Силин В. Документальная поэзия пейзажа / В. Силин // Коммуна. - 2023. - № 42. - С. 6.

При жизни Зиновия Ефи­мовича, а прожил он шестьдесят лет, журна­листы и искусствове­ды зачастую обходили его имя стороной. Ес­ли и упоминали, то вскользь, «в об­щем ряду». Такое положение мож­но объяснить лишь тем, что он на протяжении своей жизни в искус­стве оставался в стороне от поли­тической конъюнктуры своего вре­мени, не писал портреты передови­ков соцсоревнования и картин «на­встречу съездам». К тому же был че­ловеком довольно закрытым, ни­когда не создавал вокруг себя, как сказали бы сейчас, пиар-акции. Не кричал, не бил в грудь, какой он замечательный и неповторимый. Зиновий Попов — автор лириче­ских пейзажей, но писал и портре­ты. Этим он жил, этим был дово­лен и счастлив.

Угольком от русской печки

Житейские коллизии, происхо­дившие с Зиновием Поповым, по­черпнуты мною, можно сказать, из первоисточника: о них в нача­ле 2000-х мне поведала его жена Татьяна Васильевна. Есть такое село в Тамбовской области — Стаево. Там 1 октября 1924 года и родился будущий ху­дожник. «Как и водилось в то вре­мя, его крестьянская семья была многодетная, - рассказывала Татья­на Васильевна. — Время голодное, жили скудно, перебиваясь с воды на хлеб. Да и какой хлеб? Одно на­звание. Начнёшь его жевать, а там соломенные ости, весь язык иско­лот. Но жили и радовались каждому дню. У малолетнего Зиновия была обязанность: из русской печки зо­лу выгребать. Из кучи он выбирал ровные угольки и, примостившись к уголку избы, рисовал на клочке бумаги или на досточке». Вот так и делал малец почеркуш- ки на чём попало. Домочадцы при­выкли к его чудаковатости и не от­бивали охоту «малевать». Думали, пускай, блажь сама собой пройдёт. Но, как оказалось впоследствии, вовсе не блажь это, и не прошла. Когда война подошла к самому порогу, 18-летний Зиновий ушёл на фронт. Его военная дорога про­легла от Воронежа до Польши. «Попадал в самое пекло - в пе­хоте иначе не бывает, - вспомина­ла Татьяна Васильевна. - Мало что нам рассказывал о фронтовых буд­нях, видно, тяготился воспомина­ниями. Знаю, что дважды был ра­нен. Первый раз легко отделался и быстро вернулся в строй. А вот во второй - от смерти на полшага ока­зался. Если бы с поля боя в лазарет его сразу не доставили, вряд ли бы мы стали мужем и женой. Уже по­сле войны мать Зиновия мне гово­рила, что она денно и нощно пе­ред иконой, обливаясь слезами, молила о спасении сына. Может, так и вымолила ему жизнь».

Последний ученик Мастера

В 1947-м Попов демобилизовался. Приехал домой. Работы, кроме как грузчиком, — никакой. Устроился в сельмаг, разгружал бочки с керо­сином за ту нехитрую снедь, кото­рая появлялась на прилавке. По­том его даже повысили — определи­ли продавцом. «Зиновий чувство­вал, что такая жизнь не для него, - рассказывала Татьяна Васильев­на. - Тяготился ей и по-прежнему в свободное время только и делал, что рисовал». В 1949 году Зиновий Попов по­дал документы в Пензенское ху­дожественное училище. Именно в Пензенское, а не в какое-нибудь другое. В этом был особый смысл. Одно из старейших в стране (от­крыто в 1898 году), оно пользова­лось не меньшим признанием, чем столичные художественные учи­лища. Дело в том, что здесь пре­подавали именитые художники, и главный - Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Биографии По­пова и Горюшкина-Сорокопудова в чём-то даже сходны. Послед­ний - сын крестьянина и бурлака, служил мальчиком на побегушках, но последовательно шёл к своей профессии. Попасть на курс Горюшкина-Со- рокопудова почиталось за счастье. И такое счастье подвалило Зино­вию Попову. Пять лет, проведён­ные под опекой Мастера, сдела­ли своё дело. Зиновий Попов вы­шел из стен училища художником с твёрдой рукой и с независимы­ми взглядами на жизнь. Так полу­чилось, что в год окончания По­повым училища умер его учитель и наставник. Зиновий Ефимович оказался последним учеником Горюшкина-Сорокопудова.

Творческое лицо пейзажа

В то время существовало распре­деление на работу даже для худож­ников. Попова направили в Воро­неж. Первые три года шла притир­ка: старшие коллеги к нему вни­мательно присматривались. И вот в 1957 году имя Зиновия Попова фигурировало сразу на двух вы­ставках - на областной и республи­канской. На первой он был пред­ставлен картиной «В зимний день». На втором вернисаже его пейзаж соседствовал с работами таких же молодых воронежских художников, как Олег Турбин и Владимир Пре­сняков (последний, кстати, станет художником газеты «Коммуна»). После участия в республикан­ской выставке Попова приняли кандидатом в члены Союза ху­дожников РСФСР; через два го­да он станет полноправным чле­ном творческого Союза. Одна за другой проходили в Во­ронеже выставки в областном ху­дожественном музее. В 1964-м со­стоялась Первая зональная выстав­ка «Край Чернозёмный». Попов на ней был представлен картиной «Чернавский мост». На Второй зо­нальной в 1967 году было офици­ально заявлено, что творческое лицо жанра пейзажа в Воронеже определяют Зиновий Попов, Фё­дор Звонарёв и Алексей Давыдов. К концу 60-х годов окончательно сложился стиль художника Зино­вия Попова. В таких пейзажах, как «Рыбацкая слобода», «Начало мар­та», отчётливо просматривалось, как традиционно лирическое изображе­ние природы тяготеет у художника к декоративной трактовке. Как од­нажды заметил искусствовед Вадим Горчаков, «Зиновий Попов строит пейзажи в плане спокойствия, очи- щенносги от обыденности повество­вания». У него органически соеди­нялись поэтическое и документаль­ное, художник как бы «останавли­вал» мгновение». Такими мы ви­дим его «Посёлок сахарного заво­да», «Пейзаж с синей водой», «Зи­му в Краснолипье». Особенность лирики картин По­пова ещё и в том, что он не боялся включать в пейзажи жанровые сце­ны. Человек здесь если и не глав­ный герой, но и не лишний.

Просёлки художника

В 60-е - 70-е годы прошлого столе­тия воронежские художники в лет­нее время часто выезжали в сёла. Старались сделать как можно боль­ше этюдов, тем самым подсмотреть в поле, на лугу, в тракторной бри­гаде, на ферме образы и сюжеты, которые впоследствии могли стать законченными картинами. Ездили в творческие команди­ровки обычно небольшими груп­пами. Заслуженный художник Рос­сии Юрий Внодченко вспоминал: «В нашу творческую бригаду входи­ли Зиновий Попов, Юрий Дьяков, Владимир Пресняков, Юрий Са­нин, Василий Лосев. Я был у них за «старшего». Сначала мы ездили в Ведугу, а потом «протоптали» тропин­ку в Урыв Острогожского района». Тогдашний председатель урывского колхоза «Тихий Дон» Иван Ли­ходедов задумал заиметь свою кар­тинную галерею. И построил-таки прекрасное двухэтажное здание. «Мы много картин передали в дар урывской галерее», — рассказывал Юрий Фёдорович. — И мои, и Зи­новия Ефимовича пейзажи и пор­треты украсили стены колхозного музея изобразительных искусств».

Беседовал я с Юрием Фёдоро­вичем 19 лет назад, как раз в день рождения Зиновия Ефимовича - 1 октября 2004 года. Помнится, спросил тогда: «Каким человеком был Попов?» Вот запись из моего блокнота: «Мы с Зиновием Ефи­мовичем приятельствовали, - от­ветил Внодченко. -  На этюдах он обычно пропадал весь день, ста­рался как можно больше сделать зарисовок с натуры. И ещё он был прекрасный цветовик. Цвет у не­го играет первостепенную роль». У Зиновия Попова была всего лишь одна персональная выставка. Проходила она в 1975 году и посвя­щалась 30-летию Великой Победы. Так солдат Великой Отечественной отчитался перед однополчанами.

Нет-нет, а всё-таки иногда картины Зиновия Попова мож­но и увидеть. С позапрошлого на прошлый год, с декабря по январь, в областном музее им. И. Н. Крам­ского проходили выставки одной картины мастера — натюрмор­та «Зимнее окно». В нынешнем сентябре работы Зиновия Попо­ва и Юрия Внодченко выставле­ны в Липецке в художественном музее им. В. С. Сорокина. Верни­саж продлится до 5 ноября.