Бренар О. Наливай / О. Бренер // Берег. - 2024. - № 18. - С. 40.

Член городской Обществен­ной палаты и город­ской комиссии по культурному наследию, писатель и краевед Владимир Елецких об истории появления чая в Воронеже и об особенностях местного чаепития знает, по­жалуй, все. «Берегу» он рассказал, как эта особен­ность до революции стала вытеснять из города пьянство и привнесла в жизнь воронежцев новые добрые привычки.

- Мода на питье чая с сахаром «впри­куску» и «внакладку» пошла, говорят, из России. И в местных трактирах и ресторациях чай из экзотического на­питка стал превращаться в народный как раз после того, как в Воронеж стал привозиться из Таганрога сахар-сырец и сахар-рафинад. До проникнове­ния дешевого сахара на местный ры­нок чай употребляли со сладостями, с медом и фруктовыми деликатесами. Заказать «пару чаю» из кипящего само- вара становилось обыденным яв­лением. Кстати, также именно России чай стали разделять  кипяток и заварку. Поэтому в понятие «пара чаю» вкла­дывался неизменно русский смысл о появлении на столе двух фарфоровых неболыших чайников: один с кипятком, а другой с заваренным густым чаем. Если за столом собиралась

большая компания, то приносили, соответственно, «готовый» самовар, «парой» к которому на его верх уста­навливался заварочный чайник. А вот «женатый чай» - то есть цельно заваренный и разлитый по стаканам - мог ли предложить разве что в буфете вокзала или в вагоне поезда.

- Дворянин Александр Алехин - от чемпиона мира по шахматам Александра Алехина - в начале XX века был уездным предводителем дворянства под Воронежем в Землянске организовал Общество трезвости. Такие обще- ства тогда как раз только входили в моду. Так в 1901 году в местном трактире, отличавшемся «пьянством и раз- вратом», была открыта первая чайная.  За 4 копейки желающие могли получить пару кусков сахара к полузолот- нику чая, конфетку или шоколадку, а в библиотеке-читальне здесь же, на месте прочесть или взять домой хорошую книжку. Иногда в Обществе трезвости проводились народные чтения с «волшебным фонарем». А ещё можно было поиграть в лото, шашки, домино.

- Во время Первой мировой войны городским Дамским кружком в Во­ронеже было учреждено благотвори­тельное кафе «Чашка чая». Слух со­бравшихся там услаждал салонный оркестр, да еще по вечерам приглаша­ли балалаечников. Все доходы от ра­боты кафе шли в помощь семьям, по­страдавшим в войне. Кстати, «Чашка чая» продолжала работать в Вороне­же и в годы НЭПа.

- Но сами воронежские чайные гур­маны и офицеры были завсегдатая­ми заведения Дмитрия Колыбихина на Ново-Московской (ныне Плеханов­ской) улице. На той же улице неплохо существовало трактирное заведение Гордея Павлова. Пара таких заведений была и на Щепном рынке. А пузатый многоведерный самоварище Дмитрия Федоровича Савина всегда кипел в до­ме Тевяшова на Большой Дворянской. После театрального представления воронежцы заходили туда закусить вкус­ным пирожком. В чайное заведение Са­вина заглядывали и местные барышни, и юные ловеласы. Появлялись господа офицеры из кадетского корпуса, с ши­ком затягиваясь ароматными папиро­сками. Всякое бывало в заведении Са­вина. Но драки - боже упаси! За этим бдительно следил жилистый кавказец с орлиным взором и отчего-то вечно хмурый. Поэтому и урядник лишь из­редка заходил к Савину горяченького чайку хлебнуть «для сугреву».

- И по сей день в ароматный черный чай наши воронежские гурманы обяза­тельно подмешивают душицу, зверо­бой или чабрец. То ли в генах сидит это давнее пристрастие к своему, доморо­щенному, то ли особо драматичные пе­риоды XX века заложили в воронежцах такую бережливость.