Силин В. Документальная поэзия пейзажа / В. Силин // Коммуна. - 2023. - № 42. - С. 6.
При жизни Зиновия Ефимовича, а прожил он шестьдесят лет, журналисты и искусствоведы зачастую обходили его имя стороной. Если и упоминали, то вскользь, «в общем ряду». Такое положение можно объяснить лишь тем, что он на протяжении своей жизни в искусстве оставался в стороне от политической конъюнктуры своего времени, не писал портреты передовиков соцсоревнования и картин «навстречу съездам». К тому же был человеком довольно закрытым, никогда не создавал вокруг себя, как сказали бы сейчас, пиар-акции. Не кричал, не бил в грудь, какой он замечательный и неповторимый. Зиновий Попов — автор лирических пейзажей, но писал и портреты. Этим он жил, этим был доволен и счастлив.
Угольком от русской печки
Житейские коллизии, происходившие с Зиновием Поповым, почерпнуты мною, можно сказать, из первоисточника: о них в начале 2000-х мне поведала его жена Татьяна Васильевна. Есть такое село в Тамбовской области — Стаево. Там 1 октября 1924 года и родился будущий художник. «Как и водилось в то время, его крестьянская семья была многодетная, - рассказывала Татьяна Васильевна. — Время голодное, жили скудно, перебиваясь с воды на хлеб. Да и какой хлеб? Одно название. Начнёшь его жевать, а там соломенные ости, весь язык исколот. Но жили и радовались каждому дню. У малолетнего Зиновия была обязанность: из русской печки золу выгребать. Из кучи он выбирал ровные угольки и, примостившись к уголку избы, рисовал на клочке бумаги или на досточке». Вот так и делал малец почеркуш- ки на чём попало. Домочадцы привыкли к его чудаковатости и не отбивали охоту «малевать». Думали, пускай, блажь сама собой пройдёт. Но, как оказалось впоследствии, вовсе не блажь это, и не прошла. Когда война подошла к самому порогу, 18-летний Зиновий ушёл на фронт. Его военная дорога пролегла от Воронежа до Польши. «Попадал в самое пекло - в пехоте иначе не бывает, - вспоминала Татьяна Васильевна. - Мало что нам рассказывал о фронтовых буднях, видно, тяготился воспоминаниями. Знаю, что дважды был ранен. Первый раз легко отделался и быстро вернулся в строй. А вот во второй - от смерти на полшага оказался. Если бы с поля боя в лазарет его сразу не доставили, вряд ли бы мы стали мужем и женой. Уже после войны мать Зиновия мне говорила, что она денно и нощно перед иконой, обливаясь слезами, молила о спасении сына. Может, так и вымолила ему жизнь».
Последний ученик Мастера
В 1947-м Попов демобилизовался. Приехал домой. Работы, кроме как грузчиком, — никакой. Устроился в сельмаг, разгружал бочки с керосином за ту нехитрую снедь, которая появлялась на прилавке. Потом его даже повысили — определили продавцом. «Зиновий чувствовал, что такая жизнь не для него, - рассказывала Татьяна Васильевна. - Тяготился ей и по-прежнему в свободное время только и делал, что рисовал». В 1949 году Зиновий Попов подал документы в Пензенское художественное училище. Именно в Пензенское, а не в какое-нибудь другое. В этом был особый смысл. Одно из старейших в стране (открыто в 1898 году), оно пользовалось не меньшим признанием, чем столичные художественные училища. Дело в том, что здесь преподавали именитые художники, и главный - Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Биографии Попова и Горюшкина-Сорокопудова в чём-то даже сходны. Последний - сын крестьянина и бурлака, служил мальчиком на побегушках, но последовательно шёл к своей профессии. Попасть на курс Горюшкина-Со- рокопудова почиталось за счастье. И такое счастье подвалило Зиновию Попову. Пять лет, проведённые под опекой Мастера, сделали своё дело. Зиновий Попов вышел из стен училища художником с твёрдой рукой и с независимыми взглядами на жизнь. Так получилось, что в год окончания Поповым училища умер его учитель и наставник. Зиновий Ефимович оказался последним учеником Горюшкина-Сорокопудова.
Творческое лицо пейзажа
В то время существовало распределение на работу даже для художников. Попова направили в Воронеж. Первые три года шла притирка: старшие коллеги к нему внимательно присматривались. И вот в 1957 году имя Зиновия Попова фигурировало сразу на двух выставках - на областной и республиканской. На первой он был представлен картиной «В зимний день». На втором вернисаже его пейзаж соседствовал с работами таких же молодых воронежских художников, как Олег Турбин и Владимир Пресняков (последний, кстати, станет художником газеты «Коммуна»). После участия в республиканской выставке Попова приняли кандидатом в члены Союза художников РСФСР; через два года он станет полноправным членом творческого Союза. Одна за другой проходили в Воронеже выставки в областном художественном музее. В 1964-м состоялась Первая зональная выставка «Край Чернозёмный». Попов на ней был представлен картиной «Чернавский мост». На Второй зональной в 1967 году было официально заявлено, что творческое лицо жанра пейзажа в Воронеже определяют Зиновий Попов, Фёдор Звонарёв и Алексей Давыдов. К концу 60-х годов окончательно сложился стиль художника Зиновия Попова. В таких пейзажах, как «Рыбацкая слобода», «Начало марта», отчётливо просматривалось, как традиционно лирическое изображение природы тяготеет у художника к декоративной трактовке. Как однажды заметил искусствовед Вадим Горчаков, «Зиновий Попов строит пейзажи в плане спокойствия, очи- щенносги от обыденности повествования». У него органически соединялись поэтическое и документальное, художник как бы «останавливал» мгновение». Такими мы видим его «Посёлок сахарного завода», «Пейзаж с синей водой», «Зиму в Краснолипье». Особенность лирики картин Попова ещё и в том, что он не боялся включать в пейзажи жанровые сцены. Человек здесь если и не главный герой, но и не лишний.
Просёлки художника
В 60-е - 70-е годы прошлого столетия воронежские художники в летнее время часто выезжали в сёла. Старались сделать как можно больше этюдов, тем самым подсмотреть в поле, на лугу, в тракторной бригаде, на ферме образы и сюжеты, которые впоследствии могли стать законченными картинами. Ездили в творческие командировки обычно небольшими группами. Заслуженный художник России Юрий Внодченко вспоминал: «В нашу творческую бригаду входили Зиновий Попов, Юрий Дьяков, Владимир Пресняков, Юрий Санин, Василий Лосев. Я был у них за «старшего». Сначала мы ездили в Ведугу, а потом «протоптали» тропинку в Урыв Острогожского района». Тогдашний председатель урывского колхоза «Тихий Дон» Иван Лиходедов задумал заиметь свою картинную галерею. И построил-таки прекрасное двухэтажное здание. «Мы много картин передали в дар урывской галерее», — рассказывал Юрий Фёдорович. — И мои, и Зиновия Ефимовича пейзажи и портреты украсили стены колхозного музея изобразительных искусств».
Беседовал я с Юрием Фёдоровичем 19 лет назад, как раз в день рождения Зиновия Ефимовича - 1 октября 2004 года. Помнится, спросил тогда: «Каким человеком был Попов?» Вот запись из моего блокнота: «Мы с Зиновием Ефимовичем приятельствовали, - ответил Внодченко. - На этюдах он обычно пропадал весь день, старался как можно больше сделать зарисовок с натуры. И ещё он был прекрасный цветовик. Цвет у него играет первостепенную роль». У Зиновия Попова была всего лишь одна персональная выставка. Проходила она в 1975 году и посвящалась 30-летию Великой Победы. Так солдат Великой Отечественной отчитался перед однополчанами.
Нет-нет, а всё-таки иногда картины Зиновия Попова можно и увидеть. С позапрошлого на прошлый год, с декабря по январь, в областном музее им. И. Н. Крамского проходили выставки одной картины мастера — натюрморта «Зимнее окно». В нынешнем сентябре работы Зиновия Попова и Юрия Внодченко выставлены в Липецке в художественном музее им. В. С. Сорокина. Вернисаж продлится до 5 ноября.