Солопенко Р. Летописец губернской жизни / Р. Солопенко // Коммуна - 2024. - № 8. - С. 4.

В письмах, адресованных сто­личному поэту Аполлону Май­кову (с ним Иван Никитин был в заочных дружеских отношени­ях), поэт сообщает, как о нём не­лестно говорили профессора Во­ронежской духовной семинарии, где он некогда учился: «...профес­сора Воронежской семинарии на­зывают меня: «распрасукин сын мещанин». Никитин не остался в долгу и посвятил своей школе несколько стихотворений, запре­щённых в итоге цензурой.

Никитину, близ кирхи

Одно из них - «Ах, прости, святой угод­ник!» (1858 год).

Но авось пора настанет

- Бог на Русь святую взглянет,

Благодать с небес пошлёт

- Бурсы молнией сожжёт!

В другом письме к Майкову Ни­китин упоминает здание Лютеран­ской кирхи, сохранившейся до сих пор: «Вот мой адрес: Ивану Савви­чу Никитину, близ немецкой кир­хи, в собственном доме...». При Никитине улица, на которой жил поэт, называлась 2-я Дворянская, в народе же она именовалась Кирочная. Не осталась неотмеченной и на­стоятельница Покровского жен­ского монастыря Смарагда (Бе­гичева), родная сестра воронеж­ского губернатора Дмитрия Беги­чева, покровителя поэта Алексея Кольцова. Матушка Смарагда бы­ла прогрессивных взглядов, и по­этому её дом всегда был полон го­стей-интеллигентов. Одним из та­ких почётных и постоянных гостей был молодой поэт Иван Никитин. Так, в письме В. И. Плотникову Никитин сообщает о том, что он обронил какое-то лишнее слово в задушевной беседе: «...Разве ве­чером у матушки-игуменьи отпу­стил без намерения капитальную глупость?...» Что же такого сказал Никитин на званом ужине, оста­ётся загадкой. Другой, не менее интересной, является переписка Ивана Савви­ча с его другом Николаем Второ­вым. Никитин с ним был предель­но честен и искренен, не только говоря о себе, но и о том, что про­исходило в Воронеже. В одном из посланий упомянул модную тенденцию в губернском городе того времени: «В Воронеже, как видите, прогресс: чувствуется потребность изучения английского языка». Жизнь на постоялом дворе угне­тала тонкую натуру Ивана Савви­ча. Именно картины быта гости­ницы являются частыми эпизода­ми в переписке поэта. К приме­ру, рассказывая о своём досуге, он подмечает и благоустройство го­рода: «Дома — всё те же стены, тот же грязный двор с обвалившимся посереди сараем, на улицах — по­правка тротуаров, починка мосто­вых, на рынках—чищенье...», «На­ружность Воронежа, слава Богу, улучшается: тополи на Дворянской улице рассаживаются реже, в неко­торых местах на тротуарах ставят­ся деревянные, окрашены жёлтой краской, столбы. Нищие пользу­ются полною свободою собирать милостыню под окнами... Немно­го, но для начала и это недурно». В краеведческой литературе нередко представлен образ тихого и кроткого поэта. На самом деле это далеко не так. Известно, что Иван Саввич обладал вспыльчи­вым характером, помимо утомля­ющего его ведения семейного дела, поэта могла вывести из себя про­стая мелочь. «Я было думал напи­сать Вам письмо по возможности обстоятельное и порядочного объё­ма, но голова страшно болит, и вдо­бавок бесит погода: грязь, дождь, и холод в комнате, потому что до­гадало меня выставить преждевре­менно зимние рамы», - сообщал он Николаю Ивановичу Второву. «Стоят страшные жары». Дабы уйти от семейной рутины, од­нажды Иван Никитин по приглаше­нию своего давнего друга Антона Михайлова на целый месяц уехал за город на дачу купца. К сожалению, отдых не задался, так как дача Ми­хайлова располагалась близ салото­пенных заводов. «Вот более месяца я живу по соседству с А. Р. Михайло­вым на даче,—отмечал поэт в посла­нии, — если только можно назвать дачею сальные заводы, где всё есть: и страшное зловоние, и тучи мух (заметьте, слово «тучи» не преувели­чено: читать не дают, так кусают!)...». Интересен распорядок дня Ива­на Саввича. В одном из писем поэт отмечает следующее: «...часов в 12 засыпаю и просыпаюсь в 4 ча­са, иногда в 3 часа. Рассвет уже за­стаёт меня за чаем, который под­крепляет меня и оживляет на не­которое время, но перед обедом я снова чувствую неприятное рас­слабление в теле...». Помимо прочего, в своих пись­мах Иван Саввич упоминал и о климатических аномалиях, происходивших в Воронеже и гу­бернии летом 1859 и 1860 годов: «...у нас страшная засуха и нестер­пимые жары; от пыли дышать не­возможно», «...Между тем у нас стоят страшные жары: вчера в 3 четверти часа пополудни на солнце было 44 градуса. От духоты и пы­ли находит какое-то одурение...».

Ничего, кроме фарса

Самым забавным в переписке Ивана Саввича служат его замет­ки о культурной жизни Воронежа. В январе 1860 года Никитин упо­минает в письме приезд популяр­ной в Европе «девушки-обезьяны» завсегдатаем на премьерах, и вско­ре воронежские театралы получали порцию нелестных Юлии Пастраны (мексиканка ро­стом около 140 см, всё тело кото­рой покрывал повышенный воло­сяной покров). Тогда она гастроли­ровала по городам Российской им­перии и заехала в Воронеж. Иван Саввич скептически отнёсся к её выступлению: «...в Воронеже ни­чего нет нового: публика глазеет на Юлию Пастрану. Что прикаже­те делать! - кому что нравится...».  С мая этого года и до последнего года жизни в письмах поэта—шквал критики на губернский театр. Во­обще театр занимал важное место в жизни литератора. Никитин был завсегдатаем на премьерах, и вскоре воронежские театралы получали порцию нелестных отзывов от своего великого земляка: «Театр наш, кажется, уничтожается. В послед­ний раз я видел «Гамлета», которо­го сломали непостижимым образом: короля Клавдия играл Борисов; ну, можешь себе представить, как был он хорош!», «...Театральная труппа, никогда не заслуживавшая названия порядочной, теперь по справедли­вости может называться безобраз­ным сбродом. На сцене Вы ничего не увидите, кроме фарса, однако ж, большинство невзыскательной пуб­лики хлопает и фарсу. Что делать! О вкусах не спорят». В письме к сво­ей возлюбленной Наталье Матвее­вой Никитин пишет: «...В среду на нашей сцене шёл «Гамлет». Можете себе представить, что из него сдела­ли! Какой-то Горев вздумал, веро­ятно, удивить воронежскую публи­ку- и удивил! Впрочем, семинари­сты, обитатели поднебесного райка, остались, ну, а на всех угодить труд­но - дело понятное...».