Солопенко Р. Нелегка твоя будет дорога / Р. Солопенко // Коммуна - 2024. - № 2. - С. 6.

В литературном календаре России 2024 год отмечен 200-летием со дня рождения замечательного русского поэта, нашего земляка Ивана Саввича Никитина. Это о нём восторженно отозвался другой наш земляк, выдающийся писатель Иван Алексеевич Бунин: «Никитин - в числе тех великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её свежесть, её великая в простоте художествен­ность». До сих пор существуют «белые пят­на» в биографии прославленного поэта, до конца не разгаданные тай­ны. В рубрике «Никитинские чте­ния» «Коммуна» попытается вспом­нить основательно забытое в судьбе Ивана Никитина, заново перечи­тать и осмыслить его стихи.

По коммерческой стезе

Иван Саввич Никитин родился (21 сентября по старому стилю и 3 октября по новому) в 1824 го­ду в семье воронежских торговцев Саввы и Прасковьи Никитиных, занимавшихся в Воронеже свеч­ным производством. Супруги име­ли свой свечной завод и лавку на главной торговой площади горо­да - Соборной. Стоит сказать, что ещё дедушка Ивана Саввича, Евтихий (Евтей) Никитин, после вы­хода из духовного сословия и пере­езда с семьёй в Воронеж из свое­го родового села Казачье, что в За­донском уезде, в скором време­ни занялся торговлей и стал куп­цом 3-й гильдии. Савва пошёл по коммерческой стезе отца, выбрав своим делом производство свечей. Случилось это неспроста. Свечи в XIX столетии были неза­менимы в быту, так как служили для освещения помещений. Такие све­чи назывались сальными. Их про­изводили из продуктов животного происхождения. Восковые же све­чи предназначались исключительно для религиозных обрядов. Воронеж после прославления в лике Митрофановского мужского мона­стыря (1836 год) сделался одним из центров паломничества в Россий­ской империи, а большой наплыв богомольцев способствовал уве­личению продаж восковых свечей. Савва торговал свечами не толь­ко в Воронеже, но и на крупных донских и украинских ярмарках. По воспоминаниям первого био­графа Никитина М. Ф. Де-Пуле, ежегодная прибыль отца Ивана Никитина составляла до 100 ты­сяч рублей ассигнациями. Вполне достойная сумма для того времени. Начиная с детских лет Савва Ев­тихиевич приучал и сына к веде­нию торговых дел, несмотря на то, что тот учился сначала в Духовном училище, а затем — в семинарии. В стихотворении «Исповедь (1861 год) Иван Никитин опишет один из дней в свечной лавке:

Эх, крут был мой отец!

Держал меня он в строгости.

Богатый был купец;

Он взял меня от азбучки

И в лавку посадил;

Проклятой этой лавочки Теперь я не забыл...

До конца не разгаданное

Итак, Никитины владели свечным заводом. Но исторические источ­ники не дают точного указания о месте его расположения. Нет конкретных сведений и о харак­тере производства: были то саль­ные свечи или восковые? Принято считать, что свечной за­вод Никитиных находился в подва­ле дома на улице Ильинской или Верховой. А приобрели они его в феврале 1828 года. Здесь и про­шло детство будущего поэта. В куп­чей приводилось описание этого дома: «Деревянный на каменном фундаменте с кладовою, строени­ем и местом в длину с правой и ле­вой стороны в две сажени с поло­виною, в ширину спереди Верхо­вой улицы и с задней стороны по тридцати сажень с полуаршином». И вот тут-то возникает вопрос: как можно было в подвальном по­мещении изготовлять большие пар­тии свечной продукции? У Саввы Евтихиевича были заняты наёмные мастера-кустари. Подвал - закрытое помещение, никакой вентиляции, вряд ли в таких условиях люди мог­ли долго выдержать. Процесс же из­готовления свечей был весьма тру­доёмким. А органы власти, надзи­равшие за пожарной безопасностью города, вообще не имели права раз­решить Савве Никитину открывать такое пожароопасное производство в подвале деревянного дома. Немаловажен и вопрос о том, каким был завод - свечным или воскобелильным. И тот, и другой заводы упоминаются в различных публикациях о поэте. Сам же Иван Саввич Никитин в своих воспо­минаниях ничего не говорит о ме­сте расположения семейного про­изводства, а упоминает лишь ста­рика-сторожа отцовских свечных складов. Информация о том, что свечной заводик находился в подвальном помещении, стала известна со слов ближайших родственников Ивана Никитина только в начале XX века, то есть к этому времени прошло более 40 лет со дня смерти самого поэта и более 60 лет - со дня продажи Саввой Евтихиевичем этого дома - при­близительно в 1844 году. Так что за такой большой временной период многое могло быть забыто и стёр­то из памяти. А теперь стоит разобраться в во­просе характера свечного произ­водства. Как уже говорилось, из­готовление свечей, в особенности сальных, было трудоёмким делом. Их производили из остатков сала и жира. Очень живописно пред­ставляет деятельность салотопен­ных заводов сам Иван Никитин в одном из своих писем: «Вот уже более месяца живу я по соседству с А.Р. Михайловым на даче, если только можно назвать дачею саль­ные заводы, где есть всё: и страш­ное зловоние, и тучи мух (заметьте, слово «тучи» не преувеличено: читать не дают, как кусают!) Получается, что к производству саль­ных свечей Иван Саввич испыты­вал крайнее неприятие. Скорее всего, Никитины изготов­ляли восковые свечи. Но даже если это был воскобелильный завод, то вряд ли его устроили в подвале де­ревянного жилого дома. По видимо­сти, отец поэта владел отдельно сто­ящим свечным заводом, а на терри­тории их дома находились склады.

На постоялом дворе

В восемь лет родители отдали Ива­на Никитина в Духовное училище, после окончания которого он по­ступил в Воронежскую духовную семинарию.

«Я мещанин, — писал о себе по­эт. — Круг моих знакомств не ве­лик и не завиден. Образование, полученное мною, весьма недо­статочное...». Довольно рано, ещё во время учё­бы в семинарии, в семье Ивана Ни­китина начался разлад. Торговые дела отца пошли на спад. Причина заключалась в вводившейся в Рос­сии свечной монополизации. Боль­шие долги, а вдобавок и смерть же­ны привели Савву Никитина к де­прессии и пьянству. В итоге и без того плохие торговые дела приш­ли в полный упадок. В семье, не­когда полной достатка, пришлось считать каждую копейку. Именно в это тяжёлое время от­численный с 4-го курса семинарии Иван Никитин попытался проявить себя в торговле. Известно, что после закрытия свечной лавки он выхо­дил и торговал с лотка оставшимися восковыми свечами, ладаном и сте­клянной посудой всё на той же Со­борной площади Воронежа. В даль­нейшем Иван Никитин в своей по­эме «Кулак» (1859 год) живо, во всех деталях опишет открытие воронеж­ской ярмарки. Но этот самостоятельный коммерческий опыт продолжался недолго, из-за систематических унижений и насмешек бывших конкурентов отца он бросил начатое дело и решил найти для себя новую постоянную работу. Однако и здесь потерпел неудачу. Через некоторое время Савва Евтихиевич попытался приложить силы, чтобы выйти из непросто­го финансового положения. Про­дав своё недвижимое имущество, в июне 1844 года Никитины при­обрели постоялый двор. Они ста­ли сдавать его в аренду, а сами обо­сновались в небольшом флигеле на усадьбе. Савва как дальновидный купец вновь выбрал одно из доход­ных дел того времени. Постоялы­ми или заезжими дворами в Рос­сии XIX века называли недорогие гостиницы, подобные современным хостелам. На усадьбе обычно нахо­дилась изба для постояльцев, амба­ры, сараи, сеновал, навесы для са­ней и телег, баня, колодец и, конеч­но же, дом хозяина, называвшийся дворником. В Воронеже к 1860 году насчитывались десятки постоялых дворов. У Никитиных двор нахо­дился на улице Вторая Дворянская (сейчас - Никитинская). Но по не­ведомым причинам он не был ука­зан в «Памятной книжке Воронеж­ской губернии» за 1856 год. В стихотворении «Ночлег извоз­чиков» лирический герой Ивана Никитина наблюдает целые вере­ницы проезжающих мимо постоя­лого двора обозов, «везущих рыбу в Москву из Ростова». И хотя повседневность затяги­вала своей безысходностью, Ни­китин находил в себе силы, что­бы сказать:

Нелегка твоя будет дорога,

Но иди - не погибнет твой труд.