Шаманин В. Вспоминая волшебника / В. Шаманин // Берег. - 2023. - № 95. - С. 111.

В минувшую субботу, 16 декабря, ис­полнилось 85 лет со дня рождения народного артиста РФ, лауреата Государствен­ной премии России Валерия Вольховского. Выдающийся режиссер 16 лет, начиная с 1987 года, был художествен­ным руководителем Воро­нежского театра кукол, кото­рый теперь носит его имя.

Труппа театра отметила эту дату красочным по форме и глу­боким по содержанию пред­ставлением «Вольховский: так мало... и так много» (режиссер - заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков). На сцену в этот вечер вышли артисты разных поколений - и моло­дежь, и те, кому посчастливи­лось работать с Мастером. Был найден удачный прием, объеди­нивший старые фотографии, ар­хивное видео, отрывки из спек­таклей в единое целое - рассказ о творческой личности уни­кального масштаба. Дон Кихот и Санчо Панса - герои последне­го спектакля Вольховского «Хи­троумный идальго» - с помо­щью «колеса времени» напом­нили зрителям о наиболее яр­ких событиях творческой био­графии Валерия Аркадьевича.

ПОТОМСТВЕННЫЙ КУКОЛЬНИК

Будущий режиссер родился в театральной семье - мама была актрисой театра кукол, отец ху­дожником. Связав свою жизнь с искусством, Валерий Вольхов­ский работал в театрах Симфе­рополя, Тамбова, Харькова, Бел­города, Орла, Брянска. 10 лет возглавлял Челябинский театр кукол. В те годы Вольховский одним из первых вывел акте­ров из-за ширмы, смело экспе­риментируя в своих спектаклях с «живым планом». При этом он никогда не изменял эстети­ке театра кукол, не пытался со­ревноваться с драматическим театром, как это нередко дела­ют современные режиссеры-ку­кольники. Кукла в постановках Вольховского всегда остава­лась основным выразительным средством, соединяясь с челове­ком какой-то незримой, но не­разрывной связью. Наиболее продолжительный и успешный период творче­ства режиссера связан с Воро­нежем - здесь он поставил 30 спектаклей, многие из кото­рых стали легендарными: «Се человек», «Карьера Артура Уи...», «Мертвые души», «Лев­ша», «Дикий» и другие. Первой постановкой Воль­ховского в столице Чернозе­мья был спектакль «Процесс над Жанной д'Арк. Руан. 1431 год», сотканный на основе про­изведений Б.Шоу, Ж.Ануя и Г.Панфилова. На состоявшемся вечере пронзительный моно­лог героини во время судилища показали в записи 1986 года, а следом уже финальный текст из спектакля прочла заслужен­ная артистка России Любовь Марчук - исполнительница роли Жанны в том памятном спектакле, с которого в Воро­нежском театре кукол началось «золотое время Вольховского».

СПОСОБ ВЫРАЗИТЬ БОЛЬ

Вольховский, по его же сло­вам, жил «в состоянии повы­шенной творческой готовно­сти». Он рассматривал театр как возможность общаться с разными людьми и понимать происходящие в мире процес­сы, как способ выразить то, что вызывает боль. На вечере выступили со­авторы многих его спекта­клей - заслуженные худож­ники России Елена Луценко и Александр Ечеин. Елена Лу ценко поведала, что к реали­зации своих замыслов Масте шел годами, пытаясь прежде всего понять, почему ту или иную историю нужно расска зывать именно средствами театра кукол. Так, например, к постановке одного из свои шедевров - «Озерный маль­чик» по повести П.Вежинова - режиссер готовился шесть лет. Это трогательная исто­рия маленького мальчика и его взаимоотношений с окрт жающим миром. Отрывок из этого спектакля был показан на вечере и вызвал, думаю, не только у меня, но и у мно­гих зрителей те же эмоции, что и много лет назад, когда довелось увидеть спектакль целиком. Мне кажется, в те годы мы как-то даже привыкли к тому, что работы Валерия Аркадье­вича - всегда событие, и не только в масштабах нашего города и страны. Спектаклям Воронежского театра кукол в эпоху Вольховского руко­плескали зрители Болгарии, Швейцарии, Франции, Испа­нии и других стран.

СОХРАНЯЯ НАСЛЕДИЕ

Вечер был построен как разговор актеров с Мастером сквозь десятилетия. И оказа­лось, что с годами творческое наследие Валерия Вольхов­ского обретает все большее значение - как некий камер­тон, по которому можно све­рять свою верность художе­ственной правде. Вот поче­му некоторые его спектак­ли театр не только сохраня­ет, но и восстанавливает. Так случилось в минувшем году с «Легендой о добром серд­це» - спектакль возобновила с новым актерским составом заслуженная артистка УССР Татьяна Сезоненко, играв­шая в нем при Вольховском. Это удивительно поэтичная многоплановая постановка, в одинаковой мере адресо­ванная и детям, и взрослым. Кроме отрывка из этого спек­такля, на вечере были пока­заны фрагменты из «Шине­ли», «Маленького принца» и других спектаклей Мастера. А завершая вечер, артисты по­прощались с Валерием Вольховским не навсегда, а лишь до следующего юбилея.