Архипова Н. Невзгодам вопреки / Н. Архипова // Воронежский курьер. – 2010. – 8 мая (№49). – С. 2.

Народная артистка России, актри­са Московского театра сатиры, сни­мается в кино. Вдова уроженца Воро­нежа, народного артиста СССР Геор­гия Менглета (1912 — 2001). В годы войны — студентка театрального учи­лища, актриса Театра имени Е.Б. Вах­тангова, санитарка, артистка теат­ральных бригад.

 — Много было дней за четыре года войны, которые врезались в память. Но сегодня моим дорогим и любимым воро­нежцам, которых считаю своими земля­ками, хочу поведать в первую очередь о 23 июля 1941 года. На тот момент я была студенткой театрального училища при Вахтанговском театре и участвовала в спектаклях этого коллектива. Когда нача­лась война, занятия у нас практически прекратились, поскольку все мальчики ушли на фронт. Тем не менее мы стара­лись заниматься, не терять форму, репе­тировать с артистами театра. К тому же на мне, как и на моих однокурсницах, ле­жала обязанность обслуживать бомбо­убежища. Одно из них находилось под Те­атром имени Вахтангова. В тот момент, когда начинались бомбежки, я должна была сразу там появиться со своей су­мочкой, где были необходимые лекарства.

И вот 23 июля я, как обычно, была на месте. Вдруг над нашими головами раз­дался страшный удар. Казалось, что бом­ба упала именно на наше помещение. На­чалась паника. Я, как могла, старалась ус­покоить людей, давала им лекарства, по­тому что кому-то становилось плохо. Ког­да почувствовала, что все замерло и за­тихло, выскочила из бомбоубежища на Арбат. Стою одна среди широкой улицы, смот­рю на театр и вижу: его левой стороны нет, торчат одни стропила. Как раз туда упала фашистская бомба. А наше бомбоу­бежище находилось в правой стороне те­атра. Было страшно, народу вокруг нико­го. Я кинулась внутрь здания. Оказалось, что почти все сотрудники театра были там. Узнала, что при налете погиб наш замечательный артист и ре­жиссер Василий Куза. Он просто стоял, разговаривал с рабочим сцены. Взрыв­ной волной его отбросило, и он погиб. Ра­бочий чудом остался жив. На крыше теат­ра в момент падения бомбы дежурили наши мужчины. Они постоянно находились на посту, чтобы ловить и тушить зажига­тельные бомбы. А тут — авиабомба. И все, кто был в тот момент наверху, попадали, как яблоки с яблони вниз. Удивляюсь, как тогда больше никто не погиб. Те ребята отделались ушибами и контузиями. До этого дня, несмотря на военное время, мы продолжали играть спектак­ли. И зрители заполняли зал. Кругом все было тревожно. В любой момент мог на­чаться очередной налет. Но я и мои со­курсники в то время были очень молоды и не всегда отдавали себе отчет, насколь­ко все опасно. Мне самой в голову не при­ходило, что надо бежать в убежище. На­оборот, готовы были кидаться на помощь тем, кому она в такой момент была необ­ходима. После того как здание театра постра­дало, работать там было уже невозможно. Осенью 1941 года нас отправили в эваку­ацию в Омск — в город, где я родилась, хотя и не считаю его родным. Это было дело случая — так же как случайностью стало и то, что с театром я оказалась имен­но в Омске.

Так случилось, что там я роди­ла свою старшую дочку, Наталью Голубен­цеву, известную многим по передаче «Спо­койной ночи, малыши!», где она много лет озвучивает Степашку. И что интересно, в тот же тяжелый 1942-й на свет у моих кол­лег по театру появились еще четверо де­тей. Тогда говорили: «Они что, с ума по­сходили! Война же!». А мы с гордостью отвечали: «Мы верим и знаем, что наши дети будут жить мирно и хорошо». Види­те, как угадали...