу артистов. Но предложение это так и осталось на бумаге. Судьба самого Георгия Зерендорфа оказалась трагичной. После успешного спектакля на манеже Воронежского цирка он вскоре вступил в ряды Красной Армии, воевал и погиб при ликвидации кулацкого мятежа недалеко от Воронежа.
Отправная точка в биографии
Самым молодым участником той памятной пантомимы был пятнадцатилетний Константин Гебель. Именно после премьеры «Торжества революции...» его артистическая карьера пошла в гору. Летом 1919 года он оказался среди участников первого спортивного праздника, проходившего на площади III Интернационала (ныне - парк «Орлёнок»), Его выступление на гимнастическом турнике было безупречным. Тем самым он подтвердил, что и на арене сможет выступать не хуже, а даже лучше. Первый цирковой номер Константин Гебель создал с Александром Михайловым. Под популярную тогда мелодию «Хижина дяди Тома» сначала появлялся Костя Гебель в образе шаржированного «джентльмена», а следом - Саша Михайлов в маске традиционного «рыжего». И тут начиналось нечто невообразимое: безудержный калейдоскоп трюков. Как заметил один из очевидцев происходившего, от трюков буквально рябило в глазах. В то время в Воронеже работал цирк под названием «Кооператив». Наши друзья придумали себе артистический псевдоним «Мастони» и показали свой номер руководству «Кооператива». Номер понравился, и его включили в программу. Потом Константин Гебель оказался партнёром замечательного акробата Карла Фаччиоли. С ним он проработал три года, гастролировал в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Когда приехал в Воронеж, то познакомился с Фёдором Ознобихиным. Он так же, как и Гебель, мечтал создать свой оригинальный номер. Объединив усилия, они подготовили аттракцион «Античные гладиаторы». После службы в армии Константин Гебель продолжил свою артистическую карьеру вместе с женой Антониной Немковой. Воронежцам доводилось их видеть в цирке- шапито в Первомайском саду в таких номерах, как «Ренское колесо на перше», «Игра в диаболо», «Летающие бабочки на перше». Всего за полвека Константин Гебель участвовал в 20 разножанровых номерах, в двенадцати из которых был ещё и постановщиком.
Итальянцы в Воронеже
Группа Цаппа приехала в Россию из Италии в 1914 году. Их номер назывался «Римские гладиаторы», и они имели у публики огромный, если не сказать оглушительный, успех. Поэт-футурист, драматург и авиатор Василий Каменский видел выступление группы Цаппа и так отозвался об их номере: «Дальше работает трио Цаппа - римские гладиаторы: здесь общее внимание наших физкультурников напряжено, как мускулатура акробатов. Цаппа не перестают улыбаться в самых трудных местах. Это действует заразительно: хочется быть таким же упругим, гибким, сильным, здоровым. По телу бежит дрожь зависти». Сам номер состоял из акробатических пирамид с элементами гимнастики на кольцах. Участвовавший в выступлении группы Карло Фаччиоли сочетал в себе гимнаста-акробата и комика одновременно. Как правило, перед номером «Римские гладиаторы» демонстрировалась короткая интермедия — костюмированные сценки, изображавшие бои гладиаторов. Теперь же артистов группы Цаппа Георгий Зерендорф задействовал в цирковом спектакле «Торжество революции, или Сбитые оковы». Но в новом качестве: они стали бойцами революции. В тот же день, 7 ноября 1918 года, в Воронеже состоялась ещё одна премьера. Оказалось, что Карло Фаччиоли поставил массовое театрализованное представление «Сожжение гидры контрреволюции». Под его началом было сделано чудовище о трёх головах. Оно имело 60 метров в длину, 6 метров в высоту и 8 - в ширину и едва помещалось на шестнадцати грузовиках. Как писал театральный критик Зиновий Анчиполовский, «его грандиозная нелепость выражала меру презрения и иронии, обращённую на старый мир». «Гидру революции» воронежцы могли лицезреть прямо на улицах своего города.
И последнее замечание к цирковой постановке «Торжество революции...». Оно касается исполнителя главной роли Бориса Тодоровского. Профессиональный актёр и режиссёр, он являлся одним из организаторов театрального образования в Воронеже. Известная писательница Валентина Дмитриева очень точно и метко определила человеческую сущность Бориса Тодоровского. По её мнению, он был «Дон Кихотом, но не побеждённым, а побеждающим».