Тимофеев Н. Театр и война / Н. Тимофеев // Воронежский курьер. – 2010. – 8 мая (№ 49). – С. 12.
Рассказ об истории театра начинаю всегда в фойе Большого зала, в левом углу. Там, у опорного беломраморного столба, уютно расположилось семейство пальм. Оттуда открывается величественная панорама города, в основном левобережья.Старшеклассникам или гостям города напоминаю, что мы стоим на историческом месте. Именно здесь, на этом возвышении проходила граница Великой Отечественной войны. На этом бугре по всей видимости, располагались вражеские орудия, которые обстреливали промышленные объекты левого берега, главным из которых в то время был молодой завод синтетического каучука - СК-2. А теперь вот на этом месте немецких орудий огромный беломраморный дворец - театр. Мирная, чистая и светлая в те годы речка Воронеж, текущая меж зеленых берегов (в детстве переныривал ее), оказалась в истории пограничной линией великой жестокой войны. Люди исуссства также оказались причастны общей доле народной.
1941-й
Напряженность в обществе начала накапливаться с 1 сентября 1939 года, со дня начала Второй мировой войны, отмеченного вторжением германских войск в Польшу. Уже неделю спустя в СССР была введена всеобщая воинская обязанность. Началась массовая мобилизация. Боевые учения в воинских частях. Многие в то время чувствовали приближение войны. Театры отреагировали на это внутреннее возбуждение постановкой патриотических пьес. Режиссер В. Энгелькрон уже в 1939 году поставил в воронежском театре «Путь к победе» А.Н. Толстого, совершенно, естественно, не подозревая, насколько долгим и трудным будет этот путь. В 1940 году в афише рядом с пьесой Ф. Шиллера «Коварство и любовь» и «Машенькой» А. Афиногенова появился «Александр Суворов» И. Бехтерева и А. Разумовского, а в начале 1941-го — «Парень из нашего города» К. Симонова и «Пархоменко» В. Иванова. Театр двух предвоенных лет поражал продуктивностью своей работы. За сезон 1939/40 гг. поставлено 16(!) спектаклей. В следующем лишь немногим меньше – 13. При этом, как свидетельствуют современники, зрителей поражали красочность, грандиозность и частая, в пределах сценического действия, сменяемость декораций. Когда война обрушилась на СССР, Воронеж с первого же дня был объявлен на военном положении, зоной опасности воздушных налетов. В городе ввели режим светомаскировки. Установили сигналы ПВО. При этом театр продолжал показывать спектакли и даже ставить новые. Так, в сезоне 1941/42 гг. в афише появились «Овод» Э.-Л. Войнич и комедия К. Гольдони «Лгун», а также патриотические пьесы «Дым Отечества» бр. Тур и Л. Шейнина и «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева. В городе были расквартированы военные госпитали, и актеры, наряду со спектаклями и репетициями, выезжали туда с концертами. А Мария Шишлова, Вера Рощина, Ольга Мариуц, Ирина Сачко, Лидия Шмидт и Серафима Владимирская нередко дежурили в военных госпиталях, осваивая специальности медсестер и сиделок. 21 августа 1941 года в Первомайском саду был сформирован Воронежский добровольческий коммунистический полк под командованием полковника М. Вайцеховского. Комиссаром полка стал ректор университета Н. Латышев. Пока полк снаряжали всем необходимым, артисты поднимали его эмоциональный дух своими концертами. Сохранилось фото, на котором запечатлен Сергей Иванович Папов, будущий народный артист СССР (единственный имевший такое звание в истории Воронежа), среди воинов Добровольческого полка. Уже в начале сентября полк отправился в действующую армию, впоследствии стал гвардейским и участвовал в освобождении Вены в апреле 1945 года.
Война накатывалась на Воронеж волнами. Сначала это была осень 1941 года. В октябре фашисты заняли Орел и Елец. Город становился прифронтовым. Начались регулярные налеты вражеской авиации. Линия фронта проходила всего в 100-120 километрах от Воронежа. В середине октября началась эвакуация на Волгу и на Урал промышленных предприятий. 7 ноября 1941 года лишь в трех городах СССР состоялись военные парады в Москве (с присутствием И. Сталина), Куйбышеве (там оказались к тому времени многие наркоматы и другие правительственные учреждения) и Воронеже. В нашем городе проходил парад войск Юго-Западного фронта, который принимали заместитель наркома обороны СССР маршал С. Тимошенко, будущий маршал И. Баграмян и член Военного совета фронта Н. Хрущев. С парада войска отправлялись на фронт. Вслед за промышленными предприятиями в ноябре 1941 года было решено эвакуировать на Волгу и Воронежский драмтеатр: здание необычной архитектуры, расположенное в самом центре города, было хорошей мишенью для вражеских бомбардировщиков .Так театр оказался в Сызрани. Интересно, что в самый разгар войны, несмотря на сложные условия бытования в чужом городе, театр приступил к новым постановкам, восстанавливал старые спектакли. Сохранилась программа творческого вечера народного артиста РСФСР Аркадия Васильевича Полякова — вечер состоялся в эвакуации, в Сызрани, 26 января 1942 года. Вступительное слово об актере говорил будущий редактор журнала «Театр» известный театральный критик Владимир Пименов. В основной части вечера великая классика соседствовала с патриотическим репертуаром. Были показаны сцены из «Гамлета» У. Шекспира и «Маскарада» М. Лермонтова, а также из восстановленного спектакля «Путь к победе». Аркадий Поляков играл Гамлета и Арбенина, а в патриотическом спектакле — роль Иосифа Сталина.
Жаркий 1942-й
В лютые декабрьские морозы 1941 года удалось остановить наступление гитлеровских войск на Москву, а потом и начать наступление на позиции врага. Вероятно, именно это обстоятельство ослабило активность противника на воронежском направлении. Бомбардировки города стали реже. И кому-то, вероятно, пришло в голову досрочно праздновать победу. Иначе как тогда объяснить, что в феврале 1942 года, когда под врагом находилась и Украина, и Белоруссия, то есть огромные территории, театр был возвращен в Воронеж? Потерпев поражение под Москвой, противник начал сосредоточивать к апрелю силы в юго - восточном направлении, намереваясь в итоге овладеть Сталинградом. Весной 1942 года воздушные налеты на Воронеж значительно участились. Но театр при этом регулярно показывал спектакли. Фронт приближался к Воронежу. И в театре были образованы фронтовые театральные бригады, которые выезжали в воинские части, чуть ли не на передовую. Концерты не раз прерывались очередным налетом авиации или залпами дальнобойных орудий... Участниками фронтовых бригад были Сергей Папов, Аркадий Поляков, Петр Вишняков, Владимир Шкурский, Галина Мачехина, Евгений Аристов. К началу лета 1942 года бомбардировки Воронежа значительно участились. На крышах общественных зданий по ночам дежурили члены добровольческих бригад, нередко женщины, которые сбрасывали с крыш зажигательные бомбы. На крыше драмтеатра дежурили ночами по определенному графику артисты и работники технических цехов. Так, в ночь на 27 июня погиб дежуривший актер Николай Ефимович Озеров, накануне вечером игравший в комедии. А в следующую ночь бомбой, сброшенной с фашистского самолета, было частично разрушено здание театра. Бомба попала как раз в ту его часть, где находились сцена и декорации к спектаклям. Враг подходил к Воронежу. В городе шла поспешная эвакуация. Коллектив театра был эвакуирован в город Стерлитамак Башкирской АССР. Брали с собой кто что успел. Под обломками здания остались костюмы, декорации, архив... Артисты одними из последних госслужащих покинули Воронеж в жаркий день 4 июля 1942 года.
В шахтерском Копейске
В начале ноября 1942 года воронежский театр наконец был определен на временное местожительство в уральском шахтерском городке Копейске, недалеко от Челябинска. Здесьон квартировал полтора года, до мая 1944-го. Вот как об этом времени, спустя более полувека, в декабре 1999-го, вспоминала актриса театра Галина Федоровна Мачехина: «Воспоминания о Копейске самые теплые остались в моей памяти на всю жизнь. Спектакли мы играли в шахтерском клубе. Жили в бараке около базара, по нескольку семей в комнате. Удобств, конечно, никаких. Питались в шахтерских столовых. Но что это было за питание – горе одно. Незабываемый случай произошел однажды в одном из колхозов, где мы выступали с концертом. Руководство колхоза прислало нам свежую капусту. Как мы радовались тогда! Как это было вовремя! Но самое главное: я и молодежь театра были прикреплены к шахте, где работали навальщиками. Благодаря руководству шахты вскоре начали получать к хлебным карточкам дополнительные талоны. Так что я на себе испытала, что такое шахтерский труд». Галина Федоровна проработала в нашем театре до последних дней жизни. И многое существенное о событиях тех лет мы узнали от нее, а также из газетных вырезок и программок, которые она собирала и сумела донести, сохранить до нашего времени.
Жизнь воронежского театра активно освещалась на страницах газеты «Копейский рабочий», где рядом с традиционной колонкой — «От Советского Информбюро» — о положении на фронтах и зверствах фашистов на нашей земле, а также об опыте новаторов-горняков (например, статья «Как я произвожу двойной вруб») — печатались впечатления тех же горняков о спектаклях или концертах для школьников с участием наших артистов. Коллектив театра прибыл в Копейск, как говорили тогда, гол как сокол: лишенный декораций, костюмов, электроосветительной аппаратуры, бутафории — одним словом, всей материально- технической базы, без которой спектакль не выстроить. Приходится только удивляться, как быстро ему удалось возродиться для творческой жизни. За время пребывания в Копейске воронежский театр осуществил девять премьер и четыре постановки возобновил. Среди поставленных — «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Синий платочек» В. Катаева, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше и «Горе от ума» А. Грибоедова. Среди возобновленных — «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Волки и овцы» и «Без вины виноватые» А. Островского и «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Базируясь в небольшом Копейске, театр не раз выезжал со спектаклями в областной центр Челябинск. А в августе 1943 года были организованы в этом городе и настоящие большие гастроли, где воронежцы с успехом показали все наработанное за девять месяцев в Копейске.
Возвращение
212 дней Воронеж — точнее, его правобережье — был оккупирован фашистами. 25 января 1943 года в результате кровопролитных боев он был наконец освобожден. Отходя, оккупанты уничтожили все, что только можно было уничтожить…
В начале февраля 1943 года завершилась разгромом фашистских армий Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей. 23 августа того же года — битва на Курской дуге. В мае 1944 года, когда советские войска уже готовились отбросить фашистские полчища за пределы страны, коллектив театра возвращают в Воронежскую область, в Борисоглебск. Воронеж, разрушенный на 95 процентов, представлял собой руины и не готов был принять театр. После эвакуации коллектива в июле 1942 года в уже разрушенное здание еще попадали бомбы, и оно выгорело дотла. Самое удивительное заключается в том, что в числе первоочередных объектов, намеченных воронежским руководством для восстановления из пепла, были электро - и водоснабжение, пекарни, примитивные продуктовые магазины и...театр. И это несмотря на острейший недостаток людских и материальных ресурсов! Фактически это означало — построить его почти заново, лишь с небольшими изменениями против проекта 1937 года. Вот что свидетельствует о той поре С. Вейцер, непосредственный участник восстановительных работ, занимавший в то время пост руководителя управления отделочных работ Воронежского горисполкома: «Было мобилизовано все, что только можно. Научились выправлять разрушенные стены, пережигали затвердевший алебастр...». Фактически всеми делами ведал прикрепленный к строительству заместитель председателя горисполкома Я. Портнов, строитель по профессии. Он находился на театре — с утра до ночи (работали тогда весь световой день). Ежедневно на стройку приезжал председатель горисполкома П. Мирошниченко, и тут же немедленно по ходу дела принимались все необходимые меры. Мирошниченко обладал исключительной энергией и оперативностью. Его распоряжения выполнялись безоговорочно и быстро. Точно в намеченный срок — 31 декабря 1944 года — зажглись огни рампы. Публика, заполнявшая в тот вечер театр, была поражена великолепием, которое предстало перед ней: торжественный, сияющий огнями театр и превосходный спектакль «Горе от ума» по пьесе А. Грибоеддова. Это был невиданный новогодний подарок!
После войны
После войны коллектив вошел в обновленное здание, сохранив основные творческие силы. Конечно, за пять тяжелых лет молодые, дающие ранее надежды артисты, вошли в число ведущих актеров. Быстро менялась жизнь. Театр репертуар всегда находили поле зрения идеологии. И все же, были годы, когда его возглавляли талантливые режиссеры, удавалось интересно ставить классику. Но были и современные постановки, которые вдохновляли зрителя и содержанием, и исполнением. Так, в 1946 году воронежский театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию» А. Фадеева (режиссер В. Энгелькрон). А в 1948 году режиссер В.А. Менчинский поставил «Сильных духом» Д. Медведева и А. Гребнева. Затем военная тематика стала появляться на сцене все реже — в основном к юбилейным датам. И тут, конечно, следует отметить несколько спектаклей, начала — «Барабанщицу» А. Салынского. В нем главную роль виртуозно играла молодая, блистательная Римма Мануковская. Режиссер И. Бобылев точно угадал в ней Нилу Снижко, героиню пожалуй, самой знаменитой пьессы 50-х годов. Это была уникальная возможность в пространстве сценического действия продемонстрировать индивидуальные возможности перевоплощения, ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица в тылу врага) Римма Мануковская буквально купалась в роли, как ананасы в шампанском. Воронежцы ходили смотреть на нее в этом спектакле по нескольку раз. Ее порт роли Нилы Снижко вскоре появился на обложке всесоюзного журнала «Театральная жизнь. Весьма талантливый pежиссер Валерий Соловьев на сцене Кольцовского театра в 1972 году поставил «А зори здесь тих по повести Б. Васильева, а в 1974-м — «Третью ракету» В. Быкова. Большим и заслуженным успехом у зрителей всех возрастов пользовалась постановка Германа Меньшенина в 1984 году пьесы А. Дударева «Рядовые». В ней собрался великолепный актерский ансамбль. И я не раз видел слезы на глазах зрителей в самые яркие и трагические минуты действия.
Сегодня в репертуаре Кольцовского театра два спектакля, посвященных событиям той трагической и героической эпохи. Это недавно возобновленна постановка ушедшего режиссера Анатолия Иванова «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. A еще «Как это все далеко — любовь, весна и юность...», инсценировка и постановка Анатолия Иванова по мотивам военных произведений Андрея Платонова. Оба спектакля хорошо пpинимаются и понимаются и coврeменной молодежью, для которой Великая Отечественная война — из разряда мифов...