Бренер О. Линия жизни / О. Бренер // Берег. - № 23. – С. 51.

Этой весной исполня­ется 250 лет Во­ронежу - каким мы его знаем и любим в самом центре. Проспект Революции, улицы Плехановская, Кольцовская, Платонова, Володарского - это архитектурное серд­це города было построено в соответствии с первым генеральным планом регу­лярной застройки Воронежа 1774 года. «Быть по сему и лавки по дворам иметь раз­решаю» - такими словами Екатерина Великая воро­нежский генплан утвердила. Кто были эти зодчие, бла­годаря которым мы до сих пор ходим по родным и при­вычным улицам? Какие дома, «урожденные» первым ген­планом, сохранены здесь до сих пор, несмотря на все по­следовавшие потрясения? А какие - только намечались к строительству? И как вся эта история возведения города отражает другие драматич­ные повороты в его истории? Знаниями обо всём этом с редакцией делится воронежский историк, сотрудник краеведческого центра библиотеки № 2 им. А.В. Кольцова Елена Устинова.

Первые архитекторы

- В 1773 году в Воронеже произошло событие, которое значительно повлияло на его судьбу. Очень сильный пожар. Весь тот год вошел в историю России как период страшных пожаров. Полностью сгорели Кастрома, Красноярск, Тверь, частично были уничтожены огнем Нарва, Оренбург, Чебоксары, Вологда. Ведь организованной пожарной помощи  тогда еще не было - тушили в городах, кто как мог. Воронеж по этой причине тоже сильно выгорел. Он был со­сем небольшим - весь деревянный, хаотично разбросанный улочками и переулками а правом берегу реки Воронеж с центром между нынешними площадями Ленина и Унниверситетской. В столицу о воронежском пожаре до­вели. И петербургские архитекторы в 1774 году создали, прямо скажем, с европейским размахом генеральный план города Воронежа. Это был первый официальный ар­хитектурный проект нашего юрода. А первым архитекто­ром здесь стал Николай Иевский, приехавший в Воронеж несколькими годами раньше. Доработку его плана совер­шал в Петербурге архитектор с громким именем в России Иван Старов. Также у нас до сих пор сохранены дома, по­строенные по проекту выдаю­щегося итальянского зодчего Джакомо Кваренги. Он строил Россию екатерининских времен.

Лучи и прямоугольники

- На первом генплане изо­бражена река Воронеж и да­лее центр города - нынешняя Университетская площадь, от­куда наподобие трезубца от­ходит трехлучие улиц. Здесь берет начало главная улица того времени Новая Москов­ская - нынешняя Плеханов­ская. Следующий луч - улица Большая Девическая, указы­вающая направление к речке Девица. Это нынешняя ули­ца Андрея Платонова. И луч Мещанской улицы, нынеш­ней Володарского. Окраиной города значилась нынешняя Кольцовская. В генплане бы­ло предусмотрено также пря­моугольное построение улиц по образцу Петербурга. Таким строгим линиям соответство­вала «першпектива» новой улицы Большая Дворянская и прилегающей к ней терри­тории. Все эти новые улицы и дома согласно генплану стро­ились на выгоревших про­странствах. И уже нельзя было строить хаотично, а только по утвержденным улицам нового европейского образца.

По замыслу Джакомо

Памятника Петру Перво­му тогда еще не было, а вот здание от Петровского скве­ра справа построено именно в то время по проекту Джакомо Кваренги. Тогда это был стро­гий и изящный двухэтажный дом. После Великой Отече­ственной войны его надстро­или еще двумя этажами. И по сей день этот дом олицетворя­ет не реализованный полно­стью проект административ­ного центра города. Согласно первому генплану, близнец  дома Кваренги - идентичный ему дублер предполагалось построить на углу Большой Дворянской при спуске к реке Воронеж по нынешней улице Степана Разина. И третье зда­ние, по замыслу зодчих, долж­но было появиться между этими архитектурными близ­нецами сзади нынешнего па­мятника Петру. Весь этот ан­самбль в замыслах соединялся арками и галереями. Теперь можно только представить, какой красивый комплекс в XVIII веке мог у нас появиться на месте нынешнего Петров­ского сквера. Это был неосу­ществленный архитектурный ансамбль воронежского на­местничества, которое тогда как структура стало появлять­ся в административном управ­лении России. А в сохранив­шемся от этого замысла доме Кваренги на проспекте Рево­люции размещалась казенная палата. В ее подвалах храни­лись городские казначейские деньги. И даже есть легенда о подземном ходе, который из этого подвала был проложен к реке Воронеж. В случае чего так могли быть спасены го­родские финансы.

Резиденция генералов и ямщиков

Немногим позже в этом ар­хитектурном сердце города в стиле классицизма появилось здание 1780 года. Это резиден­ция воронежских губернаторов на углу нынешних проспекта Революции и улицы Чайков­ского. Изначально это был жи­лой дом воронежского комен­данта полковника Хрущева. Затем до 1917 года дом служил официальной резиденцией во­ронежских губернаторов. Здесь размещались канцелярия гу­бернатора и его жилые покои. История дома связана со мно­гими известными людьми. На­пример, Михаил Веневитинов несколько лет прослужил чи­новником особых поручений при воронежском губернаторе, и его кабинет располагался в этом же доме. А рядом, напротив нынеш­него Петровского сквера, в 1779 году архитектором Ни­колаем Иевским было постро­ено здание дворцового типа - воронежский «брат» Эрми­тажа. Сегодня воронежцы хорошо знают этот адрес по проспекту Революции, 18 как областной художественный музей имени Крамского.

Если отсюда мы снова пересечем нынешний проспект, возвращаясь к дому Кварен­ги, то правее него будет дом 25 - здание старинного во­ронежского почтамта. Почта в нем основана в конце XVIII века. Можно сказать, что здесь размещался целый комплекс аптекаря Зегера, построен­ный по первому генерально­му плану. Почтовая конто­ра соседствовала с аптекой, и здесь были конюшни, поме­щения для ночлега ямщиков и путников.

За каждый дом «мироеда»

- В XVIII веке Новомосков­ская улица должна была стать главной торговой артерией города. Она создавалась как осевая линия нескольких ры­ночных площадей, и вдоль нее расположилась площадь Круглых рядов в форме полу­круглых подков друг напро­тив друга. Эти ряды были воз­ведены на месте сгоревшего городского базара в соответ­ствии с тем же регулярным планом императрицы. Нам с тех времен здесь осталось трехэтажное здание в дворцовом стиле купца Севастьянова, в котором сейчас размещен Литературный музей им. Ива­на Никитина. Советскому архитектору Ни­колаю Троицкому пришлось пе­режить много давления на вся­ких парткомиссиях за его наме­рение сохранять каждый архи­тектурный памятник - каждый дом «купца-мироеда». Все эти особнячки на новых советских планах перечеркивались - на их месте должны были вырасти дома советского человека в сти­ле конструктивизма и сталин­ского ампира. Но Троицкий сра­жался за каждый сохранивший­ся старинный дом. Доказывал, что это - архитектурное насле­дие всех последующих поколе­ний воронежцев.