Тимофеев Н. Театр и война / Н. Тимофеев // Воронежский курьер. – 2010. – 8 мая (№ 49). – С. 12.

Рассказ об истории театра начинаю всегда в фойе Большого зала, в левом углу. Там, у опорного беломраморного столба, уютно расположилось семейство пальм. Оттуда открывается величественная панорама города, в основном левобережья.Старшеклассникам или гостям города напоминаю, что мы стоим на историческом месте. Именно здесь, на этом возвыше­нии проходила граница Великой Отечественной войны. На этом бугре по всей видимости, располагались вражеские орудия, которые обстреливали промышленные объекты левого берега, главным из которых в то время был молодой завод синтетического каучука - СК-2. А теперь вот на этом месте немецких орудий огромный беломраморный дворец - театр. Мирная, чистая и светлая в те годы речка Воронеж, текущая меж зеленых берегов (в детстве переныривал ее), оказалась в истории пограничной линией великой жестокой войны. Люди исуссства также оказались причастны общей доле народной.

1941-й

Напряженность в обществе начала накапливаться с 1 сентяб­ря 1939 года, со дня начала Вто­рой мировой войны, отмеченного вторжением германских войск в Польшу. Уже неделю спустя в СССР была введена всеобщая воинская обязанность. Началась массовая мобилизация. Боевые учения в воинских частях. Многие в то время чувствова­ли приближение войны. Театры отреагировали на это внутреннее возбуждение поста­новкой патриотических пьес. Ре­жиссер В. Энгелькрон уже в 1939 году поставил в воронежском те­атре «Путь к победе» А.Н. Толсто­го, совершенно, естественно, не подозревая, насколько долгим и трудным будет этот путь. В 1940 году в афише рядом с пьесой Ф. Шиллера «Коварство и лю­бовь» и «Машенькой» А. Афиноге­нова появился «Александр Суво­ров» И. Бехтерева и А. Разумовс­кого, а в начале 1941-го — «Па­рень из нашего города» К. Симо­нова и «Пархоменко» В. Иванова. Театр двух предвоенных лет поражал продуктивностью своей работы. За сезон 1939/40 гг. поставлено 16(!) спектаклей. В следующем лишь немногим меньше – 13. При этом, как свидетель­ствуют современники, зрителей поражали красочность, грандиоз­ность и частая, в пределах сцени­ческого действия, сменяемость декораций. Когда война обрушилась на СССР, Воронеж с первого же дня был объявлен на военном поло­жении, зоной опасности воздуш­ных налетов. В городе ввели ре­жим светомаскировки. Установи­ли сигналы ПВО. При этом театр продолжал показывать спектакли и даже ста­вить новые. Так, в сезоне 1941/42 гг. в афише появились «Овод» Э.-Л. Войнич и комедия К. Гольдо­ни «Лгун», а также патриотичес­кие пьесы «Дым Отечества» бр. Тур и Л. Шейнина и «Фельдмар­шал Кутузов» В. Соловьева. В городе были расквартирова­ны военные госпитали, и актеры, наряду со спектаклями и репети­циями, выезжали туда с концерта­ми. А Мария Шишлова, Вера Рощи­на, Ольга Мариуц, Ирина Сачко, Лидия Шмидт и Серафима Влади­мирская нередко дежурили в во­енных госпиталях, осваивая спе­циальности медсестер и сиделок. 21 августа 1941 года в Перво­майском саду был сформирован Воронежский добровольческий коммунистический полк под ко­мандованием полковника М. Вайцеховского. Комиссаром полка стал ректор университета Н. Ла­тышев. Пока полк снаряжали всем необходимым, артисты поднима­ли его эмоциональный дух своими концертами. Сохранилось фото, на котором запечатлен Сергей Иванович Папов, будущий народный артист СССР (един­ственный имевший такое звание в истории Воронежа), среди вои­нов Добровольческого полка. Уже в начале сентября полк отправил­ся в действующую армию, впос­ледствии стал гвардейским и уча­ствовал в освобождении Вены в апреле 1945 года.

Война накатывалась на Воро­неж волнами. Сначала это была осень 1941 года. В октябре фаши­сты заняли Орел и Елец. Город ста­новился прифронтовым. Нача­лись регулярные налеты вражес­кой авиации. Линия фронта про­ходила всего в 100-120 километрах от Воронежа. В середине октября началась эвакуация на Волгу и на Урал промышленных предприятий. 7 ноября 1941 года лишь в трех городах СССР состоялись военные парады в Москве (с присутствием И. Сталина), Куйбышеве (там оказались к тому времени многие наркоматы и другие правитель­ственные учреждения) и Вороне­же. В нашем городе проходил па­рад войск Юго-Западного фронта, который принимали заместитель наркома обороны СССР маршал С. Тимошенко, будущий маршал И. Баграмян и член Военного сове­та фронта Н. Хрущев. С парада войска отправлялись на фронт. Вслед за промышленными предприятиями в ноябре 1941 года было решено эвакуировать на Волгу и Воронежский драмте­атр: здание необычной архитек­туры, расположенное в самом центре города, было хорошей мишенью для вражеских бомбар­дировщиков .Так театр оказался в Сызрани. Интересно, что в самый разгар войны, несмотря на слож­ные условия бытования в чужом городе, театр приступил к новым постановкам, восстанавливал старые спектакли. Сохранилась программа творческого вечера народного артиста РСФСР Арка­дия Васильевича Полякова — ве­чер состоялся в эвакуации, в Сыз­рани, 26 января 1942 года. Всту­пительное слово об актере гово­рил будущий редактор журнала «Театр» известный театральный критик Владимир Пименов. В ос­новной части вечера великая классика соседствовала с патри­отическим репертуаром. Были показаны сцены из «Гамлета» У. Шекспира и «Маскарада» М. Лермонтова, а также из восста­новленного спектакля «Путь к по­беде». Аркадий Поляков играл Гамлета и Арбенина, а в патрио­тическом спектакле — роль Иоси­фа Сталина.

Жаркий 1942-й

В лютые декабрьские морозы 1941 года удалось остановить на­ступление гитлеровских войск на Москву, а потом и начать наступ­ление на позиции врага. Вероят­но, именно это обстоятельство ослабило активность противника на воронежском направлении. Бомбардировки города стали реже. И кому-то, вероятно, при­шло в голову досрочно праздновать победу. Иначе как тогда объяснить, что в феврале 1942 года, когда под врагом находилась и Украина, и Белоруссия, то есть огромные территории, театр был возвращен в Воронеж? Потерпев поражение под Москвой, противник начал сосре­доточивать к апрелю силы в юго - восточном направлении, намере­ваясь в итоге овладеть Сталингра­дом. Весной 1942 года воздушные налеты на Воронеж значительно участились. Но театр при этом регулярно показывал спектакли. Фронт приближался к Воронежу. И в театре были образованы фронтовые театральные брига­ды, которые выезжали в воинские части, чуть ли не на передовую. Концерты не раз прерывались очередным налетом авиации или залпами дальнобойных орудий... Участниками фронтовых бригад были Сергей Папов, Аркадий По­ляков, Петр Вишняков, Владимир Шкурский, Галина Мачехина, Ев­гений Аристов. К началу лета 1942 года бом­бардировки Воронежа значитель­но участились. На крышах обще­ственных зданий по ночам дежури­ли члены добровольческих бригад, нередко женщины, которые сбра­сывали с крыш зажигательные бомбы. На крыше драмтеатра де­журили ночами по определенному графику артисты и работники тех­нических цехов. Так, в ночь на 27 июня погиб дежуривший актер Ни­колай Ефимович Озеров, накану­не вечером игравший в комедии. А в следующую ночь бомбой, сбро­шенной с фашистского самолета, было частично разрушено здание театра. Бомба попала как раз в ту его часть, где находились сцена и декорации к спектаклям. Враг подходил к Воронежу. В городе шла поспешная эвакуа­ция. Коллектив театра был эваку­ирован в город Стерлитамак Баш­кирской АССР. Брали с собой кто что успел. Под обломками здания остались костюмы, декорации, архив... Артисты одними из после­дних госслужащих покинули Во­ронеж в жаркий день 4 июля 1942 года.

В шахтерском Копейске

В начале ноября 1942 года во­ронежский театр наконец был оп­ределен на временное местожи­тельство в уральском шахтерском городке Копейске, недалеко от Челябинска. Здесьон квартировал полтора года, до мая 1944-го. Вот как об этом времени, спус­тя более полувека, в декабре 1999-го, вспоминала актриса те­атра Галина Федоровна Мачехина: «Воспоминания о Копейске самые теплые остались в моей памяти на всю жизнь. Спектакли мы играли в шахтерском клубе. Жили в бараке около базара, по нескольку семей в комнате. Удобств, конечно, никаких. Питались в шахтерских столовых. Но что это было за питание – горе одно. Незабываемый случай произошел однажды в одном из колхозов, где мы выступали с концертом. Руководство колхоза прислало нам свежую капусту. Как мы радовались тогда! Как это было вовремя! Но самое главное: я и моло­дежь театра были прикреплены к шахте, где работали навальщика­ми. Благодаря руководству шахты вскоре начали получать к хлеб­ным карточкам дополнительные талоны. Так что я на себе испыта­ла, что такое шахтерский труд». Галина Федоровна прорабо­тала в нашем театре до после­дних дней жизни. И многое суще­ственное о событиях тех лет мы узнали от нее, а также из газет­ных вырезок и программок, кото­рые она собирала и сумела доне­сти, сохранить до нашего времени.

Жизнь воронежского театра активно освещалась на страни­цах газеты «Копейский рабочий», где рядом с традиционной колон­кой — «От Советского Информбю­ро» — о положении на фронтах и зверствах фашистов на нашей земле, а также об опыте новато­ров-горняков (например, статья «Как я произвожу двойной вруб») — печатались впечатления тех же горняков о спектаклях или концер­тах для школьников с участием наших артистов. Коллектив театра прибыл в Копейск, как говорили тогда, гол как сокол: лишенный декораций, костюмов, электроосветитель­ной аппаратуры, бутафории — одним словом, всей материально- технической базы, без которой спектакль не выстроить. Прихо­дится только удивляться, как быс­тро ему удалось возродиться для творческой жизни. За время пребывания в Копей­ске воронежский театр осуще­ствил девять премьер и четыре постановки возобновил. Среди поставленных — «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчу­ка, «Синий платочек» В. Катаева, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше и «Горе от ума» А. Грибоедова. Сре­ди возобновленных — «Фельд­маршал Кутузов» В. Соловьева, «Волки и овцы» и «Без вины вино­ватые» А. Островского и «Крем­левские куранты» Н. Погодина. Базируясь в небольшом Копей­ске, театр не раз выезжал со спек­таклями в областной центр Челя­бинск. А в августе 1943 года были организованы в этом городе и на­стоящие большие гастроли, где воронежцы с успехом показали все наработанное за девять меся­цев в Копейске.

Возвращение

212 дней Воронеж — точнее, его правобережье — был оккупи­рован фашистами. 25 января 1943 года в результате кровопролитных боев он был наконец освобожден. Отходя, оккупанты уничтожили все, что только можно было уничтожить…

В начале февраля 1943 года завершилась разгромом фашист­ских армий Сталинградская бит­ва, продолжавшаяся 200 дней и ночей. 23 августа того же года — битва на Курской дуге. В мае 1944 года, когда советские войска уже готовились отбросить фашистские полчища за пределы страны, коллектив театра возвра­щают в Воронежскую область, в Борисоглебск. Воронеж, разрушен­ный на 95 процентов, представлял собой руины и не готов был принять театр. После эвакуации коллекти­ва в июле 1942 года в уже разрушен­ное здание еще попадали бомбы, и оно выгорело дотла. Самое удивительное заключа­ется в том, что в числе первооче­редных объектов, намеченных воронежским руководством для восстановления из пепла, были электро - и водоснабжение, пе­карни, примитивные продуктовые магазины и...театр. И это несмот­ря на острейший недостаток люд­ских и материальных ресурсов! Фактически это означало — пост­роить его почти заново, лишь с небольшими изменениями про­тив проекта 1937 года. Вот что свидетельствует о той поре С. Вейцер, непосредствен­ный участник восстановительных работ, занимавший в то время пост руководителя управления отделочных работ Воронежского горисполкома: «Было мобилизовано все, что только можно. Научились выправ­лять разрушенные стены, пере­жигали затвердевший алебастр...». Фактически всеми делами ве­дал прикрепленный к строитель­ству заместитель председателя горисполкома Я. Портнов, строи­тель по профессии. Он находился на театре — с утра до ночи (рабо­тали тогда весь световой день). Ежедневно на стройку приезжал председатель горисполкома П. Мирошниченко, и тут же немед­ленно по ходу дела принимались все необходимые меры. Мирош­ниченко обладал исключитель­ной энергией и оперативностью. Его распоряжения выполнялись безоговорочно и быстро. Точно в намеченный срок — 31 декабря 1944 года — зажглись огни рампы. Публика, заполнявшая в тот вечер театр, была поражена великолепием, которое предстало перед ней: торжественный, сияющий огнями театр и превосходный спектакль «Горе от ума» по пьесе А. Грибоеддова. Это был невиданный новогодний подарок!

После войны

После войны коллектив вошел в обновленное здание, сохранив основные творческие силы. Конечно,  за пять тяжелых лет молодые, дающие ранее надежды артисты, вошли в число ведущих актеров. Быстро менялась жизнь. Театр репертуар всегда находили поле зрения идеологии. И все же, были годы, когда его возглавляли талантливые режиссеры, удавалось интересно ставить классику. Но были и современные постановки, которые вдохновляли зрителя и содержанием, и исполнением. Так, в 1946 году воронежский театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию» А. Фадеева (режиссер В. Энгелькрон). А в 1948 году режиссер В.А. Менчинский поставил «Сильных духом» Д. Медведева и А. Гребнева. Затем военная тематика стала появляться на сцене все реже — в основном к юбилейным датам. И тут, конечно, следует отметить несколько спектаклей, начала — «Барабанщицу» А. Салынского. В нем главную роль виртуозно играла молодая, блистательная Римма Мануковская. Режиссер И. Бобылев точно угадал в ней Нилу Снижко, героиню пожалуй, самой знаменитой пьессы 50-х годов. Это была уникальная возможность в пространстве сценического действия продемонстрировать индивидуальные возможности перевоплощения,  ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица в тылу врага) Римма Мануковская буквально купалась в роли, как ананасы в шампанском. Воронежцы ходили смотреть на нее в этом спектакле по нескольку раз. Ее порт роли Нилы Снижко вскоре появился на обложке всесоюзного журнала «Театральная жизнь. Весьма талантливый pежиссер Валерий Соловьев на сцене Кольцовского театра в 1972 году поставил «А зори здесь тих по повести Б. Васильева, а в 1974-м — «Третью ракету» В. Быкова. Большим и заслуженным успехом у зрителей всех возрастов пользовалась постановка Германа Меньшенина в 1984 году пьесы А. Дударева «Рядовые». В ней собрался великолепный актерский ансамбль. И я не раз видел слезы на глазах зрителей в самые яркие и трагические минуты действия.

Сегодня в репертуаре Кольцовского театра два спектакля, посвященных событиям той трагической и героической эпохи. Это недавно возобновленна постановка ушедшего режиссера  Анатолия Иванова «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. A еще «Как это все далеко — любовь,  весна и юность...», инсценировка и постановка Анатолия Иванова по мотивам военных произведений Андрея Платонова. Оба спектакля хорошо пpинимаются и понимаются и coврeменной молодежью, для которой Великая Отечественная война — из разряда мифов...